УДК 616.2:616-039.57
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Л. А. Драчук 1, Т. Э. Драчук 2, М. В. Пешикова 1
1 ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
2 МБУЗ ДГП № 7, г. Челябинск, Россия
Ключевые слова: медико-статистические исследования, анкетирование, скрининг, сбор информации, анализ информации
Аннотация. Целью исследования явилось изучение рационального использования медико-статистических исследований в практическом здравоохранении. Рассмотрены различные методические подходы к изучению проблемы, описаны методы сбора информации и методы ее анализа, описаны общие методы, свойства и виды анкетирования. Приведены примеры использования медико-статистических исследований в практическом здравоохранении.
RATIONAL USE OF MEDICAL AND STATISTICAL RESEARCH INTO PRACTICAL HEALTH CARE
L. A. Drachuk 1, T. E. Drachuk 2, M. V. Peshikova 1
1 SUSMU, Chelyabinsk, Russia
2 CCCC № 7, Chelyabinsk, Russia
Keywords: medical and statistical research, questionnaire, screening, information analysis, information gathering
Abstract. The aim of the study was to investigate the rational use of medical and statistical research in public health practice. Various methodological approaches to the study of the problem, the methods of collecting information and its analysis methods described in the general methods, properties and types of questionnaires. Examples of the use of medical and statistical research in public health practice.
Актуальность. Результаты медико-статистических исследований активно внедряются в практику здравоохранения. Статистическое исследование позволяет получить представление об изучаемом явлении, выявить его размер, уровень, закономерности в тех случаях, когда действие многочисленных случайных факторов затрудняет его познание [16]. Предметом исследования в практической медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье, и др.
Традиционная статистическая система, принятая в здравоохранении, основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются на разных уровнях. Система отчетов имеет ряд преимуществ, таких как простота и малая стоимость сбора материалов, обеспечение срав-
нимости показателей. Недостатки заключаются в жесткости, ограниченном наборе сведений, ошибках учета и т. д. Однако анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.
В практической и научно-исследовательской деятельности врача часто возникает необходимость анализировать результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Во многих случаях методы исследования, основанные на субъективном восприятии явлений самим человеком, оказываются более информативными, чем общепризнанные объективные критерии. Это методы, связанные с применением анкет, опросников, составленных с учетом
актуальных параметров исследования. При этом задача разработки анкет, обеспечивающих высокий уровень эффективности исследования, является не менее сложной, чем их статистическая обработка и интерпретация полученных результатов [33].
Актуальность исследований такого рода подтверждается множеством примеров. Среди них такие как исследование качества жизни [10, 17, 34], которому Всемирная организация здравоохранения уделяет большое внимание как важному инструменту принятия решений в выборе методов лечения, профилактики, форм реабилитации и др. Оценка различных параметров качества жизни, а именно: физического, психического, эмоционального, социального функционирования, — основанная на субъективном восприятии самого человека, облегчает проведение комплексных лечебных и реабилитационных мероприятий. Анкетирование успешно используется как средство контроля эффективности лечебных и профилактических мероприятий. Так, опрос по специально составленным анкетам лиц, обратившихся в центры медико-генетического консультирования, позволяет оценить такие параметры, как детерминанты репродуктивного поведения семьи как сразу после консультирования, так и несколько лет спустя; понимание медико-генетической информации [7] и влияние этого понимания на репродуктивные решения [30]; медицинские и социальные факторы [6], оказывающие влияние на эффективность консультирования, и другие важные параметры для оценки эффективности медико-генетического консультирования и его оптимизации.
Целью исследования явилось изучение рационального использования медико-статистических исследований в практическом здравоохранении.
Материалы и методы. Проведен систематический качественный обзор публикаций по интересующей нас теме. Критериями отбора стали методические рекомендации, помогающие критически оценивать публикации [31]. Рассмотрены различные методические подходы к изучению проблемы, описаны методы сбора информации и методы ее анализа, описаны общие методы, свойства и виды анкетирования.
Приведены примеры использования медико-статистических исследований в практическом здравоохранении.
Результаты и обсуждение. Результаты медико-статистических исследований используются для ознакомления медицинских и научных работников, подготовки инструктивно-методических документов, разработки мероприятий по оказанию медицинской помощи. На основании данных результатов принимаются управленческие решения, проводится внедрение результатов исследования в практику, оценивается эффективность и др.
