Научная статья на тему 'Расчет комплексного показателя оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий'

Расчет комплексного показателя оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЦЕЛЛЮЛОЗНО БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / АЛГОРИТМ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. А., Левахина Е. В.

Разработана методика определения комплексного показателя конкурентоспособности, который позволит рассчитать его с учетом специфических особенностей функционирования экономического объекта в определенной отрасли производства, а именно целлюлозно бумажной промышленности, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM TECHNIQUES FOR DETERMINING THE COMPLEX INDEX OF COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY GROUP OF COMPANIES

Algorithm is developed techniques for determining the complex index of competitiveness, which will calculate it, taking into account the specific features of the economic operation of the object in a particular industry, namely pulp and paper industry, and on this basis to predict the future behavior of the object when the you change any settings.

Текст научной работы на тему «Расчет комплексного показателя оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий»

УДК 658:676.1:005.332.4

Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-20-77, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);

Е.В. Левахина, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», (4872) 38-16-76, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Разработана методика определения комплексного показателя конкурентоспособности, который позволит рассчитать его с учетом специфических особенностей функционирования экономического объекта в определенной отрасли производства, а именно целлюлозно-бумажной промышленности, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров.

Ключевые слова: оценка конкурентоспособности предприятия, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, комплексный показатель конкурентоспособности, алгоритм методики определения комплексного показателя конкурентоспособности.

Статья написана в рамках Государственного контракта на выполнение работ (услуг) для государственных нужд № 14.741.11.0337.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности предприятия, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. В процессе управления предприятием одновременно решаются задачи управления его конкурентоспособностью.

Одним из этапов для решения стратегической задачи предприятия является построение алгоритма методики оценки его конкурентоспособности.

Целью разработки и построения алгоритма оценки конкурентоспособности предприятия является определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности.

Разработанная методика позволит рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности предприятия с учетом специфических особенностей функционирования экономического объекта в определенной отрасли производства и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров.

Объектом исследования будет являться группа конкурирующих между собой предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, действующих на российском рынке упаковки и специализирующихся на производстве картонно-навивных шпуль. Для них и был разработан алгоритм методики определения комплексного показателя конкурентоспособности предприятий (рисунок).

Данная методика позволяет предложить новый подход к определению конкурентоспособности отраслевой группы предприятий путем выявления основных отраслевых факторов, влияющих на эффективность их деятельности и расчета комплексного показателя конкурентоспособности для позиционирования конкретного предприятия на локальном рынке.

Одними из важнейших условий при оценке конкурентоспособности предприятия являются определение необходимости самой оценки и постановка задачи исследования (блок I и II). Основными предпосылками для определения конкурентоспособности предприятия чаще всего служат:

- заинтересованность предприятия в результатах своей деятельности;

- необходимость прогнозирования ситуации на рынке путем выявления особенностей функционирования основных конкурентов;

- необходимость разработки собственной конкурентной стратегии и правильное определение конкурентной стратегии конкурентов;

- необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;

- выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;

- привлечение средств инвестора в перспективное производство;

- составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и многие другие.

В любом случае проведение оценки преследует одну цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.

Для построения методики оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий необходимо определить, классифицировать по функциональному признаку и детально проанализировать группу обобщающих и частных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия (блок III).

Многообразие факторов, оказывающих влияние на деятельность промышленного предприятия, вызывает необходимость определения наиболее значимых параметров, подлежащих учету при оценке конкурентоспособности предприятия. На вопрос о том, какую палитру показателей, характеризующих конкурентоспособность экономического субъекта, включить в базу данных для построения модели, поможет ответить накопленный учеными опыт по определению основных критериев конкурентоспособности.

Алгоритм методики определения комплексного показателя конкурентоспособности

238

предприятия ЦБ промышленности

В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками:

1. Количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений.

2. Необходимо проанализировать, какие из показателей конкурентоспособности могут быть рассчитаны на базе статистических данных, а какие требуют проведения специальных обследований для сбора недостающей информации.

С точки зрения достижения необходимого уровня конкурентоспособности необходим учет всего комплекса экономических, социальных и технических факторов, способных оказать влияние на результаты деятельности предприятия.

