С.Н. НИКИТЕНКО (Волгоград)
КАТЕГОРИЯ ДУХОВНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ
Предпринята попытка выяснить сущность категории «духовность», сравнив точки зрения в православной, гуманистической, традиционной педагогике и педагогике духовности.
Ключевые слова: духовность, педагогика духовности, человек, ценности, смыслы, экзистенция.
Понятие «духовность» и производные от него («духовное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовная деятельность» и др.) в настоящее время являются неотъемлемой частью категориального аппарата педагогики. Однако понятийный ряд, связанный с категорией духовности, еще не выстроен иерархически и содержательно. В итоге возникают трудности как с разработкой педагогических концепций духовного воспитания, так и с организацией педагогической деятельности в этой сфере.
Понятие «духовность» в последние годы широко употребляется в исследованиях различного уровня, относящихся к различным областям знания, но категориальный статус его еще недостаточно определен. Обращение к работам философов, психологов, педагогов, изучающих сущность духовной деятельности человека, позволило обнаружить многозначность трактовок понятия «духовность». Однако научный спор о сущности категории «духовность» до сих пор не исчерпан. Данная категория относится к разряду философских, что особо подчеркивается в психоло-го-педагогических исследованиях. Педагогика духовности затрагивает самые основы человеческого бытия, сущность человека. Попытаемся выяснить сущность категории «духовность», сравнив данную категорию в православной, традиционной, гуманистической педагогике и в педагогике духовности.
Духовность - категория, пришедшая из религии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рассуждения о духовности, так или иначе приводят нас к рели-
гии, Богу. Понятие «духовность» изначально неразрывно связано с религиозным воспитанием, хотя его следует отделять от английского аналогичного термина «spirituality», означающего лишь ментальный комплекс религиозного сознания. Впоследствии, с отделением нравственного воспитания от религии, понятие «духовность» начинает свой самостоятельный путь. Много ценного для понимания духовности можно обнаружить в православном вероучении, русской религиозной философии и православной педагогике. В православной педагогике (Тихон Задонский, В.В. Зеньковский и др.) духовность двойственна по своей природе, она может быть как позитивной («светлой»), так и негативной («темной»). Духовность можно представить как своеобразную вертикаль, на верхнем конце которой находится то, что несет свет (Добро, Истина, Красота), на нижнем - то, что олицетворяет тьму (зло, ложь, без-образие как отсутствие прежде всего образа Божия). В связи с этим для педагога важно оказать воспитаннику помощь не только в развитии его позитивной духовности, но и в избавлении от негативной [4]. «Светлая» духовность в православном понимании - это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью, которое христианская этика принимает в качестве высшего блага. Так формируется определенное устроение внутреннего мира человека, вектор всех устремлений которого направлен к высшему Идеалу - личностному Богу, носителю абсолютной истины, добра, любви и всех высших ценностей человеческой жизни. Стремление к этому Идеалу позволяет человеку переступить через свою ограниченность, автономность, эгоцентрическую замкнутость.
Важно отметить и различия между понятиями «духовность» и «религиозность», и, соответственно, между духовной и религиозной жизнью человека. В православном понимании первая является глубинным стержнем личности; ею обусловлены весь ход становления человека, формирующаяся иерархия ценностей, личностные предпочтения. Она определяет позицию человека в отношении конечных вопросов бытия, смысла своей жизни, но редко
© Никитенко С.Н., 2009
осознается во всей ее глубине. Вторая, имеющая центром постоянное представление себя перед Богом, протекает, прежде всего, в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции. Но важнейшее свойство религиозной жизни в том, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя [3].
Начиная с 90-х гг. XX в. категория духовности входит в категориальный аппарат светской педагогики. В педагогическом словаре духовность определяется следующим образом: «Духовность - 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» [2]. В учебниках по педагогике, ряде педагогических публикаций последних лет духовность человека раскрывается в соответствии с определением, содержащимся в «Большом толковом словаре русского языка» (под ред. С. А. Кузнецова): это интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Представления о духовности человека и духовном развивались от первых зачатков на античной почве до современных систем по мере увеличения знаний о внешней природе, с одной стороны, и общения с ценностями культуры, с другой. Входящие в понятие духовности человека нравственные идеалы, взгляды, убеждения, традиции, общественные ценности при этом рассматриваются как порождения духовной культуры. Сфера духовности человека включает его познавательные устремления, направленные как на окружающий мир, так и на себя, на смысл жизни и назначение человека. Однако представления современной педагогики о духовности часто эклектичны, ограничены нравственной и интеллектуальной сферами человека. Во многом это объясняется тем, что в течение многих лет термин «духовность» и производные от него использовались в рамках традиционной педагогической парадигмы и наполнялись соответствующим содержанием.
