Научная статья на тему 'Расширение Евросоюза финал или новый старт для центральной Европы?'

Расширение Евросоюза финал или новый старт для центральной Европы? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение Евросоюза финал или новый старт для центральной Европы?»

Б.Е.Фрумкин

РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА - ФИНАЛ ИЛИ НОВЫЙ СТАРТ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Фрумкин Борис Ефимович -

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник ИМЭПИ РАН.

Очередной XIII Экономический форум, проведенный в сентябре 2003 г. в польском городе Крыница, собрал около 1300 представителей политических, деловых, финансовых и научных кругов, средств массовой информации из 35 стран, в том числе из 12 стран - членов Евросоюза, 12 государств Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), из стран СНГ, США, Китая, Израиля, а также ряда международных банков. Уже одно это перечисление отражает значительный геоэкономический и геополитический масштаб форума. В его пленарных сессиях и проблемных семинарах приняли участие президенты Польши, Румынии, Хорватии и Македонии, премьер-министры Польши и Словакии, бывшие премьер-министры Польши, Украины и Молдовы, а также вице-премьеры, министры иностранных дел, промышленности и торговли, экономики, экологии, энергетики и других ведомств, руководители различных парламентских комитетов ряда стран ЦВЕ и СНГ, региональных законодательных органов этих стран и некоторых государств ЕС.

По существу Экономический форум в Крынице все больше приобретает общеевропейское значение. Но при этом он сохраняет верность своей главной задаче, которую организаторы форума формулируют как «создание платформы для политического и экономического сотрудничества и доверия, прежде всего для государств Центральной и Восточной Европы».

Начало этому было положено в 1992 г. на встрече, организованной группой экспертов из Польши для обсуждения перспектив демократической и рыночной трансформации в странах ЦВЕ и СНГ, а также поисков новой модели их политического и экономического взаимодействия. В центре дискуссии находилось тогда формирование новой польской восточной политики. Поэтому примерно из 100 участников первого Экономического форума большинство представляли Польшу, а остальные - ее ближайших соседей: бывшие республики СССР (Россию, Украину, Белоруссию и Литву), а также Венгрию, Чехию, Словакию, объединившихся в 1991 г. в Вышеградскую группу для согласованного движения к интеграции с Евросоюзом.

Такой состав участников был связан с концепцией форума, в основу которой были положены принципы «восточной программы» Ежи Гедройца, основателя и редактора эмигрантского парижского журнала «Культура», где формировалась тогда идеология и стратегия польской антикоммунистической оппозиции. Гедройц полагал, что условием построения будущей независимой и процветающей Польши является замена соперничества в отношениях с соседними странами на добрососедские дружеские связи. Добиться этого предполагалось, с одной стороны, «примирением» с Россией, с другой - налаживанием дружеских отношений с ближайшими соседями по ЦВЕ. Примирение с Россией при уважении независимости и жизненных интересов общих соседей России и Польши (прежде всего Украины) Гедройц полагал главной целью своей «восточной программы». Некоторые даже упрекали его в том, что такая трактовка превращает независимость Украины, Белоруссии и Литвы во вспомогательное средство для стратегического примирения с Россией и может затруднить построение «правильных отношений» с этими странами1.

Выбор Крыницы для проведения Экономического форума был очень удачным: этот польский курорт у подножия Бескидских гор расположен в регионе, где веками взаимодействовали культуры и экономика польского, чешского, словацкого, венгерского и украинского народов, других народностей и этнических групп. Форум превратил Крыницу из провинциального курорта в место, где совместно вырабатывается подход к странам ЦВЕ как субрегиону «большой Европы» и элементу глобализирующейся мировой экономик и.

Этому способствовало создание в 1993 г. польского Фонда «Института восточноевропейских исследований». С тех пор он является организатором Экономического форума, издателем ряда экономических журналов, рассчитанных прежде всего на взаимное информирование и развитие контактов Польши со странами СНГ («Партнер на Востоке», «Панорама польских реформ»). Институт организует ориентированные на интеграцию стран ЦВЕ конференции и симпозиумы с участием польских и иностранных предпринимателей, экономистов и политиков. С конца 90-х годов Институт организует стажировки в польских компаниях студентов из Белоруссии, России и Украины (к началу 2003 г. такую стажировку прошли около 250 человек), учебу для представителей органов местного самоуправления и администрации из России и Украины.

