Научная статья на тему 'Распространенность связанных с алкоголем проблем среди нигерийских студентов БГМУ и их успеваемость'

Распространенность связанных с алкоголем проблем среди нигерийских студентов БГМУ и их успеваемость Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вэлком Мэнизибэя Осайн, Разводовский Ю. Е., Переверзев В. А.

Установлено увеличение распространенности употребления алкоголя иностранными студентами с 13 до 53 % по мере увеличения длительности их проживания в условиях «мокрой» алкогольной культуры. Это сопровождается увеличением риска возникновения у них проблем, связанных с потреблением этанола и, в частности, снижением академической успеваемости и успешности (на 27%) сдачи экзаменов по сравнению с исходным уровнем и со студентами абстинентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вэлком Мэнизибэя Осайн, Разводовский Ю. Е., Переверзев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF ALCOHOL LINKED PROBLEM AMONG NIGERIAN STUDENTS IN BSMU AND THEIR ACADEMIC PERFORMANCE

Increase in the prevalence of alcohol use among foreign students from 13 to 53% with respect to the increase in the duration of stay in a new condition has been established. This is accompanied by an increase in the risk of rise of the problem of alcohol use, particularly a decrease in academic performance and success to sit for examinations in comparison with their initial level and with total abstainers.

Текст научной работы на тему «Распространенность связанных с алкоголем проблем среди нигерийских студентов БГМУ и их успеваемость»

УДК 613.81+:616.98:615.778.4

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СВЯЗАННЫХ С АЛКОГОЛЕМ ПРОБЛЕМ СРЕДИ НИГЕРИЙСКИХ СТУДЕНТОВ БГМУ И ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ

Вэлком Мэнизибэя Осайн1, Разводовский Ю.Е.2, Переверзев В.А.1

Белорусский государственный медицинский университет 2Гродненский государственный медицинский университет

Установлено увеличение распространенности употребления алкоголя иностранными студентами с 13 до 53 % по мере увеличения длительности их проживания в условиях «мокрой» алкогольной культуры. Это сопровождается увеличением риска возникновения у них проблем, связанных с потреблением этанола и, в частности, снижением академической успеваемости и успешности (на 27%) сдачи экзаменов по сравнению с исходным уровнем и со студентами абстинентами.

PREVALENCE OF ALCOHOL LINKED PROBLEM AMONG NIGERIAN STUDENTS IN BSMU AND THEIR ACADEMIC PERFORMANCE

Welcome Menizibeya Osain1, Y. E. Razvodovsky2, V. A. Pereverzev1

Belarussian State Medical University 2Grodno State Medical University

Increase in the prevalence of alcohol use among foreign students from 13 to 53% with respect to the increase in the duration of stay in a new condition has been established. This is accompanied by an increase in the risk of rise of the problem of alcohol use, particularly a decrease in academic performance and success to sit for examinations in comparison with their initial level and with total abstainers.

Проблема алкоголизма во многих странах мира является одним из ключевых вопросов медицины [6-8; 18; 20; 22; 24; 26; 29;35; 36; 38; 39; 40]. Около 4% глобального бремени болезней связано с употреблением алкоголя (этанола), которое занимает третье место как фактор риска для здоровья и продолжительности здоровой жизни. Употребление этанола является пятым по значимости из всех факторов риска смертности и заболеваемости во всем мире. Известно, что злоупотребление алкоголем уменьшает продолжительность жизни на 15-20 лет. ВОЗ оценивает, что 2 миллиарда людей во всем мире употребляют алкогольные напитки. Из этого количества у 76,3 миллионов людей

диагностируется алкоголизм [WHO]. Ежегодно алкоголь вызывает 1,8 миллиона смертей. Злоупотребление этанолом вызывает поражение внутренних органов (печени, поджелудочной железы, почек, лёгких, паращитовидных желез, щитовидной железы), мозга и периферических нервов. Это приводит к неврологическим расстройствам, психическим нарушениям (ухудшению памяти, снижению интеллекта, нарушениям поведения, похмельному синдрому и др.), а также к росту дорожно-транспортных правонарушений, асоциальному поведению.

Однако алкоголь имеет не только отрицательное, но и положительное действие при его использовании в малых количествах - француз-

ский парадокс, который объясняется тем, что потребление небольших доз алкоголя (10-30г. в день) снижает риск ИБС на 20-40%, снижает агрегацию тромбоцитов. Считается, что наиболее выраженным кардиопротективным эффектом обладает красное вино [6].

