УДК 373.1
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171 )-30^2
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© Елена Ивановна СУХОВА, Светлана Ивановна КАРПОВА
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
E-mail: [email protected]
Аннотация. В результате реализации экстенсивного подхода в СССР была создана государственная система специальных школ и профильных внешкольных учреждений, предоставившая возможность большинству детей и подростков реализовать свои интересы, развить способности, выбрать профессию, а многим достичь высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности. Современный период характеризуется началом реализации интенсивного подхода: государством принимаются программные документы, определяющие комплекс мер по работе с одаренными детьми в стране; проводятся исследования, разрабатываются концепции и модели развития детской одаренности, действует система конкурсных мероприятий с целью выявления одаренных детей и оказания им поддержки посредством стипендий и грантов; по инициативе президента России и поддержки бизнес-структур в регионах страны начинает создаваться сеть образовательных центров для работы с одаренными детьми. Современная образовательная практика свидетельствует об интеграции экстенсивных и интенсивных технологий в работе с одаренными детьми, апробированными и доказавшими свою эффективность в советский и современный периоды. В настоящее время основным условием создания эффективной системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в стране является формирование механизмов взаимодействия государства с бизнес-структурами с целью объединения ресурсов и потенциала каждого из партнеров.
Ключевые слова: работа с одаренными детьми; советский и современный периоды; отечественная система образования; экстенсивный и интенсивных подходы; проблема выявления; обучения и поддержки одаренных детей; программные документы
В отечественной образовательной системе работы с одаренными детьми выделяются два основных периода: первый - советский период (1920-1991 гг.); второй - современный (1991 г. - по настоящее время). Каждый период характеризуется определенными теоретическими подходами к выявлению, развитию и обучению одаренных детей, и у каждого периода есть свои показатели результативности, сравнительный анализ которых позволяет выявить основные тенденции и направления работы по развитию детской одаренности в современных условиях.
В исследованиях (П.П. Глухов, С.З. За-наев, А.А. Попов, Д.В. Ушаков, Е.А. Шепелева и др.), посвященных проблеме выявления и развития детской одаренности, рассматриваются и анализируются два основных организационных подхода: экстенсивный и интенсивный. Ученые выделяют основные содержательные характеристики экстенсивного подхода: массовый охват детей, обеспечение их широкой инфраструктурной базой для занятий в разных отраслях науки, искусство и спорта, влекущей за собой
большие финансовые затраты, выявление одаренных детей посредством конкурсных мероприятий с последующей дифференциацией обучения на более высоком уровне по специальным программам. Экстенсивная система работы реализована была в советский период, сейчас активно развивается в азиатских странах [1].
Интенсивный подход предполагает широкое использование психологических технологий диагностики для выявления одаренных и потенциально одаренных детей, адресную помощь и поддержку со стороны государства, частных фондов и общественных организаций. Разрабатываются проекты и целевые программы, субъекты которых могут самостоятельно обеспечить часть собственного финансирования, оперативно реагировать на социально-экономические и социально-культурные изменения. При реализации такого подхода затраты государства значительно уменьшаются, а эффективность обеспечивается психологическими технологиями выявления потенциально одаренных детей и педагогическими технологиями раз-
вития одаренности. В настоящее время интенсивные технологии используются в США и Западной Европе [2].
Рассматривая отечественную систему образования с позиции развития детской одаренности в советский период, можно выделить два этапа: первый этап (1920-1950-е гг.) и второй этап (1950-1980-е гг.).
На первом этапе (1920-1950-е гг.) работа с одаренными детьми не выделялась в специальное направление, формирование интересов и развитие способностей детей осуществлялось через государственную систему профильных внешкольных образовательных организаций в стране.
На втором этапе (1950-1980-е гг.) происходило становление системы дифференцированного обучения одаренных детей в специальных школах, развитие системы конкурсных мероприятий (предметных олимпиад, спортивных соревнований и др.), расширение системы профильных внешкольных учреждений.
Рассмотрим основные направления государственной политики, содержание и формы организации работы по развитию детской одаренности на каждом этапе.
Первый этап советского периода (19201950-е гг.) характеризуется становлением государственной системы внешкольной работы и профильных внешкольных учреждений. В 1920 г. на V съезде РКСМ было приято решение, обязывающее все комсомольские организации оборудовать для пионерских отрядов клубные помещения, со временем преобразованные в Дома пионеров, в которых стали активно действовать многочисленные технические кружки и мастерские. В 1926 г. в Москве на сборе юных техников было объявлено о создании Центральной детской технической станции, положившей начало формированию сети специализированных станций юных техников по всей стране. На базе станции постоянно проводились состязания авиамоделистов (аэроклубов, детских парков, пионерских лагерей и др.). На этих мероприятиях, широко освящаемых в СМИ, пропагандировались авиатехнические и авиамодельные виды спортивно-технического творчества, среди молодежи поднимался престиж и значимость этих профессий, что, по мнению С.З. Занаева, способствовало формированию инженерно-технической ин-
теллигенции и развитию авиапромышленности в стране [3]. А.С. Макаренко, анализируя состояние отечественного образования в 1930-е гг., отмечал, что «в те годы было общее увлечение техникой, техническим образованием», все его воспитанники «хотели быть инженерами» [4, с. 21]. В 1938 г. советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме, в 1939 г. работы юных техников демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В авиамодельных кружках занимались такие известные летчики, как А.И. Покрышкин, А.И. Мо-лодчий, И.В. Шмелев, в технических домах творчества - авиаконструкторы С.В. Ильюшин, О.К. Антонов, А.С. Яковлев, летчики-космонавты Г.С. Титов, А.В. Филипченко,
A.С. Елисеев и др. [5].
В 1930-е гг. по всей стране открываются дворцы пионеров, в оснащении приборами и установками для занятий техническим творчеством принимают участие ведущие предприятия и научные центры, для занятий с детьми приглашаются выдающиеся ученые и деятели искусства. Так, в Ленинградском дворце пионеров, открывшемся в 1937 г., занятия с детьми проводили: В.В. Струве (историк, академик), Д.Н. Наливкин (геолог и палеонтолог, академик), лекции по искусству читал директор Эрмитажа, ученый востоковед, академик И.А. Орбели, И.О. Дунаевский руководил ансамблем песни и пляски, М.М. Ботвинник вел шахматную секцию [6, с. 10]. Занятия во дворцах пионеров способствовали формированию профессионального интереса и выбору профессии для многих выдающихся людей: Н.П. Бехтеревой, Л.Д. Фад-деева, Л.А. Додина, Н.Р. Макаровой, Е.В. Образцовой, Т.В. Дорониной, Г.М. Гречко,
B.Ф. Шаталова, Б.В. Спасского, В.Б. Салова, Г.И. Шаткова и др.
Значительное место в системе внешкольных учреждений занимали детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), действовавшие при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦДКА, в этих школах огромное количество детей занимались разными видами спорта под руководством профессиональных тренеров. Многие знаменитые советские спортсмены занималась в детстве в ДЮШС (Л.С. Латынина, В.А. Третьяк, В.А. Фетисов, И.К. Роднина, С.Н. Бубка и др.). К концу со-
ветского периода (1990 г.) в стране было более 6 тыс. спортивных школ.
К 1950 г. в Советском Союзе была создана широкая сеть профильных внешкольных учреждений: 1297 дворцов и домов пионеров и школьников, более 40 тыс. пионерских лагерей, в каждом из которых также было множество кружков и секций [7].
Первый этап советского периода с большой долей условности можно отнести к реализации экстенсивного подхода в работе с одаренными детьми. Это время создания уникальной, не имеющей аналогов в мире, государственной и общественной системы внешкольной работы, фундаментом которой являлась обширная сеть внешкольных учреждений разного профиля, щедро финансируемая государством и предоставляющая всем детям заниматься интересующими их видами деятельности под руководством профессионалов.
Второй этап советского периода (19501980-е гг.) уже более подходит к реализации экстенсивного подхода: формируется система предметных олимпиад, ставшая к 1967 г. четырехуровневой (школьный, районный, региональный, Всесоюзный туры); создается система специализированных школ для обучения детей с высоким уровнем способностей к естественно-научным дисциплинам и художественно-творческой деятельности.
В 1963 г. по инициативе ректоров Московского и Ленинградского университетов было подписано Постановление Совмина СССР № 905 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профи-ля»1. Были созданы школы-интернаты для интеллектуально одаренных детей при ведущих университетах (Московском, Ленинградском, Новосибирском, Киевском), в которых предоставлялась возможность учиться школьникам из территориально отдаленных мест. Отбор кандидатов в такие школы с трехлетним сроком обучения производился на основе конкурсных экзаменов из числа учащихся, наиболее успешно окончивших неполную среднюю или сельскую общеобра-
1 Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля: постановление Совмина СССР от 23.08.1963 г. № 905. URL: https://profiok.com/fües/post 1963_08_23.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
зовательную школу и проявивших способности к естественным наукам. Нуждающиеся учащиеся обеспечивались общежитиями, одеждой, обувью и бесплатным питанием.
Параллельно с созданием системы спецшкол в стране постоянно происходило расширение сети и профилей внешкольных учреждений. В 1971 г. в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах, пионерских лагерях и т. д. Занятия в системе внешкольных учреждений были бесплатными и доступными для детей и подростков.
Сформулированные в 1920-е гг. Н.К. Крупской основные принципы внеурочной работы (ВР) не теряют актуальности и сегодня:
- ВР не должна быть продолжением школьной учебы, должна охватывать всех детей (даже тех, кто исключен из школы);
- ВР должна строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и формировала умение быть коллективистом;
- следует всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру;
- участие в кружках должно быть добровольным;
- необходима дифференциация детских интересов, содействие подростку в выборе профессии [7, с. 92].
Отечественная система образования в советский период дала стране большое количество выдающихся ученых, деятелей науки и культуры, потенциал которых раскрылся посредством эффективно действующей системы государственной поддержки.
Результаты работы по развитию детской одаренности в советский период не позволяют нам согласиться со сложившейся в современных исследованиях оценкой экстенсивного подхода как недостаточно эффективного, ориентированного на выявление и дальнейшее обучение только детей, показавших высокие достижения, в том числе, в конкурсных соревнованиях. В итоге, по мнению А.А. Попова, Д.В. Ушакова и других ученых, может быть потеряна большая группа потенциально одаренных детей [1; 2].
Анализ результатов реализации экстенсивного подхода в советский период свидетельствует об обратном. В стране на массовом уровне были созданы условия для большинства детей и подростков, позволяющие им раскрыть свой потенциал и развить способности в разных видах деятельности. И этот факт признают многие современные крупные политики и бизнесмены. «В советское время стимулирование творчества и развития талантов насквозь пронизывало всю систему образования, - отмечает директор Центра экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС Р.К. Шарифов, - творческие способности дети могли обнаруживать и развивать в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Именно эта массовость сделала возможным появление большого числа талантливых и увлеченных специалистов, на которых до сих пор держится отечественная промышленность и наука. Эта система была заложена еще до войны, полностью финансировалась государством, благодаря чему в целом успешно решала поставленные перед ней задачи»2.
Следует также отметить, что важнейшая роль в формировании личностных ценностей в СССР принадлежала идеологии, ориентированной на созидание, а не потребление. Задачи воспитания были приоритетными, многочисленные публикации в СМИ, произведения искусства и художественной литературы транслировали примеры трудовых успехов рабочих, инженеров, военных, ученых, и были направлены на формирование у молодежи представлений о значимости труда на благо страны в разных сферах народного хозяйства. Участие детей и подростков в таких мероприятиях, как сбор металлолома, лекарственных трав; проведение краеведческих экскурсий; помощь семьям фронтовиков в годы Великой Отечественной войны (тимуровское движение), шефство над госпиталями для раненых и другое, способствовали не только приобретению знаний и соответствующего опыта, но и формированию
2 Компетенции успеха. Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС. URL: https:// profiok.com/about/news/detail.php?ID=3288 (дата обращения: 10.05.2017).
чувства сопричастности к жизни страны, социальной значимости своей деятельности.
Таким образом, ключевым показателем результативности работы по развитию детской одаренности в советский период является создание государственной системы специальных школ и профильных внешкольных учреждений, позволившей большинству детей и подростков реализовать свои интересы, развить способности, выбрать профессию и достичь высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности. Специальных научных исследований самого феномена одаренности долгое время не проводилось, поскольку в соответствии с официальной идеологией советской наукой транслировалась идея социальной обусловленности личностных качеств человека, а не наследственной, следовательно, заказа со стороны государства на разработку диагностических методик выявления и педагогических технологий развития одаренности не было. Уже в конце советского периода, в 1980-е гг. появляются исследования в области психологии одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинина Н.С. Лейтес, А.С. Ма-тюшкин, В.Д. Шадриков и др.), которые способствовали разработке интенсивных методов выявления и обучения одаренных детей.
Второй, современный период (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется началом реализации интенсивного подхода в работе с одаренными детьми, основанного на психологических технологиях выявления потенциальных возможностей ребенка. Научной базой являются данные исследований выдающихся психологов по широкому кругу проблем: психологии творчества, творческой одаренности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Бруш-линский, А.М. Матюшкин и др.); общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев,
A.А. Бодалев, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутец-кий, Б.М. Теплов и др.); психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын,
B.М. Мерлин, Э.А. Голубева и др.); психологических принципов творческого развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков и др.); возрастных особенностей развития одаренности (Н.С. Лейтес, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич) и т. д.
Зарождение интенсивной системы работы с одаренными детьми происходило уже в последние годы советского периода, в 1989 г. коллегией Гособразования СССР была утверждена общесоюзная программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов, получившая название «Творческая одаренность» (разработчик концепции программы А.М. Матюш-кин). К сожалению, реализовать ее не удалось в связи с распадом Советского Союза. Как отмечает Д.В. Ушаков, «программа была в истории нашей страны фактически первым шагом по пути создания интенсивной системы работы с одаренными детьми. Она предполагала, помимо системы физматшкол, олимпиад и других мероприятий, развитых в период разворачивания экстенсивной системы, осуществление ряда мероприятий, базирующихся на психологических разработках» [8, с. 263].
В начале 1990-х гг. под руководством А.М. Матюшкина, возглавлявшего лабораторию психологии одаренности Психологического института Российской академии образования, были развернуты широкомасштабные международные проекты, в ходе которых отечественные ученые и специалисты знакомились с зарубежным опытом работы с одаренными детьми в США и Германии.
В 1996 г. в стране начинается реализация широкомасштабного проекта - федеральной целевой программы «Дети России», одной из подпрограмм которой становится программа «Развитие творчества и одаренности», впоследствии была переименована в «Одаренные дети»3. Приоритетные направления программы: разработка механизмов адаптации одаренного ребенка в современном ему обществе; реализация системы мер межведомственного, федерального уровня с целью создания равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, соответствующих требованиям научно-технического прогресса.
Главной стратегической целью являлось создание к 2010 г. устойчивой государствен-
3 Концепция федеральной целевой программы «Одаренные дети» на 2007-2010 годы. URL: http:// www.zakonprost.ru/content/base/part/532421 (дата обращения: 19.05.2017).
ной системы выявления и развития одаренных детей, их адресной поддержки, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности и населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования и науки.
Основным условием эффективности системы государственной поддержки одаренных детей в стране разработчики определили формирование устойчивого механизма взаимодействия всех заинтересованных субъектов системы (сам ребенок, его семья, его педагоги, образовательное учреждение, в котором учится ребенок, общественные организации, министерства и ведомства). Программно-целевой подход был призван обеспечить согласованность и координацию действий по реализации целей и задач программы во всех регионах. Программа включала пять основных этапов реализации (рис. 1).
Мероприятия программы предусматривали: создание в регионах сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для развития и обучения одаренных детей, оснащение их современными информационно-техническими и учебно-методическими средствами; подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми, владеющих инновационными технологиями обучения и развития одаренных детей; проведение исследований по проблемам развития детской одаренности.
Государственное финансирование начала реализации программы было очень скромным - 9,215 млрд руб. Разработчики надеялись сформировать механизм софинансиро-вания программы со стороны регионов, родительской и предпринимательской общественности, активного привлечения благотворительных фондов и общественных организаций по аналогии с опытом реализации программ для одаренных детей за рубежом (США, Великобритания, Австрия, Германия и пр.). Но этого не произошло, особенно в первые два периода реализации программы.
Тем не менее, именно эти два первых периода (1996-2000), по результатам аналитического отчета Министерства образования РФ (Е.Е. Чепурных, Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова, И.В. Калиш и др.), явились самыми результативными. Была разработана «Рабочая концепция одаренности», в которой обобщены
Рис. 1. Этапы реализации федеральной целевой подпрограммы «Одаренные дети»
позиции ведущих российских специалистов (ученых, психологов, педагогов) по вопросам детской одаренности; получила развитие серьезная просветительская работа среди педагогических кадров и родительской общественности по формированию у них современных научных представлений о природе, методах выявления и путях развития детской одаренности; издана библиотека «Одаренные дети», включающая научные, учебно-методические и практические пособия по работе с одаренными детьми; апробирована система конкурсных мероприятий с целью выявления и поддержки одаренных детей в различных областях знаний, искусства, спорта (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования и др.). В семи федеральных округах были созданы специальные образовательные учреждения разных типов и видов для работы с одаренными детьми, оказана поддержка по укреплению их учебно-методической и материально-технической базы. Постепенно формировался банк данных одаренных детей, проводился поиск интересных методик, технологий и авторских программ обучения. Разработана и внедрена система мер по утверждению стипендиатов из числа одаренных детей всех регионов Российской Федерации и финансовая поддержка конкретного ребенка через систему единовременных государственных стипендий [9].
В первом, наиболее информативном информационно-аналитическом бюллетене, содержащем комплексный и глубокий анализ
результатов реализации программы за 19982003 гг., наряду с вышеперечисленными достижениями, выделяется ряд проблем, которые актуальны и в настоящее время. Специалисты объединили их в несколько основных групп:
- научно-методические, обусловленные вариативностью теоретических подходов к проблеме выявления и развития одаренных детей, теоретическими концепциями и моделями развития детской одаренности;
- психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми, включающие учебно-методическое и информационно-технологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса с обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей;
- кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно ориентированных на работу с одаренными детьми в образовательных учреждениях различного типа и вида в системе государственного и негосударственного образования детей;
- материально-технические, связанные с недостаточным материально-техническим обеспечением образовательных учреждений, апробирующих инновационные технологии и методики работы с одаренными детьми.
В дальнейшем расширения программы на федеральном уровне не произошло, а на-
оборот, происходило постепенное свертывание деятельности в этом направлении. Так, к началу реализации пятого (заключительного) этапа программы 2007-2010 гг. федеральное финансирование составляло всего 105,2 млн руб., что менее 0,5 % от объема общего фи-
4
нансирования программы .
К 2010 г. в стране сложилась определенная система выявления и поддержки одаренных детей, включающая:
- проведение различных уровней конкурсных мероприятий (предметных олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и др.);
- организацию профильных смен и летних лагерей;
- целевую поддержку образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (в основном из средств региональных и муниципальных бюджетов, направленных на строительство, реконструкцию образовательных учреждений, их материально-техническое оснащение);
- выплату единовременных стипендий (премий) одаренным детям - победителям и призерам конкурсных мероприятий (из бюджетов разных уровней, частных фондов и др.);
- организацию и проведение для педагогов семинаров, научно-практических конференций, трансляцию практического опыта работы с одаренными детьми в образовательных организациях (экспериментальных площадках) [10].
В 2012 г. президентом России был утвержден документ «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» и создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов5. В качестве важнейших базовых принципов создания национальной системы выявления и развития молодых талантов в документе представлены: опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения; индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность
4 Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала. URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti (дата обращения: 20.05.2017).
5 Концепция общенациональной системы выявле-
ния и развития молодых талантов (утв. Президентом
РФ 03.04.2012 г. № 827). URL: http://legalacts.ru/doc/
kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 10.05.2017).
на всех уровнях образования; межведомственное и сетевое взаимодействие; сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.
Уникальным примером реализации провозглашенных на государственном уровне принципов работы с одаренными детьми является образовательный центр «Сириус», созданный в 2015 г. в Сочи на базе инфраструктуры, оставшейся от проведения зимней Олимпиады 2014 г. Учредителем центра является образовательный фонд «Талант и успех». Сам президент России возглавляет попечительский совет, в который входят крупные политики и бизнесмены (Д.Н. Ко-зак, И.Е. Левитин, А.А. Фурсенко, В.Л. Мут-ко, В.Р. Мединский, С.П. Ролдугин и др.). Цель создания «Сириуса» - раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, которые «проявили выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве»6. Образовательный центр «Сириус» работает круглый год, ежемесячно в него приезжают 600 школьников от 10 до 17 лет. Продолжительность одной смены в среднем 24 дня, смены формируются по направлениям: «Наука», «Проектная деятельность», «Спорт», «Искусство». В центре для детей созданы комфортные условия проживания, с ними занимаются преподаватели, прошедшие специальную подготовку. Для учителей школ действуют специальные программы повышения квалификации. Пребывание в «Сириусе» бесплатное для всех категорий обучающихся и слушателей, наряду с обучением предусмотрены разнообразные программы досуга, мастер-классы, встречи с признанными в своих областях профессионалами, а также комплекс оздоровительных процедур. Все расходы покрывают благотворители - представители крупного бизнеса (П.О. Авен, В.О. Потанин, О.В. Дерипаска, С.А. Керимов, Р.А. Абрамович, В.Ф. Вексельберг и др.). Участниками образовательных программ становятся школьники, показавшие высокие результаты в творческих и научных конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях. Каждую заявку рассмат-
6 Образовательный центр «Сириус». Официальный сайт. URL: https://sochisirius.ru/ (дата обращения: 10.05.2017).
ривает экспертный совет и выносит решение на основании достижений ребенка: личных или командных (в спортивных направлениях). Критерии отбора представлены на официальном сайте центра «Сириус». За три года в «Сириусе» прошли обучение почти 15 тыс. одаренных школьников из 85 регионов страны, повышение квалификации - более 2700 тыс. педагогов, на стажировочных площадках побывали более 2 тыс. студентов. В центре сформирована собственная база данных одаренных детей, в которую вошли 14 тыс. российских школьников. В июне 2017 г. руководство «Сириуса» подписало Соглашение с компанией «Яндекс» о создании дистанционного образовательного сервиса для дистанционной образовательной среды «Сириус Онлайн», предоставляющей ребятам, побывавшим на обучении в центре, возможность общаться друг с другом и преподавателями.
По инициативе президента Российской Федерации в ближайшее время в крупных регионах власти планируют создать собственные центры по модели «Сириуса», заявку в фонд «Талант и успех» подали двадцать регионов. Подписаны соглашения о создании региональных центров в восьми федеральных округах (Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском, Центральном, Южном). Сеть планируемых региональных центров на базе «Сириуса» представлена на рис. 2.
В 2017 г. были открыты и начали действовать первые региональные образовательные центры, созданные по модели «Сириуса». В марте 2017 г. по инициативе главы Дагестана Р.Г. Абдулатипова и члена Совета Федерации РФ С.А. Керимова на базе Дагестанского государственного технического университета в Махачкале открылся образовательный центр «Сириус-Альтаир» с целью поддержки одаренных детей на уровне довузовского образования7.
В августе 2017 г. в Екатеринбурге открылся созданный по аналогии с «Сириусом» Уральский образовательный центр для одаренных детей «Золотое сечение»8. В первую
7 Сайт главы Республики Дагестан. URL: http:// president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vmmaniya/glava-da-gestana-otkryl-tsenlr-odarernykh-detej-sirius-altair (дата обращения: 10.05.2017).
8 Уральский образовательный центр «Золотое сечение». Официальный сайт. URL: http://centrkult-seve-rouralsk.ru/ (дата обращения: 10.05.2017).
академическую смену вошли школьники от 13 до 15 лет, которые, по словам временно исполняющего обязанности губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева, прошли жесткий отбор, а преподаватели и тренеры прошли специальное обучение в «Сириусе».
В сентябре 2017 г. власти Москвы и образовательный центр «Сириус» заключили соглашение о сотрудничестве. «Мы подписываем соглашение о том, чтобы создать площадку «Смарт-Сити» на базе «Сириуса» и совместно развивать технологии электронной школы», - отметил мэр Москвы С.С. Со-бянин9. Соглашением предусматривается сотрудничество в организации выставочных мероприятий, связанных с передовыми информационными технологиями в области образования; создание экспериментальных лабораторий «Смарт-Сити», в которых будут разрабатываться новые электронные сервисы для решения городских задач; взаимодействие сторон в рамках реализации проекта «Московская электронная школа» [19].
В январе 2018 г. власти Смоленской области планируют начало работы общественной региональной Ассоциации по выявлению, развитию и профессиональной ориентации мотивированных детей и молодежи под названием «Смоленский Олимп». По словам губернатора А.В. Островского, в отличие от «Сириуса», ориентированного на выявление и поддержку одаренных детей, целью проекта «Смоленский олимп» является выявление именно мотивированных детей, многие из которых, в силу социально-экономического положения семьи, не могут реализовать свои способности без специальной государственной поддержки10.
В 2018 г. в Якутии, по указу главы республики «О поддержке одаренных детей» на базе Малой академии наук также планируется создать региональный центр по модели «Сириуса». В указе главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова предусматривается создание специализированного фонда для участия одаренных детей Якутии в мероприятиях международного уровня и создание
9 Официальный сайт мэра Москвы. URL: https:// www.mos.ru/mayor/themes/15299/4268050/ (дата обращения: 11.05.2017).
10 Живая летопись Смоленска. URL: https://smol-
daily.ru/smolenskiy-olimp-podderzhit-motivirovannuyu-molodyozh (дата обращения: 11.05.2017).
Рис. 2. Сеть региональных образовательных центров для работы с одаренными детьми, созданный по модели «Сириуса»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
О
О
О
£У<
УУ
УУ,
Приморский край
Ульяновская область
Кировская область
Саратовская область
Республика Мордовия
Ленинградская область
Республика Коми
Мурманская область
Республика Дагестан
Новосибирская область
Томская область
Иркутская область
Свердловская область
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Ярославская область
Воронежская область
Смоленская область
Калужская область
Астраханская область
сети образовательных учреждений по разным направлениям работы с талантливыми уча-
щимися11.
Все эти направления будут отражены при составлении комплексной программы «Одаренные дети Якутии» на 2018-2023 гг.
По замыслу учредителей, образовательный центр «Сириус» со временем должен исполнять функции методического центра, что фактически и происходит. Каждый открывающийся в регионах образовательный центр для выявления и обучения талантливой молодежи направляет на стажировку своих сотрудников и преподавателей в «Сириус» в рамках Соглашения о сотрудничестве, кото-
11 В Якутии будет создан региональный центр на базе «Сириуса». URL: http://yakutsk.bezformata.ru/list-news/egionalnij-tcentr-na-baze-siriusa/59458035/ (дата обращения: 11.05.2017).
рое заключают региональные власти с фондом «Талант и успех». Специалисты фонда участвуют в создании региональных центров, проводят семинары и повышение квалификации педагогов, передают методические рекомендации, предоставляют доступ к использованию своих программ. По мнению руководителя фонда Е.В. Шмелевой, после запуска образовательных программ в «Сириусе», создания реестра его выпускников, проведения работы по выплате президентских грантов можно говорить, что «линейка инструментов по консолидации частной и государственной поддержки уже сложилась»12.
12 Заседание попечительского совета фонда «Талант и успех» 19.07.2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/52547 (дата обращения: 15.05.2017).
Так ли это, покажет время. Но можно уже констатировать, что инструменты выявления талантливых, одаренных детей посредством конкурсных мероприятий в стране не только сложились на практике, но и закреплены Постановлением Правительства РФ № 1239 от 17 ноября 2015 г. В этом документе утверждены правила выявления, сопровождения и мониторинга развития одаренных детей, основным инструментом выявления признаны олимпиады и конкурсы, перечень которых формируется Министерством образования и науки РФ. Мониторинг представляет собой сведения о победителях олимпиад в межведомственной информационной системе, а поддержка должна заключаться в индивидуальной работе с такими детьми и содействии их будущему трудоустройству13.
Подход, согласно которому одаренность выявляется посредством конкурсных испытаний, постоянно подвергается критике со стороны многих специалистов и родительской общественности, поскольку не предоставляет равных стартовых возможностей всем потенциально одаренным детям, интересы которых находится в области продуктивной деятельности и разных видов профессиональных практик (А.А. Попов). Победителями и призерами конкурсных соревнований становятся не только одаренные дети, высокие результаты обусловлены комплексом факторов: поддержкой семьи, внимательным отношением и профессиональным подходом педагогов, применением специальных технологий обучения и др. Участие детей в художественных и спортивных конкурсных мероприятиях невозможно без серьезных материальных вложений и самоотверженной поддержки семьи.
К тому же конкурсные соревнования выявляют учащихся, которые уже достигли успехов в какой-либо дисциплине, но не позволяют обнаружить детей, одаренность которых еще не проявилась в академических достижениях (Д.В. Ушаков).
Но еще в стране не создана целостная система выявления одаренности, включающая комплексные и вариативные психодиаг-
13 Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: постановление Правительства (ПП № 1239 от 17.11.2015 г.). URL: http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-17.11.2015-N-1239/ (дата обращения: 11.05.2017).
ностические методы, позволяющие определить разные типы одаренности, в том числе не проявившиеся в достижениях детей. Поэтому выявление одаренных детей посредством конкурсных мероприятий является наиболее объективным подходом к отбору претендентов для предоставления государством разных форм поддержки [11]. Дальнейшее развитие системы выявления одаренных детей министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева видит в расширении перечня конкурсов и состязаний, «чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в различных направлениях».
Во всех государственных документах, посвященных работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, начиная с утвержденной федеральной целевой программы 1996 г., постоянно акцентируется внимание на реализации системного подхода, выстраивании целостной системы выявления, развития и поддержки на всех уровнях (городском, районном, региональном, федеральном). В течение двадцати лет государство пытается выстроить такую систему, и сегодня благодаря личной инициативе и усилиям президента страны можно уже видеть первые системные шаги в данном направлении.
По поручению президента России, руководство фонда «Талант и успех» и образовательного центра «Сириус» выступают с инициативами по созданию всероссийского механизма сопровождения одаренных детей в целях реализации стратегии научно-технологического развития и достижения принципиальных результатов в области социально-экономического развития России. По мнению Е.В. Шмелевой, система сопровождения одаренных детей в регионах должна быть выстроена через сеть региональных центров, которые будут расширять региональный реестр одаренных детей, а также проводить системную работу по индивидуальным траекториям со школьниками, которые уже там учатся. Она предложила сформировать в региональных центрах попечительский совет и экспертный советы из представителей профессионального сообщества, спортивных клубов и ведущих площадок по развитию культуры и искусства в регионах.
Таким образом, основным условием успешного функционирования модели работы с одаренными детьми и талантливой молоде-
жью в регионах, предлагаемой фондом «Талант и успех», является формирование устойчивых механизмов (правовых, финансовых, организационных и др.), взаимодействия государства с бизнес-структурами (крупными кампаниями, корпорациями и др.). Такие механизмы призваны обеспечить устойчивость системы, преемственность поддержки и сопровождения одаренных детей на всех уровнях образования, начиная с общего до профессионального, включая период становления специалиста в профессиональной среде.
Анализируя работу по развитию детской одаренности в современный период, к основным показателям результативности можно отнести: признание работы с одаренными детьми и талантливой молодежью важнейшим направлением государственной образовательной политики, разработку государственных программных документов, определяющих комплекс системы мер по работе с одаренными детьми в стране; проведение отечественными учеными серьезных научных исследований в области одаренности, результатами которых стали концепции и модели развития детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков и др.); апробация специальных методов и стратегий обучения одаренных детей; становление системы подготовки кадров посредством обучающих семинаров, курсов повышения квалификации; создание системы стипендий и грантов, учрежденных правительством РФ и региональными властями для поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых; создание уникального образовательного центра для обучения одаренных школьников «Сириус» и формирование в федеральных округах сети аналогичных образовательных центров в соответствии с региональной спецификой.
Современная образовательная практика свидетельствует о необходимости интеграции экстенсивных и интенсивных технологий в работе с одаренными детьми, апробированными и доказавшими свою эффективность в советский и современный периоды. В настоящее время основным условием создания эффективной системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи явля-
ется формирование механизмов взаимодействия государства с бизнес-структурами с целью объединения ресурсов и потенциала каждого из партнеров.
Список литературы
1. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. Томск, 2014. № 54. С. 5-17.
2. Попов А.А., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова О.А. Компетентностные практики работы с одаренными детьми в рамках стратегии развития человеческого потенциала // Одаренные дети: система поддержки, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. М., 2015. С. 16-27.
3. Занаев С.З. Осуществление политехнического образования в советской школе // История педагогики и образования. 2016. № 3. С. 45-53.
4. Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 16-27.
5. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: АПН РСФСР, 1961.
6. Дополнительное образование для детей / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000.
7. Каргина З.А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89-101.
8. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011.
9. Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В., Зайцева Н.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). М., 2004.
10. Карпова С.И. Проблема детской одаренности на современном этапе развития образования. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет», 2008.
11. Медведев Д. Механизмы поддержки одаренных детей должны стать общенациональной системой. URL: https://profiok.com/about/news /detail.php?ID=3346 (дата обращения: 15.05.2017).
Поступила в редакцию 15.08.2017 г. Отрецензирована 10.09.2017 г. Принята в печать 17.11.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Сухова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольного образования. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: elenaivanovna.suhova @mail.ru
Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova_svetlana@ inbox.ru
Для корреспонденции: Карпова С.И., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Сухова Е.И., Карпова С.И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 30-42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171 )-30-42.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171 )-30^2
DEVELOPMENT OF CHILD PERFECTION IN THE DOMESTIC EDUCATION SYSTEM
Elena Ivanovna SUKHOVA, Svetlana Ivanovna KARPOVA
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. As a result of the implementation of the extensive approach in the USSR, a state system of special schools and specialized out-of-school institutions was created, which enabled most children and adolescents to realize their interests, develop their abilities, choose a profession, and many, achieve high results in various fields of professional activity. The modern period is characterized by the beginning of the implementation of an intensive approach: the state adopts policy documents that define a set of measures for working with gifted children in the country; studies are carried out, concepts and models for the development of children's giftedness are developed, a system of competitive measures is in place to identify gifted children and provide them with support through scholarships and grants; at the initiative of the President of Russian and support of business structures in the regions of the country, a network of educational centers for working with gifted children are being created. Modern educational practice testifies to the integration of extensive and intensive technologies in working with gifted children, tested and proven effective in the Soviet and modern periods. Currently, the main condition for the creation of an effective system for the support of gifted children and talented youth is the formation of mechanisms for interaction between the state and business structures in order to unite the resources and potential of each partner.
Keywords: work with gifted children; Soviet and modern periods; domestic education system; extensive and intensive approaches; problem of identifying; teaching and supporting gifted children; program documents
References
1. Ushakov D.V., Shepeleva E.A. Sistemy raboty s odarennoy molodezh'yu v Rossii i za rubezhom [Work systems with gifted youth in Russia and abroad]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Psychological Journal, 2014, no. 54, pp. 5-17. (In Russian).
2. Popov A.A., Glukhov P.P., Luppa G.M., Popova O.A. Kompetentnostnye praktiki raboty s odarennymi det'mi v ram-kakh strategii razvitiya chelovecheskogo potentsiala [Competence practice of work with gifted children within the strategy of human potential development]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Odarennye deti: sistema podderzhki, soprovozhdeniya i monitoringa dal'neyshego razvitiya» [Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation "Gifted Children: System of Support, Accompaniment and Monitoring of Further Development"]. Moscow, 2015, pp. 16-27. (In Russian).
3. Zanaev S.Z. Osushchestvlenie politekhnicheskogo obrazovaniya v sovetskoy shkole [Actualization of political and technical education in the Soviet school]. Istoriyapedagogiki i obrazovaniya [History of Pedagogy and Education], 2016, no. 3, pp. 45-53. (In Russian).
4. Makarenko A.S. Metody vospitaniya [Methods of upbringing]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 8, pp. 16-27. (In Russian).
5. Razumovskiy V.G. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva uchashchikhsya [Development of Technical Creativity of Students]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 1961. (In Russian).
6. Lebedev O.E. (ed.). Dopolnitel'noe obrazovanie dlya detey [Supplementary Education for Children]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. (In Russian).
7. Kargina Z.A. Istoriya stanovleniya sistemy dopolnitel'nogo ob-razovaniya detey v Rossii: dva «zolotykh perioda» [History of becoming of supplementary education system in Russia: two "golden periods"]. Istoriko-pedagogicheskiy zhur-nal [History and Pedagogy Journal], 2013, no. 1, pp. 89-101. (In Russian).
8. Ushakov D.V. Psikhologiya intellekta i odarennosti [Psychology of Intellect and Giftedness]. Moscow, Publishing House of Institute of Psychology RAS, 2011. (In Russian).
9. Chepurnykh E.E., Sinyagina N.Y., Kuznetsova I.V., Kalish I.V., Zaytseva N.V. Analiz effektivnosti realizatsii meropri-yatiy podprogrammy «Odarennye deti» Federal'noy tselevoy programmy «Deti Rossii» (1998-2003 gg.) [Analysis of Efficiency of Events Realization of Subprogram "Gifted children" of Federal Targeted Program "Children of Russia" (1998-2003)]. Moscow, 2004.
10. Karpova S.I. Problema detskoy odarennosti na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya [Problem of Children Gift-edness at the Modern Stage of Education Development]. Odintsovo, Autonomic Noncommercial Educational Organization of Higher Professional Education «Odintsovskiy Gumanitarnyy Universitet» Publ., 2008.
11. Medvedev D. Mekhanizmy podderzhki odarennykh detey dolzhny stat' obshchenatsional'noy sistemoy [Mechanisms of gifted children support must become the nationwide system]. (In Russian). Available at: https://profiok.com/ about/news/detail.php?ID=3346 (accessed 15.05.2017).
Received 15 August 2017 Reviewed 10 September 2017 Accepted for press 17 November 2017 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Sukhova Elena Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Preschool Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Preschool Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Karpova S.I., e-mail: [email protected]
For citation
Sukhova E.I., Karpova S.I. Razvitie detskoy odarennosti v otechestvennoy sisteme obrazovaniya [Development of child perfection in the domestic education system]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 30-42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-30-42. (In Russian, Abstr. in Engl.).