Благодаря активной деятельности Института значительно увеличилось число стран - участниц форума, во многом изменился сам его характер. Во-первых, его прежние встречи сравнительно узкого круга энтузиастов уступили место широкому и открытому обмену перспективными идеями по линии «Восток-Запад» между политиками, предпринимателями, влиятельными представителями науки и средств массовой информации. Например в XI Экономичес-

1 . См. «Don't divide Europe», Warszawa, Instytut Wscholdni, 2002, p. 82-83.

ком форуме 2001 г. участвовали около одной тысячи приглашенных из 24 стран (в том числе из 9 стран ЦВЕ, 9 - СНГ, 5 - ЕС, из США), было проведено 47 пленарных сессий и семинаров.

Во-вторых, произошла определенная международная нституцио-нализация работы форума. В его рамках стали проходить политические и экономические саммиты самого высокого уровня. Так, в работе XI форума рабочие встречи провели президенты Польши, Словакии, Литвы и Молдовы. Состоялся также саммит Вышеградской группы, в ходе которого премьер-министры Польши, Венгрии, Чехии и Словакии подписали «Крыницкую декларацию» о сотрудничестве в сфере «экономики, базирующейся на научном знании».

В-третьих, новым явлением для форума стало проведение в его рамках специализированных и отраслевых бизнес-саммитов. Так, в ходе XII и XIII форумов были рассмотрены вопросы реформирования здравоохранения, развития фармацевтической промышленности ряда стран ЦВЕ.

Более чем за десятилетнюю историю форумов сложилась следующая их проблематика:

- международная политика в контексте европейской интеграции, европейская и международная безопасность, проблемы глобализации;

- экономическая политика (процессы трансформации и поиски путей противодействия экономическому спаду и безработице, либерализация международной торговли);

- финансы и банковское дело, проблемы рынка капиталов, налоговая политика, роль центральных банков;

- развитие демократии и построение гражданского общества.

Общая тема форума 2003 г. - «Расширение Европейского союза

первый или последний этап интеграции?» рассматривалась в

контексте расширения ЕС после 2006 г. Обсуждалась реальность становления общей европейской экономики «от Атлантики до Урала», место России и Украины в будущей единой восточной политике ЕС. Анализировались модели российско-украинского сотрудничества в рамках объединенной Европы, вопросы борьбы с коррупцией, роль неправительственных организаций в политике, экономике и СМИ и т.д.

Начиная с 2002 г. Программный совет форума представляет участникам подготовленный независимыми экспертами аналитический материал об экономических и политических преобразованиях в странах ЦВЕ - «Новая Европа. Доклад о трансформации», образующий общетеоретический фон дискуссии. Доклад 2002 г. содержал анализ изменений в экономике 27 государств ЦВЕ и СНГ за первые 10-12 лет реформ. В нем констатировалось фактическое разделение стран на три группы в зависимости от результативности реформ. Первая (основная часть стран ЦВЕ и Балтии) активно пошла по пути укрепления демократии, построения рыночного хозяйства и сотрудничества с ЕС. Причем этот процесс во многих странах сопровождался глубоким и продолжительным экономическим спадом. Остальные государства региона (прочие страны ЦВЕ и

часть стран СНГ) находятся на разных стадиях трансформации, их социально-экономическое положение продолжает оставаться трудным. Наконец, третью группу образуют некоторые страны СНГ, практически еще не приступившие к реальной перестройке экономики, в них по сей день сохраняются элементы прежней системы.

Подготовленный для XIII Экономического форума 2003 г. материал «Новая Европа» - доклад о трансформационных процессах» охватывает период 2002 г. - первая половина 2003 г. Основная проблематика доклада обращена в будущее. Расширение Евросоюза на Восток практически началось. В связи с этим регион ЦВЕ все более отчетливо делится на две главные группы стран: с одной стороны, новые страны - члены ЕС - Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония с наиболее продвинутыми реформами и более высоким уровнем экономического развития. С другой - остальные страны ЦВЕ (и СНГ) - Румыния, Болгария, бывшие республики Югославии, со слабо развитой экономикой, не принимающие участие в европейской интеграции. Закрепление таких тенденций может в будущем неблагоприятно повлиять на стабильность и единство Европы.

