РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
Андрейченко А., аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ
В статье рассмотрен методический подход, предусматривающий использование наилучших, с точки зрения заданных критериев рационализации технологии, оценок эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов, охватывающих этапы разработки, непосредственно строительства и эксплуатации.
Ключевые слова: критерии, эффективность, инновационно-инвестиционные проекты, магистральные газопроводы, рациональная технология.
EFFICIENT TECHNOLOGY ASSESS THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION AND INVESTMENT PROJECTS ON CONSTRUCTION OF GAS PIPELINES
Andreichenko A., the post-graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS HSE
In the article the methodical approach of using the best, in terms of specific criteria streamline technology, innovation and performance evaluations of investment projects on construction of gas pipeline spanning stages of development, to construction and operation.
Keywords: criteria, efficiency, innovation and investment projects, gas pipelines, efficient technology.
Совершенствование методов оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов предусматривает, в первую очередь, разработку критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов
по строительству магистральных газопроводов F' , имеющих следующий вид:
F = F ■ F ■ F (1)
мг р с э ’ v-U
где Fp , Fc , Fэ - оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов,
соответственно на стадиях разработки, сооружения и эксплуатации.
Оценка эффективности разработки инновационно-инвестиционных проектов определяется соотношением:
Fp — [(—Zpm + ї CFm) • М /(—Z рб + ї CFj б)]
(2)
j
где ^рт, %рб - затраты на разработку текущего и базового инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно;
у ск , У ср
ж ’ ]б - суммы доходов от продаж интеллектуального капитала, созданного при разработке текущего и базово-
* }
го инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов, результаты которых используются в I и J аналогичных проектов, соответственно;
м - коэффициент масштабирования текущего проекта к базовому;
Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов на стадии их сооружения определяется соотношением:
7 1
77 сб
с 2 М , (3)
ст
где 2сб, 2 - затраты на сооружение, соответственно по базовому и текущему инновационно-инвестиционным проектам по стро-
ительству магистральных газопроводов.
При этом с учетом результатов масштабирования отклонение затрат на сооружение по текущему инновационно-инвестиционному
проекту от базового будет определяться: дополнительными затратами на реализацию инновационных решений р) ,с одной сторо-
ны, и экономией от внедрения инновационных технологий при строительстве 2с (вит), с другой стороны:
2 = 2 б + 2 ( ) — 2 ( ) (4)
ст со с(рир) с(вит) • ^ >
Оценка эксплуатационной эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов определяется соотношением:
[Х (—2эт ) + ЄКт ) • Мдт' Nтт ' Nхт ' Nпт )]
F^ =—^----------------------------------------------------------М
^ ) + Є^т (І)• Мдб • N то• Nхо • Nпб
3 [ї (—Zrf(t) + CF6n(ty N,б Nm6-Nx6 • N„o)] "■ , (5)
Таблица 1. Схема, реализующая рациональную технологию оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов
по строительству магистральных газопроводов
№ Этапы Параметры, используемые для оценки Потенциальные технологии оценки Критерий выбора рациональной технологии Рациональная технология оценки
1 Разработка 7 7 рт ’ рб 1) Метод полных затрат с учетом фактической себестоимости 2) Метод полных затрат с учетом нормативной себестоимости (standart costing) 3) Метод полных затрат с учетом плановой себестоимости Критерий соответствия инновационноинвестиционному проекту Метод полных затрат с учетом плановой себестоимости
1 У 1) Метод оценки вклада 2) Метод оценки продуктивности 3) Метод оценки предельной производительно-сти 4) Метод оценки сбалансировано-сти (пропорциональности) Критерий оценки дополнитель-ного дохода от реализации интеллектуаль-ного капитала, созданного в рамках инновационно-инвестицион-ного проекта Метод оценки вклада
2 Строительство - затраты на традиционное строительство 1) Метод полных затрат с учетом фактической себестоимости 2) Метод полных затрат с учетом нормативной себестоимости (standart costing) 3) Метод полных затрат с учетом плановой себестоимости Критерий рационализации процессов строительства Метод полных затрат с учетом нормативной себестоимости (standart costing)
дополнительные затраты на реализацию инновационных решений гс(рир) Метод полных затрат с учетом фактической себестоимости
экономия от внедрения инновационных технологий при строительстве ^с (вит) Метод полных затрат с учетом плановой себестоимости
