Научная статья на тему 'Кластерный подход к формированию эффективного и устойчивого масложирового подкомплекса региона'

Кластерный подход к формированию эффективного и устойчивого масложирового подкомплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛОЖИРОВОЙ КЛАСТЕР / OIL-AND-FATTY CLUSTER / ОТРАСЛЕВЫЕ СОЮЗЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СЕЛЕКЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / BREEDING CENTERS / АГРОХОЛДИНГИ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / BRANCH ASSOCIATIONS / IMPORT PHASE-OUT / AGRICULTURAL ENTERPRISES AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривошлыков К. М.

Негативные тенденции, происходящие в политическом и экономическом поле мировой интеграции и международного сотрудничества, диктуют необходимость ориентирования отечественной аграрной науки совместно с предприятиями сырьевой и перерабатывающей сфер на создание качественно новых интегрированных структур. При этом целевой вектор развития данных формирований должен быть направлен на реализацию инновационной и инвестиционной составляющих. Сегодня наиболее крупной вертикально интегрированной ассоциацией представителей масложировой сферы является «Масложировой Союз России». Однако широкий спектр решаемых им задач лежит, по большей части, в плоскости интересов маслоперерабатывающих предприятий, холдингов и агротрейдеров в реализации их коммерческо-сбытовой политики на внутреннем и внешнем рынках. При этом пробле мы государственной поддержки и регулирования оборота семян, а также становления сырьевого рынка масложирового подкомплекса страны остаются нерешенными. В этой связи целесообразным является формирование продуктовых кластеров в рамках отдельного региона или экономической территории, которые предполагают помимо коммерческой составляющей еще и целевое регулирование со стороны федеральных и региональных органов власти. Такого рода направление интеграции участников масличного сектора региона является оптимальным инструментом повышения его конкурентоспособности, снижения влияния негативных явлений на проблемных участках системообразующих его блоков и усиления имеющихся преимуществ. Основными целевыми индикаторами, объединяющими экономические интересы потенциальных участников кластера, являются: создание условий для ведения первичного и промышленного семеноводства с учетом агротехнических требований и пространственной изоляции; формирование устойчивого рынка семенного материала; внедрение инновационных технологий для реализации биологического потенциала сортов и гибридов масличных культур; сокращение дефицита сырьевых запасов ключевых маслоэкстракционных заводов региона; проведение единой маркетинговой политики. Ключевым фактором повышения эффективного и устойчивого развития данного интегрированного формирования является разработка и реализация организационно-экономического механизма взаимодействия блоков ядра кластерной системы и оптимизация их работы на принципах обоюдовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster access to a formation of effective and stable oil-and-fatty subcomplex of the region

The negative tendencies coming in policy and economy of the world integration prescribe the necessity to join the domestic agrarian sciences with oil seed production and processing enterprises in order to create qualitatively new integrated structures. At the same time objective vector of development of these unions must be directed for realization of innovative and investment elements. In current time, the largest vertically integrated association of representatives in oil-and-fatty sphere is “Oil-and-fatty union of Russia”. However, the wide range of task, the union deals with, rests mostly the interests of oil processing factories, enterprises and agrotraders in realization of sales on the domestic and foreign markets. Herewith, the problems of a governmental support and regulations in seeds rotation, as well as development of oil seed market in oil-and-fatty subcomplex of the country continue unsolved. In connection therewith it is rational to form product clusters under a separate region or economic territory which assume objective regulation by federal and regional governments apart from the commercial components. Such kind of integration of participants of oil sector in region is an optimal way of increasing of its competitive ability, decreasing of impact of the negative facts in specific sections of system-important blocks and intensification of available advantages. The primary objective indicators combining economic interest of potential participants of the cluster are: to create conditions for seed production from foundation to certified accounting agricultural and technical requirements and space isolation; to organize a stable seed market; to introduce innovative technologies for realization of a biological potential of oil crops varieties and hybrids; to lower deficit of seeds stocks on the leading oil-extracting plants of the region; to conduct the unitary marketing policy. The key factor of increasing of effective and stable evolution of this integrated union is development and realization of organizing and economic mechanism of cooperation between blocks of cluster system and optimization of their works under mutual profitable collaboration.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к формированию эффективного и устойчивого масложирового подкомплекса региона»

