ЗУЕВА Ольга Николаевна
Доктор экономических наук, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-59 е-1таН: [email protected]
ВДОВИН Сергей Станиславович
Специалист департамента специальных программ
ОАО «Корпорация развития»
620138, РФ, г. Екатеринбург, ул. А. Бычковой, 10 Контактный телефон: (343) 357-27-91 е-1шН: [email protected]
Рациональное размещение предприятий сервисного обслуживания автотранспортных средств -основа гармоничного развития логистической инфраструктуры крупнейшего города
Ключевые слова: торговые узлы; размещение торговых предприятий; сервисное обслуживание; закон Рейли; вероятностная модель Хаффа; предприятия автосервиса; услуги; логистика.
Аннотация. Рассмотрены вопросы размещения сервисных предприятий в зонах притяжения крупных торговых узлов. Приведен анализ размещения торговых зон на примере крупнейшего города. Исследованы наиболее востребованные услуги и работы в сфере обслуживания легковых автотранспортных средств. Даны рекомендации по размещению сервисных предприятий.
Екатеринбург является административным центром Свердловской области и четвертым по численности населения городом России. В 2010 г. городской Думой утвержден Стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 г. [1] (далее - Стратегический план развития города), главная цель которого состоит в трансформации города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр Екатеринбургской агломерации с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственный, финансовый, информационный и транспортно-логистический комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.
Главная цель Стратегического плана развития города состоит в обеспечении высокого и устойчивого уровня качества жизни нынешних и будущих поколений горожан, что невозможно без наиболее полного удовлетворения их постоянно развивающихся потребностей.
Для реализации этой цели необходимо создать единую развитую систему торгового обслуживания населения города, включающую в себя как отдельные предприятия торговли, так и взаимосвязанные системы крупных торговых центров, формирующих зоны концентрации торговой деятельности.
© Зуева О. Н., Вдовин С. С., 2011
Стратегический проект «Торговые узлы города Екатеринбурга» включен в четвертое направление Стратегического плана «Развитие рынка товаров и услуг» и входит в программу «Екатеринбург - центр современных технологий торговли». Его основная цель состоит в удовлетворении потребностей горожан и гостей города в товарах, услугах и комфортном обслуживании, а также превращении Екатеринбурга на базе качественного и количественного развития системы торговых узлов в межрегиональный центр розничной торговли.
Торговый узел - это территориальная совокупность предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и индустрии развлечений, которая формируется вблизи транспортных путей и является точкой потребительского притяжения. Практика формирования таких зон характерна для большинства крупных городов мира [2]. Стратегическим проектом «Торговые узлы города Екатеринбурга», разработанным Комитетом по товарному рынку Екатеринбурга, предусмотрены четыре основных типа торговых узлов: местный, районный, городской, региональный. На сегодняшний день на территории города сформирована система торговых узлов, включающая 69 территорий интенсивного развития совокупности предприятий торговли, питания, развлечений и услуг (рис. 1).
Рис. 1. Перспективная схема размещения торговых узлов по территории Екатеринбурга
(на период до 2015 г. и далее)
На 1 января 2011 г. в местах дислокации торговых узлов Екатеринбурга было сконцентрировано 82% всех торговых площадей, 59% мест общественного питания, 53% площадей сферы услуг. В городе сформирована система торговых узлов с сосредоточением их в местах транспортной и пешеходной доступности, включающая в себя: узлы регионального типа - 4, узлы городского типа - 9, узлы районного и местного типов -15 и 39 соответственно. Характеристика торговых узлов города представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика основных торговых узлов Екатеринбурга
№ ТУ Географическая привязка торгового узла Краткое обоснование выбора направления развития торгового узла (по районам города)
Верх-Исетский район
1 ул. Бебеля -ул. Опалихин-ская Развитие торгового узла городского типа обусловлено его месторасположением на стыке двух густонаселенных районов города - «Заречный» и «Сортировочный», расположением на транспортной магистрали с интенсивным движением, являющейся частью срединного транспортного кольца Екатеринбурга, возможностью «перехвата» людских потоков, двигающихся из районов «Заречный», «Сортировочный», «Уралмаш», а также северных районов области (по Серовскому тракту) в центральные районы города, наличием земельных участков, перспктивных для освоения, и развитой инфраструктуры общественного транспорта. Основу торгового узла формируют крупный торгово-развлекательный центр городского значения «Карнавал», открытый в 2006 г., торговый комплекс «Верх-Исетский» и др.
