Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ И ОКНО ОВЕРТОНА'

ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ И ОКНО ОВЕРТОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / СОЗНАНИЕ / СМИ / ОКНО ОВЕРТОНА / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горячева А. Б.

В статье затрагивается тема манипулирования сознаниями толп людей посредством внедрения абсолютно любых, в том числе и самых безумных идей, при помощи технологии «Окно Овертона» и их влияния на сознание масс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF CONSCIOUSNESS MANIPULATION AND THE OVERTON WINDOW

The article touches upon the issue of manipulating the minds of crowds of people through the implementation of absolutely any, including the most insane ideas, through the use of technology "Window Overton"

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ И ОКНО ОВЕРТОНА»

достоинства, а также увеличении степени свободы людей.

Применительно к современной России можно смело говорить о происходящих качественных сдвигах в сфере местного социально-экономического развития.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Правовая база «Консультант-плюс».

2. Аксенова, М.А. Инструментарно-методический аппарат стратегического управления экономикой региона: кластерный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017.- №7 - 232с.

3. Глазырин, М.В. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. - 2016. - №3.

4. Гладышев, А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И. Основы современного муниципального управления. - М, 2015. - 198с.

5. Гранберг, А.Г. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. М., 2016. - 137-142с.

6. Официальный портал города Оренбурга [Электронный ресурс]. -http://orenburg.ru/official/socio_economic_development/analysis/za_I_kvartal_20 17_goda.pdf

7. Ясина, Б.Г. Социально-экономическое развитие в России: прошлое, настоящее и будущее - Москва: Либеральная миссия, 2017. - 20с.

УДК 316.4

Горячева А. Б. студент

Уральский государственный экономический университет научный руководитель: Мылтасова О.В.

старший преподаватель кафедра прикладной социологии

УрГЭУ

Россия, г. Екатеринбург ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ И ОКНО

ОВЕРТОНА

Аннотация: в статье затрагивается тема манипулирования сознаниями толп людей посредством внедрения абсолютно любых, в том числе и самых безумных идей, при помощи технологии «Окно Овертона» и их влияния на сознание масс

Ключевые слова: манипулирование, сознание, СМИ, окно Овертона, информация

Goryacheva A. B., student Ural State University of Economics Russia, Ekaterinburg TECHNOLOGIES OF CONSCIOUSNESS MANIPULATION AND THE OVERTON WINDOW

Abstract: The article touches upon the issue of manipulating the minds of crowds of people through the implementation of absolutely any, including the most insane ideas, through the use of technology "Window Overton"

Keywords: manipulation, consciousness, media, Overton window, information

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

(Натан Ротшильд)

С момента своего появления, в общепринятом понимании, и на протяжении всей истории человечества, информация играла одну из самых важных и недвусмысленных ролей в тех или иных социальных группах. Сам по себе термин information происходит от латинского informâtio, что обозначает разъяснение, представление или понятие, а также от слова informare-придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать. Информированность людей растет с каждым новым поколением, для нормальной социальной и культурной жизни необходимо знать всё больше и больше.

На сегодняшний день, информация является самым лучшим инструментом манипулирования сознанием человека. Она работает тихо, безболезненно и незаметно - её нельзя пощупать. Особенно хорошо, она действует на людей, у которых отсутствует критическое мышление. Если человек родится на необитаемом острове и ему на протяжении всего детства будут внушать, что вокруг острова нет ничего кроме бесконечных водных масс, будучи взрослым, он посмеётся над мыслью о том, что есть и другие земли, другие континенты.

Как принято говорить, сейчас идет «третья информационная война». Информационная практика пока не дает четких и общепринятых определений, категорий и моделей для того, чтобы специалисты в этой области по всему миру могли говорить на одном языке. Информационная война стала сегодня в центре политики, экономики и военного дела. «Мирные» применения этого инструментария давно вышли за пределы его военного использования. Принятие решений существует во всех областях и в случае конкурентного столкновения начинается борьба альтернативных решений.