Алкоголизм - прогредиентное заболевание, которое характеризуется патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием похмельного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [5, 10, 27]. Алкоголизм является серьезной медико-социальной проблемой, так как его последствия несут не только значительный ущерб здоровью индивидуума, зависимого от этанола, но и тяжелым бременем ложатся на все общество [7]. В этой связи актуальной задачей является постоянный мониторинг уровня связанных с алкоголем проблем в обществе с целью проведения адекватной алкогольной политики [7; 13; 14; 34]. Многочисленные исследования свидетельствует о том, что такой мониторинг имеет большую пользу для пациентов, у которых нет алкогольной зависимости [16; 30; 42]. В эпидемиологических исследованиях для оценки уровня алкогольных проблем среди населения часто используется количество и частота употребляемого этанола. Однако следует иметь в виду, что количественно-частотный критерий оценки уровня индивидуального риска связанных с алкоголем проблем имеет определенные ограничения. Так, например, некоторые индивидуумы регулярно употребляют большие дозы алкоголя на протяжении длительного времени без видимых проблем, в то время как у других связанные с алкоголем проблемы появляются даже при употреблении умеренных доз алкоголя. В последнее время в эпидемиологических исследованиях с целью определения уровня связанных с алкоголем проблем широко используются специальные инструменты скрининга (опросники). Наиболее известными среди них являются опросники «AUDIT» (The Alcohol Use Disorders Identification Test), «MAST» (Michigan Alcohol Screening Test ), «CAGE» (акроним образован из первой буквы ключевого слова каждого вопроса на тесте "CAGE"). Эти инструменты состоят из вопросов, направленных на выявления различного рода проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем, употреблением этанола, алкогольной зависимостью, похмельным синдромом [7; 27].

Скрининговые исследования с целью определения уровня алкогольных проблем среди населения проводятся во многих странах. Установле-

но с помощью алкогольного скринингового теста, что у 40% жителей западных стран проявляются проблемы, связанные с алкоголем [23]. Исследования, проведенные в США с использованием диагностических критериев DSM-3, показали, что в течение всей жизни проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем возникали у 23,8% мужчин и 4,5% женщин [7]. С помощью скринингового теста AUDIT было установлено, что в Бразилии 14,5% мужчин и 2,4% женщин имеют проблемы, связанные с алкоголем [7]. Аналогичные исследования, проведенные в Гродненском медицинском университете, показали, что с алкогольными проблемами сталкиваются 8,7% мусульманских студентов и 40% студентов-славян [7]. Целью настоящего исследования был скрининг распространенности связанных с алкоголем проблем среди нигерийских студентов, обучающихся в Белорусском государственном университете

Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании принимало участие 15 респондентов (мужского пола) - нигерийские студенты 3-го курса факультета иностранных учащихся Белорусского государственного медицинского университета. В качестве инструмента скрининга использовались AUDIT, MAST, CAGE. Мичиганский алкогольной скрининго-вый тест (MAST) является одним из наиболее используемых инструментов для оценки уровня проблем, связанных с алкоголем. Тест достаточно прост в применении и оценке результатов. Однако согласно некоторым исследованиям тест дает много ложноположительных результатов. Тест обладает чувствительностью 90% и точностью 80%. Тест CAGE был разработан в 70-х годах прошлого столетия для скрининга уровня связанных с алкоголем проблем. Как инструмент скрининга тест обладает чувствительностью 85-94% и точностью 79-88%. Тест AUDIT был предложен ВОЗ для ранней диагностики связанных с алкоголем проблем. Он согласуется с МКБ-10 - определениями алкогольной зависимости и злоупотребления алкоголем [13;14;28;40]. Инструмент представляет собой структурированное интервью, состоящее из 10 вопросов. Тест удобен для применения и обладает высокой чувствительностью (92%) и специфичностью (93%). Существует связь между тестами AUDIT и MAST [17] и AUDIT и CAGE [27]. По тесту AUDIT, вопрос 1 выявляет лиц, употребляющих алкоголь; вопросы 1-3 характеризуют частоту и дозу выпитого алкоголя, вопросы 2-3 - злоупотребление им; а вопросы 4-6 ^ алкогольную зависимость (4-й вопрос - утрату количественного контроля

потребленного этанола, а 6-й вопрос - наличие у респондента абстинентного синдрома); вопросы 7-10 выявляют вред, появившийся у человека [7;40]. Общее количество баллов 8 и более баллов свидетельствует о вероятности существования проблем, связанных с алкоголем. Показано, что вероятность того, что люди, которые набирают 8 и более в тесте AUDIT, могут быть безработными в течение 2 лет, увеличивается в 1,6 раз по сравнению с людьми, которые набирают ниже 8 баллов [19].

