Научная статья на тему 'Распознавание графа при помощи блуждающего по нему агента'

Распознавание графа при помощи блуждающего по нему агента Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Грунский Игорь Сергеевич, Татаринов Евгений Александрович

A graph recognition problem is considered by means of agent which moves on graph edges, marks on its nodes and incidentors. A recognition method is proposed in which an agent builds not exploring graph. The method requires two different marks and one pebble, and its number of steps is cubic function from number of graph nodes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graph recognition by moving agent

A graph recognition problem is considered by means of agent which moves on graph edges, marks on its nodes and incidentors. A recognition method is proposed in which an agent builds not exploring graph. The method requires two different marks and one pebble, and its number of steps is cubic function from number of graph nodes.

Текст научной работы на тему «Распознавание графа при помощи блуждающего по нему агента»

которые в минимальном покрытии должны покрываться кликой, содержащейся внутри конструкции (категория 1), и те, которые могут покрываться вне клики без потери свойства минимальности (категория 2).

Основным содержанием работы можно считать следующее утверждение:

Теорема 1. Пусть R\,..., Rs — минимальное РПК конструкции C, пригодной для разбиения графа, с вычеркнутыми рёбрами категории 2. Пусть также ..., Lr — минимальное РПК оставшейся части графа G. Тогда R\,..., Rs, L\,..., Lr — минимальное РПК графа G.

В работе приводится эвристический алгоритм поиска рёберных покрытий в графе, основанный на использовании данной теоремы и состоящий из следующих основных шагов:

1. Поиск собственных рёбер в графе. Фиксирование соответствующих клик.

2. Поиск конструкции, пригодной для разбиения графа. В случае, если пригодных конструкций в графе не существует, выбирается конструкция, наиболее приближенная к пригодной для разбиения. В случае, если ни одной конструкции не было найдено, для процедуры разбиения в качестве аналога разбивающей конструкции выбирается наименьшее по мощности окружение ребра.

3. Разбиение исходного графа на два графа: в первый из графов входят те рёбра, которые относятся к конструкции, а во второй граф — все остальные рёбра.

4. Рекурсивное применение данного алгоритма к обоим графам.

5. Объединение полученных покрытий.

Для некоторых классов графов данный алгоритм является точным. В работе представлены такие графы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Orlin J. Contentment in graph theory: Covering graphs with cliques. // Indagationes Math. 1977. V. 39. P. 406-424.

УДК 519.5

РАСПОЗНАВАНИЕ ГРАФА ПРИ ПОМОЩИ БЛУЖДАЮЩЕГО ПО НЕМУ АГЕНТА

И. С. Грунский, Е. А. Татаринов

Основной проблемой компьютерной науки является проблема взаимодействия управляющей и управляемой систем (управляющего автомата, агента и его операционной среды) [1]. Взаимодействие этих систем зачастую представляется как процесс перемещения агента по помеченному графу (лабиринту) среды [2]. Определился ряд подходов к моделированию операционных сред, одним из которых является топологический [3]. В этом случае агенту недоступна метрическая или алгоритмическая информация о среде и доступна только информация о связях между различными областями среды.

Постановка задачи. Рассматривается конечный граф G — неориентированный, связный, без петель и кратных ребер, где V — множество его вершин и E — множество ребер. Вершины и инциденторы графа G можно метить специальными красками и/или камнями, где инцидентор — «точка прикосновения» вершины v и ребра (v,u). Изначально предполагается, что все вершины и инциденторы не помечены.

Требуется построить такое множество C = {q}, где Ci = {Vi, Ei} и Vi Ç V, Ei Ç E, и найти такое отображение A, чтобы, используя их, можно было построить граф H, изоморфный графу G, и тем самым распознать граф G с точностью до изоморфизма. Под отображением будем понимать установление взаимно однозначного соответствия между вершинами и ребрами каждого конкретного ci и вершинами и ребрами графа H. Для проведения проверок и выполнения отображения используется агент, который передвигается по неизвестному графу G из вершины в вершину по ребру, соединяющему их. Агент воспринимает некоторую локальную информацию о 1-окрестности v и использует краски и/или камни из множества {b, r, L} для пометки вершин и ин-циденторов графа G. Он обладает конечной, но бесконечно наращиваемой памятью, в которую будут отображаться проверки и строиться таблица графа H .

