Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»'

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
«окно Овертона» / общественное сознание / социальные ценности / массовые коммуникации / гуманитарные технологии / социальное конструирование / «Overton window» / public consciousness / social values / mass communications / humanitarian technologies / social construction

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парма Роман Васильевич

В статье рассматривается оригинальная концепция «окна политических возможностей» Д. Овертона, согласно которой политики продвигают в избирательных кампаниях приемлемые для граждан идеи, стремясь повысить свои шансы на выборах. Разработанная на основе концепций модель «окна дискурса» допустимых идей позволяет понять, как происходят изменения системы ценностей в обществе и как они влияют на политику. В современных обществах модель «окна Овертона» используется как технология социального конструирования общества с заданными группами интересов характеристиками. Приведенные в статье случаи показывают возможности расширения использования гуманитарных технологий в различных сферах жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANDING THE FIELD OF APPLICATION OF THE WINDOW OF POLITICAL OPPORTUNITIES TECHNOLOGY

The article examines the original concept of the «window of political opportunity» by Joseph Overton, according to which politicians promote ideas acceptable to citizens in election campaigns, seeking to increase their chances in the elections. The model of the «window of discourse» of acceptable ideas, developed based on the concepts, allows us to understand how changes in the value system occur in society and how they affect politics. In modern societies, the «Overton window» model is used as a technology for social construction of society with given characteristics of interest groups. The cases given in the article show the possibilities of expanding the use of humanitarian technologies in various spheres of society.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»»

ПАРМА Роман Васильевич — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Аннотация. В статье рассматривается оригинальная концепция «окна политических возможностей» Д. Овертона, согласно которой политики продвигают в избирательных кампаниях приемлемые для граждан идеи, стремясь повысить свои шансы на выборах. Разработанная на основе концепций модель «окна дискурса» допустимых идей позволяет понять, как происходят изменения системы ценностей в обществе и как они влияют на политику. В современных обществах модель «окна Овертона» используется как технология социального конструирования общества с заданными группами интересов характеристиками. Приведенные в статье случаи показывают возможности расширения использования гуманитарных технологий в различных сферах жизни общества.

Ключевые слова: «окно Овертона», общественное сознание, социальные ценности, массовые коммуникации, гуманитарные технологии, социальное конструирование

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Концепция. Исследователи пытаются открыть механизмы общественных трансформаций, выраженных в изменениях социальных норм под влиянием массовых коммуникаций. В современных обществах массовые коммуникации служат установлению социальных норм посредством сосредоточения внимания людей на социальных отклонениях, что приводит к публичным действиям. Посредством демонстрации массовых коммуникаций происходит инициирование социальных действий, нарушающих установленные моральные нормы. В ситуации выбора модели поведения индивиды могут выступать как конформисты, выразив приверженность существующим нормам, а могут, исходя из личных пристрастий, стать нонконформистами, выразив неприятие устоявшихся моральных норм [Лазарсфельд, Мертон 2004].

Концепция «окна политических возможностей» была разработана в 1990-х гг. Джозефом Овертоном, вице-президентом исследовательского и образовательного центра государственной политики Макино, в корпоративных интересах. По его мнению, аналитические центры, ориентированные на сферу политического консультирования, должны просвещать законодателей и общественность, сдвигая «окно предпочтений» избирателей через вовлечение общественности в процесс обсуждения политических инициатив. Такие «фабрики мысли» способны смещать «окна», формируя общественное мнение посредством информирования граждан и законодателей. Такие «мозговые центры» могут как отслеживать динамику общественных настроений посредством исследований, так и создавать общественные представления посредством обмена идеями. Консалтинговые центры могут формировать общественные установки, разрабатывая альтернативы и продвигая идеи.

Долгосрочная ориентация на изменение «окна Овертона» позволяет центрам оказывать позитивное влияние на общество.