8 ул. Металлургов - Старый Московский тракт Формирование торгового узла регионального типа связано с его расположением на пересечении ул. Онуфриева (являющейся продолжением срединного транспортного кольца Екатеринбурга) и ул. Металлургов (являющейся выездом из города в направлении городов Первоуральск, Ревда, западных районов области), наличием значительных земельных участков, пригодных под застройку, возможностью «перехвата» гостей города, двигающихся из западных районов области. Основу формирующегося торгового узла составляют торговый центр «MEGA», рыночный комплекс «Новомосковский», гипермаркет «METRO», комплекс автосалонов
Железнодорожный район
11 ул. Техническая -Теплоходный проезд Формирование и развитие торгового узла городского типа (с элементами регионального) будет происходить на базе действующего вещевого рыночного комплекса «Таганский ряд», преобразующегося на базе создания многофункциональных комплексов и планового развития территории. Элементы региональности будут проявляться в направленности предприятий торговли и услуг на обслуживание потребностей покупателей из Екатеринбурга, городов Свердловской области, смежных областей (Тюменская, Челябинская, Курганская), ХМАО и др. Особенностями торгового узла являются: расположение на срединном транспортном кольце (ул. Бебеля), что обеспечивает ему высокую транспортную доступность; хорошее развитие общественного транспорта (крупный транспортно-пересадочный узел); высокая плотность жилой застройки; исторически сформировавшаяся торговая зона
Кировский район
26 ул. Высоцкого («КОР») Основу формирующегося торгового узла регионального типа составляет существующий крупный рыночный оптово-розничный комплекс «КОР», который включает в себя специализированный торговый комплекс (торговля строительными, отделочными материалами, хозтоварами и пр.). Специализация торгового узла будет проявляться в его преимущественной ориентации на торговлю строительными и отделочными материалами, товарами для дома. Положительными моментами являются: расположение на окраине города; наличие значительных земельных участков под застройку; расположение вблизи срединного транспортного кольца; наличие выезда на ЕКАД
28 ул. 40 лет ВЛКСМ -дублер Сибирского тракта Основу торгового узла составляют интенсивно развивающийся торговый комплекс «Сибирский трактъ», гипермаркет строительных и отделочных материалов компании «СтройАрсенал», гипермаркет «METRO», проектируемый к строительству специализированный российско-китайский торгово-ярмарочный комплекс. Формирование торгового узла регионального типа позволит «перехватывать» гостей города, приезжающих в Екатеринбург из восточных пригородов и районов области (Сибирский тракт)
Окончание табл. 1
№ ТУ Географическая привязка торгового узла Краткое обоснование выбора направления развития торгового узла (по районам города)
Ленинский район
29 Центральная торговая зона Развитие данного торгового узла осуществляется согласно плану стратегического проекта «Центральная торговая зона». Один из самых значительных по занимаемой площади торговых узлов. Характеризуется уникальным географическим положением на территории города, высокой концентрацией объектов торговли, питания, развлечений и услуг, высокой степенью развития инфраструктуры общественного транспорта
Октябрьский район
42 Пос. Кольцо-во - РК «Обо-ронснабсбыт» Формирование специализированного торгового узла регионального типа на основе крупного рыночного комплекса «Оборонснабсбыт» (с сентября 2007 г. - «Докер»; формат - ритейл-парк). Специализация торгового узла -строительные и отделочные материалы, мебель, товары для дома и сада. Особенности торгового узла: хорошая транспортная доступность вследствие территориальной близости к Кольцовскому тракту и ЕКАД, наличие перспективных к освоению территорий
Чкаловский район