ISSN 2412-608Х. МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. Вып. 4 (164), 2015

Экономика и производство

УДК 631.1:637.232.5(470.62)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО И УСТОЙЧИВОГО МАСЛОЖИРОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА

К.М. Кривошлыков,

кандидат экономических наук

ФГБНУ ВНИИМК

Россия, 350038, г. Краснодар, ул. им. Филатова, д. 17 Тел.: (861) 275-71-00 E-mail: [email protected]

Для цитирования: Кривошлыков К.М.Кла-стерный подход к формированию эффективного и устойчивого масложирового подкомплекса региона // Масличные культуры. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. - 2015. -Вып. 4 (164). - С. 56-65.

Ключевые слова: масложировой кластер, отраслевые союзы, импортозамещение, селекционные центры, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители.

Негативные тенденции, происходящие в политическом и экономическом поле мировой интеграции и международного сотрудничества, диктуют необходимость ориентирования отечественной аграрной науки совместно с предприятиями сырьевой и перерабатывающей сфер на создание качественно новых интегрированных структур. При этом целевой вектор развития данных формирований должен быть направлен на реализацию инновационной и инвестиционной составляющих. Сегодня наиболее крупной вертикально интегрированной ассоциацией представителей масложировой сферы является «Масло-жировой Союз России». Однако широкий спектр решаемых им задач лежит, по большей части, в плоскости интересов маслоперерабатывающих предприятий, холдингов и агротрейдеров в реализации их коммерческо-сбытовой политики на внутреннем и внешнем рынках. При этом пробле-

мы государственной поддержки и регулирования оборота семян, а также становления сырьевого рынка масложирового подкомплекса страны остаются нерешенными. В этой связи целесообразным является формирование продуктовых кластеров в рамках отдельного региона или экономической территории, которые предполагают помимо коммерческой составляющей еще и целевое регулирование со стороны федеральных и региональных органов власти. Такого рода направление интеграции участников масличного сектора региона является оптимальным инструментом повышения его конкурентоспособности, снижения влияния негативных явлений на проблемных участках системообразующих его блоков и усиления имеющихся преимуществ. Основными целевыми индикаторами, объединяющими экономические интересы потенциальных участников кластера, являются: создание условий для ведения первичного и промышленного семеноводства с учетом агротехнических требований и пространственной изоляции; формирование устойчивого рынка семенного материала; внедрение инновационных технологий для реализации биологического потенциала сортов и гибридов масличных культур; сокращение дефицита сырьевых запасов ключевых маслоэкстракционных заводов региона; проведение единой маркетинговой политики. Ключевым фактором повышения эффективного и устойчивого развития данного интегрированного формирования является разработка и реализация организационно-экономического механизма взаимодействия блоков ядра кластерной системы и оптимизация их работы на принципах обоюдовыгодного сотрудничества.

UDC 631.1:637.232.5(470.62)

Cluster access to a formation of effective and sustainable oil-and-fatty subcomplex of the region.

Krivoshlykov K.M., candidate of economy FGBNU VNIIMK

17, Filatova str., Krasnodar, 350038, Russia Tel.: (861) 275-71-00 [email protected]

Key words: oil-and-fatty cluster, branch associations, import phase-out, breeding centers, agricultural enterprises agricultural producers.

The negative tendencies coming in policy and economy of the world integration prescribe the necessity to join the domestic agrarian sciences with oil seed production and processing enterprises in order to create qualitatively new integrated structures. At the