Концепция «окна политических возможностей» была разработана на основе теорий общественного выбора [Buchanan, Tullock 1962] и общественных движений [McAdam, McCarthy, Zald 1996]. Модель «окно Овертона» позволяет рассмотреть, как с течением времени политические идеи меняются, оказывая влияние на политику. Изначально модель выглядела примитивно -на концах линии находятся крайние действия по политическим вопросам, между которыми производится градация спектра политических идей. «Окно» выделяет часть спектра, который находится в пределах возможных потенциально успешных политических действий и инициатив. Такие социальные институты, как СМИ, ассоциации, церковь, школа, работа, семья, окружение, рабочие места, друзья, формируют и укрепляют общественные нормы. Политики ограничивают свои действия рамками «окна» приемлемых для электората идей. Одобрение гражданами идей обусловливает возможный спектр инициатив политических партий и кандидатов на выборах. Политики, чтобы соответствовать ожиданиям, чаще всего следуют за общественными нормами. Идеи, попадающие в «окно», политики могут использовать без риска снижения поддержки избирателями на выборах1.

Эффективность в проведении избирательной кампании зависит от попадания в общественные представления и ожидания, а провал происходит при значительном отклонении от них. Достижение успеха или провал выступления на выборах зависит от понимания и продвижения доминирующих идей и идеалов избирателей. Действия за пределами «окна» могут быть более рациональными, но часто приводят к снижению показателей голосования. Большинство политиков рассчитывают на дальнейшие политические перспективы, поэтому не рискуют лишиться популярности среди избирателей. Вместе с тем действия политиков зависят не только от предпочтительных идей, образующих границы политического спектра, но и от стремления добиться максимального результата.

Однако общепринятые идеи и установки, создавая «окно», определяют политические возможности для изменения позиций как политиков, так и избирателей. «Окно политических возможностей» может смещаться по линии большей и меньшей свободы, а также расширяться или сужаться. Таким образом происходит изменение допустимых идей, увеличение или сокращение их числа. Оно может меняться под влиянием эволюции и революции в системе общественных ценностей. Если идея расположена за пределами «окна», то его нужно сдвинуть в нужную сторону общественных установок. Политики в большей части следуют за общественными настроениями, а лидеры способны их изменить, чтобы проводить свою политику. Стратегия изменения политики заключается в том, чтобы идеи за пределами «окна» попадали в него через изменения общественного мнения. Перемещение «окна» делает политически возможными действия, которые ранее были неактуальными, непрактичными и непопулярными. В то же время по мере смещения «окна» ранее приемлемая политика уходит в прошлое и становится устаревшей и проигрышной программой действий2.

1 A Brief Explanation of the Overton Window. URL: https://www.mackinac.oig/ OvertonWindow#interactive (accessed 10.09.2024).

2 Russell N.J. An Introduction to the Overton Window of Political Possibilities. URL: https:// www.mackinac.oig/7504 (accessed 10.09.2024).

Для подтверждения концепции смещения «окна» политики Д. Овертон использовал наглядный пример с выбором модели школьного образования в американском штате Мичиган в конце прошлого века. Одной нисходящей крайностью в системе образования выступает идея государственной централизации на уровне федерального правительства. Другой восходящей крайностью является отсутствие государственного участия в системе образования, которая строится на частных учреждениях. Если в 1980-е гг. возможные варианты выбора были ограничены в пользу частных школ, то в 1990-е гг. стал возможен выбор родителями различных форм обучения детей. Сначала отмечается отсутствие государственной политики в отношении посещения школ, отсутствие государственных школ и финансирования образования государством, регулирование домашнего и частного обучения; затем частное обучение получает государственное финансирование и налоговые льготы; домашнее обучение и частные школы разрешены; потом открываются государственные школы, ученики могут выбирать государственную школу в любом районе; затем ученикам предписывается посещать ближайшую государственную школу в своем районе, домашнее обучение и частные школы запрещаются, вводится обязательное посещение государственных школ под контролем федерального правительства1. В крайней вариации несвободы детей забирают у родителей и воспитывают подобно янычарам. В реальности по мере расширения знаний и опыта как в других штатах, так и в самом Мичигане «окно» политических возможностей в аспекте выражения предпочтений форм обучения значительно расширилось и сместилось в сторону большей свободы выбора. В современных условиях крайние идеи не будут пользоваться поддержкой граждан, поэтому необходимо в предвыборной программе попасть в «окно» общественных ожиданий между государственными и частными школами.