64 ул. 8 Марта -район Автовокзала Торговый узел, уже во многом сформировавшийся к настоящему времени, предстоит перспективно развивать до уровня городского, чему способствуют: наличие крупного транспортно-пересадочного узла (автовокзал «Южный»); наличие всех видов городского общественного транспорта (включая метро); расположение на стыке жилых районов; интенсивное жилищное строительство, ведущееся в районе (микрорайон «Юг центра»); расположение на пути из южных районов в центральную часть Екатеринбурга (возможность «перехвата» посетителей). Основу торгового узла будет составлять крупный торгово-развлекательный центр «Мегаполис»
66 ул. Щербакова - пер. Гончарный -ул. Самолетная Формирование торгового узла будет происходить на основе успешно функционирующего торгово-развлекательного центра «Екатерининский», аквапарка «Лимпопо» с гостиничным комплексом, крупнейшего в Екатеринбурге многозального киноцентра «Екатерининский» (в настоящее время строится [3]). Положительными моментами, способствующими развитию торгового узла городского типа, являются: территориальная близость к транспортным магистралям с интенсивным движением (Срединное транспортное кольцо, Кольцовский тракт, ул. Щербакова - выезд на г. Челябинск); наличие значительного количество земельных участков, пригодных к освоению; интенсивное жилищное строительство; хорошо развитая инфраструктура общественного транспорта
68 ул. Академика Шварца (район ТЦ «Дирижабль») Развитие торгового узла городского типа обусловлено его расположением на стыке двух густонаселенных жилых районов («Ботанический», «Автовокзал»), территориальной близостью к транспортным магистралям городского значения (ул. Белинского, ул. 8 Марта), хорошо развитой инфраструктурой городского общественного транспорта (включая метро), исторически сложившейся торговой зоной. Основу торгового узла составляет ТЦ «Дирижабль». В перспективе планируется строительство его второй очереди со значительным развитием развлекательной составляющей
Генеральный план развития Екатеринбурга на 25 лет, определяющий основные направления использования территории, планировку, застройку и благоустройство города, перспективы по улично-дорожной сети, городскому и внешнему транспорту, предусматривает:
• создание транспортно-пересадочных узлов общественного уличного и внеулич-ного транспорта с организацией системы задерживающих стоянок для легковых автомобилей;
• развитие сети предприятий и объектов обслуживания, эксплуатации и хранения автотранспорта.
В связи с этим возникает вопрос об оптимальном размещении транспортно-пересадочных узлов и сети предприятий и объектов обслуживания, эксплуатации и хранения автотранспорта.
Острая необходимость создания пунктов технического обслуживания и транспортно-пересадочных узлов возникает в торговых узлах регионального значения.
Основными требованиями, предъявляемыми к пунктам технического обслуживания в зоне торгового узла, является:
• широкая номенклатура услуг и работ;
• высокое качество работ и услуг;
• минимальное время предоставления работ и услуг.
Предполагается, что потребители, посещающие тот или иной торговый узел, могут оставить свое транспортное средство на техническое обслуживание, которое не должно занимать более 3-4 ч, и иметь возможность на удобном (доступном) транспорте добраться до другого места. Уместно привести следующие данные: в настоящее время в городе насчитывается 571 083 легковых автомобиля, или 0,4 ед. на человека. За семь месяцев 2011 г. Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения по Свердловской области (далее - ГИБДД) в Екатеринбурге зарегистрировано 14 580 легковых автомобилей. Данные о количестве регистрируемых автомобилей ГИБДД по Свердловской области за 2001-2007 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2
Число зарегистрированных автомобилей УГИБДД по Свердловской области
в 2001-2007 гг.
