ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 172
1967
РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СИНХРОННЫХ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Е. В. КОНОНЕНКО
(Представлена научным -семинаром кафедр электрических машин и общей
электротехники)
Асинхронный режим работы синхронных реактивных двигателей <СРД) в настоящее время является одним из наименее исследованных. Это привело к тому, что в [1] параметры роторной обмотки и пусковые характеристики СРД рассчитываются по формулам, применяемым при расчете асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
В [2] при исследовании асинхронного режима работы СРД предполагается возможность раздельного рассмотрения явлений по продольной (д) и поперечной осям ротора. В этом случае СРД представляется эквивалентными схемами по осям (1 и идентичными известным схемам замещения асинхронных двигателей. Из схем замещения определяются токи и момент вращения. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что раздельное рассмотрение явлений по осям <1 и ц справедливо лишь тогда, когда обмотка статора является сверхпроводящей (г = 0) или ротор выполнен симметричным [х^(э) =хд(]з)]. В реальных двигателях с несимметричным ротором рассматриваемый метод является весьма приближенным. Погрешность приближенного метода возрастает с увеличением активного сопротивления обмотки статора и несимметрии ротора. Пользуясь этим методом, нельзя, например, обнаружить провал в кривой электромагнитного момента вращения при полусинхронной скорости даже в предельном случае электрической несимметрии, когда на роторе имеется одноосная обмотка.
Применение упрощенных методов стало возможным благодаря тому. что точные методы расчета пусковых характеристик синхронных явнополюсных двигателей представляются достаточно сложными [3—8]. Так как синхронные двигатели выполняются, как правило, с полной пусковой обмоткой, а активные сопротивления их статорных обмоток невелики, исследования показали, что приближенный метод расчета среднего асинхронного момента, основанный на допущении г = 0, дает удовлетворительное совпадение с точным методом [6, 9, 10 и др.]. Это в значительной мере способствовало тому, что приближенные методы расчета пусковых характеристик синхронных явнополюсных машин, основанные на раздельном рассмотрении явлений по осям d и q, получили весьма широкое распространение, без каких-либо ограничений в отношении параметров [6, 9—14].
СРД в отличие от синхронных двигателей выполняются небольшой мощности, и активное сопротивление обмоток статора у них сравнительно велико. Кроме того, СРД проектируют с возможно большим от-
ношением синхронных реактивных сопротивлений x^/xq. Последнее приводит к тому, что даже при наличии на роторе полной пусковой обмотки установившиеся значения операторных реактивных сопротивлений Ixd(js) и xq(Js)] в асинхронном режиме могут значительно отличаться друг от друга по величине, особенно при малых скольжениях ротора. Поэтому применение приближенных методов для расчета пусковых характеристик СРД не обосновано и может привести к значительным ошибкам. Все это вызывает необходимость более детального исследования асинхронного режима работы СРД и выбора методики расчета пусковых характеристик, приемлемой для практики.
При определении токов и моментов СРД в асинхронном режиме целесообразно исходить из полных уравнений равновесия напряжений. Эти уравнения при условии, что электромагнитный момент принимается положительным в режиме работы двигателем, а ось q опережает ось d на 90°, с использованием системы относительных единиц, в операторной форме можно представить в виде:
Ud^tpxd (р) +г] id — xq (р) (1 — s) iq;
Uq=^Xd (p) (1 — S) id+{pxq (p) +r]iq. ^
Для исследования асинхронного режима работы СРД ограничимся рассмотрением лишь пусковых характеристик установившегося режима, учитывая, что этот метод считается надежным и наиболее распространенным средством при изучении пусковых процессов синхронных и асинхронных двигателей.
При выводе расчетных формул целесообразно воспользоваться комплексным методом. Для этого в уравнениях (1) токи и напряжения заменяются комплексами, а р на js.
Если к обмотке статора подводится симметричная система напряжений, a ud = U cos (t + do), то составляющие напряжений uq при постоянной скорости вращения ротора определяются известными уравнениями линейных преобразований
2
uá — ~[uacos\+uB cos (у — 120°) +uccos (y+ 120°)] = Ucos (st + ó0); o
2 (2) Uq = ——[uasinY-bucsin (y — 120°) -f uc sin (Y+ 120°)] = U sin (st + 50).
Здесь y=(\—s) t + Yo—угол, образованный осью d с осью фазы статора а;
6о = сс0—Yo-
Предполагая, что действительные величины определяются как вещественные части комплексов, можно написать
üd = Uej <st+6»>; Uq =— j Uej <st+So> (3>
Решая при сделанных допущениях уравнения (1), найдем значения комплексов тока:
1 г — j(l - 2s)xq(]s)l Uej
ld=T 1
jr — (1 — 2s) xd(js)
Uei (st+so),
(4)
где А = г2+]гБ[х(1(]8)+Хди5)]+(1 — 2э) х^) хч0з).
