Н.Л. Тропникова
РАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОРСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА
RATIONAL SYSTEM OF PARAMETERS OF MANAGEMENT OF STEADY DEVELOPMENT OF SEA INDUSTRIAL FISHERY
Аннотация: в статье обосновывается необходимость соблюдения баланса экономических и экологических аспектов при принятии управленческих решений. Это возможно при включении экологического фактора в систему основных экономических показателей. Обеспечить данный баланс рыбопромысловое предприятие может, используя на промысле траловые суда и суда ярусного лова.
Ключевые слова: рациональное природопользование, устойчивое развитие, предприятия промышленного рыболовства, управленческая подсистема, ярусные суда.
Abstract: the article of given conditions substantiate the necessity of cooperative economic and environmental management actions. It is possible at inclusion of the ecological factor in system of the basic economic parameters. The problems of balance of economic and ecological parameters the fishery proves at use vessels trawling and vessels long-line fishing.
Keywords: rational use of environmental resources, sustainable development, the enterprises of industrial fishing, governing subsystem, long-line.
В условиях перехода к устойчивому развитию промышленного рыболовства особое значение приобретает использование эффективных методов управления, направленных на повышение качества освоения и использования морских биологических ресурсов, являющихся сырьевой базой предприятий морского промышленного рыболовства.
Морские экосистемы возобновляемы, но не бесконечны, что накладывает определенные ограничения на их изъятие. К тому же они как объект управления очень сложны. Лишь на начальном этапе процесса управления применяется простое регулирование рыболовства. Оно направлено на упорядочение промысла и предотвращение произвола при эксплуатации ресурсов. В современных условиях сохранения и рационального использования водных биоресурсов возникает необходимость перехода от простого регулирования к более сложным и гибким формам управления. Сегодня предлагаются различные подходы к разрешению противоречия между интересами общества в сохранении и защите окружающей среды и интересами субъектов хозяйственной деятельности, направленными на получение максимальной прибыли, когда природопользователь преследует собственные цели (стремится максимизировать свой доход), которые, как правило, не отвечают требованиям устойчивого развития.
Одним из таких подходов для успешного перехода к устойчивому рыболовству является соблюдение баланса экологических и экономических аспектов при принятии управленческих решений, что означает включение экологического фактора в систему основных экономических показателей. Обеспечить данный баланс рыбодобывающее предприятие может, на наш взгляд, используя на промысле наряду с траловыми судами, современные промысловые суда ярусного лова. Как известно, в настоящее время основную часть вылова норвежские рыбаки получают с использованием ярусов, а для отечественного рыболовства основным способом добычи рыбы продолжает оставаться траловый промысел. Вместе с тем появилось множество факторов, несовместимых с
© Н.Л. Тропникова, 2012
принципами рационального рыболовства (гибель рыбы, прошедшей через ячею тралов; массовые выбросы мелкой рыбы и др.). Актуальность использования наряду с траловыми судами судов ярусного лова в 200-мильной экономической зоне и на континентальном шельфе России в Баренцевом море усиливается также следующими обстоятельствами.
Во-первых, учитывая, что сегодня примерно 80% продолжающих работать в Баренцевом море судов превысили эксплуатационные сроки и нуждаются в реконструкции или полном обновлении, как никогда остро перед предприятиями стоит задача вывода из эксплуатации части физически и морально устаревших траловых судов. Эту задачу можно решать одновременно, увеличивая донный ярусный промысел, который к настоящему времени стал высокомеханизированным и автоматизированным способом лова. Таким образом, можно достигнуть оптимального соотношения численности этих судов.
Во-вторых, существует вероятность того, что Норвегия может ограничить применение тралирующих орудий лова в подконтрольных ей районах в связи с определенным ущербом, который наносят экосистеме эти орудия лова. Элементы таких ограничений уже апробированы Норвегией в последние годы. Это закрытие обширных районов для тралового промысла в связи со значительным приловом молоди промысловых рыб, арест российских судов тралового вылова с наложением существенных штрафов за выбросы маломерных рыб.
