Научная статья на тему 'Особенности оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем'

Особенности оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЗДАНИЕ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / FEATURES / EFFICIENCY ASSESSMENT / INNOVATIVE AND INVESTMENT PROJECTS / CREATION OF GAS TRANSMISSION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрейченко А., Тебекин А. В.

Рассмотрена динамика развития мировых и региональных центров социально-экономического развития как программная основа создания газотранспортных систем. Представлен анализ внешних факторов, определяющих эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем. Описано влияние внутренних факторов на эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECTS OF CREATION OF THE GAS-TRANSPORT SYSTEMS1GASIS The Research University HSE

Dynamics of development of the world and regional centers of social and economic development as a program basis of creation of gas transmission systems is considered. The analysis of the external factors defining efficiency of innovative and investment projects of creation of gas transmission systems is submitted. Influence of internal factors on efficiency of innovative and investment projects of creation of gas transmission systems is described.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем»

Литература:

1. Лесной комплекс Дальнего Востока России: аналитический обзор, изд. 2-е, -Хабаровск, Риотип, 2008

2. Лесопромышленный комплекс края в современных экономических условиях: Статистический сборник / Территориальный орган государственной статистики по Хабаровскому краю г. Хабаровск, 2011

3. Лесопромышленный комплекс Приморья. Госкомстат России: Приморский краевой комитет государственной статистики, 2011

4. Ежегодный обзор рынка лесоматериалов, отчет ФАО 20082009. Интернет-ресурс. Дата обращения 15.05.2011 Режим доступа: www.timber.unece.org/fileadmin/DAM/publications/ FPAMR2009Russian

5. Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике современной России. Саратов, Научная книга, 2000г.

6. Таблица критических значений критерия Уилкоксона Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/ met125/node44.html дата обращения 15.05.2011

7. Чичкин А. Дорогие щепки, или как экспортеры «обходят» запрелительные пошлины на экспорт лесного сырья //Российская бизнес-газета №617. Интернет-ресурс Режим доступа: www.rg.ru, дата обращения 06.04.2011

8. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год// Российская газета №4872 от 20.03.2009. Интернет-ресурс Режим доступа: www.rg.ru//2009/03/20/programma-antikrisis-dok. Дата обращения 10.09.2012

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Андрейченко А., аспирант аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации

Рассмотрена динамика развития мировых и региональных центров социально-экономического развития как программная основа создания газотранспортных систем. Представлен анализ внешних факторов, определяющих эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем. Описано влияние внутренних факторов на эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.

Ключевые слова: особенности, оценка эффективности, инновационно-инвестиционные проекты, создание газотранспортных систем.

FEATURES OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECTS OF CREATION OF THE GAS-TRANSPORT SYSTEMS

Andreichenko A., post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE Tebekin A., doctor of technical sciences, doctor of economic sciences, professor, Institute of world economy and informatization

Dynamics of development of the world and regional centers of social and economic development as a program basis of creation of gas transmission systems is considered. The analysis of the external factors defining efficiency of innovative and investment projects of creation of gas transmission systems is submitted. Influence of internal factors on efficiency of innovative and investment projects of creation of gas transmission systems is described.

Keywords: features, efficiency assessment, innovative and investment projects, creation of gas transmission systems.

Дальнейшее расширение географии центров социально-экономического развития страны в сочетании с развитием международного экономического сотрудничества требует пространственной дивесификации системы газотраспортных магистралей.

Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов должна носить многоаспектный, комплексный характер.

С одной стороны, инновационно-инвестиционные проекты строительства магистральных газопроводов должны минимизировать прямые потери, в том числе за счет высокой надежности поставки ресурсов. С другой стороны, в рамках этих проектов должны быть предусмотрены перспективы развития систем производственного и бытового назначения, минимизирующие размер недополученной выгоды за счет реализации проектов на основе принципов инжиниринга и реинжиниринга. При этом оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов должна предусматривать учет не только непосредственной экономической эффективности их реализации, но и влияния результатов исполнения проектов на рыночную, производственную, энергетическую, институциональную, инновационную, инвестиционную и социальную инфраструктуру. Гипотеза о необходимости оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов с позиций непосредственного и опосредованного эффектов их реализации на фоне минимизации суммы прямых потерь и потерь от недополученной выгоды, сопровождающих реализацию проекта, рассматривается в качестве нулевой и подлежит доказательству посредством разработки рациональной технологии оценки.