При исследованиях установившегося асинхронного режима удобна оперировать с векторами пространственных волн. Обозначая мгновенные значения величин, относящиеся к обмотке d как вещественные, а
относящиеся к обмотке ц — как мнимые, пространственный вектор тока статора можно представить так:
Учитывая, что
1й = Ие [Гй] - (Гй + 1Й*); I, - Ие ¡¡ч] = -у 0, + 1,*),
уравнение (5) можно записать
т5 = -у Ос + ]7Ч).' + О** +11Ч*) =т81 +Т52, (6)
где. ¡51 — пространственный вектор тока прямой последовательности; ¡52 — пространственный вектор тока обратной последовательности; а звездочкой * обозначены сопряженные комплексы. Предполагая, что реальные многоконтурные роторные обмотки СРД заменены двумя эквивалентными {15],
Тогда после соответствующих преобразований уравнение (6) можно представить в виде1:
¡¡= 1хе] <81+3°-*1> + 12е~* (8*+й°-,р2). (8)
Комплексы потокосцеплений обмоток статора определяются из равенств
ЧМ^СлО ^ = ¡д- (9)
По аналогии с уравнением (6) пространственный вектор потокосцеплений обмотки статора равен
1. Потребляемая мощность
Мгновенное значение мощности, потребляемой СРД при работе в установившемся асинхронном режиме, определяется уравнением
Р^Ие^*]. (11)
Подставляя в это уравнение сопряженный вектор тока (8) и учитывая, что напряжения, подведенные к обмотке статора, симметричны и, следовательно, ;
и3 = иеИ81+6о), после преобразований получим
Р1 = 1Л1созф1 + и12со$ (251 + 2бо—ф2). (12)
Из уравнения (12) видно, что мощность, потребляемую СРД из сети, можно представить как сумму двух составляющих: постоянной, пропорциональной активной составляющей тока 1Ь и переменной, пульсирующей во времени с удвоенной частотой скольжения.
1 Расчетные формулы для определения амплитуд токов прямой II и обратной 12 последовательностей даны в приложении 1.
2. Ток статор а
Зная составляющие пространственного вектора тока [8], мгновенные значения тока в фазах обмотки статора можно определить по методике, изложенной в [8].
Действующее значение тока при любых значениях скольжения^ кроме 5 = 0 и 5=1,0, определяется по формуле
1 = |/"1г + 1Л (13)
При 5=1,0 величина тока зависит от положения ротора в пространстве и изменяется в пределах от
1тах=11 + 12 ДО 1тш = 11—Ь • (16)
3. Электромагнитный момент
Электромагнитный момент вращения СРД при работе в установившемся асинхронном режиме можно представить в виде [8]
М = Не[]фв18*] =МС + Мпул, (И)
где Мс - Ре[ ]<Гз11«* + = М* + М2 - (15)
средний момент, равный сумме моментов прямой и обратной последовательностей;
М
пул
(16)
переменная составляющая момента, пульсирующая во времени с частотой удвоенного скольжения.
Средний и пульсирующий моменты можно выразить через комплексы токов и потокосцеплений по осям d и q. Подставляя выражения (6) и (10) в уравнения (15) и (16), после несложных преобразований получим
мс м
пул = - Щл) =Т Ке ~ 'Ч*1^^
(17)
(18)
Для уменьшения объема вычислительной работы целесообразно моменты представить как функции токов и параметров СРД. Для этого из уравнений моментов необходимо исключить потокосцепления. Выражения для потокосцеплений получаются решением системы
уравнений (1) и (9). После соответствующих преобразований найдем, что
7с1 = - ^
Фч =
4(1
1 —2э г
1 —2э
+ (1 — в)!,
(1 - в) -
(19)
Тогда уравнения для моментов прямой и обратной последовательностей можно найти как
М, = Ие
* —
= -^-Ье
йе
( ) 131
- ¡зг
= Ш,со8ф, — г!,2, (20)
1—2в
2.
2 >
(21)
Сумма моментов М1 и дает известное уравнение среднего момента вращения [3, 4 и др.].
Пульсирующий момент (18), учитывая, что
~ "г > ц = — будет определяться уравнением
МПуЛ = и12со5 (251 + 2бо-ф2)- 2Г1(^38)
j(i.i
ÍS2*)'
I1I2COS (2st + 26o — Ф1 — ф2).
