ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Цевелев А.В. , Борисова Ю.А.
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
Расширение применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО
«РЖД»
АННОТАЦИЯ:
Исследование вопроса применения процессного управления имеет важное значение для ОАО «РЖД» в период реструктуризации деятельности. В результате проведенного анализа выявлена эффективность системы управления затратами Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог по предоставлению специализированных услуг в области капитального ремонта и реконструкции объектов для Холдинга «РЖД» и сторонних заказчиков. Статья представляет интерес для специалистов железнодорожного транспорта и студентов экономических вузов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: железнодорожный транспорт, управление затратами, менеджмент процессного подхода
JEL: D24, L91, L92
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Цевелев А.В., Борисова Ю.А. Расширение применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД» // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 3 (32). — С. 217-224. — doi: 10.18334/epp.6.3.36564
Цевелев Александр Викторович, кандидат экономический наук, доцент, кафедра «Менеджмент на транспорте», Сибирский государственный университет путей сообщения ([email protected])
Борисова Юлия Александровна, студентка, направление: Менеджмент, профиль: Производственный менеджмент, Инженерно-экономический факультет, Сибирский государственный университет путей сообщения
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 31.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/epp.63.36564 (с) Цевелев А.В., Борисова Ю.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В целях совершенствования системы управления и повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» требуется комплексный научно обоснованный подход к процессному управлению затратами организационных структур транспортной компании и её филиалов [1]. Высокая значимость железнодорожного транспорта в национальной экономике обусловлена значительным масштабом государства и отсутствием иных путей сообщения в некоторых регионах страны. Потенциал железнодорожного транспорта как фактор экономического развития и увеличения благосостояния огромен. Но на сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, ставших предпосылкой реформирования отрасли [2].
Одним из результатов реформирования железнодорожного транспорта стало обеспечение положительной отдачи от системы мероприятий по экономии ресурсов и оптимизации издержек. В качестве реализации этапов решения отдельных задач можно привести обоснование и внедрение усовершенствованной номенклатуры расходов, трансформацию некоторых форм управленческой отчетности, отражающих данные об издержках, формирование рекомендаций по планированию и контролю затрат, разработку и внедрение комплекса мероприятий в рамках бюджетирования с учетом специфики отрасли.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в реализации стратегии сокращения издержек применительно к сфере транспорта, в стадии разработки по-прежнему находятся мероприятия по формированию комплексного экономического и методического инструментария по повышению эффективности управления затратами. Реализуемые на железнодорожном транспорте мероприятия зачастую представляют собой копирование классических схем корпоративного менеджмента зарубежных компаний и не в полной мере адаптированы к особенностям управления развитием диверсифицированного транспортного холдинга в России.
В этих условиях адаптация успешной международной практики к решению приоритетных проблем развития отрасли, разработка научно-обоснованных и практически значимых рекомендаций в области методического обеспечения управления затратами благоприятно отразится на развитии компаний-участников транспортного рынка, их структурных подразделений и отрасли в целом. Данные обстоятельства служат необходимым условием и существенным аргументом повышения
эффективности управления затратами транспортной компании на основе бизнес-процессов [2].
Формирование экономически эффективной системы управления затратами любого филиала транспортной компании на основе процессного управления требует:
— на примере оптимизации конкретного бизнес-процесса оценить возможности применения процессного управления затратами;
— проанализировать фактическое состояние процедур и методов управления затратами филиала транспортной компании.
Процессно-ориентированное бюджетирование и финансовое планирование акцентирует внимание на достижении стратегических целей развития предприятия посредством оптимальной комбинации осуществления отдельных видов деятельности в определенных условиях внешней среды.
Процессное управление показывает тенденции развития стратегического менеджмента в практике управления затратами на железнодорожном транспорте. Это определяет выбор инструментария для калькуляции затрат, основанный на экономическом подходе и выявлении вариаций процессов, обусловленных особыми требованиями к транспортному производству отдельных видов продукции и оказанию отдельных видов услуг [3, с. 115].
Преимущества применения процессного управления в ОАО «РЖД» включают в себя [4, с. 119]:
— возможность определения себестоимости элемента бизнес-процесса с требуемым уровнем глубины и детализации;
— оценку структуры и динамики затрат определенных производственных бизнес-процессов;
— мониторинг направлений расходования средств или ресурсов конкретных Центров финансовой ответственности (ЦФО);
— оценку деятельности структурного подразделения в разрезе результативности каждого процесса;
— выявление наименее эффективных процессов и возможностей их устранения.
Выделение в структурном подразделении ОАО «РЖД» определенных бизнес-процессов основано на использовании понятий «вход/выход» и «ресурсы». Сам процесс отождествляется с производством отдельной услуги. Условие процессного управления - это соответствие
деятельности целям компании. Главным критерием эффективности процессного управления является решение поставленных задач. Это достигается путем реального делегирования полномочий и ответственности, когда исполнитель, самостоятельно выбирая средства достижения результата, четко представляет ожидаемые результаты бизнес-процесса. Руководитель в свою очередь контролирует лишь рамки бизнес-процесса, его входы и выходы, а не процесс исполнения работ [5, с. 75].
