Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЗРЕЛИЩНО-ВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ В РЕАЛИЯХ УРБАНИЗМА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ'

РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЗРЕЛИЩНО-ВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ В РЕАЛИЯХ УРБАНИЗМА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ГОРОД / АКЦИОНИЗМ / ПЕРФОРМАНС / ХЕППЕНИНГ / ГРАФФИТИ / АРТ-ПРАКТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ЗРЕЛИЩНЫЕ ФОРМЫ / URBAN ENVIRONMENT / CITY / ACTIONISM / PERFORMANCE / HAPPENING / GRAFFITI / ART-PRACTICE / AESTHETIC DIVERSITY / SPECTACULAR FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шибаева Михалина Михайловна, Верхотуров Евгений Валерьевич

В статье рассматриваются причинно-следственные аспекты развития и популярности акционизма как социально-эстетического явления, занимающего заметное место в пространстве современного города. Особое внимание обращается на то, что генезис различных арт-практик связан с социодинамикой культуры в разнообразии её тенденций и проблем. В связи с тем, что в условиях техногенной цивилизации активизируются тенденции расширения досуговой сферы и повышения массового спроса на яркие впечатления, всё в большей степени становится популярным акционизм. На основе ряда теоретических и эмпирических материалов в статье выявляются особенности функционирования зрелищно-визуальных форм акционизма, несущего на себе следы эстетического плюрализма и этического релятивизма. Возрастание внимания к эстетическим аспектам образа жизни людей в урбанистической среде связано не только с различными гранями «индустрии развлечений» и коммерциализацией досуговой сферы, но и с признаками понижения культуры межличностного общения в публичном пространстве. Отсюда возникновение таких новых направлений гуманитарного знания, как эстетическая антропология и проективная эстетика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANDING THE RANGE OF SPECTACULAR-VISUAL FORMS IN THE REALITIES OF URBANISM: TRENDS AND PROBLEMS

This article examines the causal aspects of the development and popularity of actionism as a social and aesthetic phenomenon that occupies a prominent place in the space of a modern city. Special attention is paid to the fact that the genesis of various art practices is associated with the sociodynamics of culture in the variety of its trends and problems. Due to the fact that in the conditions of a technogenic civilization, the tendencies of expanding the leisure sphere and increasing mass demand for vivid impressions are intensifying, actionism is becoming increasingly popular. On the basis of a number of theoretical and empirical materials, the article reveals the peculiarities of the functioning of spectacular-visual forms of actionism, which bears traces of aesthetic pluralism and ethical relativism. The increasing attention to the aesthetic aspects of the lifestyle of people in the urban environment is associated not only with various facets of the "entertainment industry" and the commercialization of the leisure sphere, but also with signs of a decline in the culture of interpersonal communication in public space. Hence the emergence of such new areas of humanitarian knowledge as aesthetic anthropology and projective aesthetics.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЗРЕЛИЩНО-ВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ В РЕАЛИЯХ УРБАНИЗМА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ»

Р

АСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЗРЕЛИЩНО-ВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ В РЕАЛИЯХ УРБАНИЗМА:

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

УДК 008

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-78-85 М. М. Шибаева1, Е. В. Верхотуров2

Московский государственный институт культуры, Химки, Российская Федерация, e-mail: skyday.vm@yandex.ru1, e-mail: wew89@mail.ru2

Аннотация: В статье рассматриваются причинно-следственные аспекты развития и популярности акционизма как социально-эстетического явления, занимающего заметное место в пространстве современного города. Особое внимание обращается на то, что генезис различных арт-практик связан с социодинамикой культуры в разнообразии её тенденций и проблем. В связи с тем, что в условиях техногенной цивилизации активизируются тенденции расширения досуговой сферы и повышения массового спроса на яркие впечатления, всё в большей степени становится популярным акционизм. На основе ряда теоретических и эмпирических материалов в статье выявляются особенности функционирования зрелищно-визуальных форм акционизма, несущего на себе следы эстетического плюрализма и этического релятивизма. Возрастание внимания к эстетическим аспектам образа жизни людей в урбанистической среде связано не только с различными гранями «индустрии развлечений» и коммерциализацией досуговой сферы, но и с признаками понижения культуры межличностного общения в публичном пространстве. Отсюда возникновение таких новых направлений гуманитарного знания, как эстетическая антропология и проективная эстетика.