Результаты систематизации основных характеристик мировых центров социально-экономического развития, определяющих ключевые параметры регионального развития газотранспортных систем, приведены в табл.1.

Проведенные исследования показали, что динамика развития

мировых и региональных центров социально-экономического развития как программная основа создания газотранспортных систем определяется «звездой» параметров развития (рис.1), и связана с пространственной диверсификацией объектов потребления газа. Эта диверсификация требует роста числа газовых компаний, обеспечивающего не только ценовую конкуренцию на продукцию, но и ускорение развития инновационной инфраструктуры газотранспортной системы.

Анализ внешних факторов, определяющих эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем, показал, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это динамика уровня потребления газа для промышленных и бытовых целей внутри страны, определяемая, в том числе:

- общей энергоемкостью страны,

- экономической стабильностью и динамикой развития экономики страны,

- конкуренцией на рынке энергетических ресурсов,

- ценовой конъюнктурой внутреннего рынка энергоресурсов.

Во-вторых, это динамика пространственного смещения и роста центров социально-экономического развития территорий в мире, определяющая сценарии строительства международных газотранспортных магистралей, в том числе:

- конъюнктурой мирового рынка энергетических ресурсов;

- экономической стабильностью и динамикой развития экономики стран-экспортёров газа,

- политикой стран-транзитеров газа,

- экспортными ценами на природный газ,

- конкурентоспособностью отечественного природного газа на перспективном мировом рынке.

В-третьих, это объемы, характер пространственного размещения хранилищ сжиженного газа и стратегия их использования.

В-четвертых, это наличие, удалённость и климатические усло-

Таблица 1. Основные характеристики мировых центров социально-экономического развития, определяющих ключевые параметры регионального развития газотранспортных систем

Параметры развития

Западноевропейский

Центры

С евероамериканский

Азиатско-тихоокеанский

Тенденция

Интеграционные процессы с увеличением охватываемых масштабов региона с севера на юг и с запада на восток

Расширение сферы услуг

Быстрый рост экономики за счет тетра решений -приобретение идей,

оборудования и

технологий,

воспроизводство средств производства, развитие собственных

исследований, подготовка персонала_________________

Ключевые процессы

Быстрая регионализация

хозяйственной жизни в Западной Европе. В ходе её складываются прочные субрегиональные

комплексы, например, по осям Бадем-Вюртемберг - Бавария -Западная Австрия - Северная Италия или Север Бельгии и Нидерландов - Г амбург -Северная Европа. Связи по этим осям играют для их участников уже нередко гораздо большую роль, чем взаимодействие с другими регионами своих стран.

Ориентация на машиностроение, особенно электронное,

электротехническое, транспортное с акцентом на машиностроение и авиа-ракетно-космическую технику. В объеме продукции электронной промышленности преобладают изделия

промышленного и военного назначения, а доля изделий бытового назначения сравнительна мала. Второе место по объему продукции в структуре промышленного производства США занимает химическая промышленность. Предприятия этой отрасли сконцентрированы в местах добычи нефти и природного газа, а также вблизи терминалов, где отгружается поступающая морем импортная нефть - на побережье Мексиканского залива и в северной части страны.____________

Быстрое и дешевое копирование любых разработок за счет низких затрат по оплате труда

Ожидаемый результат

Укрепление позиций

западноевропейского «Центра

силы» в мировой хозяйственной системе. По прогнозам 2020 г. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами - в пределах 2,5% - 3% в год.________

Попытка удержать мировое лидерство в экономике, в том числе посредством вмешательства в систему перераспределения доступа к источникам нефти и газа.

