Расширение практики использования налоговых убежищ в мировой экономике
ББК 65.402 З-486
А.Н. Зеленюк Современная международная конкуренция обусловлива-
ет требование повышения конкурентоспособности субъектов рынка. Одно из наиболее простых действий в этом плане - сни-УДК 336.22 жение издержек, прежде всего, путем уменьшения налоговой
нагрузки на бизнес. Наиболее простым вариантом действий является перевод отделений и офисов, выплачивающих налоги корпораций в налоговые «убежища» или «гавани». Эта тенденция известна государственным ведомствам, отвечающим за сбор налогов как в промышленно развитых странах, так и в государствах с переходной экономикой. Время от времени в индустриальных странах разрабатываются меры по ограничению деятельности компаний отечественной регистрации в налоговых убежищах. Однако большая часть этих мер эфемерна, не достигает цели. На сегодняшний день в мировой практике большинство ограничений и санкций, связанных с деятельностью оффшорных компаний, приводит не к искоренению этого явления, а к стимулированию появления новых схем работы с оффшорами.
В настоящее время существуют довольно эффективные методы, позволяющие скрыть фирму в оффшоре из прямой видимости государства через сеть контрагентов, филиалов или дочерних компаний. С той же целью создаются схемы с использованием трастов, фондов и гибридных компаний, с помощью которых можно успешно скрыть информацию о конечных бенефициарах.1
Учитывая высокую активность по переводу офисов компаний в низконалоговые юрисдикции ряд ведущих промышленно развитых государств приступили к мониторингу этого процесса и к выработке мер по противодействию его развитию. Мощное наступление против оффшоров и налоговых гаваней или налоговых убежищ (именно так преимущественно переводят в мире английское «tax haven») было начато ОЭСР в 1998
1 Борьба правительства с оффшорами - «галочка» для ОЭСР http://www.offshory.ru/informatsiya/borba-pravitelstva-s-offshorami-galochka-dlya-oesr// 01.02.2012 12:38
году. В докладе «Пагубная налоговая конкуренция», изданном ОЭСР, были впервые указаны основные признаки юрисдикций, с которыми развитым странам предстояло бороться экономическими методами. В мире было выявлено 41 налоговое убежище, включая большинство популярных оффшоров. Всем им было предложено дать официальное обязательство о сотрудничестве с ОЭСР, обеспечить большую прозрачность в регулировании и начать обмен налоговой информацией. Другими словами, развитые и богатые государства обязывали развивающиеся и бедные страны не перетягивать на себя «налоговое одеяло».
По результатам работы в апреле 2002 года ОЭСР выпустила первый «черный» список «не сотрудничающих налоговых гаваней», куда вошли только семь юрисдикций: Андорра, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова и Науру. В начале 2009 года Франция и Германия объединили усилия в противостоянии со Швейцарией. Стали вскрываться факты сокрытия средств французскими и немецкими налогоплательщиками на счетах швейцарских банках. В результате в апреле 2009 года появился новый «черный список» ОЭСР. 2 За сравнительно небольшой срок попавшие в него государства сделали то, что требовалось, — заключили минимальное количество соглашений об обмене налоговой информацией. Теперь у каждого государства есть свой собственный перечень оффшоров, в том числе и в России.
Активные действия против злоупотребления оффшорами в США начались с выхода в декабре 2008 года доклада Государственного контрольного управления «Международное налогообложение: крупные корпорации США и федеральные подрядчики с дочерними структурами в юрисдикциях, отнесенных к налоговым гаваням, или предоставляющим финансовую секретность». А Б. Обама еще до того, как стал президентом, выступил одним из соавторов законопроекта о борьбе со злоупотреблениями налоговыми гаванями (Bill S. 681 ‘Stop Tax Haven Abuse Act’).
