Научная статья на тему 'Рационализация системы управления производством и сбытом масложировой продукции в АПК региона'

Рационализация системы управления производством и сбытом масложировой продукции в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ И СБЫТОМ МАСЛОЖИРОВОЙ ПРОДУКЦИИ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МАСЛОЖИРОВОЙ ПОДКОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. В., Долматов С. Б.

Обоснованы направления рационализации управления производством и сбытом масложировой продукции в АПК, предложены на примере функционирования масличного хозяйства Волгоградской области приоритетные формы его развития на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рационализация системы управления производством и сбытом масложировой продукции в АПК региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК:338.439.5:637.1/5:631.145

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И СБЫТОМ МАСЛОЖИРОВОЙ ПРОДУКЦИИ В АПК РЕГИОНА

Н.В. Иванова, кандидат экономических наук С.Б. Долматов, кандидат экономических наук

ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная

академия

Обоснованы направления рационализации управления производством и сбытом масложировой продукции в АПК, предложены на примере функционирования масличного хозяйства Волгоградской области приоритетные формы его развития на региональном уровне.

Ключевые слова: управление производством и сбытом

масложировой продукции, стратегия, стратегическая программа развития управления, масложировой подкомплекс

Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области по проекту «Совершенствование процессов управления производством и сбытом продукции масложирового подкомплекса АПК Волгоградской области» № 11-12-34013 а/В

В условиях регионализации экономики и стабилизации воспроизводственных процессов в АПК, управление производством и сбытом масложировой продукции, играющей стратегическую, многоцелевую, многофункциональную и системообразующую роль в аграрной экономике, трансформируется в особую форму деятельности по регулированию рынка масличных культур и продуктов их переработки, направленную на удовлетворение спроса потребителей и обеспечивающую обоснованность и оперативность принимаемых решений.

Если в пореформенный период важнейшим направлением развития масложирового подкомплекса АПК было увеличение мощностей по переработке продукции, то реалией сегодняшнего дня становится восстановление эквивалентных экономических взаимоотношений сельскохозяйственных производителей со сферой переработки и реализации, активизация процессов агропромышленной интеграции масличного хозяйства на основе объединения ресурсов или их части сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и торговли с замкнутым технологическим циклом производства, переработки и сбыта, обеспечивающее функционирование

интегрированных формирований как единой экономической системы. Более того, обобщение отечественного и зарубежного опыта хозяйствования позволяет констатировать, что в обозримом будущем без кооперации и интеграции большинство перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий благоприятных перспектив не имеет, что побуждает сельхозтоваропроизводителей и переработчиков масложировой продукции к поиску новых хозяйственных и управленческих решений [2].

Поэтому при построении новых рыночно-ориентированных организационных структур управления предприятий масложирового подкомплекса важно соблюдать основные принципы, апробированные мировой и отечественной практикой хозяйствования: баланс

ответственности и прав; единство, четкость постановки, доступность и понятность финансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре; простота структуры, в том числе малозвенность, четкость построения, управляемость; эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь; координация ответственности на всех уровнях управления; гибкость, приспособляемость, адаптивность структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией развития.

Существующая в мировой практике менеджмента методология формирования стратегий управления рассматривает хозяйствующих субъектов преимущественно на уровне предприятий, практически не касаясь пространственной проблематики, а изучением взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния разноуровневых целевых нормативов в масложировом подкомплексе АПК и их сопряжением никто системно и комплексно не занимается, что требует нового научного осмысления методологии формирования макро-, мезо- и микроуровневых стратегий управления производством и сбытом продукции в масложировом подкомплексе АПК.

По-нашему мнению, в основе решения этой проблемы должен быть заложен единый методологический принцип, предполагающий разработку целевой комплексной программы развития. Учитывая, что понятие «стратегия» (направление, вектор будущего развития) предваряет понятие «цель» (желаемое состояние объекта в будущем), то правомерно предположить альтернативную форму управления производством и сбытом масложировой продукции, предполагающую расширение и усиление функций управления (рис. 1): исследовательских - сбор, обработка, обобщение и анализ фактических данных о конъюнктуре рынка масличных; информационных - участие в создании и совершенствовании системы информационно-рекламного и экономико-математического обеспечения управленческой деятельности; организационных - содействие в разработке инвестиционных проектов и программ, формировании новых форм и каналов распределения