В основе традиционной педагогики лежит представление о том, что человек формируется с заданными, нужными обществу качествами. Человек рассматривается как
социальное существо. Главное внимание уделяется вопросам воздействия педагога на воспитанника, на внешние условия, а не на внутренние процессы его саморазвития. В традиционной педагогике духовность рассматривается как всеобщая категория, как идеал и высокий уровень развития человека, как антитеза бездуховности (А.Н. Гурова, В.И. Мурашов), как идеальное в человеке (С.С. Нурова), как творческая интуиция (Б.В. Сафронов, П.В. Симонов), как мир чувственного и рационального (Н.Н. Моисеев, А.И. Яценко). Таким образом, понимание духовности в традиционной педагогике не выходит за рамки становления социальных качеств человека.
В рамках гуманистической педагогики те сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с ее духовным измерением, могут быть поняты с позиции индивидуального интереса, пользы и рационального расчета. Такой взгляд есть выражение определенных ценностей и особенностей западной цивилизации, связанной с лишенной мистического начала гуманистической идеологией, характеризуемой рационализмом, прагматизмом, ориентацией на потребительское бытие, индивидуализмом и установкой на автономность личности. Опрос различных категорий работников, слушателей академий, курсантов военно-учебных заведений показал, что в трактовке сущности духовности в рамках указанного подхода около 10% респондентов отождествляют духовность с внутренним миром человека: «это все хорошее в человеке», 20% - рассматривают духовность как устремленность человека к общечеловеческим ценностям. Обе трактовки расширительны и не вносят ясности в конкретное понимание ее сущности. Многие связывают духовность с искусством, со стремлением человека к гармонии, красоте, увлечением музыкой, поэзией, живописью, что характерно, как правило, для тех людей, которые непосредственно и профессионально связаны с искусством. Более 50% опрошенных считают, что основу духовности составляют высшие моральные ценности, включающие в себя потребности в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремление делать окружающим добро, развивать лучшие моральные качества человека, достойно выполнять свой долг, дорожить честью и достоинством, развитое чувство совести и моральной ответственности [5].
Существуют и другие точки зрения на духовность. И прежде всего - как на качественную характеристику сознания, отражающую господствующий тип ценностей, личностные ориентации индивида на включение в общественную жизнь; способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью; смыслообразующие идеалы и ценности, с помощью которых человек осмысленно регулирует свою деятельность; фактор социализации личности и т.д. Несмотря на очень разные мнения, можно выделить главный признак духовности - ее связь со смыслообразующим и смысложизненным компонентами человеческого существования, относящимися к высшему уровню духовного освоения мира, предоставляющими возможность личности выходить за рамки узкоэмпирического, обыденного бытия, преодолевать себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализации их на жизненном пути.
Проблема духовности на современном этапе, когда образование представлено гуманитарной моделью, встает наиболее остро и значимо для общества в целом и для каждого человека, в частности. Она стала предметом изучения в работах В.И. Беляевой, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Л.М. Лузиной, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щур-ковой и других представителей направления, которое получило особое наименование - «педагогика духовности».
В.А. Беляева рассматривает понятие «духовность» как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей бытия, как творческую силу и источник созидания ценностей совместной жизни людей и их самосозида-ния, стремления к духовному идеалу.
