РАСЧЕТ НОРМ ПРЕДЕЛЬНОГО РАСХОДА НА РЕКЛАМУ
В. В. СЕМЕНИХИН,
руководитель Экспертбюро Семенихина
Особенностью при налогообложении прибыли и отражении в учете расходов на рекламу является расчет норм предельного расхода на рекламу. В нормируемые расходы на рекламу включаются затраты на призы, вручаемые победителям розыгрышей во время рекламных кампаний, а также иные виды рекламы, не предусмотренные абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается доходом отреализации.
Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в целях налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованными и подтверждены документально согласно ст. 252 НК РФ. При этом под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Документами, подтверждающими экономическую обоснованность раздачи товарных образцов, являются:
■ договор на проведение рекламной кампании;
■ приказ руководителя о необходимости проведения рекламной акции, в ходе которой будет осуществляться бесплатная раздача товаров, с указанием периода проведения акции;
■ акт о списании товарно-материальных ценностей, израсходованных во время рекламной
акции, утвержденный руководителем организации и заверенный подписями материально ответственных лиц.
Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ. При этом при определении доходов согласно абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Таким образом, рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов.
Пример 1. Выручка организации от реализации товаров за отчетный период составила 1 ООО ООО руб., в том числе НДС. Необходимо рассчитать пре-делъныйразмер нормируемыхрекламныхрасходов.
Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов, которую организация сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за этот отчетный период, составит 8 474 руб. [(1 ООО 000руб. - 1 ООО 000руб. х 18/118) х 1 %].
Кроме того, показатель выручки будет зависеть от используемого организацией метода признания доходов и расходов: метода начисления либо кассового метода. При методе начисления в общем случае доходы и расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от даты оплаты согласно ст. 271 — 272 НК РФ. При кассовом методе в соответствии со ст. 273 НК РФ доходы и расходы учитываются для целей налогообложения только по мере их оплаты.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для целей исчисления нормируемых рекламных расходов в соответствии с п. 3 ст. 318 НК РФ определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов у налогоплательщика в течение года меняется.
Поэтому возможна ситуация, когда за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев) расходы на рекламу превысят предельный размер (1 % от выручки), а по итогам налогового периода они не превысят норму. Сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года.
В такой ситуации в бухгалтерском учете организации возникают: вычитаемая временная разница, равная сумме сверхнормативных расходов на рекламу, и, соответственно, отложенный налог на прибыль. Понятия временной разницы и отложенного налога на прибыль приведены в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденном приказом МинфинаРосси от19.11. 2002№114н.
Согласноп. 8 ПБУ 18/02подвременными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах.
Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.
Отложенным налогом на прибыль признается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.
В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается по дебету счета учета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При уменьшении или полном погашении отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода делается следующая бухгалтерская запись:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
К-т сч. 09 «Отложенный налоговый актив».
Пример 2. В I квартале 2008г. ООО «Альпы», занимающееся реализацией шоколадной продукции, осуществило рекламные расходы, связанные с раздачей потенциальным покупателям шоколадной продукции. Расходы организации по закупке шоколадной продукции составили 25 ООО руб., включая НДС — 3 813руб. ООО «Алъпи» является плательщиком НДС наоснованиист. 145НКРФ.
Предположим, выручка организации от реализации товаров по итогам Iквартала 2008г. составит 2 ООО ООО руб., в том числе НДС, а по итогам полугодия 2008г. - 3 ООО 000руб., в том числе НДС.
Отчетными периодами по налогу на прибыль у 000«Альпи»согласноп. 2ст. 285НКРФявляются 1квартал, полугодие и 9мес. календарного года.
Необходимо выяснить, в каком порядке понесенные организацией рекламные расходы должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с условием, что других расходов на рекламу в 2008г. у организации не было.
По правилам гл. 25НКРФ «Налог на прибыль организаций» затраты организации, связанные с раздачей потенциальным покупателям шоколадной продукции, относятся к нормируемымрекламнымрасходам.
Для того чтобы правильно учесть такие затраты при исчислении налога на прибыль, надо рассчитать предельныйразмер нормируемыхрекламныхрасходов.
Предельный размер рекламных расходов за I квартала 2008г. составит 16 949руб. [(2 ООО ООО руб. - 2 ООО 000руб. х 18/118) х1%].
Полученный в результате расчета предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов. Фактическая сумма нормируемых товаров, используемых в рекламных целях, без учета НДС составляет 21186руб. (25000 руб. - 25 000руб. х 18/118).
Поэтому в целях налогообложения прибыли по итогам I квартала 2008г. ООО «Алъпи» вправе принять товары, используемые в рекламных целях, только в сумме 16 949руб.
Таким образом, у организации в Iквартале 2008г. возникает вычитаемая временная разница, влекущая за собой возникновение отложенного налога на прибыль в размере 1017руб. (21186руб. - 16949руб.) х 24%.
В бухгалтерском учете ООО «Алъпи» по состоянию на 31.03.2008 делаются следующие записи:
Д-т сч. 41 «Товары», субсчет «Товары, используемые в рекламных целях» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 21186руб. — оприходована шоколадная продукция в качестве рекламных товаров;
Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 3 813 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком;
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 25 ООО руб. — оплаченырекламные товары;
Д-т сч. 44«Расходы на продажу» К-т сч. 41 «Товары», субсчет «Товары, используемые в рекламных целях» — 21186руб. — списана стоимость рекламных материалов;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 3 813руб. — НДС принят к возмещению из бюджета;
Д-тсч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 44 «Расходы на продажу» — 21186 руб. — отражено списание нормируемых рекламных товаров;
Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» — 1 017руб. — отражен отложенный налоговый актив.
Предельный размер рекламных расходов по итогам полугодия 2008г. составит 42373руб. [(5 ООО ООО руб. - 5000000руб. х 18/118) х 1%].
По итогам полугодия 2008г. фактическая сумма нормируемых товаров, используемых в рекламных це-
лях, без учета НДС не превысила предельный размер (21186руб. <42373руб.). Следовательно, стоимость товаров, используемых в рекламных целях, при исчислении налога на прибыль за полугодие 2008г. будет включаться в полномразмере.
В бухгалтерском учете по состоянию на 30.06.2008 необходимо сделать следующую запись: Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»— 10170руб. — погашен отложенный налоговый актив.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ18/02: приказ МинфинаРосси от 19.11.2002№ 114н.
* * *