Год Количество зарегистрированных автомобилей, ед. Доля регистрации автомобилей к году ранее, %
2001 29 225
2002 28 395 97,16
2003 7 517 26,47
2004 26 337 350,37
2005 68 795 261,21
2006 85 405 124,14
2007 79 773 93,41
Примечание. Составлено по материалам Управления государственной инспекции безопасности движения по Свердловской области.
Из таблицы 2 видно, что с 2004 по 2006 г. наблюдался существенный прирост числа регистрируемых автомобилей.
Инфраструктуру автомобильного рынка Екатеринбурга составляют: более 60 объектов по продаже автомобилей, запчастей и комплектующих; свыше 400 объектов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (табл. 3).
Как следует из табл. 3, наибольшая доля (по 31,0%) приходится на пункты технического ремонта и автомойки, шиномонтаж (18,3%) и станции технического обслуживания (15,6%). Наибольшее количество предприятий автосервиса расположено в Кировском (17,1%), Чкаловском (15,9%), Орджоникидзевском (14,7%) районах.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, в 2009 г. населению области было оказано платных услуг на сумму 16 951 908,7 тыс. р. [4] (табл. 4).
Из таблицы 4 видно, что в структуре предоставленных бытовых услуг в Свердловской области в 2009 г. доля Екатеринбурга составляет 11,3%, а по техническому обслу-
живанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 30,1%. Наибольшая доля приходится на Железнодорожный район - 33,2%; Чкаловский район - 31,7%; Ленинский район - 20,6%. В соответствии с табл. 2 на эти же три района приходится 42,8% автосервисных предприятий Екатеринбурга (рис. 2).
Таблица 3
Структура автосервисных предприятий Екатеринбурга на 1 января 2010 г.
Район города Всего предприятий Станции технического обслуживания Пункты технического ремонта Шиномонтаж Пункты установки дополнительного оборудования Автомойки Пункты замены масла Пункты подбора автоэмалей
Верх-Исетский 55 14 12 12 5 20 2 -
Ленинский 52 5 18 8 11 11 1 1
Октябрьский 49 6 14 11 3 19 - -
Чкаловский 65 6 16 15 7 20 3 -
Железнодорожный 58 16 19 11 4 18 1 -
Кировский 70 8 31 6 5 18 2 1
Орджоникидзевский 60 9 17 12 4 21 1 3
Итого по городу 409 64 127 75 39 127 10 5
Таблица 4
Объем предоставленных бытовых услуг в Свердловской области в 2009 г., млн р.
Показатель Объем платных бытовых услуг, всего В том числе техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования
Свердловская область Всего 16 951,9 2 254,1
в том числе по городу Екатеринбургу по районам: Верх-Исетский 446,7 16,2
Железнодорожный 279,0 225,6
Кировский 82,0 18,0
Ленинский 432,9 139,9
Октябрьский 147,2 0,6
Орджоникидзевский 261,6 63,5
Чкаловский 264,7 214,9
Всего 1 914,1 678,7
Авторами был проведен опрос потребителей Свердловской области. В анкетировании приняли участие 400 респондентов - жителей Свердловской области, в том числе городов: Екатеринбурга - 276 чел.; Нижнего Тагила - 56 чел. и Первоуральска - 68 чел. Цель опроса - определение степени востребованности основных видов сервиса. По степени востребованности к основным видам сервиса, которыми регулярно пользуются потребители в течение жизненного цикла легкового автотранспортного средства, относятся, %:
• уборочно-моечные работы - 36,0;
• шиномонтажные работы - 11,0;
• работы по ремонту ходовой части - 4,9;
• смазочно-заправочные работы, ремонт двигателя - 4,3;
• регулировка тормозной системы - 2,4;
• кузовные и покрасочные работы - 1,8 [5].
На рис. 2 представлена дислокация предприятий сервисного обслуживания автотранспортных средств на территории города Екатеринбурга по данным на 1 января 2012 г. Как видим, существующее размещение соответствует оптимальному.