В зависимости от задачи исследования используют различные методические подходы к изучению проблемы.
• Изучают распространенность явления, выявляют тенденции, например состояния здоровья населения, при этом используют достаточно большие по численности совокупности, позволяющие обоснованно перенести полученные результаты на всю генеральную совокупность.
• Изучают отдельные факторы на небольших по численности совокупностях с целью выявления неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей.
Широкое распространение в мире получили скрининговые исследования, позволяющие осуществлять «предположительную идентификацию нераспознанного заболевания или дефекта путем проведения тестов, обследований или других легко используемых процедур» [21]. Скрининг позволяет выявлять факторы риска, генетические предрасположенности и предвестники или ранние проявления заболевания и др. [19]. Скрининговые тесты позволяют выделить из среды кажущихся здоровыми людей тех, кто, вероятно, имеет заболевание, и тех, кто, вероятно, его не имеет, при этом не предназначены для диагностики. Лица с положительными или подозрительными результатами должны направляться к соответствующим специалистам для установления диагноза и назначения необходимого лечения.
Существует, например, ряд скрининговых поведенческих тестов, позволяющих определить наличие у ребенка расстройства аутистическо-го спектра (РАС) [23]. Данные тесты включают
в себя наблюдение за поведением ребенка и его способностями в области коммуникации и социализации [32]. В настоящее время разработан и широко используется стандартизованный скрининговый инструментарий для раннего выявления детей с расстройствами аутистиче-ского спектра: экспресс-оценка аутистических проявлений — ADOS (Grodberg D., 2011); модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT (Robins D., Fein D., Barton M., 1999); социально-коммуникативный опросник — SCQ1 (Rutter M., 1980) и более подробное интервью ADI-R — «золотой стандарт» диагностики РАС (Lord C., Rutter M., Le Couteur A., 1994) [15]. Часто тесты включают вопросы для родителей или полностью состоят из таких вопросов.
В России в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 02.02.2015 «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)» с целью раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра проводится анкетирование родителей детей в возрасте от 16 до 24 месяцев согласно «Анкете для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистическо-го спектра у детей раннего возраста (до 2 лет)» [15]. Анкета содержит 25 вопросов, позволяющих собрать информацию для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике. Выборка по возрастному признаку производится согласно рекомендациям Американской ассоциации педиатров [32] и связана с тем, что возраст 9, 18, 24 (30) месяцев — это критические периоды онтогенеза, когда отмечается особая чувствительность к повреждающим факторам.
Основными условиями проведения скрининга являются наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов [29]. Необходимо, чтобы вопросы анкет (тестов) обладали достаточной чувствительностью и высокой специфичностью.
Рассмотрим общие методы и свойства анкетирования. Методы социологического, психологического или другого подобного исследования подразделяются на методы сбора информации и методы ее анализа [28]. Методы сбора информации — это различные формы опроса (анкетирование, интервью и т. д.), наблюдение, обработка документов. Методы анализа материала — это использование статистических группировок, ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление количественных зависимостей между изучаемыми переменными [1]. Применение информационных технологий, компьютерных программ для статистической обработки данных позволяет использовать для анализа полученных данных различные формы многомерной классификации, такие как факторный, регрессионный, дисперсионный анализ и др., с помощью которых можно выявлять устойчивые типы, основанные на сочетании большой совокупности признаков [16].
Методическая сторона исследования заключается в обеспечении достоверности и надежности получаемых данных и, следовательно, в новизне и истинности конечных выводов исследования. Прежде всего, необходимо обеспечить репрезентативность выборки, определяющую степень соответствия между обследуемой и генеральной совокупностями. Оценка репрезентативности выборочной совокупности — одна из важных методических сторон исследования. Надежность и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается путем соблюдения определенных правил на каждом этапе работы: во-первых, при разработке инструментов исследования — бланков, анкет, карточек наблюдения и т. д.; во-вторых, при опросе респондентов; в-третьих, при первичной обработке полученных материалов — выбраковке анкет, шифровке и кодировании ответов на вопросы анкеты [9].
