Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
УДК 616. 314 - 089. 23 (07. 07)
опыт кафедры детской стоматологии сгмд по формированию у студентов практических навыков по ортодонтии
Н.В. Гинали, Е.П. Евневич
Кафедра детской стоматологии Смоленской государственной медицинской академии,
Россия, 214000, Смоленск, ул. Дзержинского, д.9/1
В статье описывается опыт кафедры детской стоматологии СГМА по формированию у студентов практических навыков по ортодонтии в условиях резкого уменьшения пациентов на студенческом приеме. Профессиональные компетенции обучающихся формируются поэтапно. В 8 - 9 семестрах используются фантомы предмета вмешательства, в качестве которых применяют контрольно-диагностические модели зубных рядов из гипса, супергипса или пластмассы. Многократное выполнение различных манипуляций на имитаторах приводит к формированию устойчивых двигательных реакций, то есть практических навыков, что позволяет по максимуму избежать ошибок и осложнений во время приема пациентов в 10 семестре.
Ключевые слова: ортодонтия, преподавание, практические навыки, фантом.
ExpERiENcE oF cHILDREN'S DENTisTRY DEpARTMENT iN ssMA oN student'S ORTHODONTiC SKILLS FORMATiON
N.V.Ginali, E.P.Evnevich
Smolensk State Medical Academy, 214000, Dzerzhinsky St, 9/1, Smolensk, Russia
The article describes the experience of the children's dentistry department in SSMA in building the students skills in orthodontics in the state of dramatic reduction of the patients on student admission. Professional competence of students is formed gradually. In the 8th - 9th semesters the phantom subjects of intervention taken as control and diagnostic models of dentition made of plaster, plastic, superplaster are used. Repeated execution of various manipulations on the simulators leads to the formation of stable motor responses, that is practical skills, which allows to avoid errors and complications during reception of patients in the 10th semester at most.
Key words: orthodontics, teaching, practical skills, the phantom.
Кардинальные перемены в экономике и политическом устройстве нашей страны повлекли за собой изменения в высшем образовании, в стоматологическом в частности. Реальность современной российской стоматологии такова, что на данном «рынке услуг» конкурируют несколько участников: муниципальные, ведомственные лечебные учреждения, часть которых являются базами учебных заведений, где стоматологическая помощь оказывается врачами или преподавателями вузов; частные клиники и кабинеты, число которых колеблется в области от 60 до 65 единиц, где работает примерно такое же количество врачей, что и в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
Вполне естественно, что разнообразие предлагаемых услуг и врачей, а также возросшая
общая юридическая грамотность изменили взаимоотношение «врач-пациент». Во-первых, у пациента появилась возможность выбора врача и клиники, не всегда в пользу бесплатной стоматологии. Во-вторых, выбирая последнюю, пациент хорошо осознает свои права и желает выбрать доктора, контролируя объем и качество манипуляций. Эти обстоятельства привели к резкому уменьшению количества пациентов на студенческом приеме [1]. Усугубляет ситуацию отсутствие юридической базы взаимоотношений «преподаватель и студент ^ пациент».
Общее удорожание комплектующих, расходных материалов, и как следствие, конечного стоматологического продукта минимизирует контакт с ним неумелых студенческих рук. Ведь одно дело испортить штампованную ко-
ронку либо простой ортодонтический аппарат, другое - металлокерамическую либо сложную несъемную технику [2].
Однако выпуск подготовленного к постдипломному образованию (к самостоятельной работе) врача невозможен без отработки базовых мануальных навыков, следовательно, нужно искать выход: должен увеличиваться объем манипуляций без участия пациента, т. е. их имитация. Данное положение снимет ряд перечисленных выше ограничений, кроме необходимости приобретения расходных материалов, фантомов (имитаторов) и, естественно, другой организации педагогического процесса.
