Таким образом, общая распространенность ОА в Республике Бурятия по результатам исследования составила 9833,3/100 тыс., ОА коленных и тазобедренных суставов -8766,7/100 тыс., изолированного поражения суставов кистей
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.И. Ревматология: национальное руководство / Под ред. Е.Л. Насонова, В.А Насоновой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С.573-588.
2. Беневоленская, М.М. Бржезовский Л.И. Эпидемиология ревматических болезней. - М.: Медицина, 1988. - 115 с.
3. Зукова Н.В. Суставной синдром в популяции сельских жителей Красноярского края: клинико-эпидемиологическая характеристика: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Красноярск, 2008. - 19 с.
4. Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю., Горяев Ю.А. Динамика заболеваемости остеоартрозом в Иркутске // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2005. -№7. - С.187-190.
5. Ланг Т.А., Сесик М. Как описывать статистику в медицине. Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов. - Пер. с англ. - М.: Практическая медицина,
рук - 1,07/100 тыс. ОА чаще выявлялся среди пациентов-монголоидов (11,2%), чем среди пациентов-европеоидов (9,3%) (р<0,001). Частота ОА выше среди женщин по сравнению с мужчинами: 13,2% против 5,8% (р<0,001).
2011. - 480 с.
6. Меньшикова Л.В. Остеоартроз (диагностика, лечение, реабилитация): Пособие для врачей. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. - 40 с.
7. Петрачкова Т.Н. Клинико-эпидемиологическая характеристика заболеваний суставов в популяции г. Иркутска: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Иркутск, 2006. - 23 с.
8. Петрачкова Т.Н., Меньшикова Л.В. Распространенность остеоартроза и ревматоидного артрита в популяции г. Иркутска // Научно-практическая ревматология. - 2006. -№2. - С.80.
9. Юдина Н.В. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани среди взрослого населения и ревматологическая служба республики Тыва // Научно-практическая ревматология. - 2007. - №4 - С.97-100.
10. Felson D. T. Epidemiology of hip and knee osteoarthritis // Epidemiol. Rew. - 1988. - Vol. 10. - P. 1-28.
Информация об авторах: Данчинова Александра Михайловна - ассистент. 670047, г. Улан-Удэ, ул. Пирогова, 30А, тел. (83012) 416670, e-mail: [email protected]; Батудаева Татьяна Ивановна - к.м.н., доцент; Меньшикова Лариса Васильевна - заведующая кафедрой, д.м.н., профессор.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ
© ЛАВРИК С.Ю., ШПРАХ В.В., ДОМИТРАК С.В., ТИМОФЕЕВА О.П., АКУЛЕНКО О.А. - 2012 УДК 616.831-053.2-036.22(571.53-21)
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ В ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
Сергей Юрьевич Лаврик1,2,3, Владимир Викторович Шпрах1, Светлана Викторовна Домитрак2,
Ольга Петровна Тимофеева3, Ольга Александровна Акуленко4 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра неврологии и нейрохирургии, зав. - д.м.н., проф. В.В. Шпрах; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, клиники, гл. врач - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров; 3Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, директор - Т.И. Шелковникова; 4Иркутский областной психонаркологический диспансер,
гл. врач - Е.В. Басько)
Резюме. Изучена распространенность минимальной мозговой дисфункции у детей 2-8 лет в организованных детских учреждениях Иркутска. По данным анкетирования родителей исследованы распространенность, возрастно-половые особенности и клинические проявления симптомокомплекса минимальной мозговой дисфункции. С учетом полученных данных о высокой распространенности заболевания (11,3%), необходима разработка комплексной программы ранней профилактики, лечения и реабилитации детей с данной патологией.
Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, последствия перинатальных поражений ЦНС.
THE PREVALENCE OF MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION IN CHILDREN'S POPULATION OF IRKUTSK CITY
S.Z Lavrick1A3, V.V. Shprakh1, S.V. Domitrak2, O.P. Timofeeva3, O.A. Akulenko4 (‘Irkutsk State Medical Academy of Сontinuing Education; 2Irkutsk State Medical University; 3Irkutsk Regional Rehabilitation Center for Disabled Children and Adolescents; 4Irkutsk Regional Psychoneurological Clinic)
Summary. The prevalence of the minimal brain dysfunction in children of 2-8 years in the children’s establishments of Irkutsk has been studied. According to the questioning of parents, the prevalence of the minimal brain dysfunction, age and sex features have been investigated. Taking into account the received data on high prevalence of the disease (11,3%), it is necessary to develop the comprehensive program of early prevention, treatment and rehabilitation of children with this pathology.