Что касается факторов внешней среды, то необходимо отменить, что в случае, если рассматриваемые предприятия находятся в одной стране и работают в одной отрасли, то на эту группу будут воздействовать одинаковые внешние факторы прямого и косвенного воздействия, поэтому допустимо при расчете комплексного показателя конкурентоспособности группы предприятий, находящихся в одних и тех же внешних условиях, упустить оценку факторов внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы конкурентоспособности.

Итак, для оценки конкурентоспособности предприятия целлюлозно-бумажной промышленности была определена следующая система показателей:

1. Финансово-экономическое положение предприятия.

2. Конкурентоспособность выпускаемой продукции.

3. Производственно-технический потенциал.

4. Кадровый потенциал.

5. Маркетинговый потенциал.

Данные показатели не являются принципиально новыми для использования в целях определения конкурентоспособности предприятия.

Существует достаточно большой выбор научных работ, которые рассматривают эти факторы в совокупности или некоторые из них в отдельности, однако на сегодняшний день не разработан единый подход к дальнейшей оценке этих показателей с учетом специфических особенностей различных отраслей производства. Следовательно, мы приходим к пониманию необходимости оценки обобщающих показателей конкурентоспособности для каждой отрасли в отдельности на основе формирования частных показателей конкурентоспособности.

С этой целью на ряде крупных предприятий целлюлозно-бумажной промышленности было проведено исследование, в результате которого и была сформирована предложенная группа оценочных частных показателей.

Блок V включает в себя сбор и анализ информации о конкурентах с использованием всех возможных источников, а также проверку ее достоверности. Информационной базой исследования могут стать данные Государственного комитета по статистике РФ, материалы экономической и отраслевой периодики, бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность ряда предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, различные обзорные, статистические и справочные материалы, базы данных компьютерной сети Интернет и др.

Рассмотрим более подробно каждую группу частных показателей, отражающих эффективность деятельности предприятия в том или ином направлении (блок VI).

Итак, для оценки финансово-экономического положения были определены следующие наиболее характерные частные показатели: объем продаж, прибыль до налогообложения, наличие собственных оборотных средств, недостаток собственных оборотных средств, скорость оборота оборотных средств, рентабельность продаж, величина оборотного капитала, собственный капитал.

Выбор именно этих факторов был обусловлен стремлением использовать показатели, которые имеют достаточно широкое применение, однозначное понимание и значение, при этом существуют признанные и доступные методы их количественной оценки. Необходимо отметить, что используемые оценочные показатели выбранных частных факторов рассчитаны на основе фактических данных из официальных статистических источников Госкомстата России.

База данных бухгалтерской отчетности (БД БОО) ведется на федеральном уровне и может быть доступна в оперативном режиме для пользователей, что позволяет оценить финансово-экономическое положение анализируемых предприятий в динамике.

Перейдем к рассмотрению конкурентоспособности продукции — второго обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, включает две обобщающие группы:

1. Технические параметры (параметры качества).

2. Экономические параметры.

Для определения технических параметров необходимо определить набор покупательских предпочтений, т. е. выделить те свойства изделия, на которых концентрируется внимание покупателей при приобретении товара.

Для шпули таковыми параметрами являются:

1. Прочность на радиальное сжатие (разрушающее усилие), Н/100 мм — показатель, характеризующий максимальную силу давления на шпулю в радиальном направлении.

2. Прямолинейность, мм — показатель, отражающий предельно допустимую величину зазора между идеально ровной поверхностью и поверхностью шпули.

3. Овальность, мм — показатель, отражающий неравномерность диаметра шпули в различных направлениях.

4. Вид упаковки (поддонная упаковка, навалом, на поддонах с обмоткой стрейчпленкой).

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребления (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции.

Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты и в общем случае рассчитываются по формуле:

С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9, (1)

где С1 — цена изделия, руб.; затраты, руб., на С2 — транспортировку изделия; С3 — установку; С4 — эксплуатацию; С5 — ремонт; С — техниче-

6

ское обслуживание; С — затраты на обучение персонала; С8 — налоги;

7

С9— страховые взносы.

Итак, для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности была определена следующая группа экономических показателей, используемых при оценке конкурентоспособности их продукции:

1. Цена.