В третьих, перспективы масштабного развития нефте- и газодобычи на шельфе Баренцева моря и строительства магистральных трубопроводов означают, что значительные участки акватории моря будут закрыты для ведения промысла траловыми орудиями лова и единственным альтернативным способом добычи рыбы в этих районах останутся пассивные орудия лова, прежде всего, донные яруса.
Предлагаем некоторые показатели, позволяющие соблюдать баланс экологических и экономических аспектов при принятии управленческих решений при использовании ярусных орудий лова. В разработанной системе показателей все расчеты производились на основе работы одного типа СМРТ 500М рыболовного траулера и ярусного судна, так как суда типа СМРТ составляют основу промыслового флота в Баренцевом море. По аналогии подобные расчеты и анализ могут быть произведены на основе работы нескольких рыбодобывающих судов.
В предложенную систему показателей включены следующие показатели:
1. вовлечение в промысел крупных рыб старших возрастов (9-15 лет и более);
2. вылов на разряженных скоплениях крупной трески, пикши и др. рыб;
3. освоение дополнительных сырьевых ресурсов, малодоступных для трала;
4. расход топлива.
Далее проанализируем значение вышеназванных показателей для соблюдения баланса экологических и экономических аспектов.
Показатель (1) - вовлечение в промысел крупных рыб старших возрастов (9-15 лет и более).
Экологический эффект - сокращение численности рыб, изъятых из промыслового запаса; минимизация приловов молоди; создание условий для значительного роста запасов и увеличения вылова в целом.
Экономический эффект - обеспечение значительно большего объема вылова; увеличение дохода промысла за счет высокой рыночной стоимости крупной рыбы, на 15-20% большей стоимости по всем категориям навески рыбы.
Необходимость введения данного показателя (1) обосновывается и тем, что в настоящее время, на Северном бассейне отечественный промысловый флот вылавливает преимущественно, рыб длиной до 60-70 см, в то время, как, например, треска растет до 22 лет, достигая длины 150 см (массой около 50 кг.). Такое положение стало возможным из-за недостаточного количества судов ярусного лова, так как
промысел крупных рыб недоступен для донного трала, что свидетельствует, прежде всего, о не рациональном использовании биологических ресурсов из-за недолова более крупных рыб.
Показатель (2) - вылов на разряженных скоплениях крупной трески, пикши и др. рыб.
Экологический эффект - более рациональное использование запасов основных видов рыб (треска, пикша, черный палтус, зубатка).
Экономический эффект - суда ярусного лова ежегодно могут давать дополнительный вылов в объеме не менее 50-60 тыс. тонн.
Реализация данного показателя (2) в настоящее время имеет для предприятий особое значение, так как состояние запасов донных рыб в Баренцевом море в настоящее время оценивается учеными России и Норвегии как очень хорошее. Так, биомасса нерестового запаса трески оценивается в настоящее время на уровне более 2 млн. 400 тыс. тонн, т.е., примерно, в 4 раза выше биомассы, необходимой для воспроизводства урожайных поколений.
Показатель (3) - освоение дополнительных сырьевых ресурсов, малодоступных для трала.
Экологический эффект - более рациональное использование запасов основных видов рыб.
Экономический эффект - обеспечение значительно большего объема вылова.
Актуальность введения данного показателя (3) усиливается тем, что, к сожалению, в поиске мгновенных экономических выгод промысел продолжает ориентироваться только на добычу основных, наиболее ценных видов рыб, освоению же дополнительных сырьевых ресурсов внимания уделяется мало. На Северном бассейне (в том числе и в акватории Баренцева моря) сформировались промысловые приоритеты, определяемые доступной биомассой рыб и ее рыночной значимостью. К приоритетным видам относятся треска и в меньшей степени пикша (из донных рыб), удельный вес которых в общем объеме добычи составляет более 70%. Недоиспользуются запасы мойвы, сайки, креветки, морского гребешка, пинагора и др. Так, например, квота мойвы, выделенная России в 2009 г. в объеме 147 тыс. тонн была освоена только наполовину, что привело к снижению выделяемых ресурсов в 2010 г., и по той же причине в 2011 г. - до 100 тыс. тонн. А, как известно, прибрежные воды Кольского полуострова отличаются высокой продуктивностью и служат основным местом обитания молоди большинства видов рыб Баренцева моря. Для эксплуатации в Баренцевом море находится 30 промысловых объектов, в их числе значительные запасы крабов, креветки, моллюсков, а также имеются богатые плантации морских водорослей, ежей, кукумарии.