По утверждению Т.И. Власовой, духовность - это имманентно присущее человеку качество, способ его существования, которому соответствует внутренняя направленность на высшие ценности, придающие человеческой жизни и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и смысл. Духовность есть феномен сохранения преемственности поколений, позитивных тенденций развития человека, поддержания человеческого способа жизни. По ее мнению, «сущность воспитания духовности заключается в процессе становления экзистенциальных ценностей, выражающегося во взаимосвязи уровня чувственного переживания (самочувствие) и рационального
осмысления (самоосмысление) ребенком своей экзистенции» [1]. Представляя диалектику процесса воспитания духовности школьников, она выделяет ряд закономерностей: в целевом компоненте - взаимообусловленность общего и частного процессов воспитания духовности как взаимозависимость центробежных и центростремительных духовных ориентаций человека; в содержательном компоненте - это единство и разнонаправленность иррациональной и рациональной основ духовности. Понимание воспитанниками экзистенциальных ценностей Т.И. Власова рассматривает в двух аспектах - как понимание ценности для себя (аспект индивидуальности) и для другого (аспект личности). Таким образом, в разработанной ею концепции отчетливо проступает понимание духовности как обращенности к себе и к другому человеку, бытию и миру в целом.
Е.В. Бондаревская рассматривает духовность как одну из характеристик «человека культуры». По ее мнению, ценности воспитания - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.
И.А. Соловцова рассматривает духовность как: а) свойство, составляющее непременную принадлежность человека; б) механизм саморазвития человека. Она выделяет четыре «грани» духовного воспитания- обращенность человека к ценностям, культуре, себе и Другому; в основе духовного воспитания при этом лежит смыслотворческая деятельность.
В психолого-педагогических исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции: педагогически-пессимистическая -духовность дана человеку изначально и не может быть обретена «извне» (Р. Штейнер, К.Н. Вентцель, В.Г. Федотова) и пе-дагогически-оптимистическая - духовность как личностное качество можно формировать; она столь же исторична и социально детерминирована, как и сам человек (Г.С. Абрамова, Г.А. Аванесова, В.А. Андрусенко, Л.П. Буева, Ю.П. Вяземский, Е.И. Исаев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, П.В. Симонов и др.). Сторонники же «педагогики духовности» (к ним можно отнести также Е.П. Бе-
лозерцева, Б.С. Братуся, В.В. Зеньковского,
В.И. Слободчикова) придерживаются следующей позиции: духовность присуща человеку изначально, но ее выявление и «развертывание» происходят в процессе всей его жизни, при взаимодействии с окружающим миром, культурой, другими людьми, а также в процессе самопознания (самопонимания). Целенаправленная актуализация и реализация духовных свойств человека осуществляются в целенаправленно организованном педагогическом процессе, в ходе педагогического взаимодействия. «Развертывание» человеческой духовности обусловлено при этом не столько социокультурными условиями, сколько внутренними закономерностями становления духовной сферы человека. Нам ближе последняя точка зрения. Таким образом, главная цель воспитательных воздействий - пробуждение в человеке внутренней духовно-творческой активности для осознания себя, смысла своей жизни, цели своего духовного развития.
Итак, в педагогике существует множество определений духовности, но их авторы согласны в том, что духовность - это «собственно человеческое в человеке», то, что придает жизни человека высший смысл, составляет разницу между понятиями «бытие» и «быт». В целом анализ педагогической литературы показал, что духовность -сложное многомерное качество человека, которое проявляется в восхождении к высшим человеческим ценностям; единстве эмоционального и рационального, материального и идеального; стремлении постичь истину и осознании самого себя, другого человека; единении с миром природы; гармонизации взаимоотношений в семье, со сверстниками, педагогами, с любым человеком; переживаниях доброты, совестливости, любви, гуманности, а также в собственной активности человека. Духовность - это тот внутренний стержень, который формирует человека, внутренний тормоз, который останавливает его перед нарушением норм нравственности, или то, что воодушевляет на подвижничество, жертвенность, героизм.
Результатом анализа педагогических взглядов на сущность духовности стали следующие выводы, которые представляются важными для решения задач нашего исследования.
• Духовность выражает неизменную сущность человека, является тем ядром, которое обеспечивает его внутреннюю ус-
тойчивость; эта сущность должна быть выявлена и реализована на протяжении жизни человека.
• Духовность связана с ценностями и смыслами.
• Духовность имеет рациональный и иррациональный компоненты; учет этого положения особенно важен при целенаправленной организации духовного становления воспитанников, поскольку применяемые для этого педагогические средства должны быть обращены как к их разуму, так и к эмоциям.