Для полномасштабной практической реализации модели процессного управления в ОАО «РЖД» необходима разработка автоматизированной системы мониторинга, оценки и оптимизации себестоимости услуг и других моделей. Для этого можно предложить рассмотрение вопросов управления в разрезе сравнительного анализа процессного подхода в коммерческом (бизнес-процессы) и технологическом аспекте (технологические процессы). На процессное управление как совокупность бизнес-процессов оказывают влияние отраслевые особенности железнодорожного транспорта.
Бизнес-процесс железнодорожного транспорта представляет собой целеориентированную последовательность определенных, иерархически взаимосвязанных функциональных действий, конечной целью которых является перевозка грузов и пассажиров. Типология и показатели эффективности процессов представлены на рисунке 1 [2].
Бизнес-процессы
Виды бизнес-процессов
Обеспечивающие Ресурсные Процессы планирования 1 Процессы
процессы процессы и управления преооразования
Показатели сизнес-процессоЕ
Количество Капитал издержек Длительность Кашпало вл ожения
потреоителеи производства выполнения типовых б производство
продукции продукции операции продукции
Количество типовых операций за определенный интервал времени
Количество продукции заданного качества за определенный интервал времени
Рисунок 1. Типология и показатели бизнес-процессов [2, с. 96]
На примере дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог (ДКРЭ) можно рассмотреть основные бизнес-процессы производственной деятельности [6, 7]. Основными задачами ДКРЭ являются реализация планов капитального ремонта и реконструкции и организация выпуска качественной продукции в рамках номенклатуры (товарной линии).
Основные процессы производственной деятельности ДКРЭ включают в себя контроллинг выполнения капитальных ремонтов объектов электрификации и электроснабжения, инвестиционной программы по реконструкции, исполнения бюджета доходов и расходов, целевого использования денежных средств, выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, в том числе промышленной, пожарной и экологической безопасности.
Основные процессы управления включают в себя:
1. процессы планирования;
2. процессы исполнения;
3. процессы контроля;
4. процессы учета;
5. процессы анализа.
Процедура анализа состоит из случаев нарушения отказов технических средств, отклонений от выполнения бюджета доходов и расходов, выполнения планов по капитальному ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры;
6. процессы регламентации и нормативно-методического обеспечения.
Основные бизнес-процессы в виде модели процессного управления производственной деятельностью ДКРЭ представлены на рисунке 2.
Заключение
В ходе проведенного исследования рассмотрена экономически эффективная система управления затратами ДКРЭ на основе процессного подхода как с теоретической, так и с практической точек зрения. Взаимодействие дирекции с предприятиями, обеспечивающими реализацию функции «заказчика», строится на основе наряд-заказа на реконструкцию объектов, в рамках которого дирекция является исполнителем, несущим ответственность за качество, сроки и исполнение смет расходов по плановым объектам. Основная задача
производственно-хозяйственной деятельности дирекции - быть экономически эффективной по предоставлению специализированных услуг в области капитального ремонта и реконструкции объектов для Холдинга «РЖД» и сторонних заказчиков.
Рисунок 2. Основные бизнес-процессы производственной деятельности
ДКРЭ [6, с.44]
ИСТОЧНИКИ:
1. О процессном подходе в организации управления в ОАО «РЖД». Распоряжение
от 5 февраля 2014 г. № 268р. - М.: РЖД, 2014.
2. Сорока И.Ю. Управление затратами филиала транспортной компании на основе
процессно-ориентированного подхода: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / МГУПС (МИИТ). - Москва, 2014.
3. Бюллетень Объединенного Ученого Совета ОАО «РЖД». - 2001. - №1.
4. Иванов А.М. Некоторые вопросы оптимизации бюджетирования [Текст] / А.М.
Иванов // Финансы. - 2010. - №9. - с. 19-21.
5. Пичета В.И. Экономические взгляды на управление затратами предприятия
[Текст] / В.И. Пичета, Ю. Крижанич. - СПб, 2009. - 550с.
6. Концепция формирования хозяйственного комплекса и системы управления
Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения - филиала ОАО «РЖД». - М.: РЖД, 2011. - 91с.
7. Цевелев А.В., Цевелев В.В. Построение системы комплексной автоматизации
бизнес-процессов материально-технического обеспечения // РИСК. - М.: ИТКОР, 2014. - №2 - с. 8-12.
Alexandr V. Tsevelev, Candidate of Science, Economics,Associate Professor at the Department of Transport Management, Siberian Transport University Julia A. Borisova, Student, direction "Management", profile "Industrial management", Faculty of Engineering and Economics, Siberian Transport University
The extension of the application of the process approach in management and the increase of efficiency of activity of JSC "RZD"
ABSTRACT
An investigation of the application of process management is important for JSC "RZD" in the period of restructuring activities. In result of analysis revealed the effectiveness of the cost management system of the Directorate for capital repair and reconstruction of electrification and power supply of Railways for the provision of specialized services in the field of capital repairs and reconstruction of facilities for RZD Holding and third-party customers.
KEYWORDS: railway transport, cost management, management of the process approach