Ключевые слова: урбанистическая среда, город, акционизм, перформанс, хеппенинг, граффити, арт-практика, эстетическое разнообразие, зрелищные формы.

Для цитирования: Шибаева М. М., Верхотуров Е. В. Расширение диапазона зрелищно-визуальных форм в реалиях урбанизма: тенденции и проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 78-85. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2021-199-78-85

ШИБАЕВА МИХАЛИНА МИХАЙЛОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

SHIBAEVA MIKHALINA MIKHAYLOVNA - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department

of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture ВЕРХОТУРОВ ЕВГЕНИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры VERKHOTUROV EVGENIY VALERYEVICH - PhD student at the Department of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

© Шибаева М. М., Верхотуров Е. В., 2021

^ Эстетика

EXPANDING THE RANGE OF SPECTACULAR-VISUAL FORMS IN THE REALITIES OF URBANISM: TRENDS AND PROBLEMS

Mikhalina M. Shibaeva1, Evgenii V. Verkhoturov2

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: skyday.vm@yandex.ru1, e-mail: wew89@mail.ru2

Abstract: This article examines the causal aspects of the development and popularity of actionism as a social and aesthetic phenomenon that occupies a prominent place in the space of a modern city. Special attention is paid to the fact that the genesis of various art practices is associated with the sociodynamics of culture in the variety of its trends and problems. Due to the fact that in the conditions of a technogenic civilization, the tendencies of expanding the leisure sphere and increasing mass demand for vivid impressions are intensifying, actionism is becoming increasingly popular. On the basis of a number of theoretical and empirical materials, the article reveals the peculiarities of the functioning of spectacular-visual forms of actionism, which bears traces of aesthetic pluralism and ethical relativism. The increasing attention to the aesthetic aspects of the lifestyle of people in the urban environment is associated not only with various facets of the "entertainment industry" and the commercialization of the leisure sphere, but also with signs of a decline in the culture of interpersonal communication in public space. Hence the emergence of such new areas of humanitarian knowledge as aesthetic anthropology and projective aesthetics.

Keywords: urban environment, city, actionism, performance, happening, graffiti, art-practice, aesthetic diversity, spectacular forms.

For citation: Shibaeva M. M., Verkhoturov E. V. Expanding the range of spectacular-visual forms in the realities of urbanism: trends and problems. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 1 (99), pp. 78-85. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/1997-0803-2021-199-78-85

Заметное усложнение проблематики гуманитарного, эстетического и этического характера фиксируется многими исследователями. Так, например, один из авторитетных исследователей ценностно-смысловых оснований развития культуры А. А. Пели-пенко акцентировал внимание на потребности трансформировать «напряжённую контрастность городского бытия из экзистенциальной в собственно художественно-эстетическую сферу» [11, с. 46]. В данном суждении заложено, на наш взгляд, объяснение одной из существенных причин включения в эстетическую сферу современного знания проблемы взаимообусловленности гуманитарного и проектно-креатив-ного подходов к совершенствованию социокультурного пространства современного города.

Неоднозначные реалии урбанистического образа и стиля жизни сказываются и на характере повседневных связей с культурой в целом и её художественной подсистемой в частности. Согласно М. С. Ка-линовской, «современная эпоха характеризуется "усталой", "энтропийной" культурой, отмечаются эстетические реверсии, размывание "больших" художественных стилей, смешение художественных языков. В поле деятельности современного искусства включается весь опыт мировой художественной культуры путём её иронического цитирования ...» [7, с. 181].

В последние десятилетия социокультурный контекст и темпоритмы реалий урбанизма активизировали интерес исследователей к эстетическому аспекту совершенствования городского образа и стиля

жизни: отсюда и появление в ряду гуманитарных наук эстетической антропологии и проективной эстетики. Развитие этих сравнительно новых направлений эстетической рефлексии обусловлено также и такой тенденцией модификации городской среды, как «экспансия» визуальных и зрелищно-игровых форм приобщения к социокультурным нормам, ценностям и образцам межличностной коммуникации. Тенденция расширения спектра визуально-зрелищных способов эстетизации культурного пространства современности обнаруживает себя в интенсивном развитии «уличного искусства» (стрит-арт).

Отмечаемая рядом исследователей нечёткость самого понятия «уличное искусство» связана, во-первых, с видовым разнообразием данного явления, а во-вторых, с его эстетической мозаичностью. Как факт актуальной культуры уличное искусство включает в себя различные инсталляции и постановки под открытым небом на любых урбанистических площадках (флешмобы, хеппенинги, перформансы, граффити).

