Гаак Т.П., Коннова С.М.
Гимназия №5 г. Оренбурга E-mail: [email protected], [email protected]
РАССУЖДЕНИЯ О ДУХОВНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Исследована духовность в педагогическом аспекте. Обнаружены существенные моменты духовности: общение, ответственность и забота. Предложено определение духовности, принимающее во внимание особенности педагогической деятельности. Установлена существенная проблема духовности - смысловая лакуна.
Ключевые слова: духовность, образ первопредка.
Педагогика представляет собой важную часть развития человечества, формируя особый вид бытия, закономерно создавая образ духовности, обозначенный ролью воспитания и образования в становлении будущих поколений человеческого рода. Смысл духовности обусловлен общей направленностью многих и различных традиций воспитания и образования. Диалог культур по вопросам образования, жизненные примеры учителей, педагогические традиции мировых религий и педагогические идеи, заключенные в памятниках литературы, взаимосвязь традиций религиозного и светского образования, образовательные модели исторических эпох мировой человеческой цивилизации составляют духовное богатство педагогики и раскрывают духовную сущность педагогического труда. Внешняя и внутренняя политика государственных деятелей занимает в духовном воспитании будущих поколений человечества почетное место и значительное положение. Духовностью отмечена педагогическая деятельность корифеев мировой науки и изобретателей техники. В педагогической науке значительно развито психологической направление. В этом направлении введено понятие «реалы», обозначающее простейшие духовные сущности, изначально формирующие культуру воспитания и отмечаемые в культуре речи. Духовной силой воспитания наделено эпистолярное искусство и мемуары. «В словесном искусстве, милейший мой, я подражаю живописцам, не сразу пишу законченный словесный образ и не с первой, как говорят, буквы создаю поучение или опровержение, но делая сначала общий набросок и как бы наводя легкую тень, вставляю таким способом украшения и ввожу подобие, соответствующее изображаемому лицу» [1, 151], - пишет в письме одному ученику Михаил Пселл, византийский философ и педагог, прославленный богатым эпистолярным наследием. Рассуж-
дения о проблеме воспитания и обучения в духовном становлении человека отличаются стремлением выяснить сущность педагогического труда. Понимание духовности в истории педагогических учений доведено до континуальной образовательной реальности родовой и исторической жизни человечества. «Золотым веком» педагогики названа русская педагогика XIX века. Н.И. Пирогов обосновал, что истоки духовности следует искать в дидактике и приемах обучения. В связи с задачами дидактики он поднял в общественно-педагогических кругах вопрос о телесных наказаниях. Развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имела положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 года телесные наказания были отменены. В.Я. Сто-юнин доказал, что методические приемы должны исходить из признания письменности и речи важнейшими средствами духовно-нравственного формирования ребенка. В.И. Водовозов вывел, что в общественно-нравственном смысле духовность определяется в языковой среде взаимопонимания представителей различных культур. Е.Н. Водовозова (урожденная Цевловская), русская детская писательница и педагог, предлагала сделать основой дошкольного воспитания и развития ребенка песни, игры, сказки разных народов. К.Н. Вентцель, автор одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917), показал, что первоначальным проявлением духа является волевое побуждение. Воля проявляется как акт выбора и решения, вопрос о природе воли имеет первостепенное значение для правильной постановки педагогической проблемы и влияет на верное решение педагогических задач. Воля не соответствует фактам внутреннего опыта, а сама оказывает определенное влияние на внутренний опыт, потому что она носит интерсубъективный характер. В отношении научно-педагогической
позиции К.Н. Вентцеля следует отметить, что в истории философско-педагогических учений прослеживается волевая парадигма образования с ведущим понятием коммуникативной воли как воли к общению [2]. П.Ф. Каптерев, развивая идею интерсубъективности и подчеркивая коммуникативный характер воли, глубоко и всесторонне обосновал концепцию о взаимосвязи национальных черт и общечеловеческого качества, одним из первых в российской научно-педагогической среде показал роль по-ликультурного образования в духовно-нравственном воспитании. Л.С. Выготский выдвинул культурно-историческую теорию, утверждающую, что источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся мировой культуре. Л.С. Выготский, рассматривая развитие психики как опосредованный волевой процесс, установил, что опос-редованность воли заключается в освоении мирового культурно-исторического опыта. За высшими психическими функциями и отношениями стоят действительные социально-коммуникативные отношения и реальные культурноисторические образования. Их следует понимать в высшей степени как духовное качество, формирующее поликультурное образование.