Key words: minimal brain dysfunction, attention deficit and hyperactivity disorder, ADHD, consequences of perinatal lesions of CNS.
Одной из актуальных медико-социальных проблем является рост числа детей с патологией нервной системы. По данным ВОЗ, до 20% детей в общей популяции страдают неврологическими расстройствами, 70-80% из которых обусловлены перинатальными факторами [2,4,6,7]. Как отмечено в ряде докладов ведущими детскими неврологами, в структуре перинатальных поражений центральной нервной системы большой удельный вес занимает минимальная дисфункция мозга (ММД) [1,4,8]. Следует отметить, что отсутствие единых диагностических критериев и подходов к формулировке диагноза ММД ведет к противоречивым данным о распространенности заболевания, неоднозначным подходам к лечению и реабилитации этих детей. Так, согласно данным литературы, частота ММД среди детей дошкольного и школьного возраста колеблется от 2 до 20% [5,8,10]. Имея стертую клиническую картину, ММД нередко поздно диагностируется и в связи с этим недостаточно лечится, приобретая с ростом организма и под влиянием различных факторов прогреди-ентный характер. Несмотря на то, что дети с ММД имеют сохранный интеллект, они с трудом адаптируются к дошкольным и школьным учреждениям. ММД у детей проявляется в виде нарушений речевого развития, формирования навыков письма, чтения, счета, поведенческих и эмоциональных расстройств. На сегодняшний день доказано, что признаки ММД не исчезают ни у подростков, ни у взрослых, а трансформируются по мере взросления, меняясь в количественном и качественном соотношении симптомов [4,9,11,12]. Таким образом, своевременное выявление детей с ММД является актуальной задачей неврологии детского возраста.
Цель работы: изучить распространенность минимальной мозговой дисфункции в детской популяции города Иркутска.
Материалы и методы
С целью изучения распространенности ММД в организованных детских учреждениях (массовых детских садах №№122 и 161, средней школы №15 и МОУ гимназии №3) Иркутска было обследовано 1155 детей в возрасте 2-8 лет. Для исследования использовали анкету, разработанную американской ассоциацией психиатров, приводимую в классификациях DSM-Ш и DSM-IH-R, и оригинальный опросник социальной дезадаптации ребенка, позволяющий объективизировать клинические особенности детей с ММД по данным анкетирования их родителей.
Анкета, разработанная американской ассоциацией психиатров, нацелена на выявление синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Как известно, симптомокомплекс ММД не ограничивается клиническими проявлениями СГДВ, он гораздо шире и разнообразнее. В этой связи, всем детям дополнительно проводилось более подробное анкетирование с использованием специально разработанного оригинального опросника социальной дезадаптации ребенка. Данный опросник содержит перечень из 49 вопросов, отражающих симптомы по 7 основным нарушениям (по 7 вопросов в каждом разделе) и позволяет диагностировать агрессивное поведение, трудности взаимоотношения с окружающими, гиперактивность, двигательную неловкость, дефицит внимания, импульсивность, нарушение формирования навыков опрятности. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку их степени выраженности в баллах по возрастающей 4-х балльной шкале от 0 (отсутствие признака) до 3-х баллов, что позволяет дать количественную и качественную оценку имеющихся расстройств и их динамику в процессе проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий.
С целью оценки специфичности разработанного оригинального опросника был проведен корреляционный анализ между данными, полученными по результатам скринингового анкетирования, предложенного американской ассоциацией психиатров и суммой баллов оригинального опросника. Величина коэффициента ранговой корреляции Пирсона составила г=0,681, поскольку значение рангового коэффициента корреляции Пирсона по модулю превосходит соответствующее критическое значение (для 5% уровня значимости
г=0,521), с вероятностью более 95% можно утверждать, что между сравниваемыми параметрами существует средняя прямая корреляционная связь [3].
Результаты и обсуждение
На начальном этапе исследования были розданы анкеты и опросники на выявление ММД для 1500 родителей, чьи дети посещают дошкольные и общеобразовательные средние учреждения Иркутска. Процент отказа родителей от заполнения составил 23%, соответственно ответ был равен 77%, что позволяет судить о репрезентативности выборки. Таким образом, в ходе исследования были анонимно добровольно опрошены 1155 родителей детей в возрасте 2-8 лет, посещающих массовые детские сады и школы Иркутска.