Метод анкетирования — это вербально-ком-муникативный на основе речевого устного или письменного общения метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Чаще всего он используется в социологии, психологии,
психодиагностике, а также в других экспериментальных задачах исследования наряду с другими методами, такими как интервью, клиническое интервью, личностные тесты [3, 11].
Приводим основные правила, которые должны соблюдаться при разработке анкеты:
• каждый из вопросов анкеты должен быть соотнесен с задачами исследования;
• язык должен быть близок к разговорной речи обследуемых лиц и оперировать ситуациями, близкими и понятными респондентам; последовательность вопросов должна строиться таким образом, чтобы в продолжении всего времени заполнения анкеты у респондента сохранялись интерес и желание отвечать на вопросы;
• при формулировках вариантов ответа следует избегать психологического давления на респондента, навязывания ему наиболее удобной для исследователя точки зрения; необходимо соблюдать пропорции в подборе позитивных и негативных суждений, обращать внимание на их расположение в анкете;
• респондент не должен решать в ходе опроса задачи, требующие длительного времени;
• анкета не должна содержать предложений выбрать одну или несколько из ряда ценностей, не сопоставимых между собой.
Следует иметь в виду, что массовость опроса не является гарантией достоверности и надежности результатов, эффективнее выбор более точного инструментария. Для отработки выбранной методики может быть использован пробный опрос, в ходе которого уточняются реакция респондентов на предлагаемые вопросы и возможность интерпретации результатов исследования. Весьма плодотворным методом сбора материала является очный индивидуальный опрос по заранее отработанной анкете с возможными устными пояснениями респонденту со стороны интервьюера.
Методы анализа материала — это методы, принятые в статистике: группировка по наиболее важным признакам, вычисление средних величин и анализ отклонений от средних величин. При изучении силы влияния тех или иных факторов на изучаемые процессы и явления необходимо определить факторы общего характера, в равной мере действующие на всю совокупность обследуемых, и факторы специфические. Специ-
фические следует разделить на две группы: факторы социально-демографического порядка (пол, возраст, образование, профессия и т. д.) и факторы, характеризующие разную степень включенности опрашиваемых в исследуемый процесс в соответствии с целями и задачами исследования. Применяя те или иные методы анализа, необходимо постоянно соединять содержательную и формальную стороны анализа, выяснять реальный смысл получаемых параметров статистических связей и моделей для частных процессов исследуемого явления. Это позволяет дать требуемую интерпретацию данных исследования, сформулировать выводы, способствующие решению частных задач исследования, имеющих теоретическое или практическое значение.
Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение людей по каким-либо вопросам и при этом охватить большое число людей за короткий срок. Данный метод предполагает, что опрашиваемый заполняет анкету в присутствии исследователя или без него либо исследователь заполняет анкету со слов опрашиваемого. Анкетирование часто используется в психологии с целью получения психологической информации, в этом случае социологические и демографические данные играют вспомогательную роль. Исторически появление этого метода совпало с зарождением научного интереса к вопросам психологии [27]. Недаром пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона — двоюродного брата Чарльза Дарвина, который в своем исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских ученых.
Виды анкетирования отличаются в зависимости от задач и условий исследования.
По числу респондентов:
• групповое — несколько респондентов;
• аудиторное — группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
• массовое — более сотни респондентов.
По полноте охвата:
• сплошное — опрос всех представителей выборки;
• выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контакта с респондентом:
• очное — в присутствии исследователя;
• заочное — в отсутствие исследователя (по почте, в прессе, в Интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и др.);
• online-анкетирование.
Существует ряд особенностей метода анкетирования:
• анкетирование позволяет наиболее жестко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос — ответ» строго регламентирована;
• при помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами обеспечить высокую массовость исследования;
• метод позволяет сохранить анонимность;
• контакт с респондентом при анкетировании сведен к минимуму.
Анкетирование часто используется с целью получения необходимой для принятия решений информации. Как правило, анкетирование проводится для достижения не одной, а нескольких целей. Важности целей могут быть различными. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Необходимо сформулировать все цели и увязать их в единую систему. В противном случае есть риск недоучесть возможные ограничения, например временные, кадровые, денежные ресурсы и др., пропустить важные вопросы, получить не то, что планировалось.
