Раздел 4
ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
УДК 658.7: 339.9
РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ СКЛАДА ОТВЕТСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ
Д. О. Секерина1, А. В. Селиванов1*, А. Д. Бурменко2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 E-mail: [email protected]
На основе выполненной систематизации концепций построения сбалансированной системы показателей, предложен перечень основных компонентов слагающих систему показателей транспортной логистики склада ответственного хранения. Построение предлагаемой системы способствует достижению следующих целей: сформировать кольцевой маршрут с учётом интенсивности транспортного потока; разработать алгоритм подготовки сборного груза; сократить время доставки груза клиентам; уменьшить транспортные затраты клиентов склада. Также рассмотрена возможность использования навигаторов водителями транспортных средств. Такая необходимость возникает в случае непредвиденных обстоятельств, так как перевозки грузов осуществляются в черте города. Изучены составные части сбалансированной системы показателей компании, взаимосвязанные с функциональными областями логистики. Рассмотрен локальный контур управления транспортной услугой склада ответственного хранения. Предусмотрен также поиск сопутствующих решений в области информационной логистики. К решению задачи формирования сборного груза подключается персонал склада: системный администратор, диспетчер и водители транспортных средств. Перечисленные работники непосредственно имеют доступ к базе данных, и поддерживают информационный обмен с клиентами в локальном контуре управления транспортной услугой склада. Установлено, что заявки на отгрузку товара на склад должны поступать за сутки, это позволяет, в течение дня или в конце смены выполнить необходимые расчёты по формированию маршрута доставки. Учитывается, что организацию доставки груза водитель начинает с движения от склада в направлении улиц меньшей интенсивности транспортных потоков по направлению движения маршрута, по которому выполняются заказы клиентов. Определена рентабельность рейса, для этого необходимо, чтобы транспортное средство было загружено не менее 926,49 кг. Подсчитано, что компания проигрывает по временным показателям, но при этом в основном весь груз будет доставлен в первую половину дня, что не вызовет потерь в производстве у клиентов. Статистикой работы склада подтверждено, что для кольцевого маршрута, значение коэффициента использования пробега возросло до 0,92, а коэффициент использования грузоподъёмности транспортного средства составляет 0,7 при производительности транспортного средства 183,6 кг/час.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, склад ответственного хранения, транспортные затраты, выбор кольцевого маршрута, логистические решения.
CALCULATION OF PARAMETERS OF THE BALANCED SYSTEM OF INDICATORS OF TRANSPORT LOGISTICS OF THE WAREHOUSE OF RESPONSIBLE STORAGE
D. O. Sekerina1, A. V. Selivanov1*, A. D. Burmenko2
1Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Siberian Federal University 28, Kirenskiy str., Krasnoyarsk 660074, Russian Federation *E-mail: [email protected]
On the basis of systematization made the concept of building a balanced scorecard, offered a list of the major components composing the system of transport logistics performance warehouse safekeeping. Construction of the
proposed system contributes to achieving the following objectives: to form a circular route taking into account traffic intensity; develop an algorithm training loads; reduce the time of delivery to customers; reduce transport costs warehouse customers. Also, the possibility of using navigators vehicle drivers. This need arises in the event of unforeseen circumstances, as the transport of goods carried out in the city. We studied the components of a balanced scorecard of the company, related to the functional areas of logistics. Considered a local transport service control loop warehouse safekeeping. There's also a search related solutions for information logistics. To solve the problem of formation of consolidated cargo warehouse personnel connected: the system administrator, manager and drivers of vehicles. These workers have a direct access to the database, and supports information exchange with customers in the local transport service warehouse control loop. It is established that the application for shipment of the goods to the warehouse should do for the day, allowing, during the day or at the end of shifts to perform calculations on the formation of the delivery route. Taken into account that the organization of cargo delivery driver starts to move from a warehouse in the direction of the streets of lower intensity of traffic flows in the direction of the route, in which customer orders are executed. Determined flight profitability, it is necessary that the vehicle has been downloaded no less than 926.49 kg. The statistic of the warehouse is confirmed that the circular route, the value of path utilization rate increased to 0.92, and the vehicle's load capacity utilization rate is 0.7 while the vehicle performance 183.6 kg / hour.