В качестве объективных критериев проблем, связанных с потреблением алкоголя студентами (группа № 2), взяты успешность их учебной деятельности - средний балл успеваемости (по результатам сдачи экзаменов за 1, 2, 3 и 4 семестры) и успешность сдачи экзаменов (с 1-го раза - 100%, со 2-го раза - 50 % и с 3-го раза - 25 %). В качестве контроля были взяты результаты учебной деятельности нигерийских учащихся-абстинентов (группа 1).

Статистическая обработка результатов скрининга производилась по Зайцеву, Гланцу [3; 9] с использованием критериев Стьюдента и Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Среднестатистические результаты исследования всех 15 респондентов по тестам AUDIT, CAGE, MAST и их максимальные отклонения представлены в таблице 1.

Согласно результатам скрининга 46,7% студентов остаются абстинентами (т. е. 7 человек /1-я группа/ среди обследуемых практически не употребляют алкоголь), а 53,3% (8 респондентов - 2-я группа) употребляют алкогольные напитки в среднем 102,08 г (129,22 мл) в пересчете на чистый этанол в месяц. Причем 50% студентов из 2-й группы употребляли алкогольные напитки раз в месяц, а 25% из этой же группы (или 13,3% от общего числа) набрали более 8 баллов согласно тесту AUDIT, т.е. относятся к проблемной группе (табл. 2) - зона риска II согласно рекомендациям ВОЗ [9], людям из которой требуется помощь специалиста-психиатра. Все студенты 2-ой группы считают себя нормально пьющими, хотя 75% из них злоупотребляли количеством принятого этанола (более 60 г /табл.3/ в течение одной выпивки), а 62,5% из них отрицали употребление алкогольных напитков у себя на родине.

Среди основных факторов, способствующих употреблению алкогольных напитков, нигерийские студенты назвали следующие: традиции употреблять алкоголь по праздникам, семейным торжествам (отметили 62,5% рес-

Таблица 1. Значения результатов исследования всех 15 респондентов по каждому из тестов AUDIT, CAGE и MAST

Показатели AUDIT CAGE MAST

M ± m (баллы) 3,13 ± 1,09 0,80 ± 0,30 0,80 ± 0,40

min - max баллы) 0,00 - 13,00 0,00 - 4,00 0,00 - 5,00

Таблица 2. Показатели распространенности злоупотребления алкоголем и развития зависимости от него у обследуемых респондентов по данным тестов AUDIT, CAGE и MAST

Группа Зло- Алко- AUDIT CAGE MAST

Общая упот- гольная (про- (про- (про-

ребле- зависи- блемная блемная блемная

ние мость группа) группа) группа)

(n=15) 40% 26,7% 13,3% 20% 13.3%

№ 2 (n=8) 75% 50% 25% 37,5% 25%

Таблица 3. Риск возникновения алкоголизма для мужчин и женщин [26]

Пол Уровень риска

Низкий Средний Высокий

Мужчины 1-40 г/день 41-60 г/день Более 60 г/день

Женщины 1-20 г/день 21-40 г/день Более 40 г/день

Таблица 4. Показатели успеваемости (средний балл, М±т) студентов и их динамика за два года учебы

Группа Средний балл Динамика

за 1-й семестр за 4-й семестр среднего балла

1 6,14±0,74 5,88±0,43 -0,26±0,39

2 5,63±0,75 4,54±0,41* -1,09±0,46 0

Обозначения: * - р<0,05 по отношению к данным группы 1, 0 - р<0,05 по отношению к исходному уровню своей группы.