На кафедре детской стоматологии по специальности «ортодонтия» предусмотрено 9 лекций и 17 практических занятий, которые проходят на 8-10 семестрах. Ряд навыков и умений студент отрабатывает на смежных кафедрах, однако особенности детского и подросткового приема диктуют свои условия. Суть этих условий в различной мотивации взрослого и ребенка, а также в наличии на приеме помимо маленького пациента его родителей, которые желают видеть, что делает врач [3,4]. Поэтому имитация клинических манипуляций является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента и имеет ряд преимуществ: обеспечивает возможность многократного повторения любых врачебных действий; позволяет осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на любом этапе; студент в ином качестве приступает к лечению пациента, что уменьшает количество осложнений в клинике; имеет низкую себестоимость и может быть проведена в любое время; не требует вспомогательного персонала и многих сопутствующих клинических манипуляций (стерилизации и др.).
Отработка практических навыков включает в себя несколько этапов. Вначале студент знакомится с теоретическим материалом и закрепляет полученные знания просмотром видеороликов и демонстрацией данной манипуляции преподавателем на фантоме, либо на пациенте. Этот уровень оценивается как «видел - знаю». Далее увиденная манипуляция повторяется на имитаторе предмета вмешательства и определяется как «умение».
Многократное выполнение действий на фантоме приводит к формированию устойчивых двигательных реакций, то есть практических
навыков, что позволяет по максимуму избежать ошибок и осложнений во время приема пациентов. Отработанные навыки оцениваются преподавателем, и уровень овладения ими отражается в дневнике практической работы. Основы работы со съемной техникой студент усваивает в 8 семестре в зубо-технической лаборатории, где каждый из них должен изготовить ортодонтический аппарат (2 практических занятия).
Внедрение в ортодонтическую практику современной несъемной аппаратуры определяет объем фантомных работ студента в 9 семестре, в частности: определение положения и фиксация брекетов; припасовка и наложение дуги; выполнение изгибов на стальной дуге; изготовление и фиксация ретейнера. Для этой цели используется самый простой фантом, имитирующий зубной ряд пациента, контрольно-диагностические модели зубных рядов из пластмассы или супергипса. В начале лабораторной работы студент подготавливает гипсовый фантом, инструменты, брекеты и материал для бондинга. Далее он наносит на фантомные зубы линии, характеризующие расположение брекетов, устанавливает их в пинцеты обратного действия, разводит сахарный сироп для приклеивания. Затем фиксирует брекеты соответственно нанесенных линий, контролируя их расположение с помощью позиционера.
Другие фантомные работы студент (смена тяг, дуг, их изгибы) выполняет на контрольно-диагностических моделях зубных рядов из пластмассы, на которые заранее наложена брекет - система. Использование фантома способствует выработке устойчивых практических навыков, что приводит к повышению уровня компетенции студента.
В 9 семестре студенты сдают экзамен по детской стоматологии (25 % вопросов относятся к ортодонтии), которому предшествует зачет по практическим навыкам. Полученный положительный результат испытаний свидетельствует о готовности студента к работе с пациентами под контролем преподавателя на ортодонтическом приеме, который осуществляется в 10 семестре. Таким образом, использование фантома для формирования мануальных навыков студента стоматологического факультета является неотъемлемой частью учебного процесса в условиях уменьшения количества пациентов на студенческом приеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александер Р.Г., Александер С.М., Александер Ч.Г., Александер Дж.М. Менеджмент и маркетинг: создание послушного пациента // Стоматология детского возраста и профилактика, 2003. - N1 - 2. - С. 41.
2. Арсенина О.И. Современные технологии в ортодонтии: к 45-летию ЦНИИ. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - С. 15 - 16.
3. Базикян Э.А., Лалабекян А.А., Селезнев Д.А., Фабрикант Е.Г. Инновационные технологии в обучении стоматологическим дисциплинам. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. С. 5 - 8.
4. Миллет Д., Уэлбери Р. Решение проблем в ортодонтии и детской стоматологии. - М.: Медпресс - информ, 2009. - С. 98 - 99.