Достаточно известным стал в США офис юридической фирмы Ugland House на Каймановых островах, в котором зарегистрировано свыше 12 тыс. (!) корпораций, Один из самых известных сенаторгов США заявил, что это либо «самое большое здание в мире», либо «величайшая в истории налоговая афера». Но ироничное замечание сенатора парировал председатель Управления по финансовым услугам Каймановых островов Э. Трэверс, посоветовавший внимательнее присмотреться к штату Делавэр: «Офис, находящийся по адресу: город Уилмингтон, Норт-Ориндж-стрит, дом 1209, стал пристанищем в общей сложности 217 тыс. компаний». Этим адресом пользовались или пользуются Google, American Airlines, General Motors, Coca-Cola, Kentucky Fried Chicken, Verizon Internet Services Deutsche Bank и др.
2 Захаров А. Погоня за деньгами: мир против оффшоров//http://www.forbes.ru/investitsii-column/202381-pogonya-za-dengami-mir-protiv-ofshorov
На практике американские корпорации весьма эффективно используют свои оффшорные резиденции. В сентябре 2012 г. во время слушаний в Сенате США американская компания Microsoft признала, что за период с 2009 г., используя лазейки в налоговом законодательстве, позволившем ей перевести финансовые средства в налоговые убежища, она съэкономила 9 млрд долл.3 Фирма перевела в налоговую гавань в Пуэрто-Рико половину чистой прибыли от розничных продаж фирмы в США за три года, получив только от этого экономию в 4,5 млрд долл. Кроме того, фирма перевела в налоговые убежища еще 2,43 млрд долл., полученные в виде платежей за роялти от использования патентов.
Вице-президент корпорации Microsoft по налогообложению Уильям Дж. Сэмпл высказался в защиту использование компаниями юридических маневров для уклонения от уплаты налогов, заявив, что это помогает им быть конкурентоспособными за рубежом и создает рабочие места в Соединенных Штатах. «Требования ведения деловых операций, с которыми сталкивается корпорация Microsoft и многие американские предприятия, сегодня сводятся к тому, мы должны работать на внешних рынках, чтобы конкурировать и добиваться успеха». «Рост доходов от операций на внешних рынках помогает поддержать рост наших операций США, создавать дополнительные рабочие места в США и поддерживать экономический рост в других странах», - заявил он.
Что касается компании Hewlett-Packard, то в ходе сенатского расследования было установлено, что ведущий американский производитель компьютеров финансирует операции в США за счет кредитов, полученных от дочерних оффшорных компаний в Бельгии и на Каймановых островах. Например, в 2009 году компания Hewlett-Packard получила от продаж продукции в различных странах 12,5 млрд долл., при этом от продаж в США - лишь 800 млн долл. Для финансирования компании были оформлены кредиты. Но условия таких кредитов не были опубликованы, и учитывая распространенность этой практики можно утверждать, что она используется для перевода денежных средств в налоговые убежища, которыми являются ее дочерние компании в оффшорных территориях.
Характерно, что, комментируя эти факты, представитель Республиканской партии от шт. Оклахома Т. Кобурн заявил, что с точки зрения закона в этих действиях нет ничего предосудительного, закон они не нарушили, а лишь использовали лазейки в законодательстве. В своем выступлении К. Левин, представитель демократической партии от шт. Мичиган, осудил существующую налоговую практику и заявил, что «применяемые компаниями трюки разнообразны и варьируются от вопиющих до сомнительных». По его мнению, эти трюки перекладывают бремя налогов на простых граждан, которые не имеют возможности использовать армию юристов, бухгалтеров и множество дочерних компаний, чтобы снизить свои нало-
3 Liberto Jennifer Offshore havens saved Microsoft $7B in taxes - Senate panel//http://money. cnn.com/2012/09/20/technology/offshore-tax-havens/index.html
говые счета».4 В то же время пресс-секретарь компании Hewlett-Packard Г. Клабо отметил, что компания полностью чтит требования налогового кодекса США, и аудитор компании - консультационная фирма Ernst & Янг подтвердила точность и правильность всех финансовых отчетов.