same time objective vector of development of these unions must be directed for realization of innovative and investment elements. In current time, the largest vertically integrated association of representatives in oil-and-fatty sphere is "Oil-and-fatty union of Russia". However, the wide range of task, the union deals with, rests mostly the interests of oil processing factories, enterprises and agrotraders in realization of sales on the domestic and foreign markets. Herewith, the problems of a governmental support and regulations in seeds rotation, as well as development of oil seed market in oil-and-fatty subcomplex of the country continue unsolved. In connection therewith it is rational to form product clusters under a separate region or economic territory which assume objective regulation by federal and regional governments apart from the commercial components. Such kind of integration of participants of oil sector in region is an optimal way of increasing of its competitive ability, decreasing of impact of the negative facts in specific sections of system-important blocks and intensification of available advantages. The primary objective indicators combining economic interest of potential participants of the cluster are: to create conditions for seed production from foundation to certified accounting agricultural and technical requirements and space isolation; to organize a stable seed market; to introduce innovative technologies for realization of a biological potential of oil crops varieties and hybrids; to lower deficit of seeds stocks on the leading oil-extracting plants of the region; to conduct the unitary marketing policy. The key factor of increasing of effective and stable evolution of this integrated union is development and realization of organizing and economic mechanism of cooperation between blocks of cluster system and optimization of their works under mutual profitable collaboration.

Негативные прецеденты, происходящие в политическом и экономическом поле мировой интеграции и международного сотрудничества, связанные с введением санкций и эмбарго на некоторые виды товаров и услуг, не только подчеркнули исключительную важность основных положений доктрины продовольственной безопасности страны, но и обнажили ряд имеющихся недостатков в формах и методах государственного

регулирования и протекционизма в отраслях экономики. И если, с одной стороны, открылись широкие перспективы развития внутреннего научного и производственного потенциала, основанного на использовании конкурентных преимуществ отечественных разработок и технологий, то с другой, - отсутствие четко сформулированных и реализуемых на практике концепций поддержки собственных наукоемких отраслей, в частности селекционных программ в сельском хозяйстве, поставило под угрозу реализацию данных возможностей.

В сложившейся ситуации отечественная наука совместно с предприятиями сырьевой и перерабатывающей сфер должна быть ориентирована на создание качественно новых интегрированных структур для достижения мультипликативных синергетических эффектов от взаимодействия их участников. При этом целевой вектор развития данных формирований должен быть направлен на реализацию инновационной и инвестиционной составляющих экономической политики и практической трансформации механизмов государственного регулирования отраслевых систем в АПК.

По состоянию на июль 2014 г. в России на федеральном уровне осуществляют свою деятельность 85 агропромышленных отраслевых союзов и ассоциаций, четыре из которых имеют непосредственное отношение к масложировой отрасли [1]. Это некоммерческие организации: «Российский Соевый Союз» (РСС), «Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции» (АПМП), Ассоциация производителей и переработчиков рапса «РАСРАПС) и «Масложировой Союз России» (МЖСР). Круг решаемых ими задач достаточно схож и сводится в основном к нормативному регулированию в сфере функционирования маслодобывающих и перерабатывающих предприятий.

«Масложировой Союз России» является наиболее крупной, как по составу участников, так и по спектру решаемых вопросов, организацией, представляет собой вертикально интегрированную ассоциацию представителей масложировой сферы. В состав Союза входят 45 предприятий масложировой и смежных с ней отраслей экономики, на долю которых приходится около 85 % объемов производства растительных масел и продуктов их переработки. Объединение является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, представляет собой некоммерческую организацию, деятельность которой не направлена на извлечение прибыли, а главной целью ее создания является консолидация усилий и координация деятельности предприятий для обеспечения устойчивого и стабильного функционирования масложировой отрасли в условиях реформирования экономики России в рамках рыночных форм и методов хозяйствования [2].

Высшим органом управления «Масло-жирового Союза России» является общее собрание. Осуществление уставных целей и задач обеспечивает Совет Союза (постоянно действующий коллегиальный орган управления, куда входят руководители агрохолдингов, масложировых комбинатов, научных учреждений), а также Исполнительная дирекция, которые, в свою очередь, представляют интересы входящих в состав Союза всех блоков масложирового продуктового подкомплекса страны (рис. 1).