Поликультурное образование - отличительная черта мировой педагогики XXI века, основные проблемы поликультурного образования - аккультурация и диалог. Аккультурация воспитывает интерес к иному, существо диалога состоит в формировании образа жизни, позволяющего активно взаимодействовать представителям различных культур; в аккультурации и диалоге определяются существенные моменты духовности - общение и ответственность. Смысл духовности раскрывается во взаимодействие культур как равноценных субъектов. Смысловой центр духовности определяется отношением к свободе. Понятие свободы -главное в педагогическом мышлении, достоинство - высшая педагогическая ценность. Основа воспитания достоинства - профессиональная целеустремленная деятельность по критериям духовности. Критериями духовности считаются: во-первых, количественная неизмеримость и качество; во-вторых, ограниченность причинноследственной связи и цель; в-третьих, преодоление предела предметного воздействия и свобода воли. Идея активности сознания, идея воли и идея развития интегрируются в принцип духовности по приведенным критериям. Идея актив-
ности сознания представлена самосознанием и творчеством. Идея воли раскрывается в ценностном понимании цели и формировании типологии ценностей: ценности здоровой жизни, ценности свободы и равенства, нравственные ценности, связанные с вопросом о смысле жизни, эстетические ценности, родовые ценности взаимопонимания поколений, ценности мира и созидания. Идея развития проявляется в образовании норм и правил, закрепляемых в обычаях и передаваемых от поколения к поколению. Принцип духовности образует коллективную память мировой культуры, включает трансляцию, традицию, интерпретацию и считается началом поликультурного образования. Выявление новых смыслов поликультурного образования коренится в понимании культурно-исторической дистанции, выступающей его духовным преимуществом. Исключительно и только на культурно-исторической дистанции открывается новое смысловое отношение и видится множество духовных форм поликультурного образования. Лежащий в основе принцип духовности утверждает общее человеческое стремление выявить объединяющие смысловые связи. Воздействие на ребенка через выражение, объемлющее собой целостный образ мира, - педагогическое кредо Школы жизни германского педагога и доктора философии Вильгельма Августа Лая. Определение духовности как здорового образа жизни содержится в теории семейного воспитания врача и педагога П.Ф. Лесгафта; в философско-педагогической концепции М.С. Кагана духовность по своей глубинной сущности - непрерывно развертывающееся са-моосуществление человеческого бытия. Проблема духовности поликультурного образования -основа философско-педагогической концепции духовности Мартина Бубера, развивающего диалогический принцип.
Известно библейское высказывание Иисуса: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (Иоанн, 3; 4-8). Этими словами проблема духовности выводится в сферу отношения души и духа, выявляется существенный момент духовности: духовность связана с духовной силой человека. В древних культурах духовная сила представлена иконографическим символом с названием «нимб», происходящим от латинского слова «nimbus», что означает «сфера»; в научном исследовании вполне допустима модернизация смысла сферы до смысла контекста. Актуально привлечение психологи-
ческого контекста определения духовности, в нем духовность имеет инварианту «смысл жизни» и раскрывается в решении основных психологических вопросов: устранение неверного употребления термина «духовность» и исследование человеческого внутреннего мира в тональности глобально усложняющегося мира. Отражение как особая форма человеческого бытия - основа духовности, образ - особая духовная форма, ей присуща организация и перспектива; логически духовность определяется категорией качества, практически духовность является стремлением; духовными отношениями выступают отношение к порядку бытия и порядку сущего, соответственно устанавливается единый критерий духовности - интерес к основам человеческого бытия. Таким образом, в психологическом контексте духовность определяется как реальность, требующая обращения к историческим корням и изучения культурно-исторической почвы воспитания и образования.
