УДК 612.6:613.4
ПОПУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
А.А. Шибков
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Начало обучения в школе приходится на очень важный период второго детства 7-12 лет, характеризующегося продолжающимися интенсивными процессами роста, морфологическими и функциональными преобразованиями всех органов и систем, в том числе продолжается формирование всех звеньев опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций и заболевания опорнодвигательной системы являются характерной нозологией для детской популяции населения. Однако большинство работ отражают исследования нарушений и дефектов осанки. Значительно меньше работ, в которых анализируется распространенность и структура нарушений состояния стопы. Основные морфофункциональные изменения свода стопы приходятся на период с 6 до 10 лет, при этом традиционно принято считать, что свод стопы по форме может быть нормальным, уплощенным и плоским.
Ключевые слова: опорно-двигательная система, морфофункциональные изменения.
Одним из важных условий профилактики и коррекции плоскостопия является своевременная диагностика состояния и развития сводов стопы, особенно её начальных форм отклонения у детей начальной школы.
В условиях реализации экспериментальной программы по внедрению ФГОС второго поколения начального образования проведена комплексная оценка уровня физического развития и состояния здоровья учащихся первых классов на базе пяти экспериментальных площадок г. Челябинска согласно договору о научно-педагогическом сотрудничестве между Управлением по делам образования г. Челябинска и Челябинским государственным педагогическим университетом. Оценка физиологического статуса первоклассников осуществлялась в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды».
В рамках данного комплексного исследования нами оценивалось состояние свода стоп. Общеизвестно, что нарушение амортизирующих свойств стопы при деформации свода может являться причиной быстрого утомления при ходьбе, болей в нижних конечностях и поясничном отделе позвоночника.
Оценка состояния свода стопы учащихся и анализ плантограмм проводились по методу В.А. Штри-тера. На основании полученного процентного соотношения отрезка перпендикуляра ЕD ко всей длине СD делался вывод о состоянии свода стопы:
а) до 36 % - высокосводчатая стопа;
б) до 43 % - повышенный свод стопы;
в) до 50 % - стопа нормальная;
г) 50-60 % - стопа уплощённая;
д) свыше 60 % - стопа плоская.
Общее количество учащихся МОУ, принявших участие в исследовании за период 2010/11 учебного года составило - 286 человек, из них 165 - девочки и 121 - мальчики. Обследование учащихся проводили в октябре после этапа срочной адаптации детей к условиям обучения.
Наиболее распространенным видом плоскостопия является статическое, возникающее вследствие мышечно-связочной недостаточности. Причинами развития плоскостопия могут являться чрезмерная ходьба или длительное стояние в сочетании с ношением тяжестей, увеличение массы тела, систематическое действие чрезмерных нагрузок (у спортсменов), ношение обуви, не соответствующей гигиеническим требованиям и др.
Существуют различные методы определения плоскостопия: визуальный; измерительный (план-тографический); рентгенографический.
Оценка состояния свода стопы учащихся проводилась при помощи метода плантографии (получение оттиска следа подошвы ноги на бумаге с помощью красящего вещества). О характере свода стопы судят по ширине её отпечатка.
Результаты исследования отражены в табл. 1.
Как свидетельствуют данные таблицы, у большинства обследованных выявляется плоскостопие - 55,2 % в общей популяции первоклассников. При этом доля мальчиков с плоским сводом стопы на 17,4 % выше по сравнению с девочками. Группа девочек характеризуется более высоким процентом лиц с нормальным сводом стопы. Доля лиц среди мальчиков и девочек с уплощенным сводом
158
Вестник ЮУрГУ, № 42, 2012
Шибков А.А. Популяционная характеристика состояния
опорно-двигательной системы детей...
стопы существенно не различается. В научной литературе приводятся данные о распространенности плоскостопия среди учащихся 5-6-х классов, что составляет 44,1 %; 7-8-х классов - 48,2 % [3, 5], а также среди старшеклассников - 54,4 % [1, 2]. Данная статистика указывает, что в различных регионах Российской Федерации ситуация по данной проблеме однозначная, кроме того результаты свидетельствуют, что негативные процессы формирования свода стопы сохраняются вплоть до 16-17-летнего возраста. Такая ситуация обязывает школу и родителей целенаправленно заниматься профилактикой и коррекцией нарушений опорнодвигательного аппарата у детей школьного возраста на всех ступенях обучения. Нами проведен сравнительный анализ результатов обследования учащихся первых классов 2 срезов с разницей в 10 лет [4]. Данные представлены в табл. 2.
Таблица 1
Распределение учащихся первых классов по состоянию сводов стоп на момент поступления в школу (2010-2011 учебный год)
Свод стопы Девочки Мальчики
Кол. чел. % Кол. чел. %
Нормальный 33 20,0 8 6,6
Уплощенный 53 32,1 34 28,1
Плоский 79 47,9 79 65,3
Таблица 2
Распределение учащихся первых классов по состоянию сводов стоп
Свод стопы Учащиеся 2001/02 учеб. г. Учащиеся 2010/11 учеб. г.
Кол. чел. % Кол. чел. %
Нор- мальный 78 49,7 41 14,3
Упло- щенный 36 22,9 87 30,4
Плоский 43 24,7 158 55,3
Учитывая данные табл. 2, можно отметить значительное (на 35,4 %) сокращение доли учащихся с нормальным сводом стопы в динамике с 2001/03 по 2010/11 учебный год. Увеличение доли лиц в популяции первоклассников с плоским сводом стопы за сравниваемый период составило 30,6 %.
Таким образом, можно констатировать, что независимо от возраста обучающихся общая негативная тенденция распространения нарушений опорно-двигательного аппарата сохраняется, что актуализирует здоровьеформирующую деятельность образовательных учреждений и требует совершенствования просветительской работы с учащимися и их родителями.
Литература
1. Калб, Т.Л. Изменения осанки детей по результатам скринингового обследования школьников г. Тулы на компьютерном оптическом топографе / Т.Л. Калб //Вестн. новых мед. технологий. -2002. - № 1. - С. 63-65.
2. Крымский, Е. Ф. Распространенность и структура нарушений опорно-двигательного аппарата у старшеклассников / Е. Ф. Крымский, П.И. Храмцов // Гигиена и санитария. - 2007. -№ 4. - С. 62-65.
3. Мирская, Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у учащихся общеобразовательного учреждения / Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.В. Ляхович и др. // Гигиена и санитария. - 2008. - № 5. -С. 62-68.
4. Смирнова, Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся: моногр. / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, 2007. - 364 с.
5. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 198 с.
Поступила в редакцию 22 августа 2012 г.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 33
159