Модель. Концепцию Д. Овертона превратил в современную модель политический обозреватель Д. Тревиньо, который видел миссию исследовательского центра во внедрении идей в общественный дискурс и оформлении их в качестве общественной нормы. Он определил продвижение идеи «окна дискурса» от неприятия до полной легитимности по следующей шкале: немыслимо, радикально, приемлемо, разумно, популярно, нормально (политика). Данные показатели движения идеи в общественное сознание составляют лишь приблизительный континуум характеристик. При этом следует учитывать, что идеи могут смещаться в ту или иную сторону из разных позиций, и далеко не все доходят до конечной точки общественной нормы. Модель «окна Овертона» является средством визуализации движения идеи и оценки эффективности деятельности «мозговых центров». В то же время модель может быть основанием для методов работы центров как либеральной, так и консервативной ориентации2.

Однако применение модели «окна Овертона» вышло за рамки сферы политического консалтинга, став, с одной стороны, составной частью теорий заговора, а с другой - технологией социального конструирования. Модель в конспирологической интерпретации теории заговора была широко популяризована политическим комментатором Гленном Беком в книге «Окно Овертона», выдержанной в жанре триллера. В книге тайные властители мира

1 An Example from Education Policy. URL: https://www.mackinac.org/Overton Wmdow#mteractive (accessed 10.09.2024).

2 Trevino J. Swords Crossed. URL: https://web.archive.org/web/20060716000532/http://www. swordscrossed.org/?p=50 (accessed 10.09.2024).

Больше свободы

Немыслимо

Радикально

Приемлемо

V.

г

Окно Овертона

Действующая норма

Популярно

Популярно

Разумно

Разумно

Приемлемо

Радикально

Меньше свободы

Немыслимо

Рисунок 1 - Модель «окна Овертона» («окна дискурса») Д. Тревиньо

превращают людей с помощью злых сил в управляемых зомби, лишенных общественных норм морали. Конспирологические теории заговора относят модель «окна Овертона» к арсеналу способов установления «мирового правительства». Манипулятивную интерпретацию концепции «окна Овертона», управления общественным сознанием дал К. Бакли в художественных книгах «Здесь не курят» и «День бумеранга», ставших политическими бестселлерами и учебными пособиями по связям с общественностью. Исследователи, выступающие с позиции консерватизма в развитии общества, раскрывают способы управления обществом и манипулирования людьми посредством СМИ, выявляют процессы дегуманизации, выраженные в расчеловечивании и закреплении асоциальных проявлений.

Технология. В современных исследованиях «окно Овертона» рассматривается не столько в качестве элемента политической теории, сколько инструмента политических технологий. Объектами теоретических построений выступают общественные ценности, рассматриваемые в рамках аксиологии. Объектами применения технологий выступают целенаправленно изменяемые системы ценностей общества в целом или отдельных социальных групп. Технология «окон Овертона» открывает возможности поэтапной трансформации общественных ценностей и моделей поведения. Для консервативного круга исследователей и интеллектуалов данная технология представляется угрозой для общества, поскольку направлена в зависимости от степени изменений на коррекцию, трансформацию и демонтаж существующих норм. Для либерального круга данная технология не имеет научных оснований, квалифицируется как проявление теории заговора, поскольку вскрывает последствия деградации общества при реализации «прогрессивной политики», направленной на освобождение человека от моральных норм.

С консервативных позиций посредством модели «окна Овертона» рассматривается процесс изменения отношения людей к общепринятым запретам (табу), которые в традиционных обществах подпадают под категорию греховных действий. Модель выявляет в СМИ расширение моральных границ и сужение понимания греха (табу). На первой стадии процесса перевода явления из немыслимого в радикальное представление происходит демонстрация

запрещенных извращений (например, содомия, педофилия, инцест, эвтаназия и др.), которые вызывают публичные обсуждения, формируя повестку дня вокруг табуированного вопроса. Люди по-прежнему считают запретную тему грехом, но уже могут выражать свое мнение. На второй стадии процесса происходит создание эвфемизма, заменяющего изначальное греховное значение или придающего негативному событию положительный оттенок. Находятся исторические примеры действий подобным образом гениев и героев. Создается прецедент, когда греховная идея уже воспринимается неоднозначно, разделяясь на неприемлемые и допустимые стороны. Общественные запреты рассматриваются уже с разных точек зрения, отдельные из которых доказывают необходимость снять табу. На четвертой стадии происходит процесс легализации запрещенной темы в СМИ, ранее осуждаемые ценности и модели поведения становятся допустимыми в общественном сознании. На пятой стадии процесса запретная тема выходит на уровень политической нормы для государства, облекаясь в законное право. Социологические центры выявляют волю народа отменить «оковы греха», сдерживающие творчество и самовыражение индивидов. Таким образом происходит разрушение прежней системы консервативных ценностей и насаждение новой системы либеральных ценностей1.