На базе Южно-Уральского государственного медицинского университета наряду с научно-исследовательскими медико-статистическими исследованиями проводятся и социологические исследования. Так, например, изучение мнения студентов ЮУГМУ о необходимости увеличения практических и теоретических занятий по сердечно-легочной реанимации [8], осведомленности студентов различных вузов г. Челябинска в вопросах определения ВИЧ-статуса полового партнера [22], отношении студентов к средствам барьерной контрацепции [2], к распространению и употреблению наркотиков [5], анализ состава семьи студентов из гуманитарных вузов г. Челябинска [24], распространенности факторов риска заболеваний молочных желез у студенток
ЮУГМУ [25, 26], увлеченности компьютерными играми среди студентов ЮУГМУ [27].
Для обеспечения последующей эффективной компьютерной обработки данных желательно придерживаться ряда важных правил [1]. Варианты ответов должны допускать ранжирование по степени наличия или отсутствия некоторого свойства, ассоциируемого с данным вопросом: «хуже; немного хуже; примерно так же; немного лучше; существенно лучше». Такой набор ответов легко переводится в ранговую числовую шкалу, и результаты анкетирования могут быть эффективно обработаны программными средствами.
Разработка анкеты непосредственно связана с выбором методов последующей обработки, и ранжируемость ответов является непременным условием для применения численных методов обработки данных. Значения лингвистических переменных, преобразованные в числовые, допускают применение практически любых известных методов, в их составе можно выделить методы систематизации (группировки и классификации) и методы выявления закономерных связей [9].
Компьютерные (формальные) методы классификации чаще проводятся на основе кластерного анализа. Под кластером понимают совокупность объектов, сходных друг с другом либо расположенных близко друг к другу. При этом объекты, принадлежащие разным кластерам, должны быть не сходны либо далеки друг от друга. Для вычисления значений соответствующих мер сходства либо расстояния исходные данные об объектах интерпретируют как точки или векторы в многомерном признаковом пространстве. Размерность пространства определяется количеством вопросов в анкете. Исходные данные принято представлять в виде таблицы «объект — свойство». Кластерный анализ позволяет получать группировки сразу по многим признакам одновременно.
Методы дисперсионного анализа позволяют дополнить результаты применения перечисленных методов числовыми оценками для обоснования и интерпретации результатов обработки.
Методы выявления закономерных связей можно разделить на три группы [16].
Дискриминантный анализ — выбор информативных признаков, выбор типа дискриминантной функции, идентификация ее параметров, интерпретация и применение полученной функции к распознаванию объектов. В отличие от регрессионного анализа в дискриминантном анализе зависимая переменная может иметь одно из двух возможных значений, например 1 или 0, которые показывают принадлежность объекта классу: 1 — принадлежит, 0 — не принадлежит. Если подлежащих распознаванию классов несколько, то обычно строят несколько дискриминантных (распознающих) функций по числу классов. Так, например, с помощью пошагового метода Forward stepwise дискриминантного анализа разработана математическая модель прогноза развития инфекций у детей с гемобластозами [12, 13] и определены значимые факторы риска развития инфекций области хирургического вмешательства [18].
Методы регрессионного анализа используются для выявления взаимосвязей между независимыми и зависимой переменными. Традиционный метод наименьших квадратов (МНК) позволяет идентифицировать параметры моделей именно такого типа. Для построения частных моделей могут быть применены функции регрессионного анализа, предусмотренные во многих пакетах программ общего назначения (электронные таблицы).
Модели и методы факторного анализа основаны на гипотезе существования скрытых (непосредственно не наблюдаемых) факторов, составляющих сущность явления и обусловливающих его разнообразие. Предполагается наличие линейной связи между показателями и факторами, причем количество факторов существенно меньше числа наблюдаемых переменных. Решение задачи факторного анализа чаще всего сводится к расчету коэффициентов линейной модели и нахождению наиболее адекватной интерпретации. Факторный анализ помог определить значимые факторы риска развития аллергических ринитов у детей [14].
Таким образом, можно произвести классификацию опрашиваемых по предпочтениям, ожиданиям, возможностям, по тенденциям их изменения во времени, а также по многим другим, как простым, так и комплексным, признакам.