Одним из методов ведения информационных войн, разумеется, является зомбирование. Одурманивание людей, само по себе, а также отрывание их от их исторического и культурного прошлого, подмена культурных ценностей и традиций - это страшное оружие которое делает человека уязвимым для новых, парадоксальных идей. Оно может

достигаться либо последовательным «вдалбливанием» одной и той же информации, пускай даже абсолютно немыслимой, но на протяжении длительного периода (ведь ложь, произнесенная 1000 раз становится правдой), либо посредством использования разных утонченных технологий. Одной из таковых является так называемое «Окно Овертона». Что это такое? - Это политическая теория, описывающая границы идей, возможных для принятия обществом, суть которой заключается в создании иллюзии того, что проблема рождается, развивается и решается как бы сама собой, естественно, хотя на самом деле, она является искусственно навязанной идеей.

Историю появления данной теории связывают с исследованиями американского социолога Джозефа Овертона, который изучал способы внедрения в общество аморальных ценностей, категорически противоречащих существующему культурному багажу населения.

Данная технология состоит преимущественно из 5 главных этапов, которые будут описаны ниже.

Первый этап: устранение запретов и табу на обсуждение той или иной темы. На этом этапе необходимо сделать так, чтобы широкая общественность узнала о существовании той или иной проблемы, чтобы были сняты ограничения на обсуждения данной темы в СМИ, сделать эту проблему обыденной для обсуждения, придать ей статус общемировой, всеобщей, глобальной проблемы, которую необходимо решить. Если на данном этапе получилось сменить негативное настроение на позитивное при обсуждении данной темы - если люди вообще начинают обсуждать эту проблему, значит, этап удался и можно переходить к следующему.

Второй этап: замена существующего термина аналогичным, но не вызывающим негативных ассоциаций. Дело в том, что на бессознательном уровне терминология ранее неприемлемого явления, также как и само явление вызывает отторжение, негатив и нежелание его обсуждать. На этом этапе производится переход «окна» из состояния радикального в состояние приемлемого. В случае, если явление носит противоправный характер, в средствах массовой информации, обычно, можно наблюдать обсуждение данной темы на примере биографии какой-нибудь известной исторической личности. Человека повсюду окружает обсуждение данной тематики посредством СМИ и интернета. Ученые начинают подключаться к исследованию обсуждаемой темы. Обсуждению данной проблемы придают «научный» характер. Не обсуждать данную проблему становиться просто глупым.

На третьем этапе осуществляется обращение обсуждаемой проблемы к её якобы природному, естественному, необходимому характеру. Происходит полное уничтожение идеи о том, что обсуждение данной темы является неприемлемым. Окно сдвигается от приемлемого к разумному. Активно подключаются ученые, которые начинают рассматривать тему с различных сторон, публикуются научные работы на обсуждаемую тему. Авторитетные

политики и бизнесмены также подключаются к обсуждениям. Проблему начинают разделять на несколько видов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. На данном этапе общество разделяется на два лагеря -противников и сторонников данной темы. Адекватные и критически мыслящие люди моментально становятся ненавистниками, масса ученых и журналистов начинают доказывать им их неправоту. «Человечество на протяжении всей своей истории время от времени совершало такое действие и ничего в этом удивительного нет» - типичный текст для СМИ во время движения окна на третьей ступени.

На предпоследней фазе, популяризируется массовость данного явления, ее глобальный характер, в ход запускается статистика и приводятся примеры небезызвестных людей, для которых совершать обсуждаемое действие, это как бы обыденное дело. Как ни странно, люди обычно оказываются как с привлекательной судьбой (политики, писатели, бизнесмены и тд.), так и привлекательные внешне. Действия подобного характера встречаются в клипах, текстах песен, ток-шоу. В новостях все чаще и чаще приводятся примеры этого девиантного и/или деликвентного поведения. Апеллирование жалости к этим людям, рассказы об их несправедливой судьбе, об их «неблагородном» уголовном осуждении, интервью с представителями данного отклоняющегося поведения. Новости могут вещать о том, что у этих людей высокий о том, что они творческие и разносторонние личности. Ученые начинают писать статьи и работы в целях обоснования выгод и пользы.