Keywords: the balanced system of indicators, a warehouse of responsible storage, transportation costs, choosing a ring route, logistical decisions.
На основе анализа трактовок концепций построения сбалансированной системы показателей (далее - ССП) установлено, что отсутствует единое понимание у авторов о возможности её реализации на практике [1-13].
Рассмотрим пример построения ССП транспортной логистики на примере склада ответственного хранения. Данный склад ответственного хранения был основан в 2006 году. На территории складского комплекса класса «А», имеется возможность хранения грузов - 20 тыс. паллетомест, антресоли для различных грузов составляют /4,3 тыс. м2. Компания, только в 2014 году стала осуществлять транспортировку грузов различного наименования (табл. 1). До этого момента клиентам надо было самим организовывать доставку своих товаров, пользуясь услугами транспортных компаний или же использовать свой транспорт. Такие отгрузки представляют собой маятниковый вид, и стоимость напрямую зависит от времени доставки.
При организации доставки груза по варианту самовывоза клиентами самостоятельно определяются маршруты движения транспортных средств по г. Красноярску.
Учитывая факт возможного расширения спектра транспортных услуг, склад приобрел в 2014 году изотермический фургон на базе ГАЗ-3302 Газель
грузоподъёмностью 1,5 т. Была поставлена задача формирования сборного груза, решение которой возлагается на системного администратора и диспетчера с участием водителя Газели, так как данные работники непосредственно имеют доступ к базе данных и поддерживают информационный обмен с клиентами. Перечисленные работники образуют локальный контур управления транспортной услугой склада [14-16]. Заявки на отгрузку товара на склад поступают за сутки, что позволяет, в течение дня или в конце смены выполнить необходимые расчёты по формированию маршрута доставки, включающего 17 адресов клиентов (рис. 1).
После выдачи задания водителю им осуществляется доставка груза по маршруту движения от клиента к клиенту, а по возвращению на склад происходит обновление базы данных. При организации доставки груза водитель начинает движение от склада в направлении улиц Северное шоссе 17- Северное шоссе 7 с меньшей загруженностью дорог (нулевая загруженность в баллах), а направление Северное шоссе, 17 - 9 Мая, 54 (имеет загруженность 4 балла). То есть учитывается интенсивность транспортного потока в разных направлениях движения маршрута (см. рис. 1). Кроме этого учитываются данные статистики работы автотранспорта склада, что средняя скорость движения по маршруту 35 км/час.
Таблица 1
Сведения о показателях дневных отгрузок клиентам
Наименование клиента (условное) Наименование товаров Отгрузка по рабочим дням недели, кг
1 2 3 4 5
Фирма 1 Сельскохозяйственные удобрения 350 875
Фирма 2 Строительные материалы 1048 1400
Фирма 3 Сигареты 648 533 1131 533 1118
Фирма 4 Книги 20 45 12 14
Фирма 5 Продовольственные товары 600 850
Фирма 6 Керамогранит 144 432 240 360
Фирма 7 Ламинат 630 756 1288
Итого (с понедельника по пятницу рабочей недели) 1268 2355 2714 4348 2342
Рис. 1. Предлагаемый кольцевой маршрут доставки сборного груза Временные показатели доставки сборного груза
Таблица 2
Разновидность Расстояние, Количество, единиц Время доставки, час
доставки км. общее в том числе
адресов груза погрузки разгрузки в пути
Сборная 60 17 57 5,8 0,95 2,85 2
Построение предлагаемой системы способствует достижению следующих целей: сформировать кольцевой маршрут с учётом интенсивности транспортного потока; разработать алгоритм подготовки сборного груза; сократить время доставки груза клиентам; уменьшить транспортные затраты клиентов склада. Также рассмотрена возможность использования навигаторов водителями транспортных средств. Такая необходимость возникает в случае непредвиденных обстоятельств, так как перевозки грузов осуществляются в черте города. Вероятность попадания водителя в большое скопление транспортных средств есть и поэтому необходимо обосновать выбор альтернативного маршрута. То есть минимизируется риск задержки общей доставки груза клиентам.
Более полный набор взаимосвязей сбалансированной системы показателей склада представлен на рис. 2.
Клиенты могут быть не удовлетворены по временным показателям доставкой организованной складом ответственного хранения, так как поставка последнему клиенту осуществится через 5,8 часа (табл. 2).