В культурно-историческом контексте педагогический смысл духовности обусловлен познанием духовной родины, духовного истока человечества. Духовной родиной человека называют образ первопредка. Общий педагогический смысл образа первопредка состоит в понимании, что мы, люди, не получаем извне и со стороны понятия свободы воли, целевого выбора и труда, а воспринимаем понятие воли из истории, находим напоминание о труде в исторических примерах волевого акта, жертвенного подвига предков. Образу первопредка присуща перспективная значительность и древнейшая глубина темы духовности, это - архаический тип отражения представлений о воспитании в сочетании действительного и сакрального, представленный тотемной, героической, духовной (мистической) и божественной категориями. Категории образа первопредка - самые первые представления людей о воспитательной силе и субъекте образования. Действия первопредка и образ первопредка описаны в фольклорно-генеалогических произведениях древнего мира и архаических мифологиях, определяют собой социальный порядок, обычаи и обряды, целостное состояние мира, включая географические условия, рельеф местности, климатические особенности; обращение к образу первопредка носит парадигматический характер. Парадигма образа первопредка - пример непрерывного образования, в этом примере творчество сочетается с управлением и руковод-
ством, воспитание и образование слиты воедино. Пример взят из истории и эволюционирует к категории Высшего Учителя. Педагогический смысл образа первопредка исторически включается в определение духовности и обладает уникальным генезисом. Генезис педагогического смысла духовности соответствует эволюции образа первопредка. Педагогический смысл накапливается в образе первопредка особенно интенсивно в героический период развития человеческого рода и моменты развития героической идеи; что сказывается в дидактической (назидательно-поучительной) и императивной (нравственно-законодательной) деятельности родового и общественного сознания, проистекающей сверху вниз. Снизу идет запрос о нормах общеполезной деятельности, сверху дается ответ в виде непререкаемого указания, последнее выступает прерогативой образа первопредка и является характерной чертой героической идеологии, особенно влияющей на генезис образа первопредка. Духовность генезиса образа первопредка обусловлена тем, что образ первопредка появляется сначала как живой «дух» в бессознательном отождествлении рода, природы и мышления, затем происходит процесс отделения от природы духовных категорий тотемного, мистического, божественного и героического характера. Образ первопредка проясняется в построении духовными категориями субстанциально-генетических конструкций, идеологически поддерживающих процессы природно-родовой жизни и воспитания поколений рода. В итоге педагогический смысл духовности сводится к отражению общечеловеческой потребности наставления на правильный путь и желания услышать поучительное слово, увидеть пример поведения. Так, педагогический смысл божественной категории образа первопредка раскрывается в Подвижнических Словах аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы, известных под названием «Лествица райская» (VI в.). Например, педагогический смысл тотемной категории образа первопредка в культурной традиции Древнего Китая представлен символической парой Дракон - Феникс. Символ Дракона передает духовную силу, Феникс - символ духовного возрождения и добродетели человеколюбия, жэнь (символы появились в иньских гаданиях около XV в. до н. э.). Педагогический смысл героической категории образа первопредка -идея воспитания в социально-природном единстве и ее развитие. Герой, будучи человеком и
человеческим родом, имеет духовную связь со всеми частями мира, таков Пуруша в древней индийской традиции. Педагогический смысл духовной (мистической) категории образа первопредка содержит представление о сущности мира древней языческой религии, включая народные верования. Здесь речь идет о борьбе двух коренных начал, определяемых по категории воли, начала свободного творческого духа и начала природной необходимости. Носителем педагогического смысла духовной (мистической) категории образа первопредка является языческая религия свободного духа (такова древняя иранская культурная традиция, в ней свобода -начало начал воспитания). Общий педагогический смысл духовности - поиск нравственного истока воспитания, что связано с представлением мировой культуры о Мировом древе. Духовная сущность воспитания и мира едина, она скрыта в корне Мирового древа, прародители воплощают собой корень Мирового древа, он ушел глубоко под землю, невидим, питает Мировое древо своими соками. Жизнь корня предопределяет будущую судьбу его потомков. Представление о Мировом древе показывает, что люди уважают своих предков и родителей. Общественное сознание, одухотворенное образом первопредка, по достоинству может оценить роль прожитой жизни и преподанного примера. В древней библейской традиции Адам символизирует собой корень Мирового древа, он -первый человек, предопределивший судьбу людей. Образ первопредка соотносит мудрость и долголетие со временем, библейский образ Иова незыблем в духовно-нравственном мире. Семитский прародитель Илу, посылающий потомство, «отец лет», изображается мудрым длиннобородым старцем. Также выглядит армянский Бахт; земную человеческую мудрость олицетворял шумерский создатель людей Энки, хранивший таблицы ме, где записаны судьбы людей и богов; хранителем и хозяином мудрости в шумерской древности мыслится Нинурта, «владыка земли», бог растительности и плодородия, земледелец. Древний первопредок как хранитель рода у славян назывался Чур или Пращур («предок»). Сохранившееся в детских играх восклицание «Чур меня!» означало призыв к предку с просьбой о помощи. «Чураться» значит отвергать чужое и следовать своему, «чересчур» означает «переступление» через черту того закона, который установлен предками. Образ первопредка, исполняя в мировой куль-
туре роль хранителя человеческого рода и родного пространства, выступает маркером человеческого и нечеловеческого (таков индейский племенной бог Ицамна, изображаемый в виде птицы каймана или древнего старика), служит иносказанием нравственного и безнравственного. Он устанавливает границы педагогического смысла, формирует педагогическую среду, а значит, проявляет методологический характер.