2. Транспортные расходы.

3. Разгрузочные операции.

4. Услуги хранения.

Таким образом, мы рассмотрели основные частные показатели (технические и экономические), позволяющие оценить конкурентоспособность продукции предприятий на определенном сегменте рынка — производстве картонной навивной гильзы.

Теперь обратимся к анализу производственно-технического потенциала — третьего обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Производственно-технический потенциал играет значительную роль в повышении конкурентоспособности промышленного предприятия, так как без оценки и сформированного на ее основе эффективного управления производством невозможно получить положительный эффект от использования имеющихся ресурсов.

В связи с этим была сформирована следующая группа оценочных показателей, определяющих производственно-технический потенциал

предприятия, функционирующего на локальном рынке картонной упаковки.

1. Производственная мощность предприятия.

2. Количество единиц оборудования, установленных на предприятии.

3. Наличие производственных площадей.

4. Процент использования производственной мощности.

5. Ассортиментный ряд продукции.

6. Возможность выполнения дополнительных технологических операций.

В свою очередь, ассортиментный ряд продукции характеризуется широтой диапазона размеров картонной гильзы (а именно максимальным размером внутреннего диаметра и толщиной стенки).

Возможность выполнения дополнительных технологических операций предполагает предоставление следующих услуг:

- чистовая резка в размер;

- дополнительная сушка изделий;

- вырубка и и завальцовка торца гильзы;

- печать на наружной поверхности гильзы;

- маркировка изделия;

- устройство автоматической укладки гильзы в паллет.

Информационная база была сформирована в первую очередь на основе показателей статистической и финансовой отчетности предприятий, аккумулируемых в системе государственной статистики, что позволяет обеспечить актуальность и регулярность используемых данных. База также была дополнена информацией, собираемой единовременно в рамках специальных обследований предприятий по проблематике конкурентоспособности и отражающей как количественные, так и качественные характеристики их производственной деятельности.

Итак, нами определены и проанализированы основные показатели, формирующие производственно-технический потенциал предприятия данной отрасли, а значит, определены и конкретные направления его оценки.

Теперь рассмотрим наиболее характерные частные показатели, позволяющие оценить кадровый потенциал предприятия. К ним относятся:

1. Численность персонала (рабочие и управленцы).

2. Процентное соотношение основных рабочих к управленцам.

3. Производительность труда.

4. Средний тарифный разряд рабочих.

5. Коэффициент текучести кадров.

6. Наличие системы мотивации персонала.

7. Наличие программы социального развития коллектива.

8. Наличие исследовательской лаборатории.

9. Наличие системы обучения персонала.

Информационной базой для расчета данных показателей может служить годовая форма статистической отчетности № 1-труд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый и второй частные показатели позволяют проанализировать структуру персонала анализируемого предприятия и определить степень ее оптимальности. Третий показатель — производительность труда — важнейший показатель эффективности производственной деятельности людей, который измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции.

Четвертый показатель — средний тарифный разряд рабочих — величина, отражающая сложность труда или квалификационный уровень работника, необходимый для выполнения данной работы.

Пятый показатель — коэффициент текучести кадров — показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.

Следующие четыре показателя свидетельствуют о заинтересованности руководства предприятий в полноценном социально-экономическом развитии трудового коллектива.

Система мотивации персонала предполагает, что необходим всесторонний подход к стимулированию персонала с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических.

Организационные факторы — это установление определенного порядка проведения работ, разграничение полномочий, формулирование целей и задач. Правильная организация производственного процесса закладывает фундамент под дальнейшую эффективную и качественную работу.

С организационными факторами тесно взаимодействуют правовые факторы, которые служат цели обеспечения соответствия прав и обязанностей работника в процессе труда с учетом возложенных на него функций. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования.

Технические факторы предполагают обеспечение персонала современными средствами производства и оргтехникой. Так же как и организационные, эти аспекты являются основополагающими в работе предприятия.

Материальные факторы определяют конкретные формы материального стимулирования: заработную плату, премии, надбавки и т. д. — и их размер.

Социальные факторы предполагают повышение заинтересованности работников путем предоставления им различных социальных льгот, оказания социальной помощи, участия работников в управлении коллективом.

