Научная статья на тему 'Распределение функций бухгалтерской службы при реализации аутсорсинга учетных процессов организации'

Распределение функций бухгалтерской службы при реализации аутсорсинга учетных процессов организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ УЧЁТНЫХ ПРОЦЕССОВ / ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ / ЗАКАЗЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ ПО ДОГОВОРУ АУТСОРСИНГА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ / OUTSOURCING OF REGISTRATION PROCESSES / FUNCTIONS OF ACCOUNTING SERVICE / THE CUSTOMER AND THE EXECUTOR UNDER THE AGREEMENT OF ACCOUNTING OUTSOURCING / DISTRIBUTION OF FUNCTIONS OF ACCOUNTING SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова Елена Вячеславовна

Рассматриваются практические аспекты делегирования полномочий по ведению учётных процессов организаций; конкретные функции бухгалтерской службы, их распределение в рамках аутсорсинга бухгалтерского учёта в зависимости от компетенции исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

More and more organizations, both in Russia, and abroad, prefer to transmit functions of the serving divisions, in particular, registration processes, to outsourcing. The market of accounting outsourcing in Russia is among the youngest and fast growing ones. By estimates of the experts, approximately 5% of all Russian firms (disregarding sole proprietors or small firms who use individual accountants) use similar services today. Thus, the market is only at the stage of formation and is still far from the saturation stage. The largest market in Russia is Moscow: by estimations of market participants of accounting outsourcing, more than 100 firms specializing in the given type of service function in Moscow, whereas only in some largest regional centres there are about 30-40 of them. Concerning the organization of registration processes of the company, namely, accounting and tax bookkeeping, the following functions of accounting outsourcing were allocated: organization, methodology, analysis, registration, control, settlement, accounting, archive. When outsourcing registration functions, various experts should realize the corresponding registration functions. Thus, there is a distribution of functions on executors according to the only criterion their competence. The experts can be as following: the leader (a skilled expert in the field of accounting and tax bookkeeping) with all the above-stated functions (except for registration and settlement) for he/she manages the project; the technical expert having professional skills in the corresponding area and performing analytical, control and archival functions; the expert(-s) in a concrete sector of the account (the number of experts is defined by the conditions of work) with registration, settlement and accounting functions; the expert in the field of information technologies, supplying electronic processing of documents and trouble-free work of all the above-named executors. Thus, works on outsourcing should be made on the basis of accurately formulated functions, their distribution among executors with corresponding competences and well debugged technologies of information processing that will lead to successful cooperation of both parties of the agreement on accounting outsourcing.

Текст научной работы на тему «Распределение функций бухгалтерской службы при реализации аутсорсинга учетных процессов организации»

Е.В. Севастьянова

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АУТСОРСИНГА УЧЁТНЫХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассматриваются практические аспекты делегирования полномочий по ведению учётных процессов организаций; конкретные функции бухгалтерской службы, их распределение в рамках аутсорсинга бухгалтерского учёта в зависимости от компетенции исполнителей.

Ключевые слова: аутсорсинг учётных процессов; функции бухгалтерской службы; заказчик и исполнитель по договору аутсорсинга бухгалтерского учёта; распределение функций бухгалтерской службы.

Всё больше организаций, как в России, так и за ее пределами, предпочитают передавать функции своих обслуживающих подразделений, в частности учётных процессов, на аутсорсинг.

Рынок бухгалтерского аутсорсинга в России относится к числу одного из наиболее молодых и быстро растущих. По подсчетам специалистов, подобными услугами сегодня пользуются приблизительно 5% всех российских фирм (без учёта индивидуальных предпринимателей или совсем небольших фирм, которые пользуются услугами индивидуальных бухгалтеров). При этом рынок находится лишь в стадии формирования и еще далёк от стадии насыщения.

В России, по данным Unistaff Payroll Services, в 2007 г. около 250 000 - 500 000 работников получали зарплату, рассчитываемую аутсорсинговыми компаниями. Специалисты предполагают, что рост рынка в ближайшие 2-3 года будет носить лавинообразный характер, количество «рассчитываемых» сотрудников увеличится до 1-1,5 млн человек.

Крупнейшим в России является московский рынок: по оценкам участников рынка бухгалтерского обслуживания, в Москве действует более 100 фирм, специализирующихся на данном виде услуг, тогда как лишь в некоторых крупнейших региональных центрах их количество может достигать 30-40 [1].

Бухгалтерский аутсорсинг относится к аутсорсингу вспомогательных и управленческих функций, при этом являясь частью финансового аутсорсинга.

Выделяют следующие виды функций бухгалтерской службы в отношении организации бухгалтерского и налогового учёта: организационная, методологическая, аналитическая, учётная, контрольная, расчётная, отчётная, архивная.

Организационная функция включает в себя:

- участие в разработке организационной структуры бухгалтерской службы;

- распределение полномочий и ответственности в системе учёта в структуре бухгалтерской службы.

Методологическая функция включает в себя:

- участие в разработке учётной политики организации;

- участие в разработке плана счетов и системы аналитического учёта с целью адекватного отражения хозяйственных операций, осуществляемых организацией;

- участие в разработке первичных учётных бухгалтерских документов и регистров учёта с целью формирования информации об объектах учёта;

- разработка требований к другим подразделениям организации с целью формирования информации, необходимой для ведения бухгалтерского учёта, форми-

рования бухгалтерской отчетности, расчета налоговых обязательств (в части единого социального налога, налога на доходы физических лиц);

- разработка предложений по отражению в бухгалтерском учёте хозяйственных операций;

- участие в постановке задач для автоматизации бухгалтерского учёта и отчетности;

- разработка предложений по оптимизации налогообложения путем применения определенных способов бухгалтерского учёта;

- определение области контроля;

- разработка контрольных процедур в отношении фиксации, сбора и обработки информации.

Аналитическая функция включает в себя процессы контроля за соответствием отражаемых операций положениям учётной политики, а также процедур их реализации хозяйственной деятельности организации.

Учётная функция включает в себя:

- ведение бухгалтерского и налогового учёта (фиксация, сбор и обработка информации);

- внесение изменений в бухгалтерский и налоговый учёт на основании соответствующих внутренних и внешних решений.

Контрольная функция включает в себя:

- контроль соблюдения порядка документооборота в организации;

- осуществление контрольных процедур, позволяющих выявлять ошибки на стадиях фиксации, сбора и обработки информации;

- контроль за наличием и движением имущества;

- принятие мер по предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений, участие в оформлении соответствующих документов, обеспечение законности списания с бухгалтерских счетов недостач, потерь, дебиторской и кредиторской задолженности.

Расчётная функция включает в себя:

- осуществление расчётов с контрагентами, персоналом организации, учредителями;

- расчёт налоговых обязательств;

- расчёт дополнительных налоговых обязательств и штрафных санкций по актам проверки внутренних и внешних контролирующих органов.

Отчётная функция включает в себя:

- формирование бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности;

- предоставление бухгалтерской отчётности в сроки и адреса, предусмотренные законодательством, учредительными документами и внутренними регламентами;

- декларирование налоговых обязательств в контролирующих органах;

- внесение изменений в налоговую отчётность по актам проверки внутренних и внешних контролирующих органов.

Архивная функция включает в себя процессы обеспечения хранения бухгалтерских и налоговых документов и бухгалтерского архива в установленном порядке, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел [2. С. 65-66].

При передаче учётных функций на аутсорсинг соответствующие учётные функции должны быть распределены по исполнителям в соответствии с их компетенцией. Пример распределения работ в рамках аутсорсинга бухгалтерских услуг и взаимодействие их исполнителей в зависимости от их компетенции представлен на рис. 1.

Компетенция

Руководитель работ (Опытный специалист)

Возврат документов заказчику

Передача документов заказчику на подпись

Проверка осуществления работ на каждом этапе

Получение базы данных

Технический

специалист

Специалист(ы) по конкретному участку учёта

Прием документов

Ведение бухгалтерского и налогового учёта в программе по разделу

Проверка соответствия документов требованиям законодательства

Специалист в области информационных технологий

Электронная обработка документов.

Подготовка документов к архивации. Обеспечение бесперебойной работы исполнителей

Составление Формирование

отчётности дела заказчика

Рис. 1. Пример распределения работ в рамках аутсорсинга бухгалтерского учёта в зависимости от компетенции исполнителей

Как видно из рис. 1, работы в области аутсорсинга бухгалтерского учёта выполняют специалисты четырех квалификаций:

- руководитель работ (опытный специалист в области бухгалтерского и налогового учёта);

- технический специалист, обладающий профессиональными навыками в соответствующей области;

- специалист(ы) по конкретному участку учёта;

- специалист в области информационных технологий, обеспечивающий электронную обработку документов и бесперебойную работу всех вышеназванных исполнителей.

При этом каждый исполнитель наделяется функциями, рассмотренными ранее (рис. 2):

- руководитель работ (опытный специалист в области бухгалтерского и налогового учёта) наделен

практически всеми вышеуказанными функциями (за исключением учётной и расчётной) в связи с делегированием ему полномочий руководителя работ по объекту;

- технический специалист наделен аналитической, контрольной и архивной функциями;

- специалист по конкретному участку учёта (число специалистов определяется исходя из конкретных условий работ) наделен учётной, расчетной и отчетной функциями;

- специалист в области информационных технологий наделен организационной, методологической и архивной функциями (в части постановки и реализации задач для автоматизации учётных процессов и сохранения их результатов).

Организационная

3

Руководитель работ (опытный специалист)

Технический специалист

Специалист(ы) по конкретному участку учёта

Специалист в области информационных технологий

Рис. 2. Распределение функций бухгалтерской службы в зависимости от компетенции исполнителя

Таким образом, работы по аутсорсингу должны производиться на основе четко сформулированных функций, их распределения по исполнителям с соответствующей компетенцией и хорошо отлажен-

ных технологий обработки информации, что приведет в конечном итоге к успешному сотрудничеству обеих сторон договора аутсорсинга бухгалтерского учёта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аутсорсинг в сфере бухгалтерских услуг. ИЯЬ: http://www.officemart.ru/service_account_audit/articles/articles1207.htm

2. СафароваЕ.Ю. Аутсорсинг учётных процессов. М.: Книжный мир, 2009. 192 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 24 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.