Органами управления МЖСР осуществляется непосредственное взаимодействие с законодательными и исполнительными органами государственной власти и управления, другими общественными объединениями, международными и региональными структурами. Основными направлениями работы Союза в рамках данного сотрудничества являются разработка и утверждение санитарных правил и норм, норм технического регулирования и стандартизации на масложировую

продукцию, активное участие в разработке и реализации мер, направленных на государственную поддержку отечественных производителей, в т.ч. на внутреннем и внешнем рынках, посредством выработки положений таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Следует отметить, что представленный широкий спектр решаемых Масложиро-вым Союзом задач лежит по большей части в одной плоскости - сфере интересов маслоперерабатывающих предприятий, а также холдингов и агротрейдеров в реализации их коммерческо-сбытовой политики на внутреннем и внешнем рынках. При этом проблемы, с которыми сталкиваются сырьевой сектор и отечественные селекционно-семеноводческие учреждения, становятся «очевидными» только в настоящее время в рамках актуализации стратегии импортозамещения при подготовке соответствующих целевых ведомственных программ Минсель-хоза России.

Однако и в данном аспекте, казалось бы, уже давно назревшей необходимости принятия срочных мер государственной поддержки и регулирования оборота семян и формирования сырьевого рынка масложирового подкомплекса страны, не происходит достаточно слаженной работы всех звеньев Союза как интегрированного формирования. В особенности это касается интеграционных процессов на межрегиональном уровне.

Так, некоторые ключевые положения, касающиеся сырьевого сектора в рамках проекта повышения эффективности производства и переработки масличных культур в России на среднесрочную перспективу (в последствии утвержденной программы «Развитие масложировой отрасли Российской Федерации на 20142016 годы»), разработанные головным научным учреждением по масличным культурам (ВНИИМК) и связанные с со-финансированием оснащения современной материально-технической базой отечественных селекционных центров, а также с формированием механизма част-

Рисунок 1 - Схема взаимодействий и основных направлений функционирования некоммерческой организации «Масложировой Союз России»

но-государственного партнерства в сфере промышленного семеноводства, не вошли в итоговый текст документа [3]. В качестве примера несогласованности целей и средств их достижения являются целевые индикаторы программы в части увеличения объемов производства товарных семян масличных культур в целом более чем на 10 %, в т.ч. рапса (озимого и ярового) - на 26,7 % (таблица).

Таблица

Целевые индикаторы программы «Развитие масложировой отрасли Российской Федерации на 2014-2016 гг.» и их значения по годам (в части формирования сырьевой базы)

В аналитическом разделе справедливо отмечается высокая роль селекции и семеноводства, а также агротехнического аспекта выращивания и размещения культур масличной группы, однако реальных направлений реализации господдержки отечественных отраслевых НИИ и сельхозтоваропроизводителей не предусмотрено. В данном ключе все ограничивается субсидированием сельхозтоваропроизводителям части затрат на приобретение элитных семян сои и рапса, что не является объективным фактором обеспечения планируемого роста валовых сборов. То есть ставка, по сути, делается на экстенсивный фактор - расширение посевных площадей. Все непроектные мероприятия планируется включать в программу в части изменений и дополнений либо в рамках мероприятий региональных экономически значимых программ субъектов Российской Федерации.

Учитывая сложившуюся практику, считаем необходимым условием реализации программных инициатив - привлече-

ние компетентного в данном вопросе представителя (эксперта) непосредственно при утверждении проектов в ведомстве. Тем более что положительный опыт решения подобных вопросов уже существует. Примером может служить разработка и реализация целевой программы «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 20082010 годы» [4]. В перечень и бюджет программных мероприятий, которые были также подготовлены ВНИИМК, было заложено полное государственное финансирование не только селекционных проектов, но и разработка сортовых технологий, практическое внедрение которых не менее важно при формировании высоких валовых сборов сельскохозяйственных культур.

Однако и в том и другом случае при работе над ведомственными проектами возникала одна и та же проблема, которая заключалась именно в осуществлении своевременной координации действий федеральных и региональных звеньев. Временные рамки для анализа и поиска оптимального алгоритма решения поставленных задач были достаточно ограничены, что порой приводило к нарушению сроков исполнения и, как следствие, несогласованности в работе.

В этой связи считаем, что для решения проблем взаимодействия федеральных и региональных звеньев необходима вспомогательная высокоорганизованная интегрированная отраслевая структура.