С целью выявления закономерных связей (построения обобщенных моделей) можно использовать методы ортогональной регрессии. Альтернативой факторному анализу можно рассматривать компонентный анализ, не требующий наличия исходной гипотезы. Из более сложных методов — объективный системный анализ — методы комплексного решения задач идентификации структуры и параметров сложных моделей регрессионного типа, искусственные нейронные сети, генетические алгоритмы, ряд специфических методов многомерного шкалирования, обработки качественных данных и экспертных оценок. С использованием дискретного аналога критерия Колмогорова — Смирнова — статистики D(xi), которая отражает долю наблюдений, отличающую группы сравнения друг от друга, и позволяет определить степень различий распределений и диапазоны значений, наиболее характерные для каждой из групп, разработан способ прогноза развития инфекционных осложнений химиотерапии, основанный на увеличении содержания фенотипи-чески незрелых клеток в периферической крови пациента [4, 20].
Заключение. Среди различных методов исследования анкетирование занимает важное место. Это наиболее чувствительный и информативный метод оценки явлений, который основан на субъективном восприятии исследуемых параметров самим человеком, таких как характеристики качества жизни, результаты консультативной деятельности, ранние признаки психических расстройств у детей и др. Применение этого метода требует необходимой подготовки, связанной с разработкой анкет, отвечающих целям и организации исследования, и выбором адекватных методов статистической обработки результатов.
Литература
1. Абдрахимова Н. Д., Яр-Мухамедов И. Г. Компьютерные методы обработки результатов анкетирования [Электронный ресурс]. — ИИМОП КНУ, Бишкек. — URL: http://refdb.ru/ look/1295872. html.
2. Алдухов А. М., Егорова А. В., Пешиков О. В. Современный взгляд студентов высших учебных заведений на использование средств барьерной
контрацепции (на защищенный половой акт) // Достижения и проблемы современной медицины : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. — С. 6-9.
3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. — Москва : Институт социологии РАН, 2011. — 372 с.
4. Долгушин И. И., Пешикова М. В., Жуковская Е. В. и др. Прогнозирование инфекционных осложнений химиотерапии у детей // Детская онкология. — 2009. — № 2. — С. 23-28.
5. ЕгороваА. В., Юминов Э. А., Мисюкевич Н. Д., Пешиков О. В. Пропаганда распространения наркотиков как социальная и медицинская проблема современного общества // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 1. — С. 25-29.
6. Ижевская В. Л. и др. Результаты анкетирования родителей больных фенилкетонурией детей. Социально-демографическая характеристика респондентов и их отношение к диагнозу и лечению заболевания у ребенка //Медицинская генетика. — 2013. — Т. 12, № 7. — С. 32-33.
7. Ижевская В. Л. и др. Результаты анкетирования родителей больных фенилкетонурией детей. Информированность родителей о генетическом риске и пренатальной диагностике фенилкетонурии // Медицинская генетика. — 2013. — Т. 12, № 7. — С. 33-35.
8. Ильичева О. Е., ЧукичевА. В., ВождаеваИ. В., Пешиков О. В. Мнение студентов ЮжноУральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : IIВсерос. (Vвнутривуз.) науч.-практ. конф., по-свящ. Дню российской науки : сб. материалов. — Челябинск, 2014. — С. 46-51.
9. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С., Кустов Д. А. Применение алгоритмов многомерной классификации распознавания образов в решении задач анализа анкетных данных // Известия высших учебных заведений, Поволжский регион. — 2006. — № 6. — С. 101-109. — (Сер. «Технические науки»).
10. Новик А. А., Ионова Т. И., Никитина Т. П.
Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. — 2002. — № 6. — С. S3-8R.
11. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. — Москва : Азбука-Классика, 2009.
12. Пешикова М. В., Драчук Л. А. Дискрими-нантный анализ в определении значимых факторов риска развития инфекций у онкогема-тологических пациентов // III международная (X итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых : сб. материалов. — Челябинск : ЧелГМА, 2012. — С. 254-260.
13. Пешикова М. В., Коваленко С. Г., Долгушин И. И. и др. Математическое моделирование в прогнозировании развития инфекционных осложнений химиотерапии // Детская онкология. — 2005. — № 3. — С. 29-35.
14. Попова Н. В., Драчук Л. А. Факторный анализ в определении значимых факторов риска развития аллергических ринитов у детей //III международная (X итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых : сб. материалов. - Челябинск : ЧелГМА, 2012. — С. 275-281.
15. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / под ред. Н. В. Симашковой. — Москва : Авторская академия, 2013. — 264 с.
16. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. — Москва: МедиаСфера, 2002. — 312 с.
17. Сабирова А. В., Русанова Н. Н., Жуковская Е. В. и др. Оценка качества жизни и показателей здоровья детей с острымлимфобластным лейкозом в стадии длительной клинико-гемато-логической ремиссии // Детская онкология. -2004. — № 2. — С. 45.
18. Севрюков Д. О., Пешикова М. В., Пеши-ков О. В. и др. Дискриминантный анализ в определении значимых факторов риска развития инфекций области хирургического вмешательства // III международная (X итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых : сб. материалов. — Челябинск : ЧелГМА, 2012. — С. 335-337.
19. Спичак И. И., Жуковская Е. В., Копыти-на А. В. Результаты скрининга на вирусные гепатиты В и С, проведенного в Челябинске у де-
тей и подростков, больных гемофилией А и В // Здоровье и образование вXXI веке: электронный научно-образовательный вестник. — 2012. — Т. 14, № 8. — С. 177-178.
20. Способ прогнозирования развития инфекционных осложнений химиотерапии : патент на изобретение RUS 2294540 14.06.2005 /Долгушин И. И., ПешиковаМ. В., Жуковская Е. В. и др. — М, 2007 — 6 с.
21. Стрельников А. А., Обрезан А. Г., Шайда-ков Е. В. Скрининг и профилактика актуальных заболеваний. — Москва : Изд-во СпецЛит, 2012.
22. Трофимова Е. В., Оселкова Ю. О., Коряко-ва О. Е. и др. Осведомленность студентов высших учебных заведений г. Челябинска в вопросах определения ВИЧ-статуса полового партнера // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 1 (68). — С. 143-145.
23. Удовлетворение социально-экономических потребностей отдельных лиц, семей и обществ, затрагиваемых проблемами расстройств аути-стического спектра и других расстройств развития : резолюция 67-й сессии №А/Res/67/141, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций //Журн. Организации Объединенных Наций (Прил. 1). — 2012. — № 243.
24. Шестакова А. С., Пургина А. А., Пе-шиков О. В. Анализ состава семьи студентов из гуманитарных вузов города Челябинска //Достижения и проблемы современной медицины: междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. — С. 208-210.
25. Шлепотина Н. М. Оценка некоторых экстрагенитальных факторов риска дисгормо-нальных заболеваний молочных желез у студенток медицинского вуза // Педиатрический вестн. Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 52-53.
26. Шлепотина Н. М. Распространенность некоторых экстрагенитальных факторов риска фиброзно-кистозной мастопатии среди сту-
денток Южно-Уральского государственного медицинского университета // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2015. — № 2 (9). — С. 92-94.
27. Шлепотина Н. М., Симонова Т. С., Иваш-ко А. С. Увлеченность компьютерными играми среди студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 5 (7). — С. 149151.
28. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. — Москва : ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.
29. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 3-е изд., испр. — Москва : Омега-Л, 2007. — 567 с.
30. Callanan N. P. et al. CF-carrier testing in a high risk population: anxiety, risk perceptions, and reproductive plans of carrier by «non-carrier» couples // Genet. Med. — 1999. — Vol. 1, № 7. -P. 323-327.
31. Cook D. J., Mulrow C. D., Haynes R. B. Translated, with permission of the American College of Physicians, from: Systematic reviews: Synthesis of best evidence for clinical decisions // Ann. Intern. Med. — 1997. — № 126. — P. 376-380.
32. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. — 5th ed. — USR: Arlington, American Psychiatric Association, 2013.
33. Eijzenga W. et al. The efficacy of a standardized questionnaire in facilitating personalized communication about problems encountered in cancer genetic counseling: design of a randomized controlled trial // BMC Cancer. — 2014. — № 14. — P. 26.
34. NovikA. A., Ionova T. J., Nikitina T. P., Kish-fovich A. V. Development of the Russian version of the PedsQl,m Generic Core Scales // Quality of Life Research. — 2001. — Vol. 10, № 3. — P. 289.