масложировой продукции; научно-методических и консультационных -оказание услуг по составлению бизнес-планов, правовым, налоговым, финансовым вопросам, оценке разного рода рисков и прибыли, организация проведения научно-исследовательских работ в области менеджмента и маркетинга; организация и разработка программ и учебно-методических планов, методических пособий и других учебных материалов по менеджменту и маркетингу в масличном хозяйстве; нормативно-правовых - инициирование на основе исследования масложирового рынка участия в разработке нормативных и правовых актов, регламентирующих производственно-сбытовую деятельность, стандарты на товарные характеристики масложировой продукции, новые методы ее сертификации и контроля качества.

Эта г 1 Стратегический ситушисееый =н=тнз гилы \троз внешней среды и возможностей развития Етг-'тржней ^раы управгаиа производством и сбытом продукции е масложировоы подкомплексе АПК

А

Эта г II Система экспертного прогнозирования с жзюпьзованвеы методов и моделей и^итгнионнсто анализа

а

Эта г III У становление тенденций и прогнозных опенок развития

ХараКТ5рИСТИК ргСЛ'рСЕСГС потенпиала организации производства, труда и ЕВ Л ?Ы*1Т

ируизвудихва .маишчпыл .1*. МаСЛОЖИрОВОК дродукшш "И"! еЛ1Ы .1ОН арОДЬИАйНкЛ.. 1'С'Ы11 и коммуникаций

произв слс'ТЕ еииои хшфрасзргалчры аграрной политики

материально -технического снабжения отраслевой науки и НТП

Эта г IV Разработка целевых программ развития на основе:

экспертного прогнозного мод е лирования с I а тистич е ского мод ел ир о ва ния инд икат оро в развития пр оизводственной системы

инвестиционно и емкости и пршд екат ельносги ста тис т ич е ского мод ел ир о ва ния индикат оров р аЗБИТНЯ с бытовой СИСТ 6МЫ

сравните ЛЕЬВЫХ оценок модельных показателей о л очно -о оъ емного мор фол огич е ского мод ел ир ова ния с о циа льно-зкономич е с ких ориентир ОБ

1

Эта г V Орг =кизалия про ектирсв ания на основ е прегне зкых ориентиров

Эта г VI Оттттсрпаття д^т^ргттшр^ттюй ттрнлили гльттлбли ы т,-тр,1ть-кттт,-атпт^нк,г:к шггиттгст в масложировом подкомплексе АПК региона

и

Эта г ПрсеыгнргЕ=ние вориатиЕОЕ грудгвьш. материальных, производственных и кс: :-VII \:ерчежж зэтргт. срт=низ=шш контроллинга проюЕодстЕгнно-фин=н;гЕьш ре-

зультатов а коммерческого расчета произЕвдгтЕлшэ-хозяйств еннвй деятельности. организапионя™ структуры ивозможностей прсизЕсдствгннггг взаимодействия фунШИЙ Н= ЫИКроурОЕВЕ управляй!

Рисунок 1 - Схема имитационного моделирования стратегической синергичной программы развития управления производством и сбытом продукции масложирового подкомплекса АПК

В качестве ключевых элементов проектирования стратегической синергичной программы развития (ССПР) управления предприятиями масложирового подкомплекса АПК следует выделить - ценовой, ассортиментный, сбытовой и коммуникационный блоки, объективирующиеся в форме уровневых стратегических единиц бизнеса (СЕБ) и определяющие совокупный потенциал генеральной стратегии. Исходя из этого, в перспективе предлагается разграничить полномочия по управлению производством и сбытом масложировой продукции между разными уровнями власти: на федеральном уровне сохранить полномочия в сфере обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны, создания современной законодательной базы и эффективной финансово-кредитной системы, учета и контроля за целевым использованием финансовых ресурсов; на региональном расширить полномочия по развитию производственной и рыночной инфраструктуры рынка масличных, его регулированию, максимальному удовлетворению спроса населения в качественной продукции, содействию развития и обновления материально-технической базы масличного хозяйства; на уровень муниципальных образований делегировать часть полномочий по финансированию муниципальных программ, содействию развития частных инвестиций, обеспечению и закреплению кадров, экологической чистоты производства масложировой продукции.