На основании анализа полученных данных признаки ММД были выявлены у 131 ребенка в возрасте 2-8 лет, что составило 11,3%. Следует отметить, что ММД в среднем в три раза чаще встречалась среди мальчиков (16,3% и 5,6% соответственно). Если рассматривать распространенность ММД по отдельным возрастным группам, то было отмечено, что среди детей преддошкольного возраста (2-4 года) ММД встречалась у 14%, а соотношение девочек и мальчиков составило 1:2,25 (18,5% мальчиков и 8,2% девочек). Среди детей дошкольного возраста (5-6 лет) ММД встречалась у 11,8%, при этом в 3,5 раза чаще встречаясь среди мальчиков (17,4% и 5% соответственно). В группе детей раннего школьного возраста симптомы, характерные для ММД регистрировались у 8,3% детей, соотношение по полу составило 1:2,5 в пользу мальчиков (12,3% и 4,9% соответственно) (табл. 1).
Как следует из таблицы 1, заболеваемость, как у мальчиков, так и у девочек, была максимальной в преддошкольном возрасте (2-4 года). Этот факт существенно отличается от данных предыдущих исследователей [7,9,10], которые указывают, что, начиная с трехлетнего возраста, отмечается постепенное увеличение количества больных ММД, с пиком заболеваемости в 7-8 лет. Большинство авторов объясняют
это прогрессированием латентно протекающего патологического процесса в головном мозге на фоне неуклонно возрастающих психоэмоциональных нагрузок, связанных с началом школьного обучения, что клинически манифестирует нарушениями поведения, трудностями обучения и социальной дезадаптацией.
Полученные в нашем исследовании результаты можно объяснить возросшей информированностью родителей и врачей в вопросах ММД, улучшением диагностической базы в отношении легких нозологических форм в детской неврологии, а также более высокими требованиями к современным детям, в частности, так называемыми «вступительными экзаменами» в первый класс. Общеизвестно, что на собеседовании у школьного психолога обычно выясняется, умеет ли ребенок читать, писать, владеет ли навыками счета и т.п., что в последующем учитывается при формировании классов, имеет значение для поступления в более престижную школу, гимназию или лицей. Таким образом, преждевременные систематические психоэмоциональные и физические нагрузки, которые у детей в XX веке обычно приходились на начало школьного обучения, в совокупности с указанными медикосоциальными факторами, вероятно, и привели к такому существенному смещению пика заболеваемости ММД.
Возрастные особенности клинических проявлений у детей с ММД представлены на рисунке 1. В группе детей 2-4 лет на первом месте по частоте регистрировались жалобы на гиперактивное поведение и импульсивность, в то время как дефицит внимания, двигательная неловкость, проявления агрессии и трудности взаимоотношения с окружающими отмечались несколько реже. Все эти признаки ММД статисти-
Таблица 1
Распространенность (в %) ММД среди детей преддошкольного, дошкольного и раннего школьного возраста г. Иркутска
Группы по возрасту Распространенность Распределение по полу
мальчики девочки
Преддошкольный возраст 14 18,5 8,2
Дошкольный возраст 11,8 17,4 5
Ранний школьный возраст 8,3 12,3 4,9
преддошкольный возраст (2-4 года) 100
дошкольный возраст (5- 6 лет)
я мальчики Sдевочки
и
1"- Я»
і...■.....и....
ранний школьный возраст (7-8 лет)
I мальчики
55 девочки
I’” ш — —.... fc
Примечания: 1 - гиперактивность, 2 - дефицит внимания, 3 - импульсивность, 4 - агрессивное поведение, 5 - двигательная неловкость, 6 - нарушение формирования навыков опрятности, 7 - трудности взаимоотношения с окружающими. Статистическая значимость различий: *р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001.
Рис.1. Частота (в %) клинических проявлений ММД у детей различного пола и возраста.
чески значимо чаще встречались среди мальчиков (р<0,001).
У детей дошкольного возраста ведущими проявлениями ММД явились гиперактивность, также статистически значимо преобладая у мальчиков (р<0,001), а дефицит внимания и импульсивность отмечались в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек. Двигательная неловкость и трудности взаимоотношения с окружающими статистически значимо чаще (р<0,05) регистрировались в группе детей преддо-школьного возраста, при этом сохранялась тенденция к преобладанию этих нарушений у мальчиков.