Методология определения духовности в культурно-историческом контексте обусловлена экзегезой и дидактичностью. Дидактичность требует мысленно выделять предмет и разбивать его на множество частей. В этом отношении значителен нравственный пример, его подает образ первопредка, демонстрируя выдвигаемые принципы на примерах различия форм жизни, бытия и знания человека, показывая отличия отвлеченных форм, нравственно воспитывая способность мыслить абстрактно и побуждая объять мир нравственной формой. Духовное отношение к миру формируется методично, используя наличные в культуре формы, архетипы, символы, образы, порожденные творчеством. В образе первопредка и множестве его трансформаций мир видится человеку сущим и прекрасным, правильным и добрым, более того, мудрым и одухотворенным. Образ первопредка, требуя толкования, включает в себя учение о толкователе, который поясняет и учит, ведет за собой, выступает педагогом. В толковании образа первопредка проявляются характерные черты духовности: телеологичность, эвристич-ность, историчность, поэтичность, волевое устремление, родная близость и человечность. Духовность телеологичности состоит в том, что образ первопредка представляет собой раннюю форму учения о целесообразности воспитания, телеологическая идея выступает регулятивным принципом, определяющим начало, ход, завершение и результат воспитания. Духовность эв-ристичности определяется целевой организацией воспитательных примеров и созданием атмосферы творчества, поиском новых способов организации бытия в мире. Духовность педагогического смысла историчности обусловлена тем, что образ первопредка исполнен единым переживанием истории человеческого рода, представляет собой первичную историческую форму существования человеческого рода, передается в толкованиях значительным рядом самостоятельных смысловых уровней постижения всеобъемлющего смысла бытия и жизни.
Духовное измерение воспитательного процесса - это вера в общение, взаимопонимание и стремление основать веру в человека, невозможные без возвышенного отношения к жизни и смерти, формирующегося поэтичностью. Духовность педагогического смысла поэтичности изначальная. Поэтичность представляет собой мир свободных интенций, творчества, воображения, новых смыслов, актуальных с педагогической точки зрения, потому что личностное самосознание, творческая природа познания, устремленность к образцовой добродетели, осмысление человеческого достоинства, как правило, характеризуют воспитательный процесс. Духовность педагогического смысла воли обоснована тем, что воля лежит в основании недифференцированного континуума, непрерывной реальности, составляющей исходный уровень образа первопредка и требующей определения; волей осуществляется структурная организация и преобразование отношений мироздания в одушевленный и одухотворенный человеческим творчеством, развитый поэтическим воображением, проникнутый человечностью мир, концептуально определяемый в волевом устремлении. Духовность педагогического смысла естественности и родной близости поэтического образа первопредка очевидна. В понятии «родина» заключен изначальный смысл образа первопредка, слова «родина» и «природа» однокоренные; природа проявляет себя в окружающих явлениях настолько и так, что только человек может познать явления и бережно распорядиться дарами природы. Естественно-ценностное человеческое познание извлекает тайны мира из самых потаенных природных глубин и представляет в целостной реальности. Мир природы как бы в один миг раскрывается перед человеком и в то же время остается скрытым, идея природы интуитивно схватывается сознанием и транслируется из рода в род, создавая образ родины. Естественно-ценностное познание утверждает человеческое достоинство и устанавливает высшее значение педагогики: человечество, раскрывая движущие силы природы и законы бытия, способно своим непрерывным образованием и воспитанием преобразовать все сущее в гармонию высшего порядка. Интегральный смысл духовности в культурноисторическом контексте порождает ряд педагогических понятий: метод, учитель, цель, человечность, родина, культура как квинтэссенция духовности [3], в этом отношении образ перво-
предка - одна из первых исторических попыток человечества описать процесс образования и воспитания в ходе общего осмысления мира.
