Научная статья на тему 'Расчетно-экспериментальные исследованиягазовоздушной системы тепловозного дизеля'

Расчетно-экспериментальные исследованиягазовоздушной системы тепловозного дизеля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ТЕПЛОВОЗА / AIR-GAS SYSTEM OF A LOCOMOTIVE / ДИЗЕЛЬ / DIESEL / ОЧИСТКА ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ / CLEANING OF GAS EMISSIONS / САЖА / SOOT / ЦИКЛОН-ЭЛЕКТРОФИЛЬТР / БИПОЛЯРНЫЙ КОРОННЫЙ РАЗРЯД / BIPOLAR CROWN CATEGORY / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / СТЕПЕНЬ ОЧИСТКИ / CYCLONE-ELECTROFILTER / EXTENT OF CLEANING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Носырев Дмитрий Яковлевич, Свечников Александр Александрович

Статья посвящена расчетно-экспериментальным исследованиям газовоздушной системы тепловозного дизеля, усовершенствованной циклоном-электрофильтром. Основное внимание уделяется определению эффективности работы разработанной газовоздушной системы. Построена математическая модель газодинамических процессов газовоздушной системы, которая позволяет оценить влияние геометрической конфигурации и электродинамических воздействий на процесс очистки отработавших газов от твердых загрязнителей. Проведено сравнение полученных расчетных данных с экспериментальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Носырев Дмитрий Яковлевич, Свечников Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT PILOT STUDIES OF AIR-GAS SYSTEMOF THE DIESEL LOCOMOTIVE

Article is devoted to settlement pilot studies of air-gas system of the diesel locomotive improved by a cyclone-electrofilter. The main attention is paid to determination of the overall performance, the developed air-gas system. The mathematical model of gasdynamic processes of air-gas system which allows to estimate influence of a geometrical configuration and electro-dynamic impacts on process of purification of the fulfilled gases from firm soot is constructed. Comparison of the obtained settlement data with experimental is carried out.

Текст научной работы на тему «Расчетно-экспериментальные исследованиягазовоздушной системы тепловозного дизеля»

что отрицательно сказывается на энергоэффективности привода. Данную задачу можно решить за счет применения электропривода с векторным управлением асинхронного двигателя.

Список литературы

1. Лезнов, Б. С. Энергосбережение и регулируемый привод в насосных установках [Текст] / Б. С. Лезнов. - М.: Биоинформсервис, 1998. - 180 с.

2. Лысенко, О. А. Режимы энергосбережения электромеханического комплекса «центробежный насос - асинхронный двигатель» [Текст] / О. А. Лысенко, А. И. Мирошник // Омский научный вестник. - Омск, 2011. - № 2 (98). - С. 145 - 148.

3. Лысенко, О. А. Исследование динамических характеристик электромеханического комплекса «центробежный насос - асинхронный двигатель» [Текст] / О. А. Лысенко, А. С. Солодянкин // Омский научный вестник. - Омск, 2010. - № 2 (90). - С. 148 - 151.

4. Лысенко, О. А. Гидравлический стенд для исследования авиационных электротехнических комплексов [Текст] / О. А. Лысенко, А. В. Дегтярев, Р. Н. Хамитов // Решетневские чтения: Материалы XVI междунар. науч. конф.: В 2 ч. / Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. академика М. Ф. Решетникова. - Красноярск, 2012. - Ч. 1. - С. 316, 317.

УДК: 629.4.069

Д. Я. Носырев, А. А. Свечников

РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ

Статья посвящена расчетно-экспериментальным исследованиям газовоздушной системы тепловозного дизеля, усовершенствованной циклоном-электрофильтром. Основное внимание уделяется определению эффективности работы разработанной газовоздушной системы. Построена математическая модель газодинамических процессов газовоздушной системы, которая позволяет оценить влияние геометрической конфигурации и электродинамических воздействий на процесс очистки отработавших газов от твердых загрязнителей. Проведено сравнение полученных расчетных данных с экспериментальными.

В состав отработавших газов тепловозного дизеля входит множество токсичных компонентов. Важное место в общем уровне токсичности занимает сажа, так как ее выбросы значительны (определяют повышенную дымность). Проанализировав нормативные значения выбросов вредных веществ и степень их ужесточения по отношению к требованиям 1996 г., можно заметить, что эта степень непрерывно возрастает. Выполнения требований норм «Евро-V» и «Евро^1» можно добиться совершенствованием газовоздушной системы тепловозного дизеля (Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и перспективу до 2030 года).