• Духовность - это то, что является общим для всех людей и, следовательно, объединяет их; именно наличие у всех людей духовного ядра обеспечивает возможность понимания.
• Духовность может быть реализована только во взаимодействии с другими людьми в контексте нравственности и культуры, что обусловливает необходимость понимания как способа отношений между людьми.
Духовность мы рассматриваем в качестве смыслообразующего, смысложизненного отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Обращенность человека к себе как к духовному существу предполагает самопознание (на это обращал особое внимание Сократ), которое возможно только на основе интереса к себе, своим внутренним качествам. С другой стороны, духовность проявляется в активном взаимодействии с другими людьми. Основа взаимодействия - общая духовная природа, которая позволяет понимать друг друга и вступать в различные формы взаимодействия.
Духовность - не только осознание того, что реально существует, но и фактор изменения, становления конкретного человека. Создавая педагогические условия для духовного становления человека и достигая определенного уровня, мы можем получить такие качественные характеристики духовности, которые выступят фактором саморазвития человека на протяжении всей его жизни.
Литература
1. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников / Т.И.Власова. Ростов н/Д.,1999.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Кождаспирова, А.Ю. Кождаспи-ров. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
3. Летягова, Т. В. Понятия духовной сферы: краткий словарь I Т.В. Летягова. М.: Наука, 2006.
4. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников. Проблемы, перспективы, технологии I И.А. Соловцова. Волгоград, 2004.
5. Сушанский, А.С. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военноучебных заведениях России XVIII - начала XX века I А.С. Сушанский, О.А. Анашкин II Южнороссийское обозрение: собр. тр. 2004. Вып. 20.
The category of spirituality in pedagogy
The attempt to find out the essence of the category of “spirituality ”, compared it from the orthodox, humanistic, traditional pedagogy and spiritual pedagogy is undertaken.
Key words: spirituality, spiritual, pedagogy, human, values, sense, existancy.
С.А. КОРОБКОВА (Волгоград)
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Представлено авторское видение проблемы этнокультурного образования в вузах России и обоснована необходимость гендерного подхода в поликультурной образовательной среде, который представлен автором как педагогический феномен.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход, этнокультурное образование, поликультурная образовательная среда, этнокультурные и гендерные особенности.
Этнокультурная образовательная среда способствует развитию субъектов разных этносов, включенных в образовательный процесс. Она возникает в результате педагогической деятельности студентов и педагогов, когда встречается культурное разнообразие учебных групп, когда становится необходимым учет этнокультурных и индивидуальных особенностей
обучаемых. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в этнокультурной образовательной среде осуществляется за счет целенаправленно создаваемых условий, основной целью которых становятся повышение этнокультурной субъектности и реализация личностного потенциала.
Современная образовательная политика обращена к полиэтническому характеру российского общества - к его многоязычию и поликультурности, исторической духовной общности народов и культур России, отвечая социальному запросу развития творческой личности и требованиям обществ разных этносов к профессиональным качествам, знаниям и умениям. Образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы с этнокультурным (национально-региональным) компонентом, выступают в качестве транслятора языков и культур, консолидирующим и системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического общества в целом [4].
Гендерный подход в поликультурной образовательной среде с этих позиций может рассматриваться как педагогический феномен. Если обратиться к гендерным различиям, то результаты исследований демонстрируют, что гендер является, с одной стороны, социальным полом, с другой - продуктом культуры. Гендерный подход в поликультурной образовательной среде предполагает выявление и учет попарных особенностей не просто студентов (юношей/девушек), а русских и иностранных студентов (юношей/девушек), которые являются отражением культурных различий.
Анализ последних научных исследований показывает необходимость учета специфики профессионального образования иностранных студентов в поликультурной образовательной среде российского вуза, которая выявляется при сопоставлении особенностей подготовки российских и иностранных студентов (Бояркина 2007; Поштарева 2007; Стенина 2007). В связи с этим актуальным является решение проблемы этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе [5] и, в частности, гендерного подхода в поликультурной образовательной среде высших учебных заведений России.
© Коробкова С.А., 2009