Сравнительный анализ в возрастных группах показал,
что у девочек с ММД в возрасте 7-8 лет был значимо (р<0,05) выше процент жалоб на гиперактивное поведение (95,5%), чем у девочек преддошкольного и дошкольного возраста (38,9% и 64,3% соответственно). Жалобы подобного характера среди мальчиков 7-8 лет составили 59,4%, что было статистически значимо меньше (р<0,05), чем у мальчиков в обеих группах дошкольников (87,2% и 92,7%). Жалобы на дефицит внимания, занимавшие по частоте встречаемости второе место среди детей 7-8 лет, статистически значимо чаще отмечались у мальчиков (54% и 17% соответственно, р<0,001) и в целом были менее представлены в группе детей раннего школьного возраста (38,8%), чем у детей дошкольного и пред-дошкольного возраста (72,2% и 45,3% соответственно, р<0,05).
Кроме того, в данной возрастной группе значимо уменьшился (р<0,001) процент импульсивности (как у мальчиков, так и у девочек), а жалобы на агрессивное поведение и двигательную неловкость, в целом не превышавшие 7-8%, отмечались только у мальчиков.
Недостаточный контроль над функцией тазовых органов чаще регистрировался в группе детей дошкольного возраста (45,5%), в то время как жалобы на дневной и ночной энурез, энкопрез среди детей 7-8 лет отмечались гораздо реже - у 7,4% обследованных.
Следовательно, с учетом полученных данных, ММД можно рассматривать как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, характеризующиеся нарушением развития отдельных высших психических функций при отсутствии выраженного снижения интеллекта, в сочетании с расстройствами поведения и эмоциональной сферы, приводящими, в случае прогрессирования, к социальной дезадаптации ребенка.
Таким образом, распространенность ММД в организованной детской популяции Иркутска среди детей 2-8 лет составляет 11,3%. ММД затрудняет процесс обучения, препятствует социальной адаптации детей, нарушает формирование у них навыков самоконтроля. Принимая во внимание данные о высокой распространенности заболевания в детской популяции Иркутска, необходима разработка комплексной программы ранней профилактики, лечения и реабилитации детей с данной патологией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова В.А., Братова Е.А. Перинатальные поражения центральной нервной системы и их последствия в практике педиатра: Учебное пособие для врачей. - СПб.: МАПО, 2008. - 70 с.
2. Барашнев Ю.И. и др. Перинатальная патология головного мозга: предел безопасности, ближайший и отдаленный прогноз // Российский вестник перинаталогии и педиатрии.
- 1998. - №4. - С.6-12.
3. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Исцеление: Альманах / Под ред. И.А. Скворцова. - М.: Тривола, 1995. - №2. - С.13-37.
4. Заваденко Н.Н. и др. Современные подходы к диагно-
стике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: Методические рекомендации. - М.: Соверо-пресс, 2001.
- 40 с.
5. Зайцев В.М.. Лифляндский В.Г.. Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. - СПб.: ФОЛИАНТ, 2003. - 432 с.
6. Морозова Е.А.. Ратнер Ф.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: истоки, клиника, лечение: Учебное пособие. - Казань: Астория, 2009. - 82 с.
7. Морозова Е.А. и др. Клиническая эволюция перинатальной патологии головного мозга: синдром дефицита внимания с гиперактивностью и эпилепсии у детей // Казанский медицинский журнал. - 2010. - Т. ХС1. №4. - С.449-455.
8. ПальчикА.Б., ШабаловН.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 256 с.
9. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб.: Хока, 2007. - 136 с.
10. Nazario L.L. Clinical manifestations of the attention deficit
and hyperactivity disorder in the Puerto Rican population // Bol Asoc Med P R. - 2009. - Vol. 101. №1. - P42-44.
11. Review: prevalence of adult ADHD declines with age // Evid Based Mental Health. - 2009. - Vol. 12. - P128.
12. Skounti M., Philalithis A., Galanakis E. Variations in prevalence of attention deficit hyperactivity disorder worldwide // Eur J Pediatr. - 2006. - Vol. 33. - P884-896.
Информация об авторах: Лаврик Сергей Юрьевич - докторант кафедры, 664003, Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Шпрах Владимир Викторович - ректор, заведующий, д.м.н., профессор; Домитрак Светлана Викторовна - врач невролог, нейропсихофизиолог; Тимофеева Ольга Петровна - заместитель директора по медико-социальной работе; Акуленко Ольга Александровна - медицинский психолог.
