Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 13-20
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Рационализация управления территорией в контексте реализации кластерной политики
DOI: 10.12737/19891
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 338.24
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Яковлев Михаил Михайлович
Телефон: +79260707946
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г.
Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 5660-4511
ODCID: 0000-0001-6642-3119
Researcher ID:-
Автор: Заплатин Роман Александрович
Телефон: +79167964502
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание:-
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г.
Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 7996-1395
ODCID: 0000-0001-5624-3472
Researcher ID:-
Аннотация: Анализ мировой хозяйственной практики показывает, что наиболее экономически
эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития территорий является
использование кластерного подхода, который в последние годы стал главным инструментом разработки
экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности.
Ключевые слова: стратегическое управление, кластерная политика, территориальное развитие,
рационализация, конкурентноспособность.
Мировая практика, опыт относительно благополучных государств показывают, что только прямое или опосредствованное регулирование территориального развития в состоянии осуществить продвижение к процветанию всех частей страны, к социально-политической стабильности и эффективной экономике. Для достижения этого нужны не только прямые государственные вложения. Совершенно необходима разумная и твердая политика государственного регулирования, функционирующая как четкая организационно -правовая система и действующая в соответствии с определенными рациональными принципами управления.
Любая управляемая система эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы, и
эволюция системы зависит от своевременного определения этих противоречий, уменьшения или устранения их негативного влияния. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может привести к хаосу, потере управления, к регрессу.
Важное место в повышении экономической эффективности территории занимает рационализация управления. Рационализация - это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности. Рационализация управления включает организационно-технические, социально-экономические, информационно-коммуникационные, социально-психологические и комплексные мероприятия.
Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем. Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio - «разум», следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда.
Управление в широком смысле слова -это целенаправленное воздействие субъекта на объект с помощью каких-либо средств (инструментов).
Управление территорией- это циклически повторяющиеся процессы воздействия органов власти и управления на население, проживающее на территории, государственные, муниципальные, общественные и частные организации с различной формой собственности, расположенные на территории, в интересах достижения целей, определённых в Конституции России, в условиях возможностей и ограничений, обозначенных законодательствами России и субъектов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительств РФ и субъектов РФ, контроля исполнения и корректировки управляющих воздействий [6].
Управление развитием территорий осуществляется с помощью широкого спектра действий, посредством которых органы власти стимулирует развитие экономики, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество. Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование. Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления. Развитие всегда
имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или де градация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Под территориальным развитием мы должны понимать наиболее общий подход к государственным, региональным или муниципальным задачам управления развитием, опирающийся на системно-структурные представления о целостности. В обобщенном виде это - разработка единой схемы территориального развития в сочетании инструментов бизнес-активности, умножения социального капитала и централизованного вмешательства органов власти в стихийный процесс реструктурирования пространства [2].
Существует несколько основных подходов развития территории. Самым первым необходимо назвать традиционный для нашей страны план социально-экономического развития территории. Он основан на сопоставлении показателей социально-экономического развития региона или муниципального образования с типичными стандартными индикаторами. Минус заключается в том, что территория не рассматривается во всем ее многообразии и развитие осуществляется от того, чего уже достигли. Стратегический план развития территории, основанный на ресурсном подходе так же имеет свои недостатки, а именно, конкретно тут идет привязка к имеющимся ресурсам и возможность территории показывается без учета конкуренции на рынках. Подход, основанный на разработке стратегии региона путем изучения общественного мнения населения так же не совсем полный, так как позволяет населению высказать свое мнение и узнать реальные проблемы, но не основывается на серьезном анализе территории. Основная идея заключается в том, что необходимо совмещать несколько подходов и методик для полного выявления всех недостатков и конкурентных преимуществ.
М. Портер в своей книге «Конкуренция» упоминает о том, что рабочая сила, капитал или сырье давно стали широкодоступными и поэтому конкуренция вышла на совершенно другой уровень. Теперь она обусловлена эффективностью, с которой организации и территории ведут конкурентоспособную борьбу [7]. Следовательно, качество и умение применить определенные навыки ценится намного больше, чем количество. Следует различать конкурентоспособность региона как потенциальную возможность участвовать в конкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении региона. В связи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта. В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию
инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.
Анализ мировой хозяйственной практики показывает, что наиболее экономически эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития территорий является использование кластерного подхода, который в последние годы стал главным инструментом разработки экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности.
Основоположником кластерного подхода к определению и повышению региональной конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем: одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Таким образом, по Портеру, кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [7]. Главным наблюдением Портера является следующее: чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность компаний.
Кластерный подход к анализу экономики территории значительно отличается от классического (отрасли, сектора). Он включает территориальные границы кластера, пользование общими благами, обмен ноу-хау и товарами внутри кластера. В таких условиях компоненты кластера выступают, как единая автономная система. Важными элементами кластеров выступают взаимодействия между организациями. Практика показывает, чем глубже, прочней, многообразней связи между компаниями, тем выше конкурентоспособность кластера. Создание кластеров важная задача, потому что мы развиваем экономику, повышаем качество продукции, увеличиваем занятость, повышаем качество рабочей силы, повышаем конкурентоспособность региона.
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р программа развития
инновационного территориального кластера должна обеспечивать создание благоприятных условий для развития кластера в субъекте Российской Федерации с целью решения задач экономического развития региона. При определении целей и задач реализации программы необходимо учесть приоритеты государственной политики, указанные в Стратегии инновационного развития Российской Федерации [8].
Органы государственной власти и местного самоуправления оказывают содействие развитию инновационных территориальных кластеров по следующим направлениям:
• содействие институциональному развитию кластеров;
• развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;
• обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластеров.