Как один из вариантов совершенствования системы выпуска отработавших газов предлагается оборудовать выхлопную систему дизеля внешним устройством очистки отработавших газов от сажи. Анализ последних достижений в области конструирования устройств очистки выхлопных газов от твердых загрязнителей показывает, что большинство из них сложны в изготовлении и нетехнологичны. Таким образом, для обеспечения экологической безопасности тепловозных дизелей требуется разработать дешевое, надежное и технологичное устройство очистки выхлопных газов от твердых загрязнителей. Устройство должно иметь такую степень очистки, которая обеспечивала бы с запасом требуемый уровень предельно допустимой концентрации сажи. Подобное устройство было разработано на кафедре «Локомотивы» Самарского государственного университета путей сообщения (рисунок 1) [1, 2].

30 ИЗВЕСТИЯ Транссиба _№ 4(16) 2013

= _

На основании известных методик и рекомендаций были рассчитаны основные геометрические параметры предложенного устройства применительно к условиям работы дизеля тепловоза ЧМЭ3. Разработанное устройство имеет небольшое гидравлическое сопротивление. Геометрические размеры предложенного устройства: диаметр цилиндрической части Пц = 300 мм; высота цилиндрической части корпуса Нц = 410 мм; высота конической части корпуса Нк = 500 мм; ширина входного патрубка Ьвх = 75 мм; высота входного патрубка квх = 150 мм; диаметр выхлопной трубы dвыx = 150 мм; глубина выхлопной трубы Ивых = 320 мм.

Для улавливания твердых частиц предложен электродинамический метод очистки отработавших газов. Разработанное устройство представляет собой центробежный циклон-электрофильтр, в котором реализуются одновременно механизмы центробежной и электроочистки. Циклон-электрофильтр состоит из конического корпуса 1 с входным патрубком 2, крышки корпуса 3, изоляторов 4, изолирующей пластины 5, коронирующих электродов 6, выходного патрубка 7, отражателя 8, спиц 9, бункера 10 с осевым патрубком выхода сажи 11.

Разработана математическая модель определения эффективности работы газовоздушной системы тепловозного дизеля, позволяющая анализировать ее характеристики в зависимости от эксплуатационных показателей дизеля и учитывающая влияние геометрической конфигурации газовоздушной системы, а также влияние электродинамических воздействий на процесс очистки отработавших газов от твердых загрязнителей [3].

Оценка влияния сил, действующих на частицу сажи, позволяет сделать вывод о том, что основными силами, действующими на частицу в циклоне-электрофильтре, являются силы инерции, силы электрического взаимодействия и сила аэродинамического сопротивления газа. Результирующая сила:

^ (1)

где - центробежная сила инерции;

^а - аэродинамическая сила;

- сила электрического взаимодействия.

Однако эффективность улавливания сажевых частиц при одновременном воздействии на них механизмом центробежной очистки и механизмом электрического осаждения невысока (не более 60 %).

Использование униполярного коронного разряда внутри циклона-электрофильтра нецелесообразно. Если же коронирующие электроды подключить к источнику напряжения таким образом, чтобы на них образовывался биполярный коронный разряд, то механизм осаждения частиц сажи заменится механизмом их коагуляции. Разноименно заряженные частицы получат необходимый импульс к коагуляции и будут интенсивно слипаться, увеличиваться в размерах. Частицы больших размеров эффективно улавливаются за счет действия центробежных сил.

На первом этапе математического моделирования в современном программном комплексе SolidWorks была построена трехмерная твердотельная модель газовоздушной системы дизеля с циклоном-электрофильтром. На втором этапе расчетного моделирования были определены граничные условия для твердотельной модели, которыми являются расход газа на

Рисунок 1 - Принципиальная схема циклона-электрофильтра

№204(1з6) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 31

входе устройства, давление на выходе и физико-химические свойства отработавших газов тепловозного дизеля. Все расчеты выполнены применительно к условиям работы дизеля тепловоза ЧМЭ3. При работе дизеля тепловоза ЧМЭ3 на номинальном режиме расход газа Gr = = 1,62 кг/с. Очищенный газ после устройства выпускается в атмосферу, следовательно, давление на выходе устройства равно атмосферному: Ратм = 101325 Па.

В программном комплексе SolidWorks с использованием модуля Flow Simulations, необходимым для газодинамического анализа, был проведен расчет скоростей внутри устройства и построены диаграммы распределения скоростей и давления (рисунок 2).