Как полагают представители консервативных интеллектуальных кругов, сложившиеся в течение веков культурные институты можно подорвать в процессе перехода от немыслимого к нормальному, совершив пять следующих итераций. Первая итерация - от немыслимого к радикальному - происходит, когда проблема становится модным фетишем или темой научного симпозиума, на котором извращенная профессура продвигает «прогрессивные» изменения. Вторая итерация - от радикального к приемлемому - предполагает создание и внедрение эвфемизма, который предает преступлению нейтральную научную коннотацию. Третья итерация - от приемлемого к разумному - подкрепляет смену ценностей идеологией социального либертарианства, придающего индивидуальным правам абсолютное значение в обществе («евангелие личности»). Четвертая итерация - от разумного к популярному -состоит в персонализации проблемы и одобрении народом нарушающего прежние нормы поведения популярных личностей. Пятая итерация - от популярности к политике - утверждает посредством опросов общественного мнения и принятия законов установление новой нормы. Реализация политики разрушения традиционной культуры оказывается возможной, когда одни пассивные граждане с прежними ценностями демонстрируют преднамеренное бездействие, а другие активные граждане приняли либертарианские ценности2.

В современных обществах в угоду гипертрофированной ценности свободы происходит низвержение установленных табу, которые снимаются посредством перевода сакральных тем в дискурс «общества потребления», признания приоритета индивидуальных ценностей, фрагментации массового сознания. Акторами манипулирования публичными представлениями выступают эксперты, которые формируют общественное мнение. В информационной среде происходит десакрализация смыслов посредством

1 Overton Window process: Technique of dehumanizing society. URL: https://what-is-good. com/theory/media/overton-window-process-technique-of-dehumanizing-society/ (accessed 10.09.2024).

2 Carter J. How to Destroy a Culture in 5 Easy Steps. URL: https://www.firstthings.com/web-exclusives/2011/06/how-to-destroy-a-culture-in-easy-steps (accessed 10.09.2024).

«карнавализации» действий, подвергающей осмеянию через перфомансы, карикатуры и анекдоты. Общественные запреты упраздняются как символический акт в ходе представления политических шоу. Модераторы дискурса дают возможность публике обсудить запретные темы, снимая с них ауру страха и трепета. При освобождении от запретов общество испытывает ощущение катарсиса, который сопровождается эмоциональной разрядкой. В завершении процесса происходит переформатирование массового сознания, что проявляется в трансформации ценностей, обновлении общественных стереотипов и утверждении новых политических норм [Володенков, Федорченко 2015].

Применение технологии перемещения «окна Овертона» направлено на поступательное изменение общественного сознания посредством управления приемлемыми суждениями в политическом дискурсе [Коньков 2016]. Для скорой реализации технологии «окна Овертона» в большей степени подходит толерантное общество с либеральным набором ценностей, в котором плюрализм мнений размывает традиции, нравственные устои на основании дихотомии борьбы добра и зла [Авдонина 2014]. Технологией «Окна Овертона» эффективно пользуются меньшинства, выступающие в условиях культивирования в обществе плюрализма толерантности с позиции защиты прав человека [Емелин 2017]. Социально активные меньшинства на основании принципов толерантности начинают навязывать пассивному большинству свои правила жизни.

Современные средства массовой коммуникации позволяют журналистам продвигать различные темы, что открывает широкие возможности для манипуляции общественными представлениями по технологии «окна Овертона» [Дмитровский 2019]. В информационной среде цифровых коммуникаций входящие сообщения, преодолевая барьеры сознания посредством высокочастотной генерации информации, принципиально меняют ценностно-смысловые настройки индивида в схеме «окон Овертона», воздействуя на эмоциональный и интеллектуальный уровни. В состоянии перегрузки сознания потоками информации манипуляторы достигают заданной реакции индивидов. В современном мире управление общественными процессами превращается в программирование поведения индивидов посредством информационных триггеров [Музычук, Анохов 2020].