Компания проигрывает по временным показателям доставки, но при этом в основном весь груз будет доставлен в первую половину дня, что не вызовет потерь в производстве у клиентов.
Так как маршрут кольцевой, то в итоге имеем высокое значение коэффициента использования пробега - 0,92, коэффициент использования грузоподъёмности транспортного средства по данному примеру составляет 0,7, а производительность транспортного средства 183,6 кг/час.
Использование сборного груза удешевляет транспортную услугу, что приводит к экономии транспортных расходов клиентов. Так, пользователь данной услуги получает выгоду в пересчёте на год от 14,4 до 43,2 тыс. рублей в зависимости от
массы груза и количества точек назначения. Для рентабельности рейса необходимо, чтобы Газель склада была загружена не менее 926,49 кг (это значение точки безубыточности).
Следует отметить, что предложенная сбалансированная система показателей склада ответствен-
ного хранения развивается вместе с его технологическими процессами и не исключается возможная корректировка ССП, обусловленная изменяющимися требованиями, которые будут предъявлять клиенты, так как стратегия направлена на их удовлетворённость, при оптимизации затрат.
Стратегия:
Оптимизация затрат и высокое качество транспортной услуги
Перспективы
Цели
Увеличение рентабельности
Увеличение количе- Формирование кольце-
ства клиентов. вого маршрута.
Увеличение удовле- Подготовка сборного
творённости клиен- груза.
тов Сокращение времени
доставки груза клиентам
Надбавка 0,5 ставки системному администратору.
Обучение водителя использованию навигатора
Показатели
Себестоимость. Выручка
Ответственные лица
Темп роста количества обслуженных клиентов за рейс.
Темп роста выгоды от
услуги.
Темп роста
коэффициента качества
Коммерческий директор
Системный администратор
Время рейса.
Протяжённость всего маршрута.
Коэффициент использования грузоподъёмности транспортного средства. Коэффициент использования грузовместимости транспортного средства. Коэффициент использования пробега. Производительность транспортного средства
Системный администратор диспетчер, водители
Темп роста коэффициента трудового участия. Темп роста коэффициента ква-лификацион-ного уровня
Коммерческий директор
Рис. 2. Основные взаимосвязи ССП склада
Библиографические ссылки
1. Саплина Т. И., Курлыкова А. В. Формирование системы сбалансированных показателей логистической деятельности предприятия // Вестник ОГУ. 2012. Вып. 13. С. 314-317.
2. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М. : «Олимп-Бизнес» Букс, 2013. 214 с.
3. Фридаг Х. Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. М. : Омега-Л, 2012. 144 с.
4. Басс И. Вопрос о некоторых существенных условиях формирования стратегии развития сферы потребительских услуг // Вестник НГУЭУ, 2012. Вып. 2. С. 61-68.
5. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М. : Олимп-Бизнес, 2015. 250 с.
6. Колесников С. Н. Сбалансированная система показателей [Электронный ресурс] // Маг консалтинг, 2013. URL: http://balanced-scorecard.ru/article/ kolesnikov-bsc (дата обращения: 01.02.2016).
7. Абрамов А. А., Гурр И. Э. Методика формирования системы Сбалансированных показателей управленческого учёта как основы стратегического развития транспорта // Социально-экономические явления и процессы. 2013. Вып. 10. С. 15-20.
8. Кудрявцева Н. Н. Реализация сбалансированной системы показателей на предприятии // Модели и методы инновационной экономики ИнВест-Регион. 2012. Вып. 2. С. 27-34.
9. Ольве Н. Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компаний. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей : пер. с англ. М. : Вильямс,
2012. 304 с.
10. Хьюберт Р. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации. М. : Олимп-Бизнес, 2014. 166 с.
11. Селиванов А. В., Прокопович Д. А., Вашла-ев И. И. Сбалансированная подсистема показателей возвратной логистики промышленного предприятия // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 1 (53). С. 218-225.
12. Рыжакина Т. Г. Создание и внедрение сбалансированной системы показателей в систему планирования и контроля предприятием // Экономика. 2014. С. 285-287.