а б

Рисунок 2 - Диаграммы распределения скоростей (а) и давления (б)

Была построена диаграмма траекторий движения газового потока. Для расчета траекторий движения частиц с газовым потоком необходимо знать их уравнения движения.

Ступенчатая, или фракционная, эффективность центробежного уловителя рассчитывается по формуле:

12

Л пол = Z ,

(2)

где - массовая доля частиц для диапазона размеров /;

г)1 - фракционная эффективность (в процентах) для /'-го диапазона размера частицы. Коагуляция частиц, находящихся в потоке газа, зависит от размера частиц, электрического заряда и температуры. Наличие зарядов на частицах существенно изменяет процесс взаимодействия частиц между собой и с дисперсной средой. Основное кинетическое уравнение коагуляции имеет вид:

ёп(ш, ^)

dt

= K (n(m, t)),

(3)

где n(m, t) - непрерывный спектр масс частиц, пропорционален спектру кубу диаметров частиц; функционал K(n(m,t)) называется коагуляционным членом.

В программном комплексе SolidWorks с использованием модуля Flow Simulations, был проведен расчет степени очистки циклонного очистителя для различных размеров сажевых частиц при расходе газа, эквивалентном 1,62 кг/с (частота вращения - 750/60 с-1) (рисунок 3). Накопление электрического заряда приводит к появлению действующих сил притяжения и отталкивания между частицами, что изменяет вероятность их коагуляции.

i=i

32 ИЗВЕСТИЯ Транссиба _№ 4(16) 2013

= _

Увеличение размеров частиц сажи определяется константой коагуляции - вероятностью коагуляции частиц в единицу времени.

Так как аналитическое определение константы коагуляции достаточно затруднительно, то введем понятие коэффициента коагуляции. Коэффициент коагуляции К -безразмерная величина, которая показывает, во сколько раз увеличится полная степень очистки устройства за счет коагуляции частиц сажи под действием биполярного коронного разряда. При расчете степени очистки циклона-электрофильтра учтем коэффициент коагуляции К, величина которого будет оценена эмпирически по результатам проведения экспериментальных исследований.

Уравнение для определения полной эффективности устройства очистки отработавших газов тепловозов от сажи (2) с учетом коэффициента коагуляции примет вид:

Рисунок 3 - Зависимость степени очистки от диаметра улавливаемых частиц при расходе газа эквивалентном 1,62 кг/с (частота вращения 750/60 с-1)

V 12

п = А, г тл .

»пол к -л г 'г

г=1

(4)

Так как средний диаметр частиц сажи по массе в отработавших газах тепловозного дизеля равен 3 мкм, то для достижения степени очистки, равной 90 - 97 %, нужно обеспечить ко-

12

эффициент коагуляции 1,6 - 1,95 единицы при ^ т= 50 %.

г=1

Экспериментальные исследования газовоздушной системы, усовершенствованной циклоном-электрофильтром, проводились в лаборатории СамГУПСа «ЛЭУ» на дизеле Д242 [5]. Для оценки возможности обеспечения требуемых предельно допустимых концентраций сажи в отработавших газах дизеля с помощью циклона-электрофильтра на биполярном коронном разряде построена зависимость массовой концентрации сажи от режима работы дизеля с нанесением линии ПДК на область графика, представленного на рисунке 4. Зависимость построена для различных напряжений на электродах и, а также для дизеля, работающего без каких-либо устройств очистки.

№ 4(16) 2013

Рисунок 4 - Зависимость массовой концентрации сажи от режима работы дизеля по мощности N для различных напряжений на электродах и

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

В целом экспериментальные исследования показали следующее: объемная концентрация сажи в отработавших газах дизеля без использования каких-либо средств очистки существенно превышает предельно допустимую концентрацию по ГОСТу; степень очистки циклона-электрофильтра на биполярном коронном разряде в 1,3 - 1,5 раза выше, чем на униполярном коронном разряде; работа циклона-электрофильтра на напряжении и = 9 кВ с запасом обеспечивает предельно допустимую концентрацию сажи на всех эксплуатационных режимах работы дизеля; степень очистки циклона-электрофильтра, работающего на напряжении и = 9 кВ, держится постоянной независимо от режимов работы дизеля; оптимальное количество коронирующих электродов равно трем - четырем парам; применение циклона-электрофильтра, работающего на биполярном коронном разряде, позволяет уменьшить объемную концентрацию сажи в 10,7 раза; установка циклона-электрофильтра в выхлопную систему дизеля не влияет на экономичность работы дизеля и на его мощность.