Инновационность художественных практик, с одной стороны, и проявление в некоторых видах акционизма признаков эстетического плюрализма и этического релятивизма - с другой, также активизируют внимание к ним современных исследователей. По утверждению Н. Б. Мань-ковской, «если в теоретическом отношении классическая эстетика нередко была a priori по отношению к художественной практике, то в новой ситуации эстетика оказалась a posteriori и вынуждена постоянно гнаться за новыми объектами, не всегда "схватывая" их» [9, с. 309].

Действительно, в последние годы видное место в сфере эстетической и культурологической мысли заняли новые зрелищ-

но-визуальные формы, в том числе и уличное искусство, различные виды которого включены в пространство города. Это - пер-формансы, флешмобы, хеппенинги, а также коммуникативно -творческие эксперименты иммерсивного театра, рассматриваемые не только через призму инноватики, но и в аспекте сопоставления с традиционными формами активизации культурных интересов горожан и обогащения опыта эстетических впечатлений.

Из публикаций, посвящённых различным аспектам трансформации зрелищных форм массовой культуры, видно, что ак-ционизм осмысляется и оценивается и как эстетическое явление, привлекательное для молодёжи, и в качестве одного из способов расширения коммуникативного пространства городского досуга.

Стоит отметить и то, что популярность акционизма связана также с тем, что присущая ему сюжетно-стилистиче-ская занимательность удовлетворяет массовую потребность в интересном. Отсюда и возникновение вопроса: «не утрачивается ли горожанами, в случае всеобщего стремления к созданию интересного, способность восприятия и различения эстетически подлинного, значимого и искусственно созданного, нереального, надуманного и китчевого?» [1, с. 90]. Важность данного вопроса О. Н. Астафьева объясняет неоднозначностью «соотношения искусства и неискусства в городской среде, мас-совизации культурной информации как смыслового переформатирования (ритуа-лизация, рекламизация, брендирование пространства)» [1, с. 91].

В связи с этим уместно более подробно остановиться на специфике каждого вида акционизма в ракурсе понятия «уличное искусство».

Перформансы и хеппенинги начали своё формирование в контексте модернизма, для которого характерны экспериментальные пробы в сфере искусства и творческих практик самопрезентации субъекта деятельности, а также эпатажно-игровые элементы существования в публичном пространстве. Иные акценты на этих же формах зрелищной культуры расставляются в художественных практиках постмодернизма. Развиваясь как эстетические вызовы традиционным способам вовлечения горожан в круг художественных впечатлений, перформансы и хеппенинги более интенсивно актуализируют постмодернистские установки на пародийно-игровой и прово-кативный подходы к организации публичных зрелищ.

При таком подходе к зрелищному фактору эстетизации городской среды смещается акцент и в области функций современного искусства. «Урбанистическое искусство выполняет функции визуального и смыслового ориентира в хаосе повседневности, помогает переоценить настоящее и перспективность грядущего ...» [9, с. 56], - отмечают современные исследователи И. М. Ли-совец и Б. В. Орлов. Авторы подчёркивают при этом, что союз урбанизма, как искусства, и городского дизайна ведёт к развитию креативной среды города [8].

Такая точка зрения на место перфор-мансов и других зрелищных форм, функционирующих в культурном пространстве современности, подтверждается их основными параметрами. Прежде всего, стоит отметить синтетическую природу перфор-мансов: в них объединён ряд элементов театрального искусства - от выразительности актёрской игры до аудиовизуальных эффектов эмоционального воздействия на зрителя. Однако некоторые исследователи

в качестве специфического параметра пер-форманса выделяют независимость субъекта творческой деятельности от объекта воздействия: так, по мнению Д. Ф. Булычевой, «... перформанс - синтетический вид современного искусства, в котором основная суть произведения заключается в процессе его создания. Перформанс не требует активности зрителей, может происходить и без публики, через перформанс художник утверждает свою идентичность творца; хеппенинг - синтетический вид современного искусства, в котором важен процесс совместного творчества публики и художника ...» [2, с. 9].