Предлагаемая концепция хотя и отличается универсальностью, но применительно к конкретным национальным или региональным особенностям требует адаптации и учета комплексного воздействия различных факторов, связанных со специфичностью организационных, финансовых, технологических, кадровых, инновационных, маркетинговых и других составляющих элементов, являющихся результатом политики, проводимой по отношению к масличному хозяйству, которые позволяют дать оценку соответствия потенциала производства масложировой продукции уровню рыночных запросов на нее. В частности, воздействие на эти регулируемые факторы, является основой управления производством и сбытом масложировой продукции в регионе.

Апробация предложенной концепции была осуществлена на примере масличного хозяйства Волгоградской области, играющего решающую роль в становлении внутреннего национального и регионального рынка продовольствия, расширенного воспроизводства в аграрной экономики и характеризующегося высоким уровнем финансового, ресурсного и биоклиматического потенциала функционирования.

Осуществленная группировка районов Волгоградской области по критериям эффективности производства масличных культур и уровню организации управления (табл. 1), позволила выделить три основные зоны - высокой, средней и низкой результативности, обусловленные почвенно-климатическими, природно-географическими и

организационно-техническими особенностями, что сигнализирует о необходимости применения адекватных рыночной ситуации инструментов управленческого воздействия.

Являясь одним из явных лидеров в производстве масличного сырья и растительных масел России, располагая более чем 40 предприятиями и 60 цехами по переработке маслосемян общей мощностью 936 тыс. тонн в сутки [1], управление масличным хозяйством Волгоградской области, тем не менее, подвержено существенным колебаниям, что обусловлено узостью спектра предпринимаемых на региональном уровне управленческих решений, не акцентирующих внимания на решении внутриотраслевых проблем, реализации функций анализа, прогнозирования, отработке тактических планов освоения рынка, использовании средств формирования спроса и стимулирования сбыта, привлечении потенциальных потребителей.

Таблица 1 - Группировка районов волгоградской области по степени результативности производства масличных культур и эффективности управления

Валовой сбор Урожайность

Высокая (от 11,1 ц/га и выше) Средняя (от 6,1 до 11,0 ц/га) Низкая (от 0 до 6,0 ц/га)

Высокий (от 20 тыс. тонн и выше Урюпинский Новониколаевский Нов оаннинский Киквидзенский Еланский Алексеевский Михайловский Нехаевский Серафимовичский Фроловский

Средний (от 10 до 20 тыс. тонн) Даниловский Жирновский Руднянский Кумылженский Ольховский Клетский Котовский Чернышковский

Низкий (от 0 до 10 тыс. тонн) Иловлинский Камышинский Старополтавский Г ородищенский Дубовский Котельниковский Октябрьский Суровикинский Быковский Калачевский Ленинский Николаевский Палласовский Светлоярский

Основным недостатком функционирования масложирового подкомплекса АПК региона на сегодняшний день, является отсутствие в базисной надстройке звена, обеспечивающего и осуществляющего процесс системного управления производством и сбытом продукции.

Многие производители масложировой продукции развиваются интуитивно, их действия разрознены и нескоординированы, что нарушает целостность структуры всего хозяйственного механизма АПК региона [4].

Обобщение положительного опыта развития интегрированных формирований масличного хозяйства Волгоградской области (табл. 2), представленного сочетанием различных звеньев технологической цепочки: производство - сбыт; производство - хранение - сбыт; производство - хранение - переработка - сбыт и основанное на активном использовании маркетинговых методов, таких как исследование рынков, изучение спроса и предложения, организация рекламной и коммерческой деятельности, ведение конкурентной борьбы, подтверждают необходимость разработки комплексного стратегического подхода к управлению производством и сбытом масложировой продукции в регионе [3].

Выявленные авторами тенденции развития сбытовой деятельности в Волгоградской области [5] также свидетельствуют, что дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности масложирового подкомплекса АПК региона, рост производства и продаж масличных невозможны без:

- оперативного обеспечения органов управления всех уровней достоверной информацией о спросе и предложении на рынке масличных, ее передачи соответствующим производственным и торговым структурам;

- контроля за обеспечением стандартизации и сертификации реализуемой масложировой продукции;

- содействия рациональному управлению федеральными и региональными запасами масличных;

- обмена передовым управленческим и технологическим опытом;

сравнительного анализа результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка масличных с достижениями лучших хозяйств страны и мира;

- внедрения инноваций и стимулирования внутриотраслевой конкуренции;

- становления эффективного аграрного лобби с целью защиты интересов товаропроизводителей.

