8. ПальчикА.Б., ШабаловН.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 256 с.
9. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб.: Хока, 2007. - 136 с.
10. Nazario L.L. Clinical manifestations of the attention deficit
and hyperactivity disorder in the Puerto Rican population // Bol Asoc Med P R. - 2009. - Vol. 101. №1. - P.42-44.
11. Review: prevalence of adult ADHD declines with age // Evid Based Mental Health. - 2009. - Vol. 12. - P. 128.
12. Skounti M., Philalithis A., Galanakis E. Variations in prevalence of attention deficit hyperactivity disorder worldwide // Eur J Pediatr. - 2006. - Vol. 33. - P.884-896.
Информация об авторах: Лаврик Сергей Юрьевич - докторант кафедры, 664003, Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Шпрах Владимир Викторович - ректор, заведующий, д.м.н., профессор; Домитрак Светлана Викторовна - врач невролог, нейропсихофизиолог; Тимофеева Ольга Петровна - заместитель директора по медико-социальной работе; Акуленко Ольга Александровна - медицинский психолог.
© ЗЕМЛЯНОЙ Д.А., ЛЬВОВ С.Н., АЛЕКСАНДРОВИЧ И.В., МАНЬКОВ А.В. - 2012 УДК 616.831-053.5
МИНИМАЛЬНЫЕ МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дмитрий Алексеевич Земляной1, Сергей Николаевич Львов1,
Ирина Валерьевна Александрович2, Александр Викторович Маньков3 ('Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. В.В. Леванович, кафедра общей гигиены, зав. - профессор В.И. Баев; 2Северо-Западный государственный
медицинский университет им. И.И. Мечникова, ректор - д.м.н., проф. О.Г. Хурцилава, кафедра педиатрии и неонатологии, зав. - д.м.н., проф. Ф.П. Романюк; 3Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра анестезиологии и реаниматологии,
зав. - д.м.н., проф. В.И. Горбачев)
Резюме. Авторами проведен анализ распространенности минимальной мозговой дисфункции (ММД) у школьников Санкт-Петербурга. ММД выявлены у 15,7% обследованных детей. Среди учащихся младших классов частота встречаемости ММД составила 13,4%, а на второй ступени общего образования - 2,3%. Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости дальнейшего поиска методик, ориентированных как на диагностику отклонений в обучении и развитии, так и на решение возникших у ребенка трудностей в обучении путём совершенствования существующей системы психолого-педагогического сопровождения и медико-профилактического обеспечения детей и подростков.
Ключевые слова: минимальные мозговые дисфункции, умственная работоспособность, учебная нагрузка.
THE MINIMUM BRAIN DYSFUNCTIONS IN CHILDREN OF YOUNGER AND MIDDLE SCHOOL AGE
D.A. Zemlyanoy1, S.N. Lvov1, I.V Alexandrovich2, A.V Mankov3
(‘St.Petersburg State Pediatric Medical University, 2North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov,
3Irkutsk State Medical Academy of ^nttming Education)
Summary. There was carried out the analysis of prevalence of the minimum brain dysfunction (MBD) in schoolchildren of St. Petersburg. MBD was revealed in 15,7% of the examined children. Among pupils of junior school the frequency of occurrence of MBD amounted to 13,4%, and at the second step of the general education - 2,3%. The revealed features show the necessity of further search of the techniques focused both on diagnostics of deviations in training and development, and on the solving the problems, arisen in a child during training by improvement of existing system of psychological and pedagogical support and medical and prophylactic providing the children and teenagers.
Key words: minimum brain dysfunctions, intellectual working capacity, educational loading.
В настоящее время изменения в системе образования связаны с развитием и реализацией ряда инновационных авторских методов преподавания, что приводит к обновлению учебных программ и появлению новых предметов. Возросшие учебные нагрузки, часто превышая возрастные психофизиологические возможности современных школьников, являются серьезным препятствием для реализации биологических потребностей детского организма [5,12]. По данным ряда авторов, патология у учащихся по отдельным классам болезней имеет тенденцию к росту и зависит от их возраста: у выпускников школ по сравнению с первоклассниками патология эндокринной системы встречается в 2,9 раза чаще, органа зрения и его придатков - в 2,6 раза, органов пищеварения - в 1,3 раза [1,4,6,8,9,10,12]. У 31,6% детей младшего школьного возраста выявлены факторы риска по формированию стойкой школьной дезадаптации, и более чем у половины из них школьная неуспеваемость вызвана группой состояний, которую относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). ММД, таким образом, является самой распространенной причиной, приводящей к возникновению у обучающихся “школьных трудностей”. ММД признаны наиболее легкими формами церебральной патологии, возни-
кающими вследствие ряда самых разнообразных причин и имеющими однотипную субклиническую неврологическую симптоматику. Они проявляются в виде функциональных нарушений, с трудом диагностирующихся и имеющих обратимый характер по мере роста и созревания мозга.
По Международной классификации болезней МКБ-10 разработаны диагностические критерии для ряда состояний, рассматривавшихся в рамках ММД, что обусловлено неоднородностью этиологии и патогенеза, а также многообразием клинических проявлений данной патологии [7,17]. Но, несмотря на это, многие исследователи используют термин ММД до настоящего времени, так как существует ряд диагностических мероприятий, позволяющих быстро выявить детей с этой патологией [13,16].
Более того, именно функциональные нарушения становятся сегодня серьезной проблемой: если в прошлые годы в младших классах детей с различными отклонениями в созревании и функционировании нервной системы насчитывались единицы, то сейчас это явление приобрело системный характер [2,14,15]. Таким образом, становится очевидной актуальность данной проблемы и необходимость ее более глубокого исследования, поскольку гигиенические аспекты
обучения детей с ММД изучены мало, не обоснован режим обучения, длительность занятий, доля двигательного компонента в режиме и др., отсутствуют коррекционные программы обучения. Все это и определило необходимость изучения распространенности ММД среди школьников Санкт-Петербурга.
Цель работы: получить данные об эпидемиологии ММД в Санкт-Петербурге среди школьников младшего и среднего школьного возраста и классифицировать выявленные случаи ММД по типам, используя метод Тулуз-Пьерона.
Материалы и методы
Для получения данных о распространённости ММД в популяции школьников Санкт-Петербурга, а также для углублённой психофизиологической оценки детей с выявленными отклонениями и классификации выявленных случаев ММД по типам использовали тест Тулуз-Пьерона. Данный тест является одним из вариантов «корректурной пробы». Первично он направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа. Кроме этого тест позволяет оценить точность и надежность переработки информации, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. Он полностью отвечает требованиям, предъявляемым к методике психологического обследования детей в условиях школы: простота применения в условиях школы, доступность задания для понимания детьми, быстрота обработки полученных данных, и может применяться для определения предельно допустимой учебной нагрузки у школьников [2,15].
Суть задания состояла в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного и точно определенного времени [15]. Стимульным материалом в тесте являются восемь типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоял из 10 строчек, на которых в случайном порядке были расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы, под ними пробная строка. В расположенных ниже строчках обследуемый должен был находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать.
Время работы с каждой строчкой ограниченно. Дети с 1 до 6 классов работали с каждой строчкой
1 минуту. Начиная с 7 класса, на работу с каждой строчкой отводилось 55 секунд. Когда отведенное время истекало, обследуемый должен был переходить к следующей строчке вне зависимости от того, успел он обработать предыдущую строку, или нет. Для тестирования школьников всех возрастов использовали четыре различных вида бланков.
По результатам теста рассчитывали два основных диагностических показателя: скорость выполнения задания (характеризующая особенности нейродинамики, оперативную память, визуальное мышление) и коэффициент точности (показатель концентрации внимания), и два дополнительных - устойчивость скорости (связана с эмоциональной устойчивостью) и точности (с развитием произвольности, способности к волевому усилию) во времени. Если результаты свидетельствовали о наличии ММД, определяли тип выявленной дисфункции (активный, астеничный, реактивный, ригидный, субнормальный) по профилю выполнения теста в соответствии с методикой [15].
Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона выполнено у 439 человек, из которых девочек было 231 (52,6%), а мальчиков - 208 (47,4%). Информированное согласие школьников и их родителей на участие в исследовании получено. Дети младшего школьного возраста (п=265, 60,4%) без признаков ММД («здоровые») составили I группу испытуемых,
во II группу вошли дети среднего школьного возраста (п=105, 23,9%) также без признаков ММД. С учетом возрастных нормативов точности и скорости выполнения корректурного теста у 69 (15,7%) учащихся при тестировании до начала занятий были выявлены отклонения, свидетельствующие о наличии ММД. Дети младшего школьного возраста с признаками ММД (п=59, 13,4%) составили III группу, среднего
- (п=10, 2,3%) - IV группу.
Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Sta.tist.ica 6.1. Учитывая, что большинство полученных данных не соответствовали закону нормального распределения, результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентилей. Анализ статистической значимости различий между группами осуществляли с использованием методов непараметрической статистики (и-тест Манна-Уитни). За критический уровень значимости было принято значение р<0,05, при 0,05<р<0,1 считали, что имеется тенденция к различию. Корреляционный анализ проводили с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции по Спирмену.
Результаты и обсуждение
Результаты обследования детей с помощью теста Тулуз-Пьерона первых двух групп приведены в таблице 1.
При проведении анализа полученных данных было выявлено, что у детей младшего школьного возраста распределение точностных и скоростных показателей выполнения теста отклоняется от нормального со смещением в сторону значений выше средних. Так, по критерию «скорость выполнения» самой многочисленной оказалась категория «высокая» - 34,0%, далее следуют «выше средней» - у 32,5%, «средняя» - у 23,8%. Распределение показателя концентрации внимания примерно такое же: категории «высокая», «хорошая» и «норма» составляют 37,7%, 26,8% и 30,6% соответственно. Обращает на себя внимание то, что вершины кривых распределения показателей «устойчивость скорости во времени» и «устойчивость внимания» смещены в противоположную область - область низких значений: «низкие» - 31,3% и 18,9%
и «слабые» - 18,9% и 16,2% соответственно. Выявленный факт позволяет сделать вывод о выраженной вариабельности показателей скорости и концентрации внимания у детей младшего школьного возраста и о необходимости коррекции норм в соответствии с особенностями конкретной выборки, с которой работает исследователь.
По показателю скорости выполнения теста у испытуемых среднего школьного возраста все категории представлены в соответствии с нормальным распределением: «слабая»
- 9,5%, «норма» - 33,3%, «хорошая» - 41,9%, «высокая» -15,2%. Распределение точностного показателя несколько отклоняется от нормального со смещением в сторону значений выше средних.
Анализ показателей скорости и устойчивости скорости во времени в обеих группах позволил выявить, что среди II группы численность детей, выполняющих тест с высокой скоростью, статистически значимо меньше (р<0,01), чем среди детей I группы (15,2% и 34,0% соответственно). Это может свидетельствовать о созревании, стабилизации нервнопсихических процессов школьников, что проявляется в
Таблица 1
Распределение учащихся по категориям показателей теста Тулуз-Пьерона без признаков ММД
Распределение учащихся по результатам тестирования (абс.; %)
низкая ниже средней средняя выше средней высокая
Группа I (п=265) Скорость выполнения 0; 0,0% 26; 9,8% 63; 23,8% 86; 32,5% 90; 34,0%
Точность выполнения 0; 0,0% 21; 7,9% 81; 30,6% 71; 26,8% 92; 34,7%
Устойчивость скорости 83; 31,3% 50; 18,9% 96; 36,2% 28; 10,6% 8; 3,0%
Устойчивость точности 50; 18,9% 43; 16,2% 129; 48,7% 36; 13,6% 7; 2,6%
Группа II (п=105) Скорость выполнения 0; 0,0% 10; 9,5% 35; 33,3% 44; 41,9% 16; 15,2% **
Точность выполнения 0; 0,0% 7; 6,7% 28; 26,7% 40; 38,1% 30; 28,6%
Устойчивость скорости 14; 13,3% ** 10; 9,5% 65; 61,9% *** 15; 14,3% 1; 1,0%
Устойчивость точности 17; 16,2% 11; 10,5% 66; 62,9% * 10; 9,5% 1; 1,0%
Примечание: уровень различий между группами * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,01.
«выравнивании» показателей корректурной пробы. Это подтверждается значительным увеличением среди испытуемых
II группы результатов со средними показателями устойчивости скорости (с 36,2% до 61,9%, р<0,001) и точности (48,7% и 62,9% соответственно, р<0,05).
Результаты обследования школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона в третьей и четвертой группах представлены в таблице 2.
В группе детей младшего школьного возраста с выявленными признаками ММД распределение показателя скорости выполнения теста соответствует нормальному, а “пик” кривой распределения показателя точности выполнения теста лежит в низкой области (патология). В связи с этим младших школьников с признаками ММД, по результатам выполнения данного теста можно разделить на две подгруппы. Первая, это дети, отклонения у которых выявлены по показателю скорости выполнения теста (в нашем случае таких было 13,6%), и, вторая -дети, критерием диагностики ММД у которых являлась точность выполнения теста - 83,1%
(в этом случае скоростные характеристики, в том числе и устойчивость скорости во времени, не страдали). У детей из первой подгруппы устойчивость скорости либо низкая, и ребёнок в этом случае не в состоянии поддерживать выбранный темп на протяжении всего времени тестирования, либо высокая, что в данном случае характеризует высокую устойчивость патологически слабого уровня скорости (всё задание ребёнок выполняет медленно).
Анализ результатов выполнения теста в III группе показал, что в 13,6% случаев основным показателем, позволившим диагностировать ММД, явилась скорость выполнения теста, а в 83,1% случаев - точность. Лишь у 2 детей (3,3%) ММД была диагностирована на основании оценки обоих показателей.
В IV группе у 1 из 10 (10%) учащихся средних классов показатель скорости выполнения теста находился в пределах значения “ниже среднего”, в то время как патологические точность и, соответственно, устойчивость внимания были выявлены у всех 10 (100%) детей данной группы.
Таким образом, в нашем исследовании для большинства случаев (85,5%) критерием диагностики ММД являлась точ-
ность выполнения теста (показатель К), что согласуется с данными других исследований [12,15].
Анализ профиля выполнения теста Тулуз-Пьерона (рис. 1) позволил сделать предположение о принадлежности возможного отклонения к одному из известных типов ММД. Наиболее распространённым оказался субнормальный тип ММД (п=29, 42,0%), который является самой лёгкой формой проявления дисфункции мозговой деятельности. Данный
факт подтверждает пред-Таблица 2 положение о том, что большинство детей с отсутствием устойчивого внимания и гиперактивностью имеют лишь минимальные нарушения работы мозга. Астеничный и активный типы ММД был выявлены у 10,1%, реактивный
- 23,2%, ригидный - 14,5% обследованных.
Результаты, полученные на основе тестирования, представлены в таблице 3.
По результатам статистической обработки можно заключить, что в группах I, II и IV средние значения показателей скорости выполнения теста выше, чем в III группе (р<0,01), в то время как по показателю точности выполнения теста статистически значимо выше средние значения «здоровых» детей (I и II групп), чем
детей с признаками ММД (III и IV групп). Это подтверждает ранее сделанный вывод, что точность выполнения теста Тулуз-Пьерона выступает в качестве более чувствительного критерия функциональных расстройств работы мозга, чем скорость выполнения.
Корреляционные коэффициенты между показателями скорости и точности выполнения теста показывают, что у младшеклассников с ММД эти два показателя связаны значимой отрицательной корреляционной зависимостью (г = - 0,35, р<0,01). Таким образом, выполняя тест с высокой точностью, они не могут поддерживать достаточно высокую скорость, и, наоборот, при высокой скорости точность становится очень низкой. У детей из II группы с ММД коэффициент ранговой корреляции был равен - 0,05 (р>0,05), что, очевидно, может быть связано с малым объемом выборки IV группы.
Таким образом, группа детей с признаками ММД составила 15,7% от общего числа обследованных; 13,4% - дети младшего школьного возраста, а 2,3% - среднего школьного возраста. Половой состав группы детей с ММД однородный: 49,3% составили мальчики и 50,7% - девочки. В структуре ММД преобладающим оказался субнормальный тип (42,0%), самый лёгкий вид дисфункции мозговой деятельности. Точность выполнения теста Тулуз-Пьерона является значительно более чувствительным критерием функциональных расстройств работы мозга, чем скорость выполнения. Выраженная вариабельность показателей скорости и концентрации внимания у детей младшего школьного возраста свидетельствует о необходимости разработки региональных норм.
Активный Астемичный Реактивный Ригидный Субнормальный
Рис. 1. Распределение испытуемых по типам ММД.
Распределение школьников с признаками ММД по категориям показателей теста
Тулуз-Пьерона
Распределение учащихся по результатам тестирования (абс.; %)
низкая ниже средней средняя выше средней высокая
III группа (п=59) Скорость выполнения 8; 13,6% 10; 16,9% 8; 13,6% 20; 33,9% 13; 22,0%
Точность выполнения 49; 83,1% 6; 10,2% 1; 1,7% 1; 1,7% 2; 3,4%
Устойчивость скорости 15; 25,4% 9; 15,3% 24; 40,7% 10; 16,9% 1; 1,7%
Устойчивость точности 39; 66,1% 6; 10,2% 11; 18,6% 3; 5,1% 0; 0,0%
IV группа (п=10) Скорость выполнения 0; 0,0% 1; 10,0% 2; 20,0% 4; 40,0% 3; 30,0%
Точность выполнения 10; 100,0% 0; 0,0% 0; 0,0% 0; 0,0% 0; 0,0%
Устойчивость скорости 1; 10,0% 1; 10,0% 8; 80,0% 0; 0,0% 0; 0,0%
Устойчивость точности 10; 100,0% 0; 0,0% 0; 0,0% 0; 0,0% 0; 0,0%
Таблица 3
Показатели теста Тулуз-Пьерона у обследованных детей Ме (25-75 процентили)
Группы Показатель скорости Показатель точности Среднее количество ошибок Коэффициент корреляции между показателями V и К
I 41,4 (33,3-51,3) * 0,96 (0,94-0,98) * * 1,6 (1,0-2,3) * 0,11
II 44,5 (37,6-50,3) & 0,96 (0,94-0,98) & 1,6 (1,0-2,2) 0,12
III 37,1 (25,0-49,3) * & * 0,87 (0,83-0,89) * &* 5,1 (3,5-7,9) * - 0,35 *
IV 50,9 (38,6-60,1) * 0,87 (0,81-0,89) * 6,7 (4,4-8,5) - 0,05
Примечание: уровень различий между группами: * - р < 0,01; ' - р < 0,01; & - р < 0,01; $ р < 0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин И.И., Русакова Н.В., Кретова И.Г. и др. Комплексная оценка физического развития и состояния здоровья учащихся образовательных учреждений города Самары // Известия Самарского научного центра РАН. -2010. - Т. 12. №1-7. - С.1802-1807.
2. Вишневский В.А. Определение предельно допустимой учебной нагрузки у школьников // Вестник новых медицинских технологий. - Тула. - 2003. - №3. - С.97-98.
3. Гавриленко О.Л., Полунина Е.В., Старостина Н.В. Физическое здоровье детей Подмосковья // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. -М., 2007. - Кн. 1. - С.490-493.
4. Голикова Т.А. О выполнении в 2007-2009 годах мероприятий плана реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленных на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков: Тезисы выступления Министра Т.А. Голиковой на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике // доступно по иКХ: Ьйр://«т«ггетт2^аУ80с.ги/Ьеа11:Ы риог/52.
5. Камаев И.А., Павлычева Л.И., Васильева О.Л., Коптева Л.Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария. - 2003. - №5. - С.45-46.
6. Киек О.В. Влияние интенсификации учебного процесса на состояние здоровья школьников // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. -М., 2007. - Кн. 1. - С.584-586.
7. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространённость, факторы риска и профилактика. - М.: РАРОГЪ, 1997. - 200 с.
8. Львов С.Н., Земляной Д.А., Львов В.С. и др. Характеристика здоровья подрастающего поколения в
Санкт-Петербурге // Материалы V Российского Форума «Здоровье детей: профилактика социально-значимых заболеваний». - СПб., 2011. - С.112-113.
9. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиена и санитария. - 2007. - №4. - С.53-59.
10. Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. Особенности состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга // Вопросы практической педиатрии. - 2010. - Т. 5. №2. - С.121-123.
11. Степанова М.И., Седова А.С. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе // Гигиена и санитария. - 2007. - №4. - С.59-62.
12. Степанова М.И. Образовательные новации и учебные нагрузки // Нормативные документы образовательного учреждения. - М., 2010. - №8. (доступно по URL: http://www. mcfr.ru/journals/48/176/27925/27928/).
13. Суворинова Е.В. Лечение ноотропами детей с минимальными мозговыми дисфункциями: Автореф. дисс... канд. мед. наук. - М., 2000. - 24 с.
14. Хрулева Л.В. Минимальные мозговые дисфункции у детей школьного возраста // Образование в России: медикопсихологический аспект: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга, 2002. - С.240-242.
15. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. - СПб., 2003.
- 86 с.
16. Fulton B.D., Scheffler R.M., Hinshaw S.P., et al. National variation of ADHD diagnostic prevalence and medication use: health care providers and education policies // Psychiatr Serv. -2009. - Vol. 60. №8. - P. 1075-1083.
17. Lee S.I., Schachar R.J., Chen S.X., et al. Predictive validity of DSM-IV and ICD-10 criteria for ADHD and hyperkinetic disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2008. -Vol. 49. №1. - P.70-78.
Информация об авторах: Земляной Дмитрий Алексеевич - ассистент кафедры, e-mail: [email protected];
Львов Сергей Николаевич - к.м.н., доцент, профессор кафедры, e-mail: [email protected]; Александрович Ирина Валерьевна - к.м.н., доцент, доцент кафедры; Маньков Александр Викторович - к.м.н., доцент кафедры, 664049, Иркутск, мкр Юбилейный, 100, ИГМАПО, кафедра анестезиологии и реаниматологии, e-mail: [email protected].
© АСТАФЬЕВ В.А., САВИЛОВ Е.Д., ЧЕМЕЗОВА Н.Н., СТЕПАНЕНКО Л.А. - 2012 УДК 616-036.22
ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ С В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИНТЕГРАЛЬНОМУ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ
Виктор Александрович Астафьев1-2, Евгений Дмитриевич Савилов1-2,
Наталья Николаевна Чемезова2, Лилия Александровна Степаненко2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра эпидемиологии и микробиологии, зав. - д.м.н., проф. Е.Д. Савилов; 2Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, директор - чл.-корр. РАМН, д.м.н. Л.И. Колесникова, лаборатория эпидемиологически и социально значимых инфекций, зав. - к.б.н. О.Б. Огарков)
Резюме. В статье представлены материалы комплексного эпидемиологического анализа заболеваемости вирусным гепатитом С в Иркутской области по интегральному показателю за 1994-2011 гг.
Ключевые слова: вирусный гепатит С, интегральные показатели, заболеваемость, эпидемиологическая ситуация.
MORBIDITY ESTIMATE OF VIRAL HEPATITIS C IN IRKUTSK REGION ON THE INTEGRAL EPIDEMIOLOGICAL INDEX
V.A. Astafev1-2, E.D. Savilov1-2, N.N. Chemezova2, L.A. Stepanenko2 ('Irkutsk State Medical Academy of ^пИпш^ Education, 2Scientific Centre of the Family Health and Human Reproduction Problems, SB, RAMS, Irkutsk)
Summary. In the paper the materials of the complex epidemiological analysis of morbidity with viral hepatitis С in Irkutsk region on the integrated indicator for 1994-2011 have been presented.
Key words: Viral hepatitis С, integral indicators, a case rate, epidemiological situation.
Вирусный гепатит С представляет собой важную медико- возникает необходимость оценить эпидемиологическую си-
социальную проблему как в России, так и за рубежом, не туацию не только в масштабах области, но и на отдельных ее
является исключением и Иркутская область. В связи с этим территориях, что в свою очередь позволит целенаправленно