Исторически перформансом занимается большое число молодых художников, которые раздвигают рамки, воплощая все возможные идеи. Перформанс часто упрекают в том, что он бывает отвратительным, шокирующим, что он ставит зрителя в неловкое положение. Но если посмотреть на историю этого жанра, то можно увидеть огромное количество работ, отражающих эстетическими средствами политические, экономические и другие проблемы времени. К этому выводу подводят экспонаты выставки «100 лет перформансу», проходившей не так давно в Центре современной культуры «Гараж» в Москве. Архитектоника данной выставки, которую тоже можно рассматривать в качестве элемента зрелищной культуры, позволила наглядно представить ретроспективу развития перформан-са в разных эстетических ракурсах - и как разновидности уличного театра, и как художественно-творческой формы акциониз-ма. Посетители с большим интересом и достаточно органично включались в эту исто-рико-эстетическую ретроспективу, начиная с ознакомления с таким «знаковым» текстом, как манифест футуристов 1909 года,

и завершая встречей с образцами современного перформанса.

С этой точки зрения уместно процитировать Клауса Бизенбаха (директора P.S.1, куратор MoMA), имевшего непосредственное отношение к реализации данного проекта: «Перформанс - очень важная часть истории искусства. Это часть культуры -формы нашего самовыражения. Перформанс сформировал ХХ век. Выставка -о том, откуда появилось искусство перформан-са. В какой-то степени это портрет ХХ-го века» [4].

Ещё одним видом акционизма и источником зрелищных «драйв-впечатлений» горожан являются хеппенинги. Начиная с конца 50-х годов ХХ века, когда в Нью-Йорке на открытии галереи Рейбена посетителям был показан хеппенинг «Восемнадцать происшествий в шести частях» Алана Капроу, эта форма стала интенсивно распространяться и укореняться в культурном пространстве многих стран. В России яркие образцы включения хеппенингов связаны с группами «Коллективные действия», «Мухоморы», «Синие носы», Э.Т.И., ESCAPE; доброжелательный отклик получили и выступления в этом зрелищном формате индивидуальных акциони-стов (например, О. Кулика, А. Тер-Оганья-на, А. Шабурова и других).

К основным признакам хеппенинга исследователи относят особого рода процес-суальность, включающую «использование слова, пантомимы, мимики, других театральных эффектов, акробатики, графики, музыки и т.д.» [10, с. 212]. Кроме того, большое значение придаётся эстетике игрового пространства, в котором происходит хеппенинг. На эту содержательно-стилистическую константу хеппенинга обратила внимание американский исследователь Сью-

зан Зонтаг: «Место проведения хеппенингов лучше всего назвать "средой", и среда эта, обычно до предела захламлённая, перевёрнутая вверх дном и битком набитая, изготовлена из материалов, одни из которых непрочны, вроде бумаги и ткани, а другие выбраны за их скверное, сомнительной чистоты и просто опасное для человека состояние. Тем самым хеппенинги выражают (вполне натуральный, а не только идеологический) протест против музейного подхода к искусству с его представлением о труде художника как о создании предметов для хранения и любования» [6].

В данном высказывании «просвечивает» такая черта акционизма в целом, как эстетика вызова, нарочитая демонстративность протестного отношения к традиционным нормам, ценностям и образцам. В том числе и к эстетическим: для многих зрелищ-но-эпатажных форм характерна «... эстетизация ужасно-уродливого и обыденно-бытового; красота диссонанса, "дисгармоничная гармония, асимметричная симметрия"» [9, с. 158]. В свете сложности процессов эстетизации образа жизни горожан этот момент предстаёт серьёзной гуманитарной проблемой.

Поиски способов решения данной проблемы - одно из направлений проективной эстетики. Именно поэтому важно учитывать со-творческий характер зрелищной коммуникации в игровом пространстве пер-формансов и хеппенингов: зрители занимают позицию не только созерцающей публики, но и соучастников самого действа, самого процесса. В представлениях уличного театра грань между зрителем и актёрами, публикой и сценой размывается, каждый из них становится субъектом коммуникативно-игровой деятельности на основе эстетических впечатлений.

Важно иметь в виду и то, что перфор-мансы и хеппенинги берут за основу и выводят «вперёд» не итог, не завершённое произведение, а процесс его подготовки. Существенным моментом с точки зрения тенденций эстетизации городской среды является также традиция проведения хеппенингов и перформансов в любом месте, где пожелает режиссёр и труппа. Любое место городской среды может стать «сценой» для искусства.