© ЗЕМЛЯНОЙ Д.А., ЛЬВОВ С.Н., АЛЕКСАНДРОВИЧ И.В., МАНЬКОВ А.В. - 2012 УДК 616.831-053.5
МИНИМАЛЬНЫЕ МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дмитрий Алексеевич Земляной1, Сергей Николаевич Львов1,
Ирина Валерьевна Александрович2, Александр Викторович Маньков3 ('Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. В.В. Леванович, кафедра общей гигиены, зав. - профессор В.И. Баев; 2Северо-Западный государственный
медицинский университет им. И.И. Мечникова, ректор - д.м.н., проф. О.Г. Хурцилава, кафедра педиатрии и неонатологии, зав. - д.м.н., проф. Ф.П. Романюк; 3Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра анестезиологии и реаниматологии,
зав. - д.м.н., проф. В.И. Горбачев)
Резюме. Авторами проведен анализ распространенности минимальной мозговой дисфункции (ММД) у школьников Санкт-Петербурга. ММД выявлены у 15,7% обследованных детей. Среди учащихся младших классов частота встречаемости ММД составила 13,4%, а на второй ступени общего образования - 2,3%. Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости дальнейшего поиска методик, ориентированных как на диагностику отклонений в обучении и развитии, так и на решение возникших у ребенка трудностей в обучении путём совершенствования существующей системы психолого-педагогического сопровождения и медико-профилактического обеспечения детей и подростков.
Ключевые слова: минимальные мозговые дисфункции, умственная работоспособность, учебная нагрузка.
THE MINIMUM BRAIN DYSFUNCTIONS IN CHILDREN OF YOUNGER AND MIDDLE SCHOOL AGE
D.A. Zemlyanoy1, S.N. Lvov1,1.V. Alexandrovich2, A.V. Mankov3
(1St.Petersburg State Pediatric Medical University, 2North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov,
3Irkutsk State Medical Academy of ^nttming Education)
Summary. There was carried out the analysis of prevalence of the minimum brain dysfunction (MBD) in schoolchildren of St. Petersburg. MBD was revealed in 15,7% of the examined children. Among pupils of junior school the frequency of occurrence of MBD amounted to 13,4%, and at the second step of the general education - 2,3%. The revealed features show the necessity of further search of the techniques focused both on diagnostics of deviations in training and development, and on the solving the problems, arisen in a child during training by improvement of existing system of psychological and pedagogical support and medical and prophylactic providing the children and teenagers.
Key words: minimum brain dysfunctions, intellectual working capacity, educational loading.
В настоящее время изменения в системе образования связаны с развитием и реализацией ряда инновационных авторских методов преподавания, что приводит к обновлению учебных программ и появлению новых предметов. Возросшие учебные нагрузки, часто превышая возрастные психофизиологические возможности современных школьников, являются серьезным препятствием для реализации биологических потребностей детского организма [5,12]. По данным ряда авторов, патология у учащихся по отдельным классам болезней имеет тенденцию к росту и зависит от их возраста: у выпускников школ по сравнению с первоклассниками патология эндокринной системы встречается в 2,9 раза чаще, органа зрения и его придатков - в 2,6 раза, органов пищеварения - в 1,3 раза [1,4,6,8,9,10,12]. У 31,6% детей младшего школьного возраста выявлены факторы риска по формированию стойкой школьной дезадаптации, и более чем у половины из них школьная неуспеваемость вызвана группой состояний, которую относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). ММД, таким образом, является самой распространенной причиной, приводящей к возникновению у обучающихся “школьных трудностей”. ММД признаны наиболее легкими формами церебральной патологии, возни-
кающими вследствие ряда самых разнообразных причин и имеющими однотипную субклиническую неврологическую симптоматику. Они проявляются в виде функциональных нарушений, с трудом диагностирующихся и имеющих обратимый характер по мере роста и созревания мозга.
По Международной классификации болезней МКБ-10 разработаны диагностические критерии для ряда состояний, рассматривавшихся в рамках ММД, что обусловлено неоднородностью этиологии и патогенеза, а также многообразием клинических проявлений данной патологии [7,17]. Но, несмотря на это, многие исследователи используют термин ММД до настоящего времени, так как существует ряд диагностических мероприятий, позволяющих быстро выявить детей с этой патологией [13,16].
Более того, именно функциональные нарушения становятся сегодня серьезной проблемой: если в прошлые годы в младших классах детей с различными отклонениями в созревании и функционировании нервной системы насчитывались единицы, то сейчас это явление приобрело системный характер [2,14,15]. Таким образом, становится очевидной актуальность данной проблемы и необходимость ее более глубокого исследования, поскольку гигиенические аспекты