Помимо медиа, в западных странах акторами формирования гендерных и сексуальных норм выступают университеты, которые, пользуясь своим положением в обществе как центров получения образования и распространения научного знания, конструируют социальную реальность на основе модели «окна Овертона», создавая и продвигая «прогрессивные» представления об окружающем мире и общественных отношениях. Университет в лице экспертов, ученых и преподавателей участвует в формировании политики и действует как агент общественных изменений, помогая в разработке законов и программ развития, выдвигая концепции и идеи, проводя исследования и эксперименты, обучая студентов и слушателей, интерпретируя информацию и создавая дискурс. Западные университеты внедряют ЛГБТК+-повестку! в общественное сознание, формируя гендерную и сексуальную культуру на основе либеральных ценностей, разрушающих традиционные нравственные устои общества [Панкратов, Панкратова, Фокина 2020].

Исследователи произвели деконструкцию технологии «окна Овертона»

1 На территории Российской Федерации движение признано экстремистским.

на примере продвижения идеи однополых браков в медийном дискурсе США. Согласно модели, первоначально произошло смещение отношения к однополым бракам, которые стали предметом обсуждения. Затем постепенно ценности стали разворачиваться в направлении их допустимости в обществе, что находило отражение в употреблении терминов, результатах исследований, фреймировании проблемы, активации воображения и валоризации псевдоценности. Аксиологический сдвиг в американском обществе показал возможность, применяя гуманитарные технологии, переформатировать общество в современном хронотопе за несколько десятилетий [Якоба 2019].

Отвержение традиционных форм морального сознания, пренебрежение понятиями добра и зла, отрицание норм и императивов создает возможность внедрения в сознание ранее немыслимого, которое превращается в норму, как в «окне Овертона», через трансформацию дискурса [Зубец 2020]. Данная технология позволяет формировать общественное мнение посредством распространения манипулятивной информации, что в перспективе отражается на перестройке общественного сознания [Ерохина 2021]. Такая технология относится исследователями к ризоморфному типу политических манипуляций, для которых на завершающих стадиях реализации характерно вирусное распространения информации [Строганов 2021].

Пошаговое внедрение асоциальных идей по модели «окна Овертона» выхолащивает традиции, нарушая культурную трансмиссию. Преемственность общественных практик и норм, передача ценностей и идеалов от поколения к поколению в процессе социализации прерывается, что приводит к падению нравов и деградации социума [Богданова 2022]. Исследователи рассматривают «окно Овертона» в качестве инструмента конструирования социальной действительности, создания искусственной гиперреальности в виртуальном пространстве, структурирования дискурса в общественном сознании, перенастройки аксиокогнитивной системы форматирования мировоззрения личности под влиянием потока деструктивной информации. Технология входит в арсенал методов социальной инженерии для формирования общества с заданными свойствами [Никишин 2022].

Таким образом, в современных исследованиях «окно Овертона» рассматривается как политическая теория и как политическая технология. Объектами теоретических построений выступают общественные ценности, рассматриваемые в рамках аксиологии. Объектами для применения технологий выступают целенаправленно изменяемые системы ценностей общества или социальной группы. Ключевое положение концепции состоит в том, что политики ограничены в использовании идей поддержкой граждан. Если политики не будут следовать принимаемым гражданами идеям, то они рискуют утратить общественную поддержку, выпадая за пределы «окна». Однако в современных исследованиях модель «окна Овертона» получила расширение в области применения, став технологией социального конструирования и алгоритмом реконструирования общественных изменений.

Список литературы

Авдонина Г.Г. 2014. О коммуникативной природе политической власти. -Коммуникология. Т. 5. № 3. С. 25-36.

Богданова Л.И. 2022. Ценности и оценки в процессе культурной трансмиссии. — Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 9-19.

Володенков С.В., Федорченко С.Н. 2015. Окно Овертона - манипулятив-ная матрица политического менеджмента. - Обозреватель. № 4(303). С. 83-93.

