Научная статья на тему 'Система стабилизации напора установок центробежных насосов со скалярным управлением частоты вращения асинхронного двигателя'

Система стабилизации напора установок центробежных насосов со скалярным управлением частоты вращения асинхронного двигателя Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
274
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ASYNCHRONOUS ELECTRIC MOTOR / СКАЛЯРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ / SCALAR MANAGEMENT OF FREQUENCY / СТАБИЛИЗАЦИЯ НАПОРА / PRESSURE STABILIZATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лысенко Олег Александрович, Хамитов Рустам Нуриманович

Предложена система стабилизации напора в насосных установках со скалярным управлением асинхронным электродвигателем. Расчет переходных процессов в насосной установке с использованием пакета Simulink показал работоспособность системы и устойчивую работу как при пуске двигателя, так и при сбросе/набросе нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лысенко Олег Александрович, Хамитов Рустам Нуриманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STABILIZATION OF THE PRESSURE OF INSTALLATIONS OF CENTRIFUGAL PUMPS WITH SCALAR MANAGEMENT OF FREQUENCY OF ROTATION OF THE ASYNCHRONOUS ENGINE

The system of stabilization of a pressure in pump installations with scalar management of the asynchronous electric motor is offered. Calculation of transients in pump installation with use of a Simulink package showed operability of system and steady work both at engine start-up, and when dumping / increase loadings.

Текст научной работы на тему «Система стабилизации напора установок центробежных насосов со скалярным управлением частоты вращения асинхронного двигателя»

2. Динамическое гашение колебаний как эффект введения дополнительных связей [Текст] / С. В. Белокобыльский, Ю. В. Ермошенко и др.// Системы. Методы. Технологии / Братский гос. ун-т. - Братск, 2011. - № 12. - С. 9 - 13

3. Елисеев, С. В. Обратные связи в теории динамического гашения колебаний [Текст] / С. В. Елисеев, А. Н. Трофимов, А. А. Савченко // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2012. - № 2 (34). -С.38 - 45

4. Концепция обратной связи в динамике механических систем и динамическое гашение колебаний [Текст] / С. В. Елисеев, А. Н. Трофимов и др. / techomag.edu.ru: Наука и образование: электронное научно-техническое издание. № 5. 2012. URL: http://technomag.edu.ru/doc/378353.html (дата обращения: 10.05.2012).

5. Хоменко, А. П. Динамическая балансировка вращающихся валов как форма динамического гашения колебаний механических систем [Текст] / А. П. Хоменко, С. В. Елисеев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2012. - № 3 (35). - С. 8 - 16.

6. Dynamics of mechanical systems with additional ties / S. V. Eliseev, A. V. Lukyanov and others / Irkutsk State University. - Irkutsk, 2006. - 315 p.

7. Рычажные связи в задачах динамики механических колебательных систем. Теоретические аспекты. [Текст] / С. В. Елисеев, С. В. Белокобыльский и др.; Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2009. - 159 с. - Деп. в ВИНИТИ 27.11.2009, № 737.

8. Елисеев, С. В. Обобщенные подходы к построению математических моделей механических систем с Г-образными динамическими гасителями колебаний [Текст] / С. В. Елисеев, С. В. Белокобыльский // Системы. Методы. Технологии / Братский гос. ун-т. - Братск, 2011. -№ 9. - С. 9 - 23.

9. Елисеев, С. В. Мехатронные подходы в динамике механических колебательных систем [Текст] / С. В. Елисеев, Ю. Н. Резник, А. П. Хоменко. - Новосибирск: Наука. 2011. - 394 с.

10. Хоменко, А. П. Некоторые вопросы обеспечения адекватности расчетных схем и структурные интерпретации [Текст] / А. П. Хоменко, С. В. Елисеев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск,

2012. - № 1 (33). - С. 8 - 13.

11. Елисеев С. В. Сочленения звеньев в динамике механических колебательных систем: Монография [Текст] / С. В. Елисеев, Ю. В. Ермошенко Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2012. - 156 с.

12. Белокобыльский, С. В. Прикладные задачи структурной теории виброзащитных систем [Текст] / С. В. Белокобыльский, С. В. Елисеев, В. Б. Кашуба. - СПб: Политехника,

2013. - 362 с.

13. Хоменко, А. П. Системный анализ и математическое моделирование в мехатронике виброзащитных систем [Текст] / А. П. Хоменко, С. В. Елисеев, Ю. В. Ермошенко / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2012. - 274 с.

УДК 621.396.6

О. А. Лысенко, Р. Н. Хамитов

СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ НАПОРА УСТАНОВОК ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ СО СКАЛЯРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Предложена система стабилизации напора в насосных установках со скалярным управлением асинхронным электродвигателем. Расчет переходных процессов в насосной установке с использованием пакета Smulink показал работоспособность системы и устойчивую работу как при пуске двигателя, так и при сбро-се/набросе нагрузки.