Если в проблемном поле проективной эстетики доминируют вопросы, связанные со зрелищным аспектом урбанизма, то в сфере эстетической антропологии исследовательское внимание направлено на визуальные формы активизации связей человека с культурой. В связи с этим трудно не согласиться с А. В. Григорьевой в том, что «феномен визуальной культуры имеет в большей степени отношение к жизни в больших городах. Это мегаполисная культура ...» [5, с. 338].

Одной из форм визуальной культуры, влияющих на ценностные ориентации людей и их вкусовые предпочтения, является граффити. Согласно современному исследователю А. Ю. Тылику, «в широком смысле граффити - это надписи и рисунки на городских стенах, а также любой другой публичной поверхности. Данный феномен имеет тысячелетнюю историю» [13, с. 20].

Граффити до сих находится на рубеже между искусством и вандализмом, но его значение для эстетизации городской среды не стоит преуменьшать. Именно потому, что «современная культура каждый миллиметр жизненного пространства, каждое человеческое действие, все социальные процессы подвергает глобальным эстетическим трансформациям» [3, с. 4], важно более интенсивно использовать художественный потенциал граффити.

В последние годы заметна плодотворная тенденция включения граффити в проекты совершенствования эстетического облика города. Так, в 2020 году в Челябинске проводился фестиваль граффити «Культурный код», во время которого происходило создание муралов на фасадах домов. Одной из основных задач таких фестивалей, и в частности фестиваля в Челябинске, является благоустройство и создание комфортной, эстетически приятной городской среды.

Будучи визуальной формой самовыражения художника, граффити играет заметную роль в эстетизации городского пространства, чему способствует определённая тематическая направленность. Об этом свидетельствует ряд эмпирических фактов: граффити на тему исследования космоса (недалеко от станций метро «Щукинская» и «Варшавская»); «Настроечная таблица» граффити на тему телевидения, недалеко от Останкинского телецентра (Останкинская улица, 12/4), граффити-панорама «Паровоз» (Варшавское шоссе, станция метро «Тульская»), граффити на тему живой природы (Пятницкое шоссе, 38 с2, 40 с1) [12].

Таким образом, и теоретические труды, посвящённые проблемам современной эстетики, и разнообразие форм и видов ак-ционизма выявляют тенденцию включения урбанистического искусства в социокультурные реалии. Как справедливо отмечает П. Е. Шугуров: «... отличительная черта искусства XXI века заключается в том, что оно направлено на общественное пространство и имеет форму культурного выражения проекций, смыслов и ценностей социума ...» [14, с. 27]. Динамичное и «мозаичное» пространство современного города, а мегаполиса ещё в большей степени, несёт на себе печать многих достижений техногенной цивилизации в большей степени,

чем культурно-эстетических. Отсюда осо- странства, его гуманизации. Эффективно-

бое значение проективно-креативного под- му решению данной задачи в определённой

хода к задачам гармонизации технологи- мере способствует использование зрелищ-

ческих, зрелищно-игровых и визуальных но-процессуального фактора расширения

форм совершенствования городского про- эстетических впечатлений горожан.

Список литературы

1. Астафьева О. Н. Эстетическая потребность в «интересном» в городской среде : культуроло-

гические интенции // Первый Российский эстетический конгресс 17-19 октября 2018, Санкт-Петербург. Тезисы докладов. Санкт-Петербург : Российское эстетическое общество, 2018. С. 89-91.

2. Булычёва Д. Ф. Перформанс и хеппенинг как постмодернистские феномены постсоветской рос-

сийской культуры : философский анализ : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук / Булычёва Дарья Фёдоровна. Астрахань, 2012. 24 с.

3. Воеводин А. П. Эстетическая антропология. Луганск : РИО ЛГУВД имени Э. А. Дидоренко,

2010. 368 с.

4. Выставка «100 лет перформанса» [Электронный ресурс] // Музей современного искусства «Гараж» :

[веб-сайт]. URL: https://garagemca.org/ru/event/100-years-of-performance

5. Григорьева А. В. Понятие и феномен визуальной культуры // Вопросы гуманитарных наук. 2008.

№ 6. С. 338-340.

6. Зонтаг С. Хеппенинги : Искусство безоглядных сопоставлений // Мысль как страсть. Избранные

эссе 1960-70-х годов. Москва, 1997. С. 37-45.

7. Калиновская М. С. Арт-практики андеграунда в системе современного философского дискурса

// Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. № 4 (25). С. 181-184.