3 Эксплуатация гэб(0, ^эт(0 ■ эксплуатационные затраты на реализацию инновационноинвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов 1)Метод усеченной себестоимости - простой direct-costing 2)Метод покрытия постоянных затрат 3)Метод плановых предельных затрат Критерий эксплуатационной эффективности Метод учета плановых предельных затрат
СР СР - эт5 эб доходы от реализации инновационноинвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов соответствен на эксплуатационной фазе 1) Метод сложной оценки (дисконтирования доходов) 2) Метод простой оценки (суммирования доходов) Критерий сопоставимости доходов от реализации инновационно-инвестицион-ных проектов во времени Метод дисконтирования доходов
N N N N - 1У д’1У т’1У х’1У п оценки надежности добычи, транспортировки, хранения и конечного потребления газа на этапе эксплуатации проекта. 1 )Метод стохастических оценок 2)Метод экспертных оценок Критерий максимума достоверности оценок Метод стохастических оценок
где Z ^ (t), Z (t) - эксплуатационные затраты на интервале времени t на реализацию базового и текущего инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно;
CF3m, CF36 - доходы от реализации текущего и базового инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно на эксплуатационной фазе на интервале времени t;
N, Nдт - надежность источников добычи газа для базового и текущего инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно;
Nтб ’ Nтт ~ надежность транспортировки для базового и текущего инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно;
Nхб, NХт - надежность используемых хранилищ газа для базового и текущего инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов соответственно;
Nпб, NПт - надежность объектов конечного потребления газа для базового и текущего инновационно-инвестиционных проектов по
строительству магистральных газопроводов соответственно.
Таким образом, предложенный подход к оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов отличается учетом:
- суммы доходов от продаж интеллектуального капитала, созданного при разработке проектов;
- дополнительных затрат на реализацию инновационных решений и экономии от внедрения инновационных технологий на этапе сооружения;
- надежности добычи, транспортировки, хранения и конечного потребления газа на этапе эксплуатации проекта.
Помимо предложенных критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов (1)-(5) может быть сформирован обобщенный критерий экономической эффективности проектов:
P = [-2рт - Zc6 - Zc(рир) + Zc(вит) - X Zэт (t)] + [X CFip + X CFэт (t) ' Nдт ' Nтт ' N^ ' Nэт , (6)
tit
На основе полученных критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов представляется возможным синтезировать рациональную технологию оценки.
Авторская схема, реализующая рациональную технологию оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов, приведена в табл. 1.
Таким образом, предложенный подход предполагает использование наилучших, с точки зрения заданных критериев рационализации технологии, оценок эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов, охватывающих этапы разработки, непосредственно строительства и эксплуатации.
Реализация предложенной технологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов осуществлялась как применительно к уже созданным магистральным газопроводам («Союз», «Уренгой - Помары - Ужгород», «Ямал - Европа», «Голубой поток», «Северный поток»), так и к строящимся и проектируемым («Южный поток», «Якутия-Хабаровск-Владивосток», «Алтай» и др.).
В частности, ее применение при реализации инновационно-инвестиционного проекта по строительству магистрального газопровода «Южный поток» позволяет оценить:
- ожидаемые доходы от продаж интеллектуального капитала, созданного при разработке инновационно-инвестиционного проекта по строительству магистрального газопровода;
- коэффициент масштабирования проекта «Южный поток» к проекту «Северный поток», рассматриваемого в качестве базового;
- дополнительные затраты на реализацию инновационных решений, с одной стороны, и экономию от внедрения инновационных технологий при строительстве, с другой стороны;
- ожидаемую надежность добычи, транспортировки, хранения и конечного потребления газа на этапе эксплуатации проекта «Южный поток» относительно реализации проекта «Северный поток».
Литература:
1. Асаул А. Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса, или сохраняется ли строительный комплекс страны в рыночной экономике. М., 2001.
2. Бурцев Ю. А. Методология разработки стратегии повышения эффективности деятельности предпринимательских структур. М., 2011.
3. Сербул А.С. Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. // Транспортное дело России, №10, 2010.
4. Тумина Т.А. Методология оценки эффективности инновационной деятельности. Транспортное дело России №1 (2009).