(22)
Из уравнения (22) определяем амплитуду пульсирующего момента Мп - \2 KU2 + 4R^I12~4URI1cos^1 , (23)
1 — s
где
R
1 — 2s •
Амплитуду пульсирующего момента можно рассчитать, пользуясь уравнением (23) при любых значениях скольжения, кроме 5 = 0,5. Известно, что при 3 = 0,5 ток обратной последовательности в обмотке статора отсутствует (12 = 0), однако в этом случае Мп^0. Из анализа выражения для модуля вектора тока обратной последовательности следует, что
12= (1 —2э) В.
Тогда при э —0,5 уравнение (23) примет вид
М„(8-о.б) = г11В. (24)
Сравнение пусковых характеристик, рассчитанных по изложенной выше методике и определенных экспериментально, представлено на рис. 1. Хорошее совпадение расчетных и опытных данных позволяет сделать вывод, что предлагаемая методика расчета пусковых характеристик СРД достаточно точно отражает
процессы, происходящие в них, и может быть рекомендована для практики.
0,05
Рис. 1. Сравнение теоретические и определенных экспериментально пусковых характеристик СРД. Экспериментальные точки обозначены — х
Приложение 1 Порядок расчета пусковых характеристик СРД
п т — ас + bd
U ha — С2 ^ d2 U;
2) Ilp =
ad — be
с*+ d
FU;
з) i^Vi^ + i
ip
. а'с + ЬЧ! 4) *a = ca + d. U;
5)
'2p
a^ —b'c
e + d2 U;
6) i, = VV + W ; 7) 1 = Vh¿ +V;
a = r (1 - s2TdTq) +is (1 — 2s) t(xd + xq") Tq+ (xd"+Kq) Td]; b = rs (Td + Tq) -Hl-2s) [xd + xq-s2 (xd"+Kq") TdTq];
С = Г2 (1 _s2TdTq) -rs2[(xd + xq") Tq+(xd" + Xq) Td] +
+ (1 — 2s) (xdxq — s2xd"xq"TdTq); d = r2S (Td +<Tq) + rs [xd + xq - S2 (xd" + xq") TdTq] + + s(l— 2s) (xd"xqT<j + xdxq"Tq); a'=Hl - 2s) s [xq - xd") Td - (xd - xq") Tq]; b'=i (1 — 2s) [xd - xq - s2 (xd" ~ xq") TdTq];
8) Mi = UIia — г 112; 9) M2 = - j-^23.1® 10) MC = M1+|M2;
.., M„ = u/v + w^y-w«^-.
ЛИТЕРАТУРА
1. H. П. Ермолин, Электрические машины малой мощности. Издчво Высшая школа, 1962.
2. Д. А. Зав а ли шин и др. Электрические машины малой мощности, ГЭИ, 1963.
3. Т. М. L i n v i 11 е, Starting Performance of Salient-Pole Synchronous Motor, Trans AIEE, april, 1930.
4. P. А. Лютер. Моменты вращения синхронной машины в асинхровнюм режиме ВЭП, № 10, 1948.
5. М. П. Ко стен ко. Электрические машины, спец. часть. ГЭИ, 1949.
6. Ч. Ко нк орд и а. Синхронные машины, ГЭИ, 1959.
7. Б. Ад к и не. Общая, теория электрических машин, ГЭИ, 1960.
8. Е. В. Ко ноне к к о. Исследование асинхронных режимов работы машин переменного тока с несимметричным ротором, Известия вузов, Электромеханика, № 2, 1962.
9. Л. С. Ллндорф. Особенности пуска и самозапуска синхронных двигателей. Сб. «Синхронные двигатели» ГЭИ, 1959.
10. А. И. Важно в. Основы теории переходных процессов синхронной машины, ГЭИ, 1960.
11. Б. Е. Коник. Методика расчета пусковых характеристик яннополюс-ных синхронных двигателей, «Электричество», № 2, 1950.
12. I. С. White, Synchronous-Motor Starting Performance Calculation, «Power Apparatus and Systems», 1956, N 4.
13. M. П. Костенко, Л. M. Пиотровский, Электрические машины, часть II, Изд-во «Энергия», 1965.
14. К. П. Ковач, И. Р а ц. Переходные процессы в машинах переменного тока, ГЭИ, 1963.
15. Е. В. Коионенко. Приведение роторных обмоток синхронных реактивных машин. Известия ТПИ, т. 160, 1966.
16. Е. В. Кон 01нен«0. Работа двигателя переменного тока с несимметричным роторам в режиме установившегося короткого замыкания, Известия ТПИ. т. 117, 1963.