Педагогический смысл духовности соотносится с образным мировоззрением, представляющим особый мир многообразия и стоящего за ним единства высшего порядка - первообраза. Постижение смысла и значения первообраза языком форм морали и языком образов, символическими процессами, наукой и религией педагогически актуально: «первообраз дает непосредственно взыскуемый сознанием этический и морально-правильный аспект жизни» [4, 405], высится над всей мировой культурой заботой о человеческом роде и будущем мира. Отношение заботы выражает самый дух культуры воспитания и создает педагогическое настроение. Забота, понимаемая как педагогическое настроение, имеет единую логическую и этическую основу, образованную во взаимосвязи времени и пространства. В отношении заботы время и пространство имеют корреляцию с возможным и действительным. Духовная проблема педагогики связана с диалектикой категорий «возможность» и «действительность», характеризующих основные ступени становления и развития личности и общества, имеет структуру и состав философско-педагогической проблемы, духовность понимается как процесс непрерывного образования пространственно-временной целостности. Духовным примером внутренней воспитательной силы является образ первопредка. Древняя культура оберегала его, понимая, что данным творением создается условие самовоспитания. Педагогическая интуиция образа первопредка является специфическим культурно-психологическим образованием, выражает духовное единство многих и различных поколений человеческого рода, достигнутое на исторической почве. Один из поэтических образов духовности создан на исторической почве русским поэтом, педагогом, тонким знатоком человеческой души В.А. Жуковским в стихотворении «Невыразимое», здесь отражена ведущая проблема духовности - стремление выразить общий смысл бытия.
Сие столь смутное, волнующее нас.
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет.
(Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном старины, Сие сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -Какой для них язык?.. Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит
(«Невыразимое», 1819) [5, 129].
Открытый характер образовательного пространства, общая человеческая устремленность к общим смыслам бытия, процессы интеграции мирового сообщества XXI века направлены на преодоление смысловой лакуны понятия духовности. В признании ценности единства духовности и образования в современном мире увеличивается роль культурной традиции и культурных образцов. Поддержание ценности культурных образцов имеет глубокий жизненный смысл. Преодоление духовного кризиса XX века связано с поддержанием в образовательном процессе доминанты духовных ценностей культуры при обеспечении культурного диалога и свободы выбора воспитательных парадигм, открытости воспитания и при включении в него дидактик, отражающих реалии глобализации мира. Понятие духовности в контексте современных педагогических исследований содержит классическое понимание образования как процесса воспроизводства духовности средствами обучения и воспитания. Воспитание духовности рассматривалось классиками отечественной педагогической мысли как основная цель и назначение процесса образования. По К.Д. Ушинскому, приоритетной целью образования является интеграция личности в пространство духовных ценностей и вовлечение в духовно ориентированную деятельность. Потребность в духовной деятельности является основной небиологической человеческой потребностью, вхождение в пространство ценностей осуществляется через духовные практики и постоянный нравственный труд. В дальнейшем эта линия была продолжена В.В. Зеньковским, предложившим видоизменить формулу Песта-лоцци «воспитывающее обучение» и ориентироваться на «обучающее воспитание». В концепции В.В. Зеньковского воспитание выходит на первый план и имеет приоритетное значение по отношению к обучению, задача воспита-
ния состоит в развитии индивидуальной духовности, понимаемой как интегральное начало личности, обеспечивающее ее творческий потенциал, и присутствие духовных - выходящих за рамки утилитарных потребностей - устремлений. Источником развития индивидуальных творческих способностей и нравственных качеств является стремление к бесконечному самосовершенствованию. В числе приводимых педагогом характеристик внутренней жизни и поведения, ассоциируемых с развитой духовностью, фигурирует установка личности на самоотверженную деятельность во имя наиболее общих целей. В научно-педагогическом творчестве В.