Моральные факторы представляют комплекс мероприятий, целью которых является обеспечение положительного морально-нравственного климата в коллективе, правильный подбор и расстановку кадров, различные формы моральных поощрений.

Физиологические факторы включают комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение работоспособности сотрудников. Эти мероприятия проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими, эргономическими и эстетическими требованиями, которые содержат в себе нормы по оснащению рабочих мест и установлению рациональных режимов труда и отдыха. Физиологические факторы играют не менее важную роль в повышении эффективности и качества выполняемой работы, чем остальные.

Все перечисленные факторы должны применяться не по отдельности, а в совокупности, что дает гарантию получения хороших результатов. Именно тогда станет реальностью значительное повышение эффективности и качества работы.

В свою очередь, программа социального развития коллектива подразумевает наличие следующих социальных льгот, добровольно предоставляемых предприятием своим сотрудникам:

1) социальные льготы в денежном выражении;

2) обеспечение сотрудников дополнительной пенсией по старости;

3) предоставление сотрудникам права пользования учреждениями социальной сферы предприятия. Такого рода социальные услуги можно разделить на четыре группы:

- организация питания сотрудников;

- обеспечение жильем и льготами по его приобретению;

- организация медицинской помощи;

- социально-консультативная помощь;

- социальная помощь семье и организация досуга работников и членов их семей.

Исследовательская лаборатория является фактором, отражающим инновационную направленность деятельности предприятия и его концентрацию на решение не только текущих, но и перспективных задач.

Система обучения персонала является одним из решающих факторов в повышении конкурентоспособности предприятия, поскольку от уровня профессионализма персонала напрямую зависит эффективная деятельность современного предприятия.

Таким образом, нами рассмотрены основные частные показатели, характеризующие кадровый потенциал предприятия данной отрасли.

Теперь обратимся к анализу маркетингового потенциала — пятого обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия.

Маркетинг — это мощнейшее орудие конкурентной борьбы, инструмент приспособления к новым условиям развивающегося рынка, поэтому

сегодня в условиях жесткой конкуренции каждому предприятию необходимо не только разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, но и уметь диагностировать свой маркетинговый потенциал, изучить влияние на него различных внутренних и внешних факторов и на основе этого раз -рабатывать собственную стратегию управления.

Основу маркетинга составляют изучение рынка, разработка программы производства конкретных видов товаров, налаживание соответствующих коммуникаций, четкая организация доставки товаров, установление оптимальных цен и тарифов, развертывание служб сервиса, формирование и функционирование инфраструктуры товарного рынка, постоянный поиск рационального сочетания традиционной и принципиально новой продукции.

Сегодня маркетинговая сила компаний заключается в создании исключительной потребительской ценности путем комбинирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий в комплексную программу рыночной ориентации компании. Следовательно, оценку маркетингового потенциала предприятий целесообразно осуществлять в разрезе именно этих четырех составляющих.

Рассмотрим каждый из отобранных частных показателей в отдельности.

1. Товарная политика предприятий. Для анализа товарной политики предприятия, прежде всего, необходимо сформулировать состав качественных показателей, ее формирующих.

Итак, для анализируемой отраслевой группы предприятий были сформированы следующие три группы показателей:

- ассортиментный ряд продукции;

- наличие категорий качества продукции;

- темп обновления продукции.

В свою очередь ассортиментный ряд продукции анализируемого предприятия характеризуется широтой диапазона технических параметров гильзы (максимальный/минимальный размер диаметра, толщины стенки, а также длины выпускаемой гильзы).

Наличие категорий качества продукции позволяет существенно упорядочить расходование материальных ресурсов, расширить товарный ряд предприятия и более четко удовлетворять потребности клиентов в продукции того или иного качества, а также дифференцировать товар по ценовым группам.

Темп обновления продукции характеризует определенный курс действий руководства предприятия, направленный на создание новых товаров и обновление в соответствии с требованиями рынка существующих.

2. Ценовая политика предприятий. В маркетинговой стратегии ценообразование призвано играть важную роль. Высокая прибыль достигается только в том случае, если найдено и использовано такое сочетание потреб-

ностей покупателя с возможностями продавца, которое создает высокую ценность для обеих сторон. Поиском и использованием такой комбинации занимается каждое из рассматриваемых предприятий с большей или меньшей долей успеха.

