УДК 621.455
РАСЧЕТ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ГОРЕНИЯ КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ТОПЛИВА ПРИ СООСНО-СТРУЙНОЙ ПОДАЧЕ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
А.В. Кретинин, Ю.А. Булыгин, В.Ю. Климов, А.В. Студеникин
Приведена математическая модель смесеобразования и горения кислородно-метанового топлива в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя. Получены численные результаты для случая соосно-струйной подачи при различном отношении массовых скоростей компонентов на входе в камеру сгорания при постоянном и переменном соотношении компонентов
Ключевые слова: смесеобразование, горение, математическое моделирование
Введение
При использовании замкнутой схемы кислородно-метанового жидкостного
ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием окислительного генераторного газа и газификацией метана в тракте охлаждения камеры компоненты топлива поступают в смесительную головку в газообразном состоянии. В случае соосно-струйной подачи в камеру сгорания (КС) определенное влияние на качество смесеобразования оказывает отношение массовых скоростей горючего и окислительного газа в выходном сечении
форсунки с и = сг иг/соио . В этой связи результаты численного моделирования рабочего процесса в КС могут быть использованы при выборе конструктивных параметров форсунок с целью повышения экономичности двигателя с учетом ограничений по габаритно-массовым показателям.
Геометрия расчетной области
Для моделирования смесительного элемента КС при применении соосноструйных форсунок «без подрезки» используется цилиндрическая расчетная область диаметром 0=30 мм и длиной £=500 мм. С торца цилиндрической области осуществляется подача окислительного генераторного газа через центральное отверстие и газообразного метана через
Кретинин Александр Валентинович - ВГТУ, д-р техн. наук, доцент, E-mail [email protected] Булыгин Юрий Александрович - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, тел. (4732)52-34-52
Климов Владислав Юрьевич - ВГТУ, аспирант, тел. (4732)52-34-52
Студеникин Андрей Валерьевич - ВГТУ, аспирант, тел. (4732)52-34-52
кольцевое отверстие. Внешний диаметр
кольцевой щели форсунки а?ф=9,5 мм.
Система уравнений
Система уравнений составлена с учетом результатов работ [1,2] и включает следующие уравнения (используется цилиндрическая
система координат и общепринятые
обозначения параметров). Уравнение
неразрывности
д ( \ 1 д ( \ г,
—(с u )+-—(гс v)= °:
дx r or
(1)
где х, г - осевая и радиальная координаты;
и, V - продольная и радиальная компоненты скорости;
р - плотность газа.
Уравнение сохранения импульса для осевой компоненты
д I 2\ 1 д / \
—1сu н--------------ссvu )-
Ox ' r dr ’
д (_ du Л 1 д
= —I 2м— I +-------------
dx І dx I r dr
где р - давление;
ц - эффективная вязкость. Уравнение сохранения радиальной компоненты
д
dp
dx
du dv
---------1-------
dr dx
(2)
импульса для
ACuv) + 1 AC v 2 )+^:
dx r dr dr
d (du dv Л 1 д ( dv Л . v
= — мі-----1---I +-----1 2гм— I - 2м^т .
dx \ dr dx) r dr У dr
Уравнение энергии
d-(uH)+1 d- )=
dx r dr
= _d_( _м_ OH I 1 д_( _м_ dH ,
dx У 0,9 dx I r dr У 0,9 dr ’ ^
(3)
где H - полная энтальпия газа.
Уравнение для кинетической энергии турбулентности k
—(с uk ) -1—(r^k) =
dx r dr
д ( м dk Л 1 d ( м dk <
=—I-----------I--------1 r--------I- Gh - се . (5)
dx 1 0,9 dx I r dr \ 0,9 dr ' 1
Уравнение для скорости диссипации энергии турбулентности є
d / \ 1 d / \ д ( м де Л
— (с uе)^--------(гсує) =---1-------I-
dx r dr dx У 0,9 dx I
1 д ( м де Л е
--1 r-------------I-—
V Яь- I ПОЯ- I k 1 k1
- с2се
(6)
где производство турбулентной кинетической энергии вычисляется по формуле
Gb = м
''fI2+ff л2 -У -4 2'
ox I У or I У r
du dv -I —- — dr dx
В к-г модели используются стандартные значения констант с = 1,44 и С2 = 1,92. Входящая в уравнения эффективная вязкость рассчитывается по формуле
к 2
м = м£ + 0,09с —.
е
Уравнение распределения соотношения компонентов р = V {km + 1) (кт - массовое
соотношение компонентов топлива)
дХ (сир) + 1 д- (г^р) =
дх г дг
=_дд_(м ддр)+1 _д/ г^ др. (7)
дх ^ 0,9 дх ) г дг ^ 0,9 дг )
Уравнение горючего XT
сохранения концентрации
О- iouX г ) - 10- ) =
dx r dr
д ( м dX г Л 1 д ( м дXг
-
r
dx У 0,9 dx I r dr У 0,9 dr
- w, (В)
где скорость горения метана
Ж = 1010с2ХгХ0 ехр(- 153000/ЯТ), где Я - газовая постоянная;
Т - температура газа.