В. Зеньковского была впервые в российской мысли осознана и сформулирована концепция единства духовности и образования, ставшая парадигмой отечественной педагогики и культуры в целом. Направленность образовательного процесса на духовные качества, согласно этой парадигме, придает ему целостность и результативность в плане реализации воспитательных задач. Педагогические идеи основоположников традиционной для России парадигмы образования отражают состояние культурно-исторического контекста жизни и структуры российского общества, а он в значительной мере характеризуется ориентацией на духовные ценности повседневных социальных практик, что обеспечивало и продолжает обеспечивать мировоззренческое и ценностное единство российского общества, признавая его социальную дифференциацию. Современная педагогическая наука отмечает высокий удельный вес духовных ценностей в процессе формирования индивидуальных поведенческих мотиваций внутри самой системы образования, что проявляется на уровне взаимоотношения преподавателей, отношения к предмету и ученикам. Педагогические отношения в процессе обучения включают существенный момент сакрализации учебной и преподавательской деятельности, в общественном сознании формируется значение педагогики как самоотверженного труда во всестороннем его осмыслении, включая трансляцию культурных моделей.
Глобальные проблемы человечества и духовная ситуация рубежа ХХ-ХХ1 веков естественно и закономерно связаны с модернизацией понятия духовности. Модернизация понятия духовности в педагогическом плане включает ряд обновлений. Их определяют три фактора: 1) глобализация образования и проблема сохра-
нения педагогических ценностей национальной и интернациональной культуры; 2) вхождение России в мировое и европейское образовательное пространство; 3) осуществление российским образованием функции воспроизводства национальных и интернациональных культурноисторических и духовных ценностей. Глобализация образования выступает макросоциаль-ным фактором современности, влияющим на состояние национальных систем образования, в том числе российской системы образования. Тенденция глобализации образования проявляется в стремлении мирового сообщества формировать единое образовательное пространство, выработать общность подходов и критериев, именно она требует разрабатывать модернизированный подход к определению духовности.
Модернизированный подход к определению духовности способствует открытости системы образования, конструктивным изменениям качества и направленности воспитательного процесса. Одно из направлений модернизации понятия духовности - рассмотрение образа первопредка, отражающего педагогический смысл духовности. При этом обращает на себя внимание практическая и историческая взаимосвязь развития светской и религиозной тенденции образования и воспитания. Так, в истории русской педагогической мысли М.В. Ломоносов осознавал себя вечным учеником Высшего Учителя и Творца мироздания [6]. Педагогическая интеллигенция России XIX-XX веков представляет собой уникальное культурное явление с присущим ему единством религиозного и светского аспектов педагогической деятельности. Культурное качество педагогической интеллигенции обоснованно показывает, что взаимоотношение «учитель - ученик» является значимой категорией в понимании духовности. Духовность категории «учитель - ученик» связана с трансляцией культурных моделей, способных стать основой интеграции, на этой основе складывается единая аксиология и воспроизводится культурная конструкция, определяющая облик общества. Потеря духовности обусловлена нарушением и сокращением трансляционной функции, что ведет к смысловым лакунам жизненного пространства, деформации культурно-исторического единства цивилизации в глобальных размерах. Смысловая лакуна, трансляционный разрыв и деформация отрицают значение духовности, соответственно, интеллигентность, континуальность и образо-
вание принимают значение духовности в педагогическом плане. Духовность является высокой оценкой педагогической деятельности, определяет степень образованности, уровень воспитанности, меру познания природы и самопознания, характер взаимопонимания между отдельными людьми и народами, условие развития человеческого самосовершенствования. Педагогические рассуждения о духовности составляют значительную часть личностного и культурного самоопределения в открытом образовательном пространстве. Стратегия модернизации образования предполагает определенные достижения в условиях открытого общества и демократизма, предусматривает обеспечение вариативности и возможности выбора, предполагает реалистическую модель реформирования с ориентацией на преимущественное развитие позитивных аспектов традиционных форм культуры.