Содействие институциональному развитию кластеров предполагает инициирование и поддержку создания специализированной организации развития инновационного территориального кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера.
Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, включает:
• стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержку сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
• повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
Обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластеров включает мероприятия по повышению эффективности системы профессионального образования, развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществлению целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также снижению административных барьеров [4].
Фактически, трудно определить, исходит ли основная причина инициации кластерных инициатив из государственного или из частного сектора. Тем не менее, в опросе были указаны 41% кластерных инициатив в качестве реакции на государственный конкурс/программу государственной политики, в то время как такое же количество было «инициативой частного сектора». Оставшиеся 18% были различными видами государственно-частного партнерства, академическими инициативами, или относились к трудно классифицируемым типам инициатив [11].
Преимущества кластеризации территориальной экономики
• Концентрация компаний в одном регионе (городе) дает им преимущество над более изолированными конкурентами.
• Кластеризация позволяет определить структуру, связи и значение кластера, а, следовательно, меры и действия, которые необходимо предпринять для прогрессивного развития данного кластера.
• Компании, исследовав структуру кластера и определив свое место в нем, могут получить доступ к более дешевым и квалифицированным трудовым ресурсам, новым поставщикам, образовательным учреждениям, бизнес технологиям (в том числе неизбежном обмену знаниями между компонентами кластера).
• Доступ к новым технологиям, трудовым ресурсам и обмен знаниями неизбежно приведет к повышению конкуренции в кластере, а, следовательно, к повышению производительности труда компаний, повышению качества продукции и понижению цен.
• Органы государственной власти и чиновники не имеют детализированной информации о развитии и структуре региональной промышленности. Следовательно, государственным органам кластеризация дает возможность более четкого и прогрессивного построения экономической политики (Специализированные программы, инвестиционные проекты и т.д.).
• Политика, основанная на кластерном понимании экономики региона, увеличивает эффективность деятельности власти. В реальных изменчивых рыночных условиях успешным компаниям необходимо непрерывно эволюционировать, чтобы выжить, поэтому им необходимо понимание данных условий и содействие со стороны местной власти.
• Поддержка не отраслей, а кластеров приводят к автоматическому росту экономики территории. Это происходит, потому что кластер представляет собой систему взаимосвязанных организаций и, следовательно, развитие одной из частей кластера приводит к развитию другой [3].
Промышленный кластер имеет социально-экономическую направленность с особой ролью человеческого фактора и ориентацию на конечного потребителя. В состав промышленного кластера могут входить государственные, образовательные и/или исследовательские организации, что придает ему инновационный характер
Рост кластеров может быть усилена кластерной политикой - осознанным взаимодействием институтов власти и общества по поддержке и развитию кластерных инициатив. Вместе с тем история знает немало примеров, когда кластеры вырастали без какой- либо поддержки со стороны государства и общества [9].
По мнению Тарасенко В.В. обычно создание кластеров происходит по инициативе правительства (32%), индустрии (27%) или их общей инициативе (35 %). Финансирование кластерных инициатив осуществляется за счет государства (54 %), за счет индустрии (18 %) или в равной степени за счет обеих сторон(25 %) [10].
В условиях рыночной конкуренции подходы к пониманию и применению агропромышленного комплекса несколько изменились. Необходимо рассматривать все подсистемы и отрасли, входящие в агропромышленный комплекс, а не сельское хозяйство в частности. Все подходы должны иметь определенный набор проблем, которые могут решиться на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях власти, а так же в самом предприятии. При использовании системного подхода льняной комплекс Смоленской области, который в данное время становится кластером, сочетает в себе такие стороны как: технологическо-техническая (оборудование, набор технологий), экономическая, организационная (кооперация и организация труда), физиологическая, социальная. Именно с помощью комплексного воздействия на каждую из этих сторон с учетом рационализации структуры управления можно добиться успеха как в области агропромышленного комплекса, так и в региональной экономики в целом.
Успешная реализация проектов по стимулированию кластеров возможна при наличии региональной стратегии. При разработке региональной стратегии необходимо учитывать ключевые точки роста региона в целом. Кластеры, в региональном аспекте соединяя в себе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства создают условия для перевооружения промышленности, определяют приоритетные инвестиционные вложения и формируют комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластеры обеспечивают мультипликативный эффект развития экономики региона. Кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде [5, 12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Lindqvist G., Ketels C., Sölvell Ö. The Cluster Initiative Greenbook 2.0 Published by: Ivory Tower Publishers, Stockholm
2. Валинурова, Л.С., Ахтариева Л.Г., Мазур Н.З. Управление территориальным развитием: учеб. пособие - Уфа: БАГСУ, 2012
3. Воронин, А.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории /А. Г. Воронин. - М., 2007
4. Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера Минэкономразвития России
5. Михеев, А. А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики — 2008. — № 3.
6. Общественно-деловая прогнозно-аналитическая газета «2020»
7. Портер, М. Конкуренция — М: Изд. дом «Вильямс», 2005
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
9. Тарасенко В.В Стратегии развития территориальных кластеров. Экономические стратегии № 11/2011
10.Тарасенко, В.В. Территориальные кластеры. Семь инструментов управления / Альпина паблишер. Москва. 2014.
11.Хафизов, Р.Р., Ананишнев В.В., Брижанин В.В. «Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных
производственных отраслей экономики» Вестник Челябинского государственного университета 2015. № 18 (373). 12. Яковлев М. М. Кластеры как фактор инновационного развития предприятий и территориальных образований / М. М. Яковлев // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 1. №. 1. С. 34-41. DOI: 10.12737/19102