Последняя фаза ознаменуется законодательным закреплением данного деяния как разрешенного. Окно смещается от популярного в нормальное. Отрицание данного явления провозглашается отрицанием прав человека. Активно проводятся многочисленные социальные опросы, проблема перетекает из научно-обсуждаемой к социально-политической. В сознание людей внедряется негативное отношение к отрицанию данной проблемы и явления. Политики начинают лоббировать продвижение той или иной идеи посредством разрешения и отмены запретов на юридическом уровне, пока этого не добьются. А в случае, если данные идеи не будут одобрены парламентом, будут создаваться лже-опросы «народного мнения», заинтересованные лица будут апеллировать к хорошей практике иных государств. На этом этапе, в обществе практически не остается противников данной идеи, подавляющее большинство пускай не одобрительно, но как минимум толерантно относится к обсуждаемой проблеме.

Общество, прошедшее 5 этих этапов, теряет культурную ориентацию, если в социально-духовной составляющей человека появляется «пробоина», с помощью которой, можно насаждать еще больше и больше других, неприемлемых «вчера идей».

Таким образом и по такому принципу могут внедряться различного рода идеи и убеждения. Ломка культурных ценностей и принципов делает человеческую психику более восприимчивой к лжи, человек теряет

способность критически мыслить. Простые люди могут наивно думать, что идея разворачивается сама, естественным путем, хотя на самом деле она может быть искусственно созданной заинтересованной в этом стороной.

«Окно Овертона» является политической технологией, которая может применяться как на пользу, так и во вред людям, тем не менее, в истории трудно найти примеры позитивного влияния этой технологии на общество.

Людям, дабы их не водили за нос, необходимо повышать уровень своей политической культуры и общей образованности.

Использованные источники:

1. Багаева Е., Мылтасова О.В. Интернет в жизни современной молодежи: проблемы и перспективы // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. XIX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана. - Екатеринбург, 2016. - С. 994-1003.

2. Баталова А.С., Мылтасова О.В. Интернет-зависимость - острая проблема современности // Профессионализация личности: теоретические и прикладные проблемы психологии, профессионального образования и экономики. - Екатеринбург, 2015. - С. 9-12.

3. Голубчиков А. Я., Коноплев Л. Г. Культура как доминанта мультиполярного мира // Вестник МГУКИ. - 2016. - №3 (71). [эл.ресурс] URL: kultura-kak-dominanta-multipolyarnogo-mira (дата обращения: 26.07.2017)

4. Дробышева Е. Э. Культура vs цивилизация: взгляд через «Окно Овертона» // Вестник МГУКИ. - 2015. - №5 (67). [эл.ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-vs-tsivilizatsiya-vzglyad-cherez-okno-overtona (дата об ращения: 29.07.2017).

5. Окна Овертона. Технология уничтожения общества [эл.ресурс] URL: http://somatra.ru/okna-overtona/okno-overtonap-tehnologiya-smerti.html (дата об ращения: 23.07.2017).

6. Мылтасова О.В., Чертков А.Е. Эффективные технологии образования в современном обществе // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство. -Екатеринбург, 2016. - С. 161-167.

7. Фролова Л. «Окна Овертона» - что это за теория? [эл.ресурс] URL: http://fb.ru/article/192635/okna-overtona—chto-eto-za-teoriya (дата об ращения: 23.07.2017).

8. Яковин А.Ю., Мылтасова О.В. Влияние информационных технологий на развитие познавательной активности детей // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XX Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана. - Екатеринбург, 2017. - С. 1421-1427.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.