В данной работе предполагается, что ci — это M-пути и, возможно, одно обратное ребро. Обратное ребро — ребро, соединяющее две вершины M-пути. M-путь [4] — это простой путь в графе, в котором каждая следующая вершина имеет больший M-номер, чем предыдущая. M-нумерацией вершин графа называется нумерация, соответствующая порядку их обхода при поиске в глубину [4]. Правило построения проверок Ci следующее: отбирается M-путь, из конечной вершины которого можно попасть только в ранее пройденную вершину. Агент обладает красками r, b и камнем L. Краска r используется для пометки древесных ребер, а b — для пометки уже исследованных вершин и инциденторов. Камень L используется при исследовании обратного ребра. Агент, блуждая по графу, создает неявную M-нумерацию в графе G, которую отображает в граф H, создавая в нем явную M-нумерацию. Явная M-нумерация позволяет корректно отобразить проверки и обратные ребра. Агент обозревает метки 1-окрестности вершины, в которой он находится: метку на вершине и метку на ближних и дальних инциденторах ребер из 1-окрестности. Процесс выполнения алгоритма разбит на следующие этапы: 1) построение множества проверок; 2) выполнение проверки, построенной по правилу; 3) отображение конкретной проверки в граф H ; 4) отображение в граф H обратного ребра из проверки, если таковое есть.

Разработаны полиномиальные алгоритмы «Покрытие» и «Отображение» для выполнения шагов 1-2 и 3-4 соответственно. Алгоритмы могут выполняться как последовательно, так и параллельно. В работе рассматривается параллельное их выполнение.

Теорема 1. Алгоритмы «Покрытие» и «Отображение» распознают граф G с точностью до изоморфизма. Они требуют две различные метки, их временная сложность ограничена снизу линейной функцией от числа вершин n графа G, а сверху — кубической функцией. Емкостная сложность равна O(n2).

Предложенный алгоритм охватывает более широкий класс графов, чем предложенный в работе [5], хотя верхняя оценка временной сложности на порядок хуже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капитонова Ю. В., Летичевский А. А. Математическая теория программирования вычислительных систем. М.: Наука, 1988. 296 с.

2. Кудрявцев В. Б., Ущумлич Ш., Килибарда Г. О поведении автоматов в лабиринтах // Дискретная математика. 1993. Т. 4. Вып. 3. С. 3-26.

3. Kuipers B. The spatial semantic hierarchy // Artifical Intellegence. 2000. V. 119. No. 1-2. P. 191-233.

4. Евстигнеев В. А. Применение теории графов в программировании. М.: Наука, 1985. 352 с.

5. ГрунскийИ. С., Татаринов Е. А. Алгоритм распознавания графов // Труды Четвертой Междунар. конф. «Параллельные вычисления и задачи управления» РАСО’2008. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2008. С. 1483-1498.

УДК 519.17

К ВОПРОСУ О ТОЧНЫХ РАСШИРЕНИЯХ ТУРНИРОВ

А. А. Долгов

Ориентированным графом называется пара О = (V, а), где V — конечное непустое множество, называемое множеством вершин, а а — отношение на множестве вершин V, называемое отношением смежности.

Граф с антисимметричным отношением смежности называется направленным графом, или диграфом. Полный диграф без петель называется турниром.

Граф Н называется точным к-расширением графа О, если О изоморфен каждому подграфу Н, получающемуся путем удаления любых его к вершин.

Первое из известных семейств точных расширений турниров — семейство транзитивных турниров — было описано в работе [1]. Транзитивный турнир — это турнир, у которого из существования дуг (и, у) и (у,'ш) вытекает существование дуги (п,/ш). В работе показано, что точным к-расширением турнира Тп при п > 2 является транзитивный турнир Тп+к.

В работе [2] рассматривается схема построения семейства вершинно-симметрических турниров. Оказывается, что графы этого семейства обладают циклической симметрией.

Удалось показать, что любой циклически-симметричный граф является точным 1-расширением. Семейство, описанное в [2], не является единственным семейством турниров с циклической симметрией. В докладе представляется схема, позволяющая построить все графы с заданным числом вершин, обладающие циклической симметрией. Также указывается необходимая модификация алгоритма, позволяющая получить с его помощью только циклически-симметричные турниры.

Рассмотрим операцию над парой графов О1 и О2, назовем ее операцией вершинной подстановки графа О1 в граф О2.

Результатом вершинной подстановки графа О1 = (V1,а1) в О2 = (У2,а2), где

| VI| = п1, |^| = п2, будет граф О = (V, а), такой, что:

1) V = {уг- |г = 1,П1,] = 1, П2}, IV| = П1 х П2;

2) (уг,к ,vj,t) £ а, если к = Ь и (уг, у-) € а1 или если к = Ь и (ук, уг) € а2.

Удалось доказать, что граф, получающийся в результате вершинной подстановки транзитивного турнира в циклически-симметричный турнир, является точным 1-расширением, отличным от графов, принадлежащих описанным семействам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимов М. Б. Минимальные расширения транзитивных турниров // Вестник Томского госуниверситета. Приложение. 2006. №17. С. 187-190.

2. Абросимов М. Б., Долгов А. А. Точные расширения некоторых турниров // Вестник Томского госуниверситета. Приложение. 2007. №23. С. 211-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.