Таблица 2 - Й^ЮТ-анализ крупнейших интегрированных агроформирований __________Волгоградской области по производству подсолнечника________

оо

Фактор » Р О <> о 1 - У ^ 1 % 1 О 3 < 1 ? 531 X-9--И и О с. ~ в * < а с 1 < Ё. _ 0< <1 2 о

Маркетинг 25 2.2 2.7 2.7 4.7 2.7

Текущая доля на. рынке 20 3 1 2 4 5

Репутация 20 2 1 3 5 4

Качество продукта/услуги 20 2 1 3 4 5

Мощность СОЫТОВОЙ сети 10 3 1 2 5 4

Эффективность ценовой политики 10 1 4 2 5 3

Э фф екти вностъ методов продвижения 10 3 1 4 5 о

Эффективность каналов реализации 10 1 2 3 4 5

Финансы 25 3.4 2,6 3.2 4.8 3.0

Доступность капитала 40 4 2 4 5 3

Потоки денежных средств 40 3 4 3 5 2

Финансовая устойчивость 20 3 1 2 4 5

Производство и операционная деятельность 25 3.8 2,6 2.6 4,2 3.8

Производственный потенциал 20 5 2 3 5 4

Возможности 20 4 4 3 5 3

Угрозы 20 3 1 1 2 4

Рабочая сила 20 4 3 3 5 5

Технический уровень производства 20 3 3 3 4 4

Организация 25 3.0 2.8 3.3 4.0 3.8

Уровень квалификации персонала 25 3 2 3 4 4

Заинтересованность персонала 25 4 3 4 5 4

Предпринимательская ориентация 25 2 2 3 4 4

Гибкость 25 3 3 3 3 3

Итоговая оценка, балл 3.1 2.7 2,9 4.4 3.3

Относительная сапа бизнеса, % 19 12 18 27 24

$

Кг

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Исходя из вышеизложенного, уместно предположить, что наиболее приемлемой стратегией развития управления производством и сбытом продукции масложирового подкомплекса АПК региона на перспективу является «стратегия интегрированного роста», а именно

- «вперед идущей вертикальной интеграции», в основе которой должно быть предусмотрено усиление контроля над разрозненными структурами системы распределения, создание интегрированных маркетинговых структур, уменьшающих зависимость от колебаний конъюнктуры рынка масличных, расширение посреднических услуг и повышение качественного уровня работы всех субъектов хозяйствования.

Главной целью подобной стратегии должно явиться создание в регионе условий для обеспечения продовольственной безопасности и полноценной загрузки производственных мощностей масложировой промышленности, повышения уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, устойчивого экономического развития сельских территорий. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих конкретных задач: укрепления

продовольственного самообеспечения региона; роста валовых сборов масличных культур и улучшения их качества; использования эффективных методов ценовой политики; стимулирования спроса на скороспелые, засухоустойчивые и высокопродуктивные сорта (гибриды) масличных; обеспечения гарантированного сбыта масложировой продукции; содействия организации и функционированию оптово-продовольственных рынков и товарных бирж; содействия формированию интегрированных маркетинговых объединений горизонтального и вертикального типа.

Библиографический список

1. Волгоградская область в цифрах. 2009 год [Текст] // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. - Волгоград, 2010. - 388 с.

2. Долматов, С.Б. Развитие управления в масложировом подкомплексе АПК [Текст]/ С.Б. Долматов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - № 10. -2010.-С. 62-66.

3. Иванова, Н.В. Маркетинговые аспекты управления предприятиями масложирового подкомплекса АПК [Текст] / Н.В. Иванова, С.Б. Долматов // Предпринимательство. - № 6. - 2009. - С. 127-133.

4. Иванова, Н.В. Особенности управления сбытом продукции в АПК [Текст] / Н.В. Иванова, А.В. Левина // Управление каналами дистрибуции. - 2010. - № 2. - С. 114-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Козенко, З.Н. Оценка тенденций развития сбыта продукции в масложировом подкомплексе АПК [Текст] / З.Н. Козенко, Н.В. Иванова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2011. - № 1 (21). - С. 197-204.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.