8. Лисовец И. М., Орлов Б. В. Урбанистическое искусство // Актуальные художественные прак-

тики и их теоретическое осмысление : материалы Всероссийской научной конференции «XI Кагановские чтения» / Санкт-Петербургский государственный университет ; под редакцией А. М. Алексеева-Апраксина, Е. Н. Устюговой. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2017. С. 31-32.

9. Лисовец И. М., Орлов Б. В. Эстетика проективизма в неклассической философии искусства :

актуальные арт-практики // Studia culturae. 2017. № 3 (33). С. 53-60.

10. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма = Esthétique postmoderne. Санкт-Петербург : Алетейя,

2000. 347 с.

11. Петров В. О. Хеппенинг в искусстве ХХ века // Вестник Костромского государственного

университета имени Н. А. Некрасова. 2010. № 1. С. 212-215.

12. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. Москва : Языки русской культуры,

1998. 376 с.

13. Самые красивые граффити на улицах Москвы [Электронный ресурс] // Куда сходить в Москве.

Афиша Москвы : [веб-сайт]. URL: https://mos-holidays.ru/samye-krasivye-graffiti-na-ulicax-moskvy/

14. Тылик А. Ю. «Уличное искусство» : опыт эстетического анализа : специальность 09.04.00

«Эстетика» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук / Тылик Артем Юрьевич. Санкт-Петербург, 2016.

15. Шугуров П. Е. Современное городское искусство в России // Международный научно-иссле-

довательский журнал. 2017. № 6 (60). Часть 3. С. 26-29. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.053

References

1. Astafieva O. N. Aesthetic need for "interesting" in the urban environment: cultural intentions. In: First Russian Aesthetic Congress October 17-19, 2018, St. Petersburg. Abstracts. St. Petersburg, Published by Russian Society for Aesthetics, 2018. Pp. 89-91. (In Russ.)

^ Эстетика

2. Bulycheva D. F. Performance and happening as postmodern phenomena of post-soviet Russian culture:

philosophical analysis. Synopsis cand. philos. sci. diss. Astrakhan, 2012. 24 p. (In Russ.)

3. Voevodin A. P. Aesthetic anthropology. Lugansk, 2010. 368 p. (In Russ.)

4. "100 Years of Performance". Available at: https://garagemca.org/ru/event/100-years-of-performance

(In Russ.)

5. Grigorieva A. V. The concept and phenomenon of visual culture. Questions of humanitarian sciences. 2008,

no. 6, pp. 338-340. (In Russ.)

6. Sontag S. Happenings: the art of reckless comparisons. In: Thought as passion. Selected essays from the

1960th - 70th. Moscow, 1997. Pp. 37-45. (In Russ.)

7. Kalinovskaya M. S. Underground art practice in the system of modern philosophical discourse. Bulletin of

Saint Petersburg State University of Culture. 2015, no. 4 (25), pp. 181-184. (In Russ.)

8. Lisovets I. M., Orlov B. V. Urban art. In: Alekseev-Apraksin A. M., Ustyugova E. N., eds. Actual

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

artistic practices and their theoretical understanding: materials of the All-Russian scientific conference "XI Kaganov readings". St. Petersburg, Publishing House of the St. Petersburg State University, 2017. Pp. 31-32. (In Russ.)

9. Lisovetc I. M., Orlov B. V. Aesthetics of projectivism in nonclassical philosophy of art: actual art practices.

Studia Culturae. 2017, № 3 (33), pp. 53-60. (In Russ.).

10. Mankovskaya N. B. Aesthetics of postmodernism. St. Petersburg, Aletheia Publishing House, 2000. 347 p.

(In Russ.)

11. Petrov V. O. Happening in the art of the XX century. Bulletin of KSU named after N. A. Nekrasov. 2010,

no. 1, pp. 212-215. (In Russ.).

12. Pelipenko A. A., Yakovenko I. G. Culture as a system. Moscow, LRC Publishing House, 1998. 376 p.

(In Russ.).

13. The most beautiful graffiti on the streets of Moscow. Available at: https://mos-holidays.ru/samye-krasivye-

graffiti-na-ulicax-moskvy/ (In Russ.)

14. Tylik A. Yu. "Street art": an experience of aesthetic analysis. Synopsis cand. philos. sci. diss. St. Petersburg,

2016. (In Russ.).

15. Shugurov P. E. Modern street art in Russia. International Research Journal. 2017, no. 6 (60), part 3, pp. 26-

29. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.053 (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.