Понятие духовности отличается глубиной содержания и полнотой объема, мировоззренческой всесторонностью, неуклонным и глубоким пониманием проблемы духовности и должно отвечать логике эпохи и перспективам цивилизованного развития, требованиям к воспитанию и образованию будущего поколения. Оно должно принимать во внимание культурные и духовные ориентиры различных традиционных концепций воспитания. Значительный вклад в современное понимание духовности внес созванный в год празднования 1020-летия Крещения Руси Архиерейский собор Русской православной церкви. Большое внимание Освященный собор уделил обсуждению путей укрепления духовно-нравственных основ общества и принял соответствующий документ «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (Москва, храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г.), призванный содействовать всестороннему пониманию духовности. Понимание того, что есть человек, существенно определяет понятие духовности и влияет на решение педагогических задач. Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о достоинстве человека. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория является смысловым центром развития проблемы духовности. В понятии достоинства неотъемлемо присутствует идея ответственности. В восточной христианской традиции понятие «достоин-
ство» имеет в первую очередь нравственный смысл. Представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и внутренним состоянием его души. Между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь, потому что признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности, выступающей духовной характеристикой права на образование - неотъемлемого права человека.
Современное развитие и понимание духовности осуществляется в диалоге и сотрудничестве светской и религиозной тенденций, контактах верующих различных традиционных религий и служит возрастанию понимания проблем воспитания и образования в общем единомыслии. Христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации предпринимают открытый диалог на уровне мирового сообщества, исполненный заботы сохранения морали в обществе, тематически направленный на духовное и нравственное воспитание и защиту права человека на образование. Особенное значение имели публичные заявления Святейшего Патриарха Алексия II и Его выступление в Парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007. В «Приветствии Президента России Д.А. Медведева участникам и гостям Архиерейского собора Русской православной церкви 2008 года» было сказано о важности вопросов духовной жизни общества и значимости высказанного соборного мнения о путях духовного просвещения. Это связано с актуальными задачами развития, стоящими перед нашей страной на современном этапе, и в первую очередь - с духовно-нравственным воспитанием, утверждением идеалов добра, милосердия и справедливости, которые являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Жизнеспособность культурно-образовательных моделей различного характера и направленности воспитания, созданных в самобытных условиях исторического развития наций и народов, и педагогическая практика по-
казывают, что духовно значимая модель образования творчески создается в условиях взаимопонимания, высоких нравственных качеств и проявления всеобщей заботы о будущем мира. Одним из первых шагов проявления всеобщей заботы о детях является образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) - международного чрезвычайного фонда помощи детям. В настоящее время Детскому фонду ООН помогают более 180 послов доброй воли.
Итак, духовность в педагогическом аспекте -это историческая, непрерывно развивающаяся реальность ответственного отношения и общего осмысления цели образования, исполненная заботы о будущем поколении.
Данным определением духовности устанавливается различие между спокойным состоянием души и невозмутимым состоянием духа. Душевное спокойствие отличается от невозмутимого состояния духа и духовного величия тем, что духовное величие всегда выливается в деяния, долго хранящиеся в памяти людей. Установленное различие определяет значимость педагогического опыта в определении духовности. О наставническом труде Иоанна Лествич-ника его учеником Даниилом Раифским сказано: «Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его... как явно представить всякий труд его, который был тайным сеянием?.. Впрочем, через некоторые главные добродетели возвестимся о духовном богатстве сего блаженного мужа» [7, 7]. О книге Иоанна Ле-ствичника «Лествица» другим современником преподобного Иоанна, синайским монахом, чье имя осталось неизвестным, сказано: «Плод всего такого, как благоразумный, да приписывает великому наставнику нашему» [7, 16]. В предварительном определении образования и педагогики С.И. Гессеном отмечено, что сохраняется именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям. От культурно-педагогической памяти прошлого педагогическая наука отправляется в своей работе над ценностями, продолжая педагогический опыт, поэтому культурно-историческое прошлое само продолжает жить в педагогических трудах. «Так, работая над задачей пауки, мы продолжаем работу предыдущих поколений. Их научные теории, даже ниспровергнутые нами, продолжают жить в наших теориях, ибо мы продолжаем нашей работой труд, начатый ими и определяемый в своем направлении все той же единой и неисчерпаемой целью - заданием науки. В этом
смысле можно сказать, что предание возможно через задание. А это значит, что история есть только там, где есть культура. Ее тем больше, чем больше поработал данный народ над культурными ценностями. История немыслима без ценностей, лежащих в ее основании и делающих ее впервые возможной... Видов истории, которым не соответствовало бы никакой ценности, ... не было и не будет» [8, 29-30].