Похмельный синдром - состояние, которое развивается после прекращения приема алкоголя и характеризуется комплексом психических и соматоневрологических симптомов. В нашем исследовании наличие похмельного синдрома не отмечал ни один из респондентов. Отметим, что риск возникновения алкоголизма существенно повышается при условии злоупотребления приемом алкогольных напитков (табл. 3). Согласно этому определению 40% из обследуемых иностранных студентов относятся к группе высокого риска (таблица 2.), хотя если рассматривать по среднему потреблению в месяц (102 г алкоголя) они относятся к группе низкого риска. Из табли-

Таблица 5. Эффективность сдачи экзаменов студентами с различным отношением к употреблению алкоголя (в %)___

Группа За 1 курс 3 семестр 4 семестр За два курса

№ 1. (n=7) (M±m) 91,43±4,04 97,62±2,38 92,86±3,72 95,48±2,59

№ 2. (n=8) (M±m) 91,46±4,12 82,51±7,76 * 72,92±8,44 * 82,04±5,94 *

Обозначения: * - р<0,05 по отношению к ожидаемой эффективности сдачи экзаменов с первого раза, принятой за 100%.

цы 2 видно, что процент проблемных студентов по данным каждого из трех тестов согласуется. Но на основании этих данных можно предположить, что тест CAGE дает завышенные (возможно ложноположительные) результаты при применении его в качестве инструмента скрининга с целью определения уровня связанных с алкоголем проблем в студенческой популяции. Аналогичные результаты при использовании теста CAGE наблюдались и в других исследованиях (проведенных, в частности, в Гродненском медицинском университете [7] ).

Употребление алкоголя является одним из препятствий к успешной учебе [11; 12; 15; 21; 31; 32; 33; 37; 41]. Существует слабая (r =-0.23), но достоверная обратная корреляционная зависимость между уровнем употребления алкоголя и средним баллом студентов [33]. Об этом же свидетельствуют и полученные нами данные (табл. 4) на студентах-иностранцах, обучающихся на языке иностранном для них. Так, средний балл успеваемости студентов 2-й группы (употребляющих алкоголь) был за два года обучения на 0,81 ниже, чем у студентов 1-й группы (трезвенников). Особенно выраженной была эта разница в успеваемости по результатам 4-й сессии - у студентов-абстинентов (1-я группа) средний бал составил 5,88±0,43, а у студентов 2-й группы, употребляющих этанол - 4,54±0,41 (р<0,05). Снижение успеваемости студентов 2-й группы по отношению к результатам 1-й сессии составило -1,09±0,46 балла (р<0,01). У студентов 1-й группы успеваемость оставалась такой же, как и на 1-ом курсе.

В нашем исследовании мы обнаружили время-доза зависимый эффект алкоголя. Эффект употребления этанола увеличивается со временем и при увеличении дозы (табл. 5). Так, по сравнению с ожидаемой, эффективность сдачи экзаменов у студентов (2-й группы), которые употребляют алкогольные напитки, стала уменьшаться только на втором курсе (табл. 5) на 17,49 и 27,08% (р<0,05), в то время как их количество в группе стало достоверно меняться уже на первом курсе с 13,3 до 46,7 % (ч2 = 3,968) и на втором курсе до 53,3% (ч2 = 10,800). Студенты 1-й группы (трезвенники) по результатам двух лет обучения на 13,44% эффективнее сдают экзамены, чем студенты 2-й группы,

употребляющие алкогольные напитки. У них (в отличие от студентов 2-й группы) эффективность сдачи экзаменов по сравнению с первым курсом не изменяется (табл. 5).

Два года жизни молодых нигерийцев в новом для себя этническом окружении привели к существенному увеличению (в 4 раза с 13,3 до 53,3%, р<0,005) среди них лиц, употребляющих алкогольные напитки. Среди, факторов, способствующих употреблению алкогольных напитков, нигерийские студенты часто называли праздничные и семейные торжественные мотивы. Вероятно, этим можно объяснять тот факт, что большинство нигерийских студентов предпочитают пиво и вино, а не крепкие алкогольные напитки. Поэтому и количество употребляемого ими алкоголя увеличилось незначительно -на 0,8 г/неделю. Характерно, что среди мотивов употребления алкогольных напитков ради вкусовых качеств и снятия психического напряжения назвало небольшое количество из респондентов. Вероятно, главную роль в процессе ломки алкогольных стереотипов играет субмиссивный фактор. Это значит, что нигерийские студенты употребляют алкогольные напитки не с целью получения удовольствия, а с целью лучшей адаптации к чужой культуре, т. е. социализации. Это предположение подтверждается тем, что большинство студентов 2-й группы употребляют алкогольные напитки достаточно редко (1, не более 2 раз в месяц). После эпизодов употребления алкогольных напитков примерно у половины из них возникает чувство вины.