Показатель (4) - расход топлива.
Экологический эффект - уменьшение выбросов СО2; снижение вероятности разлива дизельного топлива, так как у траулера чаще возникает необходимость дозаправки горючим в море.
Экономический эффект - экономия на топливе за 1 промысловый рейс составляет около 13 млн. руб.
Этот показатель рассчитан на примере траулера типа СРТМ при среднем расходе дизтоплива около 4,5 т/сутки и при ориентировочной стоимости 1 т топлива 27043 тыс. руб. (в ценах 2011 г.). В течение одного рейса (240 судо-суток) топливные затраты составят 29 206 440 млн. руб., а у однотипного ярусного судна - 16 225 800 млн. руб., (ярусное судно тратит на вылов 2,5 т/ суток горючего). Таким образом, экономия на топливе за 1 промысловый рейс составляет около 13 млн. руб. (54 тыс. руб. в сутки).
В современных условиях, когда цены на топливные ресурсы постоянно растут (для сравнения: в 2007 г цена за одну тонну составляла 17 тыс. руб.), ярусный промысел донных рыб является в экономическом отношении значительно
эффективным. Следует отметить также, что ярусный промысел в сравнении с траловым считается более эффективным в экономическом отношении по целому ряду и других показателей, например, трудозатратам на промысле, стоимости промышленного вооружения и основных средств (судно). Сегодня имеются реальные возможности повысить эффективность промысла за счет использования рыбодобывающими предприятиями наряду с траловыми орудиями лова современных промысловых судов ярусного лова при ведении рыболовства в Баренцевом море.
В Мурманской области наблюдается рост числа прибыльных рыбодобывающих предприятий. В 2008 г. число таких предприятий составляло 66,5%, в 2009 г. - 74%, в 2010 г. - 76,9%. Произошло снижение доли убыточных предприятий - с 61,9% в 2005 г. до 25,3% в 2010 г. Также снизился удельный вес организаций с коэффициентом покрытия менее 100%, а доля финансово-состоятельных организаций (с коэффициентом покрытия свыше 200%) за анализируемый период возросла в 3 раза и составила в 2010 г. - 38,7% [1, с.14, 17-18]. Кроме того, в июле 2011 г. Ленинградский судостроительный завод "Пелла" вместе с мурманской компанией "Персей" создал совместное предприятие, которое сегодня выступает оператором реализации проекта строительства судов ярусного лова. Таким образом, рациональное морское природопользование в целях устойчивого рыболовства требует адекватного понимания новых черт, отражающих изменения в структурах и функционировании морских экосистем, а также необходимости управленческих действий по сближению экологических и экономических показателей управления.
Использование рыбодобывающими предприятиями наряду с траловыми орудиями лова современных промысловых судов ярусного лова при ведении рыболовства в Баренцевом море, позволит обеспечить:
- включение экологического фактора в систему основных экономических показателей;
- соблюдение баланса экологических и экономических аспектов при принятии управленческих решений.
Литература
1. О финансовом состояния организаций вида экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» в Мурманской области. Аналитическая записка // Федеральная служба государственной статистики.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. -Мурманск, 2011. - 18 с.
A. Б. Ярощук
B.Н. Лаптев
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEFINITION OF MAJOR APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND SUPPORT SYSTEMS FUNCTIONING YNFRASTRUKTURNOHO ENSURE THE MUNYTSYPALNOHO EDUCATION
Аннотация: в статье рассматриваются и определяются основные подходы к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного
© А.Б. Ярощук, В.Н. Лаптев, 2012