Еще на XII форуме представители первой группы стран высказывались в том смысле, что их присоединение к ЕС постепенно меняет геополитическое положение объединенной Европы, превращая ее в один из центров будущего трехполярного мира. В то же время обещанная им финансовая помощь со стороны «старого ЕС», хотя и составляет 25% его бюджета, однако эквивалентна всего лишь 0,08% совокупного ВВП Евросоюза. Вряд ли такое положение, а также «опека со стороны сильнейшего» в отношении присоединяющихся стран будут способствовать дальнейшему расширению ЕС. Вступив в ЕС, эти государства должны наравне с его нынешними членами активно участвовать в «общей позитивной трансформации европейской экономики» и формировании собственной внешней политики «расширенной Европы». Чрезвычайно важен для этой группы стран ЦВЕ и вопрос, будет ли отождествление с Европой, с Евросоюзом происходить через идентификацию с собственным государством или в большей степени - через идентификацию с европейскими институтами? По мнению представителей этой группы, при реализации европейского проекта «должны быть учтены национальные интересы. Национальное разнообразие должно не только уважаться, но и всячески поддерживаться. Для более эффективного отстаивания национальных интересов страны ЦВЕ намерены после вхождения в ЕС сохранить Вышеградскую группу, а страны Балтии - «региональную солидарность в рамках Балтийского союза».

Представители стран второй группы ограничивались общими соображениями о необходимости и позитивных перспективах своего присоединения к ЕС, видимо, осознавая, что их кандидатский статус объясняется не столько рыночно-демократизационными успехами, сколько примерным политическим поведением, прежде все-

го пронатовской позицией в косовском кризисе.

Позиции остальных стран заметно расходились. Так, представители Украины, в частности, выражали удивление, «что кто-то может думать об Украине без Европы», а о Европе - без Украины. Они повторяли, что «Украина на пути европейской интеграции в качестве первоочередной задачи ставит получение статуса ассоциированного члена, а затем и члена Евросоюза. Этой цели будут подчинены все задачи внутренней и внешней политики». Представители Белоруссии, напротив, подчеркивали, что «наши соседи интегрируются в одно сообщество, а мы по историческим причинам - в другое и должны сделать все, чтобы граница, которая будет нас разделять, не превратилась в стену».

Особое место в дискуссиях занимали перспективы отношений ЕС с Россией. Ее представители были едины в том, что она является частью объединяющейся Европы. Однако перспектива этого процесса оценивалась по-разному. Одни рассматривали интеграцию России и ЕС как двусторонний процесс, требующий взаимных уступок (адаптации российских институтов к европейским там, где это способствует экономическому развитию, дальнейшей либерализации российской экономики в обмен на снятие Евросоюзом торговых барьеров). Другие подчеркивали положение России как державы мирового значения не только в Европе, но и в Азии, вследствие чего она стремится «сохранить свободу в проведении своей внешней политики».

По мнению представителей некоторых стран ЦВЕ и Евросоюза, при нынешнем экономическом отставании России от ЕС и даже ряда стран ЦВЕ ее членство в ЕС маловероятно. Реальный ВВП России не превышает 13% совокупного показателя ЕС и втрое меньше его в расчете на душу населения. Даже после «первой волны» расширения ЕС его среднедушевой ВВП будет в два с половиной раза больше российского, а масштаб экономики - в десять раз больше. Сохраняется асимметрия в объемах взаимной торговли. На ЕС приходится 36-37% российского экспорта и импорта, а на Россию - 34% экспорта и импорта Евросоюза. Это в два с половиной - три раза меньше совокупного показателя для торговли ЕС со странами ЦВЕ «первой волны». В торговом отношении доля России в экспортно-импортных связях ЕС примерно эквивалентна венгерской. При этом в экспорте из этих стран ЦВЕ в ЕС 97% приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, а в экспорте России примерно столько же - на энергоресурсы, минеральное сырье и продукты первых технологических переделов.

На XIII Экономическом форуме дискуссия велась по вопросу о том, что реально могут предложить Евросоюзу вступающие страны ЦВЕ, кто будет следующим в очереди на присоединение. Страны «первой волны» подчеркивали свой вклад в разработку принципов будущего политического устройства ЕС, предоставляющего гражданам входящих в него стран гарантии безопасности, свободы и справедливости. Они высказывали свои прежние опасения, что новая восточная граница Евросоюза может превратиться в «новую

берлинскую стену», разделяющую не социалистические и капиталистические, а бедные и богатые страны. Для предотвращения этого они предлагали, с одной стороны, не откладывать намеченное на 2006 г. вступление в ЕС Болгарии и Румынии, а может быть, присоединить к ним «уже созревшую» для этого Хорватию и «почти созревшую» Македонию. С другой стороны, они пытались уточнить стратегию в отношении государств, которые непосредственно граничат с ЕС, но в ближайшие годы по экономическим и политическим причинам не могут рассчитывать на присоединение к нему. Так, предлагалось определить отношения ЕС с европейскими странами СНГ в целом, а также с отдельными странами, например, с Россией и Украиной, проанализировать перспективы вступления Украины в ЕС и модель ее сотрудничества с Россией на «основе европейских стандартов».