Заключение

Результаты настоящего исследования показывают тот факт, что большинство нигерийских студентов, воспитанных в обществе с негативным отношением к алкоголю, проживая достаточно длительное время в обществе с высоким уровнем алкогольных проблем, соблюдают антиалкогольные традиции. Это подтверждает положение о том, что нигерийская культура является протек-тивным фактором в смысле появления связанных с алкоголем проблем. В то же время, часть студентов ассимилирует некоторые элементы

чужой культуры, в частности алкогольные традиции. При этом прослеживается закономерность, согласно которой чем больше времени студент проживают в среде чужой культуры, тем больше дезактуализируются традиции своей культуры и тем хуже он начинает учиться. При этом можно

сделать вывод, что факторы актуального социального окружения оказывают более сильное влияние на формирование отношения к алкоголю постепенно дезактуализируя традиционные запреты, что сопровождается снижением успехов в учебе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вэлком Мэнизибэя Осайн. Проблема алкоголизма в Беларуси и Нигерии / Межд. конф. молодых ученых и студентов.- Минск: БГМУ, 2007.- С. 36.

2. Зиматкин С.М.. Метаболизм этанола в мозге // Нейрохимия.- 1995.- Т. 12, Вып. 1.- С. 19-26.

3. Лифляндский В. Г., Зайцев В. М., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика.- Статистика.-2006. - 432 с.

4. Лосев. С. С., Шабанов П. Д. Интеллектуально-мнестические процессы после однократного приема этанола // Физиология человека.- 1985. - Т. 11, № 1. - С 155-156.

5. Островский Ю. , Островский С. Аминокислоты в патогенезе и лечение алкоголизма.- Мн., 1995.- 280 с.

6. Разводовский Ю. Е. Алкоголь и смертность в Беларуси. - Гродно, 2003. - 76 с.

7. Разводовский Ю. Е. Эпидемиология алкоголизма в Беларуси. - Гродно, 2004. - 85 с.

8. Разводовский Ю. Е. Алкогольное поражение мозга // Медицинские новости. - 2006, № 1. - С. 13-17.

9. Стентон Гланц. Медико-биологическая статистика. - М.: Медицина, 1999.- 460 с.

10. Шабанов П.Д., Калишевич С.Ю. Биология алкоголизма.- СПб., 1998.- 272 с.

11. Van Den Bruel, B. Aertgeerts, Hoppenbrouwers, Roelants and Buntinx. CUGE: A Screening Instrument for Alcohol Abuse and Dependence in Students. // Alcohol & Alcoholism. - 2004.- Vol. 39, № 5. - P. 439-444.

12. Aertgeerts Bert , Buntinx Frank. Abstracct: The relation between alcohol abuse or dependence and academic performance in first-year college students. // Journal of adolescent health.- 2002.- Vol. 31, № 3.- P. 223-225.

13. Babor, T.F. and Higgins-Biddle, J.C. Alcohol screening and brief intervention: dissemination strategies for medical practice and public health // Addiction.- 2000.- Vol. 95, № 5. - P. 677-686.

14. Babor, T., Campbell, R., Room, R. and Saunders, J.(Eds.) // Lexicon of Alcohol and Drug Terms.- World Health Organization, Geneva, 1994. - 195 р.

15. Bergen, H. A., et al. Perceived academic performance and alcohol, tobacco, and marijuana use: Longitudinal relationships in young community adolescents. // Addictive Behaviors.- 2005.- № 30.- P. 1563-1573.

16. Bien, T.H., Miller, W.R. and Tonigan, S. Brief intervention for alcohol problems: a review // Addiction.- 1993.- Vol. 88.- P. 315-336.

17. Bohn, M.J., Babor, T.F. and Kranzler, H.R. The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT): Validation of a screening instrument for use in medical settings // Journal of Studies on Alcohol. - 1995, № 56.- P. 423-432.

18. Catherine Le Gales-Camus. Global status report on alcohol: Department of Mental Health and Substance Abuse.- WHO, Geneva, 2004.- 209 р.

19. Claussen, B. and Aasland, O.G. The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT) in a routine health examination of long-term unemployed // Addiction.- 1993.- Vol. 88.- P. 363-368.