После решения уравнений (7) и (8) определяется равновесный состав продуктов сгорания (ПС) в данной точке потока с учетом полученного значения Хг с использованием первого вариационного принципа
термодинамики, т.е. выбирается такой состав
ПС, при котором изобарно-изотермический потенциал системы (свободная энергия
Гиббса) принимает минимальное значение. Результаты множества решений системы химического равновесия при различных кт и Т аппроксимируются нейросетевой
зависимостью спс = /пе1 (кт ,Т), где с -изобарная теплоемкость. Параметры
зависимости спс (Т) определяются с использованием метода взвешенных невязок на базе нейросетевых пробных функций [3].
Энтальпия ПС в данной точке потока соответствующего кт, найденная из решения уравнения энергии, должна быть равна
Н = % (Т )Х г + с0 (Т )Х 0 + спс (Т )Х пс ]Т +
Т0
+ Н г (Т0 )+ Н о (Т0 ) + Н пс (Т0 ),
где Н(Т0) - энтальпия образования данного вещества из стандартных веществ при температуре Т0.
Граничные условия.
При постановке граничных условий на входе допускается, что окислительный генераторный газ представляет собой газообразный кислород с Т02 = 550К.
Температура горючего (метана) на входе ТСН4 = 250 К . Давление в КС рк = 9МПа .
Изменяя размеры кольцевого канала подачи горючего, можно варьировать скорость подачи
метана, следовательно, параметр си при неизменном кт. Изменение скорости подачи компонентов на входе при неизменной
геометрии приводит к изменению с и и кт. При постановке граничных условий на стенках используются пристеночные функции
(р,091/4 k12) = ф,/с “ 0,42
=
ln
9,81 • 0,0914 k12 у1с I м,т
k=
е(у11 k3/2 )= 0,093/4 • 0,42 :
с • 0,0914:
где uw - компонента скорости вдоль стенки на расстоянии y1;
y1 - расстояние до стенки;
Tw - напряжение трения на стенке;
Расчет.
Проведена серия расчетов при различном см для двух вариантов с km = var и km = const . При km = var скорость окислителя на входе принималась uo2 = 120 м I с, а скорость метана при расчетах задавалась
2
u
W
uCH4 = 80,100,120,140 м / с . При km = const
скорость окислителя на входе также
принималась и0 = 120 м / с . Изменяя размер
кольцевой щели подачи метана получали при расчете значения си = 1,1, 0,88, 0,7 при
постоянном km = 3,7 . Эффективность
смесеобразования оценивалась по наибольшей
б)
Рис. 1. Распределение температуры в элементе КС при km = var
а) - Uch4 = 140 м / с; б) - Uch4 = 100 м / с
длине не полностью прореагировавшей струи окислителя и горючего. То есть применялся качественный анализ результатов расчета, поэтому кривая выгорания или график потерь характеристической скорости не строились.
б)
Рис. 2. Распределение температуры в элементе КС при km = const а) - с и = 1,1; б) - с и = 0,88
Анализ результатов расчета
Влияние расходной неравномерности
распределения компонентов топлива по форсункам обуславливает изменение
эффективности смесеобразования, что может
привести к более высокому значению
коэффициента потерь характеристической скорости по сравнению с вычисленным по средневзвешенному значению. При
уменьшении значения параметра с и при km = const ПС достигают равновесной температуры и состава на меньшем расстоянии от форсунки.
Литература
1. Kalmykov G.P., Larionov A.A., Sidlerov D.A., Yanchilin L.A. Numerical simulation and investigation of working process features in high-duty combustion chambers / Journal of Engineering Thermophysics. 2008. Vol. 17, № 3. pp. 196-217.
2. Chen C.P. and oth. Modeling of turbulent mixing in liquid-propellant spray. Proceedings of the Second International Symposium on Liquid Rocket Propulsion, ONERA-Chatillon, France. 1995.
3. Кретинин А. В. Метод взвешенных невязок на базе нейросетевых пробных функций для моделирования задач гидродинамики // Сиб. журн. вычисл. математики. РАН. Сиб. отд-ние. 2006. Т. 9. № 1. С. 23-35.
Воронежский государственный технический университет
THE CALCULATION OF MIXING AND BURNING OF OXYGEN-METANE FUEL AT IS COAXIAL-JET SUBMISSION IN THE COMBUSTION CHAMBER OF THE LIQUID ROCKET ENGINE
A.V. Kretinin, Yu.A. Bulygin, V.Yu. Klimov, A.V. Studenikin
The mathematical model of mixing and burning of oxygen-metane fuel in the combustion chamber of the liquid rocket engine is resulted. Numerical results for a case of is coaxial-jet submission are received at the various attitude of mass speeds of components on an input in the combustion chamber
Key words: mixing, combustion, mathematical modelling