13. Кочнев А. ССП и KPI и другие показатели [Электронный ресурс] // Клуб логистов. 2014. URL: http://www.logisterra.ru/library/view/BSC-kpi-i-dry-gye-pokazately (дата обращения: 01.02.2016).
14. Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И. Транс-портно-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия // Вестник СибГАУ. 2013. Вып. 2(48). С. 260-265.
15. Автоматизированный учёт материалов на горном предприятии с расчётом и контролем их баланса / В. В. Ефремов, А. В. Селиванов, И. И. Ваш-лаев, В. Г. Трофимов // Изв. вузов. Горный журн. 1999. № 1-2. С. 88-95.
16. Концепция формирования информационной основы карьера / В. А. Падуков, А. В. Селиванов, М. Л. Медведев, И. И. Вашлаев // ФТПРПИ, 1993. № 4. С. 67-73.
Reference
1. Saplina T. I., Kurlykova A.V. Formation of a balanced scorecard logistics activity of the enterprise// Vestnik OGU, 2012. Vol. 13. P. 314-317.
2. Kaplan R. S., Norton D. P. Balanced scorecard. From strategy to action. M. : Olimp-Biznes Buks,
2013. 214 с.
3. Fredag H. R., Schmidt V. Balanced system of indicators. M. : Publishing house "Omega-L", 2012. 144 p.
4. Bass I. on some significant conditions of forming of strategy of development of sphere of consumer services // Vestnik of NSUEM, 2012. Vol. 2. S. 61-68.
5. Gershun A., Gorsky M. Technology of balanced management. Moscow : Olimp-Biznes, 2015. 250 s.
6. Kolesnikov S. N. Balanced scorecard [Electronic resource] // MAG consulting, 2013. URL: http://balanced-scorecard.ru/article/kolesnikov-bsc.
7. Abramov A. A., Gurr I. E. Method of formation of the Balanced scorecard management accounting as the basis for strategic transport development // Social-economic phenomena and processes, 2013. Vol. 10. S. 15-20.
8. Kudryavtseva N. N. Implementation of the balanced scorecard at the enterprise // Models and methods of innovative economy Investregion, 2012. Vol. 2. P. 27-34.
9. Olivje N. G, Roy J., Veter M. Estimation of efficiency of activity of the companies. A practical guide to using the balanced scorecard: translated from English. M. : Publishing house "Williams", 2012. 304 p.
10. Hubert R. Individual balanced scorecard. The path to personal happiness, to the harmonious development and growth of efficiency of the organization. M. : Olimp-Business, 2014. 166 a
11. Selivanov A. V., Prokopovich D. A., Vash-laev I. I. Balanced subsystem of the return logistics of industrial enterprise // Vestnik SibGAU. 2014. Vol. 1(53). P. 218-225.
12. Ryzhakina T. G. Creation and implementation of the balanced scorecard in the system of planning and control the enterprise // Economy, 2014. P. 285-287.
13. Kochnev A. MTP and KPI and other indicators [Electronic resource] // the Club of logistics in 2014. URL: http://www.logisterra.ru/library/view/BSC-kpi-i-drygye-pokazately.
14. Selivanov A. V., Salitskii Y. I. Transport and storage logistics of production systems machinebuilding enterprises // Vestnik of SibSAU. 2013. Vol. 2(48). S. 260-265.
15. Automated accounting materials at the mining company with the expectation and control of the balance / V. V. Efremov, A. V. Selivanov, I. I. Vash-laev, V. G. Trofimov. Izv.Uuniversities. Mining journal, 1999. № 1-2. P. 88-95.
16. The concept of formation of information basis of the career / V. A. Padukov, A. V. Selivanov, M. L., Medvedev, I. I. Vashlaev // Journal of mining science, 1993. No. 4. P. 67-73.
© Секерина Д. О., Селиванов А. В., Бурменко А. Д., 2016
Для цитирования: Секерина Д. О., Селиванов А. В., Бурменко А. Д. Расчет параметров сбалансированной системы показателей транспортной логистики склада ответственного хранения // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 2. С. 51-55.
For citations: Sekerina D. O., Selivanov A. V., Burmenko A. D. Calculation of parameters of the balanced system of indicators of transport logistics of the warehouse of responsible storage // Social and economic systems management. 2016. № 2. Р. 51-55. (In Russ., abstr. in Engl.)