уДк 342.536.7
расходные обязательства бюджета чувашской республики в области охраны окружающей среды
м.В. Демидов
Рассмотрены вопросы формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Приведены конкретные данные ассигнований Чувашской Республики на 2014, 2015 гг. Отмечено, что эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды зависит в большей степени от возможности государства реально обеспечить финансирование в целях реализации положений принятого законодательства.
Ключевые слова: Чувашская Республика; бюджет; охрана окружающей среды; законы; ассигнования; государственная политика; расходные обязательства; финансовый дефицит.
M.V. Demidov. ACCOUNT OBLIGATIONS OF THE BUDGET THE CHUVASH REPUBLIC IN THE FIELD OF PROTECTION ENVIRONMENT
The problems of forming expenditure budgetary system of the Russian Federation in the field of environmental protection. The concrete data appropriations Chuvash Republic 2014, 2015 noted that the effectiveness of public policies to protect the environment depends to a large extent on the ability of the State to provide actual funding in order to implement the provisions of the adopted legislation.
Keywords: Chuvash Republic; the budget; the protection of the environment; laws; provisions; public policy; consider the output obligations fiscal deficit.
Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. Бюджетный кодекс РФ определяет, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти регионов полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом договоров (соглашений) при осуществлении его органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и по-
рядке, предусмотренных Бюджетным кодексом;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении его органами государственной власти переданных им полномочий Российской Федерации (ст. 85) [1].
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Источниками возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации являются их законы и иные нормативные правовые акты. При этом следует учесть, что основным таким законодательным актом выступает Закон о бюджете субъекта Российской Федерации. Именно в этом основном финансовом документе распределены все бюджетные ассигнования по разделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджета региона, в том числе и на охрану окружающей среды.
Так, Законом Чувашской Республики от 14 декабря 2012 г. «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 г и на плановый период 2014 и 2015 гг.» [2] бюджетные ассигнования на 2013 г. по разделу «Охрана окружающей среды» предусмотрено выделить
64
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)
в сумме 23302,6 тыс. руб. По сравнению с первоначально утвержденными показателями расходы были увеличены на 4572,1 тыс. руб. По сравнению с 2012 г запланировано сокращение расходов на 2912,2 тыс. руб., или на 11,1%. Доля указанных расходов в общем объеме расходов республиканского бюджета в 20132015 гг. составит 0,1%.
Бюджетные ассигнования в целом по указанному разделу в 2014 г. предусматриваются в сумме 22229,5 тыс. руб. (с уменьшением по сравнению с 2013 г на 4,6%), а в 2015 г. -22 983,6 тыс. руб. (с увеличением по сравнению с 2014 г. на 3,4%).
В соответствии с ведомственной структурой расходы республиканского бюджета по разделу будут осуществлять Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
По подразделу «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» на 2013 г. намечается выделить финансирование в объеме 19618,9 тыс. руб., что на 1195,0 тыс. руб., или на 6,5%, больше уровня 2012 г. В основном средства планируется направить:
- на обеспечение деятельности подведомственных природоохранных учреждений в сумме 9321,4 тыс. руб. (в 2012 г. было 8 788,6 тыс. руб.);
- осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотохозяйственных соглашений в размере 9021,8 тыс. руб. (в 2012 г. - 8775,2 тыс. руб.);
- осуществление природоохранных мероприятий в объеме 657,5 тыс. руб. (в 2012 г. -651,0 тыс. руб.);
- реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира в сумме 218,5 тыс. руб. (в 2012 г. - 209,1 тыс. руб.);
- мероприятия в рамках Республиканской целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011-2015 гг.» в размере 399,7 тыс. руб. (в 2012 г. - не было предусмотрено).
На 2014 г. ассигнования по данному подразделу предусматриваются в размере 18918,8 тыс. руб., на 2015 г. - в сумме 19210,1 тыс.