Рис. 2. Размещение предприятий автосервиса по территории Екатеринбурга
Вопрос об оптимальном размещении сервисных предприятий с учетом реально существующей планировки города и домохозяйств, образующих его социально-экономическое пространство, остается особенно актуальным. В экономической теории с этой целью достаточно давно применяются так называемые гравитационные модели, или модели притяжения. С их помощью определяется степень привлекательности отдельных мест дислокации розничных торговых предприятий. Наиболее популярные методы математического моделирования, применяемые для определения торговых зон магазинов - закон Рейли и вероятностная модель Хаффа.
Авторы статьи в ходе исследования применяли закон Рейли, в основе которого лежит сравнение степени привлекательности для покупателей конкурирующих мест дислокации. Данная модель позволяет с помощью формулы рассчитать пограничную линию (точку прерывания), которая определяет для покупателей предпочтительность того или иного места:
Ь =-
1 +
(1)
где Ь - расстояние от переломной точки до магазина А (границы торговой зоны А), м; ЬаЬ - расстояние от А до В, м; Бь - размер торговой площади магазина В, м2; - размер
торговой площади магазина А, м2 [6].
Данные о региональных торговых узлах города Екатеринбурга представлены ниже (табл. 5).
Таблица 5
Расчетные данные по региональным торговым узлам Екатеринбурга
№ торгового узла Расстояние от переломной точки до магазина А (до границы торговой зоны Л), м
1 8 11 26 28 42 29 64 66 68
1 1 467 682 6 225 6 062 8 195 1 585 3 638 5 091 4 634
8 2 833 3 497 9 684 9 246 11 843 3 742 4 944 6 687 5 924
11 498 1 323 6 034 5 706 7 178 1 755 3 719 4 897 4 635
26 2 875 2 316 3 816 901 2 969 1 845 4 074 2 405 2 715
28 4 348 3 434 5 604 1 399 3 210 2 864 3 132 2 545 3 094
42 10 365 7757 12 432 8 131 5 660 8 198 8 048 6 054 7 532
29 1 725 2108 2 615 4 345 4 346 7 052 2 121 3 552 3 016
64 2 722 1 916 3 811 4 081 3 239 4 762 1 459 1 406 732
66 4 239 2 883 5 583 4 335 2 955 3 986 2 718 1 564 895
68 3 166 2 096 4 335 4 015 2 946 4 068 1 894 668 735
На рис. 3 представлены зоны притяжения торговых узлов Екатеринбурга.
Рис. 3. Зоны притяжения основных торговых узлов Екатеринбурга
Следовательно, именно в указанных выше зонах необходимо организовать транспортно-пересадочные узлы и сеть предприятий и объектов обслуживания, эксплуатации и хранения автотранспорта. На предприятиях сервисного обслуживания легковых автотранспортных средств в первую очередь должна быть представлена номенклатура работ и услуг, включающая в себя уборочно-моечные, шиномонтажные работы, работы по ремонту ходовой части, смазочно-заправочные работы.
Источники
1. Стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 г. : решение Екатеринбург. гор. Думы от 26 октября 2010 г. № 67/30.
2. Новые торговые узлы появятся в Екатеринбурге // Информационный портал Екатеринбурга. Режим доступа : http://www.ekburg.ru/news/10/29659.
3. Почти 70 торговых узлов создано в Екатеринбурге // Информационный портал Екатеринбурга. Режим доступа : http://www.ekburg.ru/news/10/29740.
4. Реализация бытовых услуг населению Свердловской области в 2009 г. : стат. бюллетень / Свердловскстат. Екатеринбург, 2010.
5. Зуева О. Н., Вдовин С. С. Современное состояние логистического сервиса в сфере обращения и эксплуатации легковых автотранспортных средств // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 4 (30).
6. Зырянов А. В., Зуева О. Н., Набоков В. И. Логистика домохозяйств и размещение торговых предприятий / под ред. А. В. Зырянова. М. : Экономика, 2010.