Педагогический опыт XX века собрал глубокие ощущения, чувства и мысли истории мировой культуры и человеческого творчества.
Он воспроизводится в опыте XXI столетия и является неотъемлемой частью новой культуры. Он способствует радикальным изменениям в стиле мышления XXI века и содействует формированию нового опыта сознания. Воспитание понимающего, этического и мыслящего существа - духовный смысл педагогического опыта. Верность духовному смыслу педагогики - важнейший итог педагогической науки и практики XX века и нравственный ориентир педагогики будущего.
14. 06. 2012
Список литературы:
1. Пселл, М. Какому-то ученику // Памятники византийской литературы веков. - М., 1969. - С. 151-154.
2. Коннова, С.М. Идея воли и образование // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории. Материалы Российской научно-практической конференции (Оренбург, 25-27 апреля 2007 года). - Оренбург, 2007. - С. 353-362.
3. Каган, М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина // Философия культуры. Становление и развитие. -СПб: Лань, 1998. - С. 3-15.
4. Шпенглер, О. Закат Европы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 640 с.
5. Жуковский, В.А. Невыразимое // Жизнь и поэзия - одно. Стихотворения. - Москва: Московский рабочий, 1987. -С. 128-129.
6. Ломоносов, М.В. Устами движет Бог; я с ним начну вещать // Жизнь и поэзия - одно. Стихотворения. - Москва: Московский рабочий, 1987. - С. 24.
7. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. - Москва: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. - 444 с.
8. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - Берлин: Слово, 1923. - 667 с.
Сведения об авторах:
Гаак Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы гимназии №5 4б0001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 24/1, тел. (3352) 318411, e-mail: [email protected] Коннова Светлана Михайловна, кандидат философских наук, e-mail: [email protected]
UDC 37.013
Gaak T.P., Konnova S.M.
Grammar school of №5 Orenburg
E-mail: [email protected], [email protected]
REASONINGS ON SPIRITUALITY: PEDAGOGICAL ASPECT
Spirituality in pedagogical aspect is investigated. The essential moments of spirituality - dialogue, responsibility and care are found out. The definition of spirituality taking into consideration features of pedagogical activity is offered. The spirituality vital issue - a semantic lacuna is established.
Key words: spirituality, image of the first ancestor
Bibliography:
1. Psell, M. To one same pupil // Memorials of the Byzantine literature IX-XIV century. - M., 1969. - P 151-154.
2. Konnova, S.M. The Will's Idea and education // Culture, art and education of the country Russia in the context of the history. Materials of the Russian science-practical conference (Orenburg, 25-27 april 2007). - Orenburg, 2007. - P. 353-362.
3. Kagan, M.S. Philosophy of the culture as the theoretical subject // Philosophy of culture. Standing and development. -SPb: Deer, 1998. - P. 3-15.
4. Shpengler, O. Europe's Decline. - Rostov-on-Don: Feniks,1998. - 640 p.
5. Zshukovsky, V.A. Not expression // Life and poetry - one the same. Poems. - Moscow: Moscow worker, 1987. - P 128-129.
6. Lomonosov, M.V. The God move from mouth; I will prophesy with him // Life and poetry - one the same. Poems. -Moscow: Moscow worker, 1987. - P. 24.
7. The Saint Ioann, the abbat on the Sinai mountain. The Ladder. - Moscow: Moscow yard of the Saint-Trinity Sergey's Lavra, 2004. - 444 p.
8. Gessen, S.I. The principles of pedagogics. The Introduction in applied philosophy. - Berlin: Word, 1923. - 667 p.