руб. В 2013 г. расходы по подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» предполагается произвести в сумме 3683,7 тыс. руб., или в 2,1 раза ниже уровня 2012 г. Уменьшение объемов финансирования расходов в 2013 г. по указанному подразделу обусловлено тем, что в 2012 г. будет меньше расходов, связанных с завершением работ по обезвреживанию отходов пестицидов и агро-химикатов. Средства также будут направлены на реализацию мероприятий республиканских целевых программ «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 гг.» в сумме 820,0 тыс. рублей и «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 20102015 гг.» в размере 2863,7 тыс. руб.
Ежегодно Государственный Совет Чувашской Республики рассматривает годовой отчет об исполнении республиканского бюджета. По результатам его рассмотрения парламент республики принимает Закон Чувашской Республики об утверждении республиканского бюджета. Законом Чувашской Республики от 25 мая 2012 г. был утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета за 2011 г. [3]. В нем дается общая характеристика классификации всех расходов бюджета республики, в том числе и на охрану окружающей среды.
Так, в 2011 г. исполнение расходов республиканского бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» функциональной классификации расходов в соответствии с ведомственной структурой расходов республиканского бюджета на 2011 г. осуществляло Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Доля этих расходов в общем объеме расходов бюджета составила 0,1 %.
Кассовое исполнение расходов в целом на охрану окружающей среды сложилось в сумме 24 889,6 тыс. руб., или 98,6% утвержденных Законом назначений. По сравнению с 2010 г. расходы увеличились в 2,4 раза за счет дополнительного выделения средств на осуществление полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотничьих соглашений в сумме 9638,2 тыс. руб.
Законом о республиканском бюджете на 2011 г. расходы по подразделу «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» были предусмотрены в сумме 19886,6 тыс. руб. Бюджетные средства были израсходованы, примерно, в таком же размере - 19831,6 тыс. руб., или на 99,7%. Не выполненными остались бюджетные назначения на
обеспечение деятельности подведомственных учреждений по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
По подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» финансирование было предусмотрено в объеме 5358,7 тыс. руб., кассовые расходы составили в сумме 5058,0 тыс. руб., или 94,4%. Разница сложилась по причине того, что при проведении аукционов в рамках реализации Республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 гг.» была получена экономия в размере 300,7 тыс. руб.
Таким образом, с полной уверенностью можно отметить, что эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды зависит не только от наличия грамотно сформулированных и приня-
тых соответствующим образом нормативных правовых актов, но и, в большей степени, от возможности государства реально обеспечить финансирование в целях реализации положений принятого законодательства.
список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3823.
2. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.: закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 г. Чебоксары: Республика. 2012. 7 дек.
3. Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2011 г.: закон Чувашской Республики от 25 мая 2012 г. № 35 // Собр. законодательства ЧР. 2012. № 5, ст. 458.
ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Jurisprudence, Department Chair of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
удк 343.97
теоретико-методологические аспекты исследования служебно-экономической преступности в современной России
м.г. Иванов
Исследованы теоретико-методологические вопросы изучения служебно-экономической преступности в современной России. Отмечается необходимость взаимодействия в этом вопросе всех ветвей власти, общественных структур как на федеральном, так и региональном уровне. Приведен сравнительный анализ эволюции научной мысли о содержательном единстве наук уголовного права, криминологии и социологии. Утверждается, что только на основе комплексного социологического, криминологического и уголовно-правового подходов возможно правильное построение уголовной политики Российского государства.
Ключевые слова: служебно-экономическая преступность; коррупция; криминал; закон; право; социально-экономические отношения; теоретико-методологическое исследование.
M.G. Ivanov. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF OFFICE AND RESEARCH ECONOMIC CRIME IN MODERN RUSSIA
Investigated the theoretical and methodological problems in the study of service and economic crime in Russia today. The necessity of cooperation in this matter all branches of government, public bodies at both the federal and regional levels. A comparative analysis of the evolution of scientific thought about meaningful unity Sciences criminal law, criminology and sociology. It is argued that only by complex sociological, criminological and criminal law approaches may properly build the criminal policy of the Russian state.
Keywords: service-economic crime; corruption; crime; law; social and economic relations; the theoretical and methodological research.