По результатам исследований получена расчетно-экспериментальная зависимость коэффициента коагуляции от напряжения на электродах (рисунок 5).

(-4

•Э-•Э-

О 3 кВ 9

-: -

Напряжение на электродах V

Рисунок 5 - Зависимость коэффициента коагуляции от напряжения на электродах

С повышением напряжения на коронирующих электродах циклона-электрофильтра коэффициент коагуляции непрерывно растет. При напряжении и = 9 кВ коэффициент коагуляции достигает своего пика: К = 1,9. При таком режиме работы степень очистки циклона-электрофильтра, полученная экспериментально, достигает 95 %.

На рисунке 6 дано сопоставление экспериментальных и расчетных значений степени очистки циклона-электрофильтра в зависимости от режима работы дизеля Д242.

98

90 Х.Х. 0,25^ 0.5Ые N. ---

Режим работа дизеля

Рисунок 6 - Зависимость степени очистки циклона-электрофильтра от режима работы дизеля, построенная по расчетным и экспериментальным данным

34 ИЗВЕСТИЯ Транссиба

№ 4(16) 2013

Расчеты, выполненные с помощью разработанной математической модели, показали хорошую сходимость с результатами, полученными в ходе экспериментальных исследований работы разработанного циклона-электрофильтра при испытаниях его на дизеле Д242. Расхождение расчетных и экспериментальных данных не превышает 7 %. Следовательно, можно сделать вывод об адекватности расчетных исследований циклона-электрофильтра, адаптированного к тепловозу ЧМЭ3. Вероятность воспроизводимости полученной расчетным путем степени очистки составит 95 - 98 %.

Список литературы

1. Пат. 117321 Российская Федерация, МПК B 03 С 3/15. Циклон-электрофильтр [Текст] / Носырев Д. Я., Свечников А. А.; заявитель и патентообладатель Самарский гос. ун-т путей сообщения; заявл. 24.11.2011; опубл. 27.06.2012, Бюл. № 18.

2. Носырев, Д. Я. Разработка устройства очистки отработавших газов тепловозного дизеля от твердых загрязнителей [Текст] / Д. Я. Носырев, А. А. Свечников // Молодой ученый. -Чита, 2012. - № 10 (45). - С. 67 - 69.

3. Носырев, Д. Я. Моделирование процесса очистки газовых выбросов тепловозных дизелей от сажи в циклоне-электрофильтре [Текст] / Д. Я. Носырев, А. А. Свечников // Вестник Ростовского гос. ун-та путей сообщения / Ростовский гос. ун-т путей сообщения. - Ростов-на-Дону, 2012. - № 4 (48). - С. 31 - 35.

4. Носырев, Д. Я. Экспериментальные исследования работы циклона-электрофильтра в качестве устройства очистки отработавших газов тепловозных дизелей [Текст] / Д. Я. Носы-рев, А. А. Свечников // Вестник транспорта Поволжья / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара, 2012. - № 6 (36). - С. 13 - 20.

УДК 621.236.038

Е. И. Сковородников, Л. Ю. Михайлова

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ ПО АНАЛИЗУ ДВИЖЕНИЯ ИГЛЫ ФОРСУНКИ

Предложен способ диагностирования, позволяющий на работающем двигателе определить диаграмму движения иглы распылителя с использованием датчика давления, установленного в полости над иглой форсунки, оценить фактический угол опережения подачи топлива и техническое состояние форсунки дизеля.

Основным конструктивным элементом топливной форсунки дизельных двигателей является распылитель, работоспособность которого определяется величиной хода и подвижностью иглы, величиной зазора в паре «игла - корпус распылителя», давления подъема иглы, герметичностью посадочного конуса, значением изменения площади сопловых отверстий. Очевидно, что информацию о техническом состоянии форсунки и начале подачи топлива в камеру сгорания можно получить по анализу движения иглы.

Движение иглы топливной форсунки можно определить индуктивным датчиком, выполненным в виде проставки (рисунок 1), которая располагается между корпусами распылителя и форсунки [1]. В условиях эксплуатации двигателей применение индуктивного датчика в виде проставки между корпусами распылителя и форсунки затруднено, так как связано с необходимостью снятия форсунки с двигателя и ее разборки.

В предложенном способе диагностирования работоспособности форсунки показана возможность записи хода иглы съемным датчиком давления, который устанавливается на колпаке форсунки в линии отвода утечек (линия слива чистого топлива).

№.4!16) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.