Дмитровский А.Л. 2019. Теории журналистики: почему они «не работают»? (Проблема синергетического подхода к журналистским явлениям). - Вопросы теории и практики журналистики. Т. 8. № 1. С. 36-56.

Емелин В.А. 2017. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности. — Национальный психологический журнал. № 2(26). С. 5-15.

Ерохина О.В. 2021. Инфокоммуникационные технологии для управления общественным мнением. - Власть. Т. 29. № 4. С. 49-54.

Зубец О.П. 2020. Как мыслить совершившему немыслимое? - Философский журнал /Philosophy Journal. Т. 13. № 2. С. 19-34.

Коньков А.Е. 2016. Чем мягче, тем сильнее: гибридизация власти. -Сравнительная политика. № 4. С. 151-160.

Лазарсфельд П., Мертон Р. 2004. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие (пер. с англ.). - Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: Аванти Плюс. С. 138-149.

Музычук Т.Л., Анохов И.В. 2020. Триггерная модель индивидуального восприятия информации. Переход от цивилизации слова к цивилизации числа и цифры. - Вопросы теории и практики журналистики. Т. 9. № 2. С. 211-230.

Никишин В.Д. 2022. Вредоносная информация в интернет-медиа: «окно Овертона» и взаимосвязь деструктивных сетевых течений. - Lex Russica. Т. 75. № 11. С. 131-148.

Панкратов С.А., Панкратова Л.С., Фокина О.А. 2020. «Мягкая сила» европейских университетов: гендерная и сексуальная политики. -Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 25. № 2. С. 213-222.

Строганов В.Б. 2021. Ризоморфная политическая манипуляция в интернете: специфика и технологии. - Вопросы управления. № 6. С. 94-104.

Якоба И.А. 2019. Деконструкция технологии «Окно Овертона» в американском медийном дискурсе. - Вестник Череповецкого государственного университета. № 5(92). С. 175-187.

Buchanan J.M., Tullock G. 1962. The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy. Ann Arbor: University of Michigan Press. х + 351 р.

McAdam D., McCarthy J.D., Zald M.N. 1996. Comparative Perspectives on Social Movements. Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framings. Cambridge: Cambridge University Press. 432 p.

PARMA Roman Vasilievich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science, Leading Research Fellow of the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected])

EXPANDING THE FIELD OF APPLICATION

OF THE WINDOW OF POLITICAL OPPORTUNITIES

TECHNOLOGY

Abstract. The article examines the original concept of the «window of political opportunity» by Joseph Overton, according to which politicians promote ideas acceptable to citizens in election campaigns, seeking to increase their chances in the

elections. The model of the «window of discourse» of acceptable ideas, developed based on the concepts, allows us to understand how changes in the value system occur in society and how they affect politics. In modern societies, the «Overton window» model is used as a technology for social construction of society with given characteristics of interest groups. The cases given in the article show the possibilities of expanding the use of humanitarian technologies in various spheres of society.

Keywords: «Overton window», public consciousness, social values, mass communications, humanitarian technologies, social construction

The article is prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation.

ЕРОХИНА Оксана Валерьевна — кандидат политических наук, научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТОРОВ НА ПРОЦЕССЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению основных тематических направлений информационных воздействий, направленных на десолидаризацию российского общества. Автор выявляет основные типы цифровых акторов, наиболее часто используемые ими технологии деструктивного воздействия на общественное мнение. На основе анализа содержания информационных потоков показаны ключевые маркеры ориентации на разобщение и конфликтность в социуме.

Ключевые слова: десолидаризация, негативный информационный поток, управление общественным мнением, цифровые акторы

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к возникновению новых способов воздействия как на общественное мнение, так и на установки, ценности и поведенческие модели, характерные для социальных групп. Объект исследования, результаты которого кратко будут показаны в настоящей работе, представлен комплексом негативных воздействий в виртуальном пространстве, направленных на десолидаризацию российского общества. Десолидаризация включает паттерны, связанные с кризисными тенденциями развития политической системы, процессов, социальных структур, снижением ценности национально-государственной идентичности, социальными расколами. Предметом изучения стало формирование устойчивых образцов поведения, связанных с выражением негативного отношения к дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.