20. David H. Jernigan. Global status report: alcohol and young people. WHO/MSD/MSB/01.1.- WHO, Geneva, 2001.- P. 1-10, 20.

21. David J. Lane & James A. Schmidt. Evaluating Personalized Alcohol Interventions. // Alcohol Interventions.- May 5, 2007.- P. 5 -10.

22. Donald R. Self. Alcoholism Treatment Marketing // Beyond TV Ads and Speeches.- 1989.- P. 33-35.

23. Dorian A. Lamis. // Reasons For Living and Suicidal Ideation Among College Students With Varying Levels Of Risk For Alcohol Related Problems.- May 2006.- P. 12.

24. Elizabeth Rachel Swinehart. // Alcohol Expectancies, Alcohol Use, and Risky Behavior Among. College Students. Greensboro. - 2007. - P. 1-31.

25. Finnell, W.S. Marijuana, alcohol, and academic performance // Journal of Drug Education.- 1975. - № 22.- P. 353-365.

26. Harold Holder. International guide for monitoring alcohol consumption and related harm.WHO/MSD/MSB/00.4.-World Health Organization, 2000.- P. 3-15,45,52, 100-106.

27. Hays, R.D., Merz, J.F. and Nicholas, R. Response burden, reliability, and validity of the CAGE, Short MAST, and AUDIT alcohol screening measures // Behavioral Research Methods, Instruments & Computers .- 1995, № 27.- P. 277- 280.

28. Janca A., et al. The ICD-10 Symptom Checklist: a companion to the ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. - 1993.- Vol. 28, № 5.- P. 239-242.

29. Jason T. Spratt. // The Leader Factor: Patterns of Alcohol Use, Negative Consequences, and Alcohol-Related Beliefs for Leaders and Non-leaders of Student Organizations.- May 8, 2000.- P. 3-72.

Вэпком MsHM3uB3a DcaMH, Pa3BOflQBCKUM O.E., nepeBep3eB B.A.

33

30. Kahan, M., Wilson, L. and Becker, L. Effectiveness of physician-based interventions with problem drinkers: A review. // Canadian Medical Association Journal.- 1995.- Vol.152, № 6.- P. 851-859.

31. Mallie J. Paschall, Bridget Freisthler. Does Heavy Drinking Affect Academic Performance in College? // Journal Of Studies on Alcohol and Drugs.- 2003.- Vol. 64., Issue 4.- P. 515-519.

32. Michael Kremer, Dan M. Levy. // Peer Effects and Alcohol Use Among College Students.- June 2005.- P. 53.

33. Presley CA, Meilman PW, Cashin JR, Lyerla R. // Alcohol and Drugs on American College Campuses: Use, Consequences, and Perceptions of the Campus Environment.- Carbondale, IL: Core Institute., 1996.- Vol. 3.- P. 110.

34. Richmond, R.L. and Anderson, P.Research in general practice for smokers and excessive drinkers in Australia and the UK. III. Dissemination of interventions // Addiction.- 1994, № 89.- P. 49-62.

35. Roger J. Williams, L. Joe Berry, Ernest Beerstecher, Jr. Individual Metabolic Patterns, Alcoholism, Genetotrophic Diseases. // Biochemistry.- 1949.-Vol. 35, № 6.- P. 265-271.

36. Roger J. Williams and Richard B. Pelton.Effect of vitamin A- deficient and other deficient diets on experimental animals. // Biochemistry: Individuality in nutrition.- 1966.- Vol. 55.- P. 126-133.

37. Sharon Fisher. National College Health Assessment, Spring 2003: American College Health Association. Baltimore, MD 2003. - 16 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Sheldon Zimberg, MD The clinical management of alcoholism.- 1982.- 14 p.

39. Sheldon Zerden. Best of health. // The 100 Best Health Books: Revised and updated for the 21st century.- 2004.- P. 203-204. 40. Thomas F. Babor , John C. Higgins-Biddle,John B. Saunders, Maristela G. Monteiro. Guidelines for Use in Primary Care // The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT). Second Edition. - World Health Organization, 2001. - 40 p.

41. Wechsler, Henry et al. Health and Behavioral Consequences of Binge Drinking in College. // Journal of the American Medical Association.- 1994.- Vol. 272, № 21.- P. 1672 -1677.

42. Wilk, A.I., Jensen, N.M. and Havighurst, T.C. Meta-analysis of randomized control trials addressing brief

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.