Достижение мирового

лидерства в экономике, в том числе за счет дешевой рабочей силы и большой емкости

внутренних рынков.

Стимулирующие факторы

Развитие газотранспортной сети поставок из России (Северный поток, Южный поток), стимулирующей процессы

интеграционного развития

Повышение эффективности функционирования рынков газа, стимулирование конкуренции (с США свыше 200 газотранспортных компаний), снижение издержек потребителей на газоснабжение, где ключевым элементом является создание эффективной системы обеспечения доступа третьих сторон к услугам по транспортировке газа._________

Быстрый рост объемов производства, стимулирующий поиск рационального сочетания эффективной доставки собственного и

импортируемого газа.

Перспективы развития газтранспортных систем

Развитие

инфраструктуры

инновационнои

Развитие инфраструктуры

инновационнои

Развитие инновационной инфраструктуры___________

вия зон запасов и транспортировки природного газа, их объемы и степень подготовленности к промышленному освоению.

В-пятых, это политика государства в отношении использования углеводородного сырья, включая:

- стабильность экономического законодательства,

- налоговые режимы реализации газотранспортных инновационно-инвестиционных проектов,

- экспортные пошлины и тарифы на транспортировку газа.

Проведенные исследования показали, что в настоящее время в

РФ наблюдается достаточно стабильная (несколько искаженная экономическим кризисом 2008-2009 годов) положительная динамика производства (добычи) природного (естественного) газа (рис.2) со средним темпом 1,8% в год. Опосредованно этот темп отражает темпы развития отечественной экономики.

При этом экспорт газа составляет около четверти всей его добычи (26,8%), а основу внутреннего потребления составляет переработка в другие виды энергии (56,7% от общего объема внутреннего потребления газа и 73,2% от общего объема топливно-энерге-

Рис.1. «Звезда» параметров развития, определяющих системный подход к оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.

800

700

600

500

400

300

200

100

/

s

V

У = 10,318 R2 = 0 к+570 4741 91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123456789 10 11

Рис.2. Динамика добычи природного газа в РФ в 2000-2011 годах в млрд. куб. метров.

тических ресурсов, используемых на преобразование в другие виды энергии).

Таким образом, определяющими внешними фактором эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем являются объем, и динамика развития во времени и пространстве производств, потребляющих энергию, преобразованную из газа.

Анализ влияния внутренних факторов на эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем показал, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это сырьевой потенциал инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов, включая: объем и подготовленность ресурсов к промышленному освоению, а также региональное размещение центров хранения и потребления газа.

Во-вторых, это производственно-технологический потенциал инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов, определяющий технико-экономические показатели процессов транспортировки газа.

В-третьих, это маркетинговый потенциал команды инновационно-инвестиционного проекта строительства магистрального газопровода, определяющий точность прогнозных оценок пространственного размещение центров потребления газа.

В-четвертых, это инвестиционный потенциал инновационноинвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов, определяющий скорость реализации этапов проектов и объемы выполняемых работ, и характер инвестиционных рисков.

В-пятых, это инновационный потенциал инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов,

определяющий перспективы повышения эффективности проектов за счет технико-технологических и организационно-технологических инноваций, с одной стороны, и предпринимательские риски, обусловленные инновационными решениями, с другой стороны.

Полученные результаты анализа особенностей оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем позволяют сформировать систему критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов.

Литература:

1. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» М 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. (ред. от 12.12.2011).

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477.

3. Виленский П.Л., Лившиц В. «Оценка эффективности инвестиционных проектов». Теория и практика.4-е издание Изд-во: Дело Год выпуска: 2008

4. Ример М.И., Матиенко Н.Н., Касатов А.Д. «Экономическая оценка инвестиций»: Учебное пособие. Изд-во: Питер, 2006, серия «Учебное пособие»

5. Царев В.В. «Оценка экономической эффективности инвестиций» Издательство: Академия финансов, 2005.

6. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.