Для оценки ценовой политики предприятия необходимо сформулировать состав качественных показателей, ее формирующих.

Итак, для анализируемой отраслевой группы предприятий были отобраны следующие три группы показателей:

- уровень цены (верхняя/нижняя граница цены);

- размер возможных скидок (5 %, 8 % или 10 %);

- предоставление товарного кредита (0, 15, 30 дней).

3. Сбытовая политика предприятий. Для анализа сбытовой политики предприятия необходимо определить сегменты рынка, на которых специализируется каждое из рассматриваемых предприятий.

Рыночный сегмент представляет собой группу потребителей, характеризующихся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и набор маркетинговых стимулов.

Картонные гильзы предназначены для намотки на них различных рулонных материалов и находят свое применение в следующих отраслях:

1. Целлюлозно-бумажная промышленность: картон, бумага.

2. Химическая промышленность: синтетические волокна, стеклоткань, полимерные пленки, нетканые материалы, полиэфирные волокна, полипропиленовая лента, линолеум, ковролин.

3. Полиграфия: этикеточная продукция, производство обоев.

4. Текстильная промышленность: ткани, пряжа, жгуты.

5. Строительная промышленность: кровельные и отделочные материалы, в качестве опалубки, при строительстве зданий и сооружений.

Определив сегменты рынка, на которых работают основные конкуренты, а также проанализировав собственный уровень текущего сбыта и темпы его роста, каждое предприятие сможет выбрать наиболее перспективные сегменты рынка для сбыта своей продукции.

Далее анализ сбытовой политики подразумевает определение основных каналов сбыта, которые в свою очередь были разделены на следующие пять форм:

- прямая доставка;

- торговые представители;

- оптовые посредники;

- интернет-магазин;

- дилеры.

4. Коммуникационная политика предприятий. Маркетинговые коммуникации являются одним из основных и неотъемлемых элементов комплекса маркетинга. Они имеют присущие только им особенности — целе-

направленность распространения, комплексный характер, повторяемость воздействия, а также всемирную сеть Интернет.

Для усиления роли маркетинговых коммуникаций необходимо учитывать тот факт, что разнообразные их элементы используются на фоне постоянно меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил.

Решая вопросы продвижения товара, следует помнить, что организация может преследовать различные цели. Например, она может стремиться к увеличению объема продаж уже известного товара на старом рынке, пытаться войти со своим товаром на новый рынок, заняться улучшением собственного имиджа, сформировать приверженность именно к данной марке товара, напомнить о себе потребителю, сообщить дополнительную информацию и т. д.

Таким образом, выбор средств коммуникации зависит не только от специфики товара, но и тех целей, которые поставила перед собой организация.

При разработке коммуникационного плана следует выбрать и обосновать средства продвижения товара, которые подразделяются на безличные, когда сообщение идет через СМИ, и личные, когда сообщение нацелено на определенных людей или определенные организации.

К безличным средствам коммуникации были отнесены:

- реклама в СМИ;

- реклама в Интернете (наличие сайта, количество охваченных Интернет-порталов).

К личным — специализированные выставки (в том числе международные).

Таким образом, мы выполнили одно из главных условий для разработки методики оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий — определили, классифицировали по функциональному признаку и детально проанализировали группу обобщающих и частных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия.

В блоке VII происходит расчет частных показателей конкурентоспособности промышленного предприятия, представляющих собой численную характеристику деятельности предприятия в том или ином направлении.

В блоке VIII происходит расчет обобщающих показателей конкурентоспособности, основанный на результатах сравнительного анализа показателей исследуемого предприятия с базовыми.

Для непротиворечивой оценки конкурентоспособности предприятия необходимо корректное определение базы для сравнения.

В качестве базы для сравнения могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия, показатели предприятия-лидера, показатели предприятия-эталона, показатели пред-

приятия стратегической группы и ретроспективные показатели оцениваемого предприятия (блок IX).

Такое сравнение позволит выявить наиболее «сильные» и «слабые» позиции предприятия, перспективные направления его деятельности, а также обозначит основные пути для повышения конкурентоспособности.

В блоке X представлен расчет комплