УДК 657
Е. Н. ЗУБЕНКО
402 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» - НОВОЕ В СИСТЕМЕ УЧЕТА
Ключевые слова: активы, бухгалтерский учет, имущество, первичная документация, учетная политика, финансовая отчетность.
Аннотация. В целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности Приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 был утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 -2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), который вступил в силу 01.01.2013. В статье представлено сравнение основных положений двух Федеральных законов, действующего до 31.12.2012 г. Закона № 129-ФЗ и нового Закона № 402-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.
Конец 2011 г. был обусловлен для российской системы учета и отчетности значительными изменениями в законодательстве: по налогам и налоговой отчетности; по страховым взносам и т. д. Изменения в бухгалтерском учете выразились принятием Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (взамен на ранее действующий Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ). Официальная цель переработки законодательного акта, основополагающего в учетно-экономической сфере, состоит в приведении концепции регулирования бухгалтерского учета «в соответствии с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов».
Анализ нового закона (№ 402-ФЗ) выявил не просто редакционные изменения отдельных норм ранее действующего, а можно ска-
© Зубенко Е. Н., 2014
зать, революционные преобразования, концептуально изменяющие систему регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вступил в силу с 1 января 2013 года. Одновременно утратил силу Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2].
С введением в силу нового закона был изменён состав законодательства РФ о бухгалтерском учёте. В состав законодательства РФ о бухгалтерском учёте включены: Федеральные законы других федеральных законов, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты [3, с. 90-92].
Новым законом был уточнён перечень объектов бухгалтерского учёта, а именно имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности; факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В новом законе нет упоминания о синтетическом и аналитическом учёте. Введены новые базовые понятия: понятия стандартов бухгалтерского учёта. При этом основными понятиями, используемыми в Законе, являются: «руководитель организации», «синтетический учёт», «аналитический учёт», «план счетов бухгалтерского учёта», «бухгалтерская отчётность»; «бухгалтерская (финансовая) отчётность», «уполномоченный федеральный орган», «стандарт бухгалтерского учёта», «международный стандарт», «план счетов бухгалтерского учёта», «отчётный период», «руководитель экономического субъекта», «факт хозяйственной жизни», «организации государственного сектора».
Сфера действия Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Не распространяется на организации на УСН, они освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, за исключением учёта основных средств и нематериальных активов, а также коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы; ЦБ РФ; ИП и адвокатов; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций. Закон применяется при ведении бюджетного учёта активов; при ведении учёта доверительным управляющим; при ведении учёта в рамках договоров простого товарищества. Бухгалтерский учёт могут не вести: ИП, лицо, занимающееся частной практикой - при условии ведения налогового учёта доходов, расходов, а также
находящиеся на территории РФ структурные подразделения иностранных организаций - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения.
Таким образом, организации на УСН обязаны вести бухгалтерский учёт в общем порядке.
В новом законе более детально прописан круг лиц, на которых распространяется его действие.
С введением в действие нового Федерального закона изменилась система регулирования бухгалтерского учёта. Помимо уполномоченного федерального органа, в число субъектов регулирования включен ЦБ РФ. Также будет осуществляться негосударственное регулирование бухгалтерского учёта (разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учёта, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию. При этом общее методологическое руководство бухгалтерским учётом осуществляется Правительством РФ. Уполномоченный орган утверждает планы счетов, положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, методические указания. Организации на основе нормативно-правовых документов самостоятельно формируют учётную политику. Регулирование бухгалтерского учёта могут также осуществлять саморегулируемые организации. Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно.
Новым № 402 Федеральным законом ограничены права руководителя в части ведения бухгалтерского учёта лично. В настоящий момент руководители организаций могут учредить бухгалтерскую службу; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта специализированной организации или бухгалтеру-специалисту либо вести бухгалтерский учёт лично. Руководители экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учёта на себя.
При этом главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной
бухгалтерской отчётности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Новым законом введены требования к образованию, стажу работы и отсутствию неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики для главных бухгалтеров в ОАО, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах.
Такие же требования введены для главных бухгалтеров кредитных организаций и для лиц, ведущих бухгалтерский учёт на основе договоров об оказании услуг. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Таким образом, новым Законом введены требования к лицам, на которых возложена обязанность ведения бухгалтерского учёта. Должностные обязанности и ответственность главного бухгалтера новым законом не определены.
Учётная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учётной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта выбирается способ ведения бухгалтерского учёта из способов, допускаемых федеральными стандартами. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.
Организации самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая организацией учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учёта.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
- формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учётной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
Таким образом предоставлено право разрабатывать способы ведения бухгалтерского учёта в случае, если правила не установлены федеральными стандартами. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. В новом Законе не определен перечень конкретных вопросов и документов, которые должны регулироваться учётной политикой экономического субъекта.
Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Формы первичных учётных документов утверждает руководитель экономического субъекта. Формы первичных учётных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В первичном учётном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.
Таким образом, формы первичных учётных документов теперь не будут унифицированными. Руководители экономических субъектов смогут самостоятельно утверждать эти формы с учётом требований к обязательным реквизитам первичных документов. Исключение составят первичные документы для организаций государственного сектора. Введена возможность составления первичных документов в электронном виде. В новом законе не содержится требований к перечню лиц, имеющих право подписи первичных документов. Также в новом Законе не содержится запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы.
Регистры бухгалтерского учёта ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта. Формы регистров бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В отношении бухгалтерской отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Таким образом, новым Законом введены требования к реквизитам регистров бухгалтерского учёта, предусмотрена возможность составления регистров в виде электронных документов. Регистры бухгалтерского учёта теперь должны содержать подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. В новом Законе нет упоминания о коммерческой тайне в отношении содержания регистров и ответственности за ее разглашение.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В новом Законе не приводятся случаи проведения обязательной инвентаризации.Также в новом Законе не содержится информации об учёте излишков и недостач при проведении инвентаризации
Бухгалтерская отчётность организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки. Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним.
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Новым Законом не предусмотрено предоставление аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту) и пояснительной записки в составе бухгалтерской отчётности.
Отчётным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Таким образом, дано понятие отчётного периода для годовой и промежуточной отчётности.
Организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учёта, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В новом Законе не определена ответственность за уклонение от ведения бухгалтерского учёта.
В свете того, что среди публичных компаний в России все большее распространение получают международные стандарты отчетности (МСФО), 402-ФЗ уделяет особое внимание вопросам разработки и утверждения новых федеральных (и отраслевых) стандартов отчетности. Очевидно, что данный шаг продиктован не в последнюю очередь необходимостью гармонизации МСФО и национальных стандартов, принимая во внимание, что в хозяйственной жизни страны участвуют не только публичные и частные компании, но и бюджетные организации, которые, в свою очередь, вряд ли когда-нибудь в обозримом будущем станут вести свою отчетность по правилам МСФО. Тем не менее, необходимость принятия новых федеральных стандартов пока только декларируется; впредь до их появления 402-ФЗ предусматривает дальнейшее применение существующих ПБУ [1].
Федеральный закон является не единственным документальным источником регулирования бухгалтерского учёта. Ожидается принятие федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учёта, которые будут регламентировать отдельные вопросы учёта активов, обязательств, а также особенности ведения учёта в организациях отдельных видов экономической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 от 06 декабря 2011.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 от 21 ноября 1996.
3. Сверчкова О. Ф. Новый ФЗ «О бухгалтерском учете»: анализ изменений // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). № 5. 2012. С. 90-92.
FEATURES OF FUNCTIONING OF STANDARD ECONOMYAT THE BREWING ENTERPRISES
Keywords: assets, accounting, property, primary documents, accounting policies, financial statements.
Аnnotation. In order to improve the quality and availability of information generated in the accounting and reporting, as well as improving the system of accounting and control of the quality of accounting ( financial) statements of the Russian Finance Ministry Order of 30.11.2011 № 440 approved the plan of the Ministry of Finance for 2012-2015 development of accounting and reporting in the Russian Federation on the basis of International Financial Reporting Standards .
One of the first steps in the implementation of the Plan was the adoption of the new Federal Law № 402-FZ «On Accounting», which entered into force on 01.01.2013 . The paper presents a comparison of the main provisions of two Federal laws valid until 31.12.2012 . Law № 129-FZ and the new Law № 402-FZ came into force on 01.01.2013g.
ЗУБЕНКО ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - преподаватель, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, (katrinyshka88@rambler. ru).
ZUBENKO EKATERINA NIKOLAEVNA - teacher, Nizhny Novgorod state engineering-economic Institute, (katrinyshka [email protected]).