7 (115) - 2008
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ
Е. В. АКИЛОВА,
консультант Аудиторско-консалтинговой группы «ВКЯ-Интерком-Аудит»
Организации, занимающиеся издательской деятельностью, обычно оказывают услуги по размещению рекламы в своих изданиях.
Согласно поди. 3 п. 2ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) услуги по размещению рекламы в периодических печатных изданиях облагаются по ставке 10%, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания.
Реклама, размещаемая в книжной продукции, облагается по ставке 18% (подп. 3 п. 2 ст. 164 НКРФ).
Организация, занимающаяся издательской деятельностью, может размещать собственную рекламу. Согласно подп. 28 п. 1 и п. 4ст. 264 НК РФ расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Данные расходы уменьшают доходы издательства в составе косвенных расходов.
В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ услуга по размещению собственной рекламы не облагается НДС.
Для издательств, выпускающих периодические печатные издания, характерно проведение рекламных кампаний, связанных с бесплатным распространением выпускаемой продукции, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является безвозмездной передачей товара, которая облагается НДС по соответствующим ставкам 18 %и 10%.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 утвержден Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 %.
Если вид распространяемой продукции указан в этом перечне и организация, занимающаяся издательской деятельностью, имеет соответствующую справку о кодах ОКП, то операция по распространению собственной продукции признается реализацией и облагается по ставке 10 %.
Согласно Общероссийскому классификатору (ОК 005-93), где:
— 95 2000 — код газеты;
— 95 3000 — код журналов, сборников, бюллетеней;
— 95 8100 — код журналов, сборников, бюллетеней информационных агентств в электронном виде.
Ставка 18 % применяется в отношении иной печатной продукции.
При этом следует отметить, что согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база для исчисления НДС
при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) определяется исходя из рыночных цен.
Чтобы не возникало спорных ситуаций с налоговыми органами, многие организации, занимающиеся издательской деятельностью, используют цену, что и при реализации продукции покупателям.
Пример 1. Издательство в рекламных целях бесплатно передало 10экземпляров издаваемого журнала при проведении рекламной кампании. Себестоимость одного номера — 120 руб. Цена, по которой издательство реализует журналы покупателям, — 150 руб. (безНДС).
Так как себестоимость одного журнала составляет 120руб., следовательно, организация не вправе использовать льготу, установленную подп. 25 п. 3 ст. 149 НКРФ, согласно которой не облагается НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100руб.
Для исчисления налога на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданной продукции и начисленного на нее НДС не учитываются (подп. 16, 19ст. 270 НК РФ).
В бухгалтерском учете операции по передаче продукции следует отразить проводками:
Д-т сч. 44 К-т сч. 43 — 1 200 руб. — списана себестоимость журналов, переданных бесплатно (10 шт. х 120 руб.);
Д-т сч. 44 К-т сч. 68 — 270 руб. — начислен 18 % НДС.
Пример 2. Издательство опубликовало в журнале собственную рекламу, которая занимает 2,5% объема издания. Тираж журнала — 6 ООО экземпляров, себестоимость одного экземпляра — 60руб. Издательство участвовало в выставке, во время которой в рекламных целях бесплатно было роздано 300 экземпляров журнала. За участие в выставке издательство уплатило 9 000руб. (в том числе НДС —1372,88руб.).
Выручка от реализации остальной части тиража составила 550 ООО руб. (в том числе НДС - 50000руб.).
В целях бухгалтерского учета все произведенные расходы на рекламу учитываются в полном объеме. Для целей налогового учета полностью принимаются в составе расходов затраты на участие в выставке и на публикацию рекламы в журнале. Стоимость розданных журналов учитывается в сумме, не превышающей 1% от суммы выручки от реализации ((550 000 руб. — 50 ООО руб.) х 1% = 5 000руб.).
Издательство использует льготу, предусмотренную подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (сумма восстановления «входного» налога, относящегося к бесплатно
раздаваемым экземплярам, в данном примере не рассматривается). Однако следует помнить, что сделать это необходимо в соответствии с требованиями п. Зет. 170 НК РФ.
В бухгалтерском учете данные операции следует отразить проводками:
Д-т сч. 44К-т сч. 20 — 9 000руб. — отражены расходы на размещение собственной рекламы в жур-нале(60х 6000x 2,5%);
Д-т сч. 43 К-т сч. 20 — 351 ООО руб. — отражена себестоимость готового тиража (60 х 6 ООО - 9000);
Д-т сч. 44 К-т сч. 60— 7 627,12руб. — отра-женырасходы на участие в выставке;
Д-т сч. 19К-т сч. 60—1372,88руб. — отражена сумма НДС порасходам на участие в выставке 18 %;
Д-т сч. 68 К-т сч. 19—1372,88руб. — принята к вычету сумма НДС по расходам на участие в выставке;
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 9 ООО руб. — оплачено участие в выставке;
Д-т сч. 44 К-т сч. 43— 17 550руб. — списана себестоимость экземпляров журнала, розданных в рекламных целях (351 000/ 6 ОООх 300);
Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 — 550 ООО руб. — отражена выручка от продажи журнала;
Д-тсч. 90-3 К-т сч. 68 — 50000руб. — начислен НДС;
Д-т сч. 90-2 К-т сч. 43 — 333 450руб. — списана себестоимость проданных журналов (351 000/6 ООО х 5 700);
Д-т сч. 90-2 К-т сч. 44—34177,12руб. — списа-нырасходы на продажу (9 000 + 7627,12 +17550);
Д-т сч. 90-9 К-т сч. 99 - 132372,88руб. - определен финансовыйрезультат.
В целях налогового учета в состав расходов, принимаемых для расчета налоговой базы, реклам-ныерасходы включаются в следующем порядке.
Расходы на участие в выставке (7 627,12руб.) и на публикацию своей рекламы в журнале (9 000руб.) учитываются в полном объеме.
Стоимость журналов, переданных бесплатно в рекламных целях, учитывается в пределах 1% от выручки (5 000руб.).
Таким образом, сумма рекламных расходов, учтенных в целях налогообложения прибыли, составит: 7627,12 + 9 ООО + 5000 = 21 627,12руб.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 7ст. 171 НК РФ НДС по нормируемым расходам принимается к вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Сумма не принятого к вычету НДС (превышающего норму) на основании п. 44ст. 270 НК РФ не учитывается при налогообложении прибыли.
Налоговая база по налогу на прибыль определяется следующим образом:
— выручка от продажи журналов (без НДС) - 500000руб.;
— расходы, связанные с производством иреали-зацией (333 450руб. + 21 627,12руб.);
—налоговая база: 500 ООО руб. — 333 450руб. — 21 627,12руб. = 144 922,88руб.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-Ф.
2. О перечене видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов: постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41.
* * *