Что касается Украины, то она согласилась на большинство требований, предъявленных ей Евросоюзом на переговорах по вступлению в ВТО. Кроме того, именно во время работы Форума пришло сообщение о согласии ЕС финансово поддержать проект продления украинского нефтепровода «Одесса-Броды» до польских нефтеперерабатывающих заводов и нефтяных терминалов Плоцка, а возможно и Гданьска, в рамках будущего «Евроазиатского нефтетранс-портного коридора», по которому каспийская нефть поступала бы в «расширенный ЕС» без российского транзита.

Представители «старых стран» ЕС в своих выступлениях в основном повторяли известную позицию, согласно которой Украина, как и другие «ближайшие соседи», может рассчитывать на все формы торгово-экономического сотрудничества с Евросоюзом, кроме участия в его институтах. Однако украинские представители намекали на некую обсуждаемую возможность присоединения страны к ЕС еще до 2011 г. В этой связи многие из них, кто представлял оппозиционные президенту Л.Кучме политические силы, отмечали невозможность создания Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном Организации региональной интеграции и единого экономического пространства как противоречащей курсу на вступление в ЕС. На сомнительность длительного сочетания Украиной двух этих интеграционных курсов указывали и участники из стран ЕС.

Представители стран ЦВЕ подчеркивали необходимость одновременного проведения реформ в Западной и Восточной Европе. В первом случае они связаны прежде всего с повышением эффективности экономики путем модернизации и рационализации функций «государства-опекуна», во втором - с завершением экономических изменений, построением действенных рыночных институтов. Ключевое звено в обоих случаях - реформа публичного сектора, чрезвычайно трудная в экономическом и политическом плане. Кроме того, страны ЦВЕ обменялись мнениями об использовании иностранного капитала и технологических разработок своих фирм для достижения конкурентных позиций в промышленности, инфраструктурных отраслях и финансовой сфере расширенного ЕС.

Таким образом, страны ЦВЕ считают, что вступление в струк-

туры Евросоюза хотя и изменит существенно формы их региональной самоидентификации, но сохранит ее важные содержательные элементы, а это соответствует современным тенденциям внутреннего развития Сообщества (усилению франко-германского сотрудничества, например).

Перспективы сотрудничества Востока и Запада в нефтегазовой сфере, включая возможное установление новых общих «правил игры» в этой области, обсуждались на Втором международном саммите по нефти и газу. Большое значение при этом придавалось обеспечению Россией топливно-энергетической безопасности Евросоюза как на основе диверсификации путей транспортировки нефти и газа, так и через экспансию российского капитала в топливно-энергетические отрасли стран ЦВЕ и Западной Европы.

Российские участники сыграли ведущую роль в обсуждении социально-экономических последствий и перспектив приватизации в странах ЦВЕ, вопросов сотрудничества России со странами ЦВЕ после расширения ЕС (включая не только компенсацию возможных экономических потерь России в связи с этим, но и развитие взаимных экономических связей), проблем отношений Европы и ислама (в том числе экспансии исламской идеологии, перспектив исламского радикализма, формирования так называемого «евроис-лама»).

К сожалению, уровень представительства российской государственной власти на Экономическом форуме был несоизмеримо ниже, чем у стран ЦВЕ и Украины. Эта неблагоприятная тенденция сложилась в те годы, когда Россия фактически утратила целенаправленную политику в отношении стран ЦВЕ, увлекшись контактами с Западом. Российскую власть представляли на различных форумах руководители отдельных комитетов и подкомитетов Думы, региональных исполнительных органов (С.-Петербурга, Калининграда). Форум практически не посещали и представители крупного российского бизнеса. Правда, на XIII форуме появился заместитель министра экономического сотрудничества и торговли России, компания «Лукойл» стала главным спонсором международного нефтегазового саммита, а основным докладчиком по вопросам космического туризма как бизнеса XXI в. был один из руководителей РКК «Энергия». Признаки обнадеживающие. Однако этого явно недостаточно для демонстрации экономических возможностей и политических намерений России в Центрально-Восточной Европе, уже фактически преобразующейся в интегральную часть общеевропейского экономического и политического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.