В настоящее время мнения специалистов по вопросу о природе оффшорных юрисдикций разделились. Дело в том, что в законодательстве большинства промышленно развитых стран нет запрета на перевод офисов в страны и территории с низким уровнем налогообложения. Кроме того, не всегда можно исходить из того, что применение оффшоров является средством ухода от налогов, а также то, что большинство оффшоров создаются для отмывания денег. Коммерческая практика корпораций достаточно изобретательна и на сегодняшний день инструментов ухода от налогов и отмывания денег и так достаточно много. Низконалоговые юрисдикции, скорее, позволяют оптимизировать налоговое бремя и расширяют возможности ведения бизнеса. Даже если предположить, что средства, полученные через оффшор, используются бенефициаром в личных целях, они будут облагаться налогом - с физического лица.
С другой стороны, непрекращающийся бюджетный кризис в ряде европейских государств, связанный с низкой доходной частью бюджета, кризис с использованием иностранных денежных средств на Кипре резко обострил проблему низкой собираемости налогов в странах базирования корпораций.
Таким образом, единственный метод борьбы с оффшорами, который мог бы привести к успеху, - это разработка законодательства, которое было бы ориентировано на интересы бизнеса, повышение эффективности защиты прав собственности, но вместе с тем позволяло бы налоговым ведомствам промышленно развитых государств собирать налоги в полном, а не усеченном объеме. Но таких мер в планах правительств нет.
Проблема перевода денежных потоков в страны и территории с низким уровнем налогов характерна и для российского предпринимательства. Большинство крупных российских компаний, несмотря на постоянно ужесточающееся законодательство, имеют дочерние фирмы в оффшорных территориях. Формально такая фирма выступает в качестве посредника между иностранным поставщиком товаров или услуг и торговой фирмой в России в целях оптимизации налогообложения или же просто служит для аккумулирования капиталов на счетах в зарубежных банках. Классическая схема работы с оффшорами именно такая, хотя существуют и другие, более сложные. Если российская компания занимается импортно-экспортными операциями, то это, бесспорно, один из самых удобных вариантов использования оффшора.
4 Liberto Jennifer Offshore havens saved Microsoft $7B in taxes - Senate panelhttp://money. cnn.com/2012/09/20/technology/offshore-tax-havens/index.html
Борьба с оффшорами началась в России в середине 90-х гг., когда Центробанк выразил негативное отношение к регистрации российскими гражданами компаний в зонах с льготным налогообложением. Тогда же было опубликовано «Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала»,5 с которого и начались препятствия выводу капиталов за рубеж. Но на протяжении довольно длительного времени других мер на законодательном уровне не принималось, и только в последние несколько лет законодательство начало ужесточаться, а кроме того, расширились черные списки оффшоров. Одной из реакций компаний, работающих с оффшорами, на ужесточение законодательства, является возрастание количества сложных схем, в которых участвуют уже не только оффшорные, но и неоффшорные компании, служащие посредником в отношениях российской фирмы и оффшора.
Одна из схем предполагает заключение договора российской компании с фирмой, расположенной в Англии. При этом, как оказывается при проверках, английская компания является только агентом оффшора Британских Виргинских островов, работая за условные комиссионные, и в результате основная прибыль сосредоточена в налоговой гавани. Другая схема предполагает участие в схеме нидерландского холдинга, который принадлежит компании-владельцу акций этого холдинга, зарегистрированному на Нидерландских Антильских островах. Суть схемы базируется на соглашении об исключении двойного налогообложения, заключенном между Россией и Нидерландами. Согласно этому документу, холдинг минимизирует налоги на доходы от компаний и освобождается при соблюдении ряда условий от налогов на дивиденды, а при осуществлении выплат компании-акционеру налоги снижаются за счет действующего налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. Используются и другие схемы, предусматривающие снижение налогов на основе действия договора об избежании двойного налогообложения, например, между Кипром и Великобританией. 6
Таким образом, практика компаний вырабатывает постоянно новые схемы ухода от выплаты налогов в частичном или полном объеме, что ставит перед государственными налоговыми ведомствами новые задачи.
5 Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных сдвижением капитала. Центральный Банк Российской Федерации 20 июля 1999 г. N 82-П. (с изм., внесенными Положением ЦБ РФ от 05.07.2001 N 142-П)
6 Если ваш контрагент - оффшорная компания: схемы работы // http://www.offshory.ru/ informatsiya/esli-vash-kontragent-offshomaya-kompaniya-schemi-raboti/25.03.2013 10:57