Одной из наиболее эффективных форм подобных интеграционных формирований, учитывая системность проблем, является создание и развитие продуктовых кластеров в рамках отдельного региона или экономической территории, которые предполагают помимо коммерческой составляющей и целевое регулирование со стороны федеральных и региональных органов власти. Это связано с тем, что на местном уровне мониторинг текущей ситуации, оценка проблем, оперативность поступления информации, а также реали-

Значение индика- Темп роста

Целевой индикатор тора по годам (за весь

2014 2015 2016 период), %

Валовой сбор семян мас-

личных культур, млн т, 13,6 14,3 15,0 110,3

в т.ч.:

подсолнечник 9,6 9,9 10,2 106,3

рапс 1,5 1,7 1,9 126,7

соя 1,9 2,0 2,2 115,8

прочие культуры 0,6 0,7 0,7 116,7

зация организационных вопросов выше, чем на уровне макросистемы.

Такого рода направление интеграции участников масличного сектора региона является оптимальным инструментом повышения его конкурентоспособности, снижения влияния негативных явлений на проблемных участках системообразующих его блоков и усиления имеющихся преимуществ [5].

В отличие от обычных форм кооперации и интеграции именно кластерная система, на наш взгляд, наиболее приемлема для обеспечения устойчивого развития масложирового подкомплекса, т.к. характеризуется необходимыми для этих целей особенностями и условиями формирования:

- наличие крупных организаций - лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инвестиционную и иную стратегию;

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов -участников кластера;

- устойчивость хозяйственных связей, долговременная координация в рамках разработки и реализации стратегических производственных программ, инновационных процессов, контроля качества, маркетинговой политики и т.д.

Таким образом, в контексте масложи-рового сегмента регионального АПК под кластером подразумевается устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых достижений, а также производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности всех участников масложирового продуктового кластера.

В свою очередь, основными целевыми индикаторами, объединяющими экономические интересы потенциальных участников кластера в рамках изучаемого сектора, являются: создание условий для ведения первичного и промышленного семеноводства с учетом агротехнических

требований и пространственной изоляции; формирование устойчивого рынка семенного материала; внедрение инновационных технологий для реализации биологического потенциала сортов и гибридов масличных культур; сокращение дефицита сырьевых запасов ключевых маслоэкстракционных заводов региона; проведение единой маркетинговой политики и т.д. Обеспечение выполнения данных условий, помимо всего прочего, способствует снижению влияния на рынке зарубежных поставщиков продукции, что является существенным вкладом в реализацию государственной стратегии импортозамещения.

С целью координации работы членов кластера целесообразно формирование региональных координационных советов. Совет в рамках своих полномочий является высшим органом управления, в задачи которого входит формирование стратегических целей по развитию производства и переработки маслосемян. В функции управляющего органа заложено администрирование всеми взаимосвязанными элементами кластерной структуры для распределения полномочий и ответственности между участниками. Для осуществления полномасштабной работы совета с районными и региональными органами власти, высшими и средними специальными образовательными учреждениями, а также представителями инфраструктурных звеньев по всем направлениям в его состав необходимо включать представителей структурных элементов ядра кластера: отраслевых НИИ, сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков (рис. 2).

Одной из главных задач управленческого характера является проведение постоянного мониторинга эффективности развития предприятий и учреждений, входящих в состав кластера. Данная функция в рамках Координационного совета может быть возложена на группу экспертов, сформированную из числа научных сотрудников отраслевых НИИ,

ПОТРЕБЛЕНИЕ МАСЛОЖИРОВОЙ ПРОДУКЦИИ (пищевое, промышленное)

Блок 1 - Государственные и коммерческие селекционные центры, обеспечивающие полный цикл технологического сопровождения;

Блок 2 - Сельскохозяйственные товаропроизводители;

Блок 3 - Предприятия перерабатывающей сферы МЖК, в том числе холдингового типа

Рисунок 2 - Схема взаимодействия субъектов масложирового кластера на региональном и федеральном округах

крупных представителей сырьевого сектора и маслоперерабатывающей индустрии.

Основными направлениями работы Совета являются:

- постоянное взаимодействие с НИИ, профилирующимися на селекции, семеноводстве и создании сортовых технологий, сельскохозяйственными товаропроизводителями, маслоэкстракционными заводами и учреждениями инфраструктуры с целью анализа и оперативного поиска решения проблем эффективности их развития;

- предоставление консультаций участникам кластера по вопросам экономического, организационного и технологического характера, а также юридического сопровождения;

- координационная работа с отраслевыми союзами в рамках решения программных инициатив и законодательного регулирования деятельности предприятий масложировой сферы;

- организация контроля над исполнением решений Координационного совета, осуществление иной деятельности, связанной с обеспечением устойчивого развития участников кластера.

В соответствии с теорией кластерного подхода интегратором масложирового продуктового кластера, учитывая характер поставленных перед формированием задач и условий их реализации, является ядро, которое составляют предприятия-лидеры: отраслевые НИИ и коммерческие учреждения селекционно-семеноводческого профиля, сельскохозяйственные товаропроизводители, представляющие сырьевой сектор отрасли и предприятия перерабатывающей промышленности. Точкой роста при этом является кумулятивное их взаимодействие, а связующими элементами - представители инфраструктурных звеньев, высшие и средние специ-

альные образовательные учреждения, административные органы власти.

Следует отметить, что ключевым фактором повышения эффективного и устойчивого развития всего интегрированного формирования является разработка и реализация организационно-экономического механизма взаимодействия блоков ядра кластерной системы и оптимизация их работы на принципах обоюдовыгодного сотрудничества.

Так, точки сопряжения интересов учреждений селекционно-семеноводческой сферы и сельскохозяйственных товаропроизводителей (сектор А на рис. 2) лежат в области научного обеспечения возделывания масличных культур с учетом производственных и экономических условий хозяйства, а также природно-климатических особенностей его территориального размещения. Индивидуальный подход при формировании сортовой структуры посева на основе комплексного сочетания вегетационного периода и агротехнологических особенностей того или иного сорта или гибрида позволит максимально реализовать их биологический потенциал. В свою очередь, проведение работ в этом направлении обеспечивает рост продуктивности посевов масличных культур, а следовательно, и финансовой устойчивости товаропроизводителя. С другой, - способствует реализации требований главного распорядителя бюджетных средств Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) к подведомственным учреждениям в части коммерциализации их научных исследований и разработок, а также широкого внедрения достижений отечественной селекции.

В данном ключе, но на более глубоком в организационном плане уровне реализуются интересы государственных и коммерческих учреждений-оригинаторов при взаимодействии их с перерабатывающей

отраслью, в частности с вертикально интегрированными образованиями холдингового типа, контролирующими практически две трети производства растительных масел в Краснодарском крае (сектор В на рис. 2).

Наличие в структуре агрообразования собственных земель и подконтрольных сельскохозяйственных формирований является потенциальным решением проблемы обеспечения научных требований ведения селекционно-семеноводческого процесса. Таким образом, размещение в агрохолдингах на условиях реализации механизма частно-государственного партнерства участков промышленного семеноводства сортов и гибридов подсолнечника, требующего как перекрестноопыляемая культура соблюдения пространственной изоляции, позволит получать семена с высокими посевными качествами. Интересы холдинга связаны со снижением себестоимости производства сырья для маслоэкс-тракционных заводов за счет получения собственного семенного материала коммерческих сортов и гибридов масличных культур с заданным качеством масла.

Данный фактор, в свою очередь, является основополагающим при интеграции перерабатывающего звена и сельскохозяйственных товаропроизводителей (сектор С на рис. 2). В условиях жесткой конкуренции за сырьевую базу, учитывая имеющийся в регионе дефицит товарного производства масличных, одним из рычагов обеспечения собственных мощностей маслоэкстракционных заводов является привлечение аграриев на условиях товарного кредитования, в т.ч. посредством предоставления высокоурожайных сортов и гибридов подсолнечника и других масличных культур, произведенных на собственных землях.

Что же касается органов власти, то на их уровне создание кластера должно инициироваться через организованные агентства, а

также посредством управления структурой и членством в организациях по осуществлению надзора за бизнесом. В целом, содействие региональных властей формированию и развитию кластера должно осуществляться по следующим направлениям:

- создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, координации интересов участников кластера и кооперации усилий для решения общих задач (отраслевые региональные программы развития и проч.);

- стимулирование спроса посредством формирования потребительских предпочтений в рамках региона (отраслевые выставки, «дни поля» - демонстрации селекционных достижений и т.д.);

- развитие системы профессионального образования с целью реализации кадровой политики региона (проведение «ярмарок вакансий» непосредственно в стенах высших и средних специальных учебных заведений);

- развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, лоббирование интересов участников кластера на региональном и федеральном уровнях, реализация совместных инновационных инвестиционных проектов.

Не менее важным субъектом масложи-рового кластера является развитая инфраструктура, включающая финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие, лизинговые компании, логистическая инфраструктура, инжиниринговые компании).

Развитие и регулирование регионального рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов власти, управления на сферу производст-

ва, реализации сырья и готовой продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов.

Результативность всех предложенных интеграционных процессов должна определяться оптимальностью сочетания интересов всех групп участников кластера: селекционно-семеноводческих учреждений, производителей товарного сырья и готовой продукции, государства.

Реализация представленных условий, и в первую очередь при формировании направлений взаимодействия внутри ядра масложирового отраслевого кластера, позволит создать благоприятную среду для устойчивого роста эффективности всего интегрированного формирования, обеспечить слаженную работу в области планирования и прогнозирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы, обозначить пути по оптимизации текущей работы составляющих его блоков и элементов с учетом их специфики, организационных и территориальных особенностей, а также осуществлять оперативную координационную работу с межрегиональными отраслевыми союзами по всем направлениям.

Список литературы

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - 2002-2015 - URL: http://www. mcx. ru/navigation/ docfeeder/show/ 143.htm - (Дата обращения: 12.03.2015).

2. Масложировой союз России. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -2015. - URL: http://mjsr.ru/?page_id=353 (Дата обращения: 12.03.2015).

3. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 23 мая 2014 г. N 170 "Об утверждении отраслевой программы "Развитие масложировой отрасли Российской Федерации на 2014-2016 годы." -[Электронный ресурс]. - 2015. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 0564234/ (Дата обращения: 15.04.2015).

4. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 8 апреля 2008 г. N 194 «Об утверждении целевой программы ведомства «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы». - [Электронный ресурс]. -2015. - URL: http:// http://www.alppp.ru/law/ hozj aj stvennaj a-dej atelnost/selskoe-hozj aj stvo/ 16/prikaz-minsel-hoza-rf-ot-08-04-2008--194.html/ (Дата обращения: 15.04.2015).

5. Копылов В.В. Кластеры как центры инновационного развития АПК в регионах Российской Федерации // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 144-146.

References

1. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Ros-siyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt. -[Elektronnyy resurs]. - 2002-2015 - URL: http://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show /143.htm (Data obrashcheniya: 12.03.2015).

2. Maslozhirovoy soyuz Rossii. Ofitsial'nyy sayt. - [Elektronnyy resurs]. - 2015. - URL: http://mjsr.ru/?page_id=353 (Data obrashcheniya: 12.03.2015).

3. Prikaz Ministerstva sel'skogo khozyaystva RF ot 23 maya 2014 g. N 170 "Ob utverzhdenii otraslevoy programmy "Razvitie maslozhirovoy otrasli Rossiyskoy Federatsii na 2014-2016 gody." - [Elektronnyy resurs]. - 2015. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70564234/ (Data obra-shcheniya: 15.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Prikaz Ministerstva sel'skogo khozyaystva RF ot 8 aprelya 2008 g. N 194

«Ob utverzhdenii tselevoy programmy vedomstva «Razvitie proizvodstva i pererabotki rapsa v Rossiyskoy Federatsii na 2008-2010 gody». - [Elektronnyy resurs]. -2015. - URL: http:// http://www.alppp.ru/ law/hozj aj stvennaj a-dej atelnost/selskoe-hozj aj stvo/16/prikaz-minsel-hoza-rf-ot-08-04-2008--194.html/ (Data obrashcheniya: 15.04.2015).

5. Kopylov V.V. Klastery kak tsentry innovatsionnogo razvitiya APK v regionakh Rossiyskoy Federatsii // Voprosy ekonomiki i prava. - 2012. - № 1. - S. 144-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.