№.4!16) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 25

Из соображений энергоэффективности объективно подтверждается необходимость перехода от систем дроссельного регулирования насосных агрегатов к системам автоматического управления ими путем автоматического поддержания необходимого технологического параметра, в частности, напора при изменяющемся расходе воды за счет применения частотно-регулируемых асинхронных электроприводов [1]. Эта проблема имеется как в насосных системах железнодорожных станций, так и в гидравлических системах железнодорожного транспорта.

Турбомеханизмы, к которым относятся центробежные насосы для перекачки воды и других жидкостей, потребляют до 25 % всей вырабатываемой электроэнергии и заключают в себе громадные резервы энергосбережения [1]. Работа этих систем отличается неравномерным потреблением воды, тепловой энергии в зависимости от погодных условий и времени года.

В настоящее время в частотном электроприводе существует два подхода к построению систем регулирования - это векторные и скалярные системы.

Скалярное регулирование, или ^//-регулирование, нашло наибольшее распространение вследствие относительной простоты и надежности.

Большинство из используемых скалярных систем регулирования использует типовые законы вольт-частотных характеристик (U/f = const и U//2 = const). Однако учет гидравлических характеристик магистрали и насоса позволяет построить оптимальные с точки зрения энергоэффективности режимы работы.

Для значительной группы насосных установок экономичный режим обеспечивается стабилизацией напора в системе подачи жидкости [1]. К таким установкам относятся насосные установки железнодорожных станций системы ОАО «РЖД», насосные станции второго и третьего подъемов промышленных и городских водопроводов, насосные станции подкачки, станции закрытых систем орошения и т. д. Необходимость стабилизации напора в сети этих станций обусловлена вероятностным характером режима водопотребления. Переменный характер водопотребления требует непрерывных изменений в режиме работы насосной установки. Изменения должны выполняться так, чтобы поддерживались требуемые значения технологических параметров (расхода, напора) в системе в целом и одновременно обеспечивалось минимально возможное энергопотребление насосной установки [2].

Такая задача решается системой автоматического управления насосной установки, стабилизирующей напор в сети по заданному значению. Во всех точках сложной разветвленной сети стабилизировать напор практически невозможно, поэтому напор можно стабилизировать только в отдельных точках, которые называют диктующими. В качестве диктующих берут точки, обеспечение необходимого напора в которых гарантирует поддержание такого же или более высокого напора в остальных точках сети. Как правило, в качестве диктующих выбираются точки, наиболее удаленные в гидравлическом отношении, а также расположенные на наиболее высоких отметках.

Разработана система регулирования напора (рисунок 1), преимуществом которой является то, что сигнал обратной связи по напору снимается не в диктующей точке гидросети (А), а непосредственно в насосной станции. Система состоит из насосного агрегата, оснащенного регулируемым электроприводом, преобразователей давления и расхода, пропорционально-интегрального регулятора (ПИ) - РН (регулятор напора), пропорциональных регуляторов РПН (регулятор потерь напора) и РЧН (регулятор частоты и напряжения), реализующего оптимальную регулировочную вольт-частотную характеристику.

Структурная схема системы, предназначенная для определения структуры и параметров регуляторов и для расчета переходных процессов в пакете Simulink, приведена на рисунке 2.

Схема (см. рисунок 2) построена с использованием математического описания асинхронного двигателя [3] во вращающейся системе координат (блок AD80M2).

26 ИЗВЕСТИЯ Транссиба _№ 4(16) 2013

= _

~50Гц

Q Q Q

Нз

А

РЧН f ПЧ

U*

Нн

РПН

.А Л

Рисунок 1 - Принципиальная схема стабилизации напора в диктующей точке водопроводной сети с датчиками напора и расхода: ЦН - центробежный насос; М - асинхронный регулируемый электродвигатель; Р - резервуар; ТР - трубопровод; ВР - водоразборные устройства; ПЧ - преобразователь частоты; ДД, ДР - датчики давления и расхода; РПН, РН и РЧН - регуляторы потерь напора,

напора, частоты и напряжения

in 4 out in2 Intense

Rg

Tp Qp Hp

Qp

Pump K8-18 ■-►

Hp

Rg

kH

Ha

RdH Q

HaQH

Ha

Рисунок 2 - Структурная схема системы стабилизации напора в диктующей точке при скалярном управлении асинхронным двигателем

В качестве модели центробежного насоса (Pump K8-18, см. рисунок 2) выступает структурная схема, полученная с помощью электрогидравлических аналогий и соответствующая математическому описанию, использующему вращающиеся пространственные векторы [3]. Адекватность модели АД-ЦН оценивалась с помощью экспериментальной установки [4].

Блок Comp Pump (см. рисунок 2), определяющий текущий напор и расход ЦН через механические параметры двигателя (момент нагрузки и скорость вращения), передает полученные значения на регулятор потерь напора (блок RdH, см. рисунок 2). Значение диктующего напора подается на вход регулятора напора (блок RH, см. рисунок 2). В своем составе блок RH содержит ПИ-регулятор.

w

№ 4(16) лл<« о ИЗВЕСТИЯ Транссиба 27

=2013 ■

В блоке RU-/ в соответствии с заданной относительной частотой вращения а вычисляются необходимые значения питающей частоты и напряжения.

На рисунках 3 - 6 показаны переходные процессы в системе при пуске двигателя мощностью 1,5 кВт и центробежного насоса К-8-18. В момент времени I = 1 с, когда все параметры приняли свои установившиеся значения, с помощью задатчика интенсивности происходит увеличение гидравлического сопротивления нагрузки насоса. Решение задачи производилось с помощью жестких методов численного интегрирования.

0 0,2 0.4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 С 2

а

О 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 С 2

-^

I

б

Рисунок 3 - Переходные процессы при уменьшении гидравлического сопротивления:

а - гидравлическое сопротивление нагрузки ЦН; б - напор в диктующей точке

а

О 0,2 0,4 в,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 С 2

б

Рисунок 4 - Переходные процессы при уменьшении гидравлического сопротивления: а - скорость вращения АД; б - момент АД

28 ИЗВЕСТИ Я Транссиба №.4!16)

б

Рисунок 5 - Переходные процессы при увеличении гидравлического сопротивления: а - потокосцепление; б - ток статора

б

Рисунок 6 - Переходные процессы при увеличении гидравлического сопротивления: а - расход ЦН (м3/ч); б - напор ЦН (м)

Таким образом, система стабилизации напора со скалярным управлением асинхронным двигателем показывает свою работоспособность и ведет себя устойчиво как при пуске двигателя, так и при сбросе/набросе нагрузки. При этом потокосцепление ротора не стабилизировано,

№ 4(16) 2013

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

а

а

что отрицательно сказывается на энергоэффективности привода. Данную задачу можно решить за счет применения электропривода с векторным управлением асинхронного двигателя.

Список литературы

1. Лезнов, Б. С. Энергосбережение и регулируемый привод в насосных установках [Текст] / Б. С. Лезнов. - М.: Биоинформсервис, 1998. - 180 с.

2. Лысенко, О. А. Режимы энергосбережения электромеханического комплекса «центробежный насос - асинхронный двигатель» [Текст] / О. А. Лысенко, А. И. Мирошник // Омский научный вестник. - Омск, 2011. - № 2 (98). - С 145 - 148.

3. Лысенко, О. А. Исследование динамических характеристик электромеханического комплекса «центробежный насос - асинхронный двигатель» [Текст] / О. А. Лысенко, А. С. Солодянкин // Омский научный вестник. - Омск, 2010. - № 2 (90). - С 148 - 151.

4. Лысенко, О. А. Гидравлический стенд для исследования авиационных электротехнических комплексов [Текст] / О. А. Лысенко, А. В. Дегтярев, Р. Н. Хамитов // Решетневские чтения: Материалы XVI междунар. науч. конф.: В 2 ч. / Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. академика М. Ф. Решетникова. - Красноярск, 2012. - Ч. 1. - С. 316, 317.

УДК: 629.4.069

Д. Я. Носырев, А. А. Свечников

РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ

Статья посвящена расчетно-экспериментальным исследованиям газовоздушной системы тепловозного дизеля, усовершенствованной циклоном-электрофильтром. Основное внимание уделяется определению эффективности работы разработанной газовоздушной системы. Построена математическая модель газодинамических процессов газовоздушной системы, которая позволяет оценить влияние геометрической конфигурации и электродинамических воздействий на процесс очистки отработавших газов от твердых загрязнителей. Проведено сравнение полученных расчетных данных с экспериментальными.

В состав отработавших газов тепловозного дизеля входит множество токсичных компонентов. Важное место в общем уровне токсичности занимает сажа, так как ее выбросы значительны (определяют повышенную дымность). Проанализировав нормативные значения выбросов вредных веществ и степень их ужесточения по отношению к требованиям 1996 г., можно заметить, что эта степень непрерывно возрастает. Выполнения требований норм «Евро-V» и «Евро^1» можно добиться совершенствованием газовоздушной системы тепловозного дизеля (Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и перспективу до 2030 года).

Как один из вариантов совершенствования системы выпуска отработавших газов предлагается оборудовать выхлопную систему дизеля внешним устройством очистки отработавших газов от сажи. Анализ последних достижений в области конструирования устройств очистки выхлопных газов от твердых загрязнителей показывает, что большинство из них сложны в изготовлении и нетехнологичны. Таким образом, для обеспечения экологической безопасности тепловозных дизелей требуется разработать дешевое, надежное и технологичное устройство очистки выхлопных газов от твердых загрязнителей. Устройство должно иметь такую степень очистки, которая обеспечивала бы с запасом требуемый уровень предельно допустимой концентрации сажи. Подобное устройство было разработано на кафедре «Локомотивы» Самарского государственного университета путей сообщения (рисунок 1 ) [1, 2].

30 ИЗВЕСТИЯ Транссиба _№ 4(16) 2013

= _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.