Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
УДК 616. 31 - 053. 2 (07. 07)
РАСШИРЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАФЕДРЫ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В РЕЗУЛЬТАТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОГБУ «СМОЛЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ФЕНИКС»
Н.В. Гинали, Н.В. Сулимова, О.Ю. Кузьминская, Л.В. Рутковская,
СА Василевский, ЕА Малышева Кафедра детской стоматологии Смоленской государственной медицинской академии,
Россия, 214000, Смоленск, ул. Дзержинского, д.9/.
В статье описан опыт совместной работы кафедры стоматологии детского возраста Смоленской медицинской академии и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Феникс». Перечислены основные навыки, приобретаемые студентами. Описана методика проведения «Уроков здоровья» с детьми разного возраста, представлены результаты оздоровления воспитанников центра.
Ключевые слова: кариес зубов, профилактика стоматологических заболеваний, дети, санитарно-просветительская работа.
EXPERiENCE OF COOPERATiVE MEDiOPROPHYLACTiC WORK AT THE PEDiATRiC
DENTISTRY DEPARTMENT iN SMOLENSK MEDiCAL ACADEMY AND OGBU "SMOLENSK SOCIAL-REHABILITATION CENTRE FOR UNDER-AGED "PHOENiX"
N.V.Ginali, N.V.Sulimova, O.Y. Kuzminskaya, L.V.Rutkovskaya, S.A. Vasilevskyi, E.A. Malysheva
Smolensk State Medical Academy, Dzerzhinsky St, 9/1, Smolensk, Russia, 214000
The article presents the experience of cooperative medioprophylactic work at the pediatric dentistry department in Smolensk Medical Academy and OGBU "Smolensk social-rehabilitation centre for under-aged "Phoenix". The main skills acquired by the students are enumerated there. The methodology of "Health lessons" conduction with the children of different age is described, the health improvement results of the children from the social-rehabilitation centre are given.
Key words: сaries, dental diseases prevention, children, sanitary-information work.
Программа обучения студентов на кафедре стоматологии детского возраста предусматривает обязательное общение студентов с пациентами детского возраста. Возможности такой работы в помещении кафедры ограничены вследствие отсутствия собственной клинической базы, а также резкого уменьшения количества пациентов, направляемых для лечения на студенческом приеме. В истории кафедры имеется положительный опыт сотрудничества с общеобразовательными школами. На протяжении многих лет в школах проводились практические занятия со студентами стоматологического факультета. Студенты 3 курса читали лекции для детей и родителей по профилактике стоматологических заболеваний, проводили уроки здоровья в младших классах, студенты 4-5 курсов лечили детям зубы.
Это позволяло студентам находить психологический контакт с детьми разного возраста, овладевать мануальными навыками, уметь работать с медицинской документацией. Но времена изменились, и реалии современной жизни таковы, что проведение занятий в школе стало невозможным по следующим причинам: перегруженность школьной программы (в день 5-6 уроков, факультативные занятия); сложность введения в школьное расписание регулярных занятий по профилактике стоматологических заболеваний; отказ родителей от лечения детей студентами. Кроме того, от 10 до 20 % родителей отказываются от осмотра детей даже у школьного стоматолога, мотивируя это тем, что у них есть «свой» стоматолог. Поэтому в настоящее время в школах проходит только производственная практика
студентов 5 курса стоматологического факультета. Всё это привело к необходимости поиска возможности расширения базы кафедры СГМА, результатом чего явилось подписание в 2009 году договора о совместной деятельности между Смоленской государственной медицинской академией и ОГБУ «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс».
На базе центра «Феникс» была создана образовательная площадка Смоленской медицинской академии для проведения практических занятий по профилактике стоматологических заболеваний и детской терапевтической стоматологии для студентов 3-5 курсов стоматологического факультета. Целью создания данной площадки является научная и образовательная деятельность, направленная на разработку совместных программ комплексной (медико-социальной) реабилитации детей и подростков с проблемами развития, нарушенной адаптацией и находящихся в трудной жизненной ситуации. Подписанию договора предшествовала большая подготовительная работа. Прежде всего, в рамках областной целевой программы «Дети Смоленщины» в 2007 году было закуплено современное стоматологическое оборудование, на базе центра «Феникс» создан и лицензирован стоматологический кабинет, в котором организован уголок гигиены рта. Центр «Феникс» является единственным детским социозащитным учреждением в области, имеющим стоматологический кабинет, оснащенный самым современным стоматологическим оборудованием.
Ежегодно через центр «Феникс» проходят около 200 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет, что даёт возможность изучения психологического и стоматологического статуса детей разных возрастных групп. Многопрофиль-ность кафедры диктует необходимость комплексной оценки стоматологического здоровья пациента. Для этого на V семестре проводится 5 занятий по разделу «Профилактика кариеса и заболеваний пародонта» и 4 занятия по профилактике зубо-челюстных деформаций. У студента вырабатывается способность к комплексному подходу в оценке стоматологического статуса пациента, умение увидеть предрасполагающие факторы в развитии стоматологической патологии, результатом чего является обоснование плана лечебно-профилактических мероприятий. В рамках изучения курса профилактики стоматологи-
ческих заболеваний на 3 курсе решаются следующие образовательные задачи: овладение методами обследования ребенка в клинике детской стоматологии; установление психологического контакта с детьми разного возраста; оценка риска развития стоматологической патологии; умение выявлять факторы, способствующие формированию патологии зубов, пародонта и прикуса; развитие клинического мышления; освоение правил работы с медицинской документацией.
В рамках освоения принципов санитарно-просветительской работы студенты проводят "Уроки здоровья", оригинальная методика проведения которых разработана и изложена сотрудниками кафедры в учебно-методическом пособии, рекомендованном Учебно-
методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Каждая клиническая группа проводит не менее трех уроков здоровья: для детей 3-5 лет, 6-8 лет, 9 лет и старше.
При построении урока учитывается, что психогигиенической регламентации подлежит длительность не только урока, но и отдельных учебных операций. В частности, продолжительность определенного вида деятельности в младших классах не должна превышать 10-12 минут, а у детей 3-6 лет - 5-10 минут. Превышение этого времени ведет к утомлению. Переключение же внимания учащихся по истечении этого времени на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. В связи с этим урок здоровья делится на 4 части. В первой части урока -мотивирующая часть - проводится беседа с обязательным участием детей. Детям 3-5 лет рассказывают сказку. Во второй части методику чистки зубов детям демонстрируют на моделях зубных рядов. Затем проводят непосредственное обучение детей чистке зубов, контролируемой до и после нее с помощью индексов гигиены - третья часть урока. В заключение - подведение итогов.
Анализируя выживаемость знаний студента, сотрудники кафедры пришли к выводу о необходимости проведения в X семестре занятий в организованных детских коллективах. Поэтому в X семестре на базе ОГБУ «Феникс» проводится одно 5-часовое занятие. Студенты не только закрепляют ранее полученные навыки и умения, но и в силу достаточных теоретических знаний анализируют клинические данные, интерпретируют результаты дополни-
ее
тельных методов исследования, проводят дифференциальную диагностику, обосновывают диагноз и выбор метода лечения. Студентами 5 курса стоматологического факультета под руководством сотрудников кафедры стоматологии детского возраста в рамках исследовательской работы студенческого научного кружка проведено комплексное стоматологическое обследование детей и подростков социально-реабилитационного центра. Результаты данного обследования продемонстрировали высокую нуждаемость воспитанников центра «Феникс» в стоматологической помощи, а также открытость и большое желание детей общаться как с медицинскими работниками, так и со студентами.
Таким образом, в результате 3-летней совместной работы кафедры стоматологии детского возраста СГМА и социально-реабилитационного центра «Феникс» 600 детей, прошедших реабилитацию в центре, получили лечебно-профилактическую стоматологическую помощь. Студенты 3 курса в течение 36 часов на V семестре изучали психолого - педагогические особенности общения с детьми различных возрастных групп, вопросы врачебной этики и деонтологии в детской стоматологии, овладевали клиническими методами обследования и санитарно просветительской работы. В V семестре студенты впер-
вые приходят на клиническую кафедру, поэтому имеют минимальный опыт общения с пациентами. С детьми же в статусе «доктор» общения не было никогда. Поэтому на первых занятиях студенты со страхом, неуверенно и неумело общаются с детьми. Но уже к 3-4 занятию они с интересом, уверенно и свободно находят контакт с маленькими пациентами. Ликвидация психологического барьера, уверенность и умение общаться помогают студентам и в дальнейшем, когда они в VI семестре изучают раздел детской терапевтической стоматологии и учатся лечить болезни зубов у детей. Студенты быстрее находят контакт с детьми, а дети с удовольствием приходят на лечение к студентам. Замечено, что проведение занятий на 10 семестре приводит к лучшему развитию клинического мышления и усвоению теоретического материала, результатом этого являются хорошие ответы студентов и повышение среднего балла на экзамене. Выпускник высшего медицинского заведения должен не только владеть современными методиками и технологиями обследования и лечения болезней, но и быть чутким, добрым, сострадательным человеком. Общение студентов с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, делает будущих врачей добрее, учит сопереживать и разделять чужую боль и беду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кисельникова Л.П. Детская терапевтическая стоматология: Учебное пособие. - М., 2008. - 48 с.
2. Кузьмина Э.М. Стоматологические заболевания населения России.
3. - М., 2009. - 236 с.
4. Купец Т.В. Гигиеническое воспитание детского населения. Психологические и методические аспекты //Детская стоматология. - 1998. - №1. - С. 32-34.
5. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. - М., изд-во «Медицина». -2006. - 639 с.
6. Улитовский С.Б. Практическая гигиена полости рта. - СПб., изд-во Человек». - 2002. - 328 с.
7. Хамадеева Ю.М., Архипов В.Д. Основные стоматологические заболевания. - Самара, 2001. - 26 с.
8. Гинали Н.В., Рутковская Л.В., Кузьминская О.Ю. и др. Уроки здоровья в организованных детских коллективах: Учебно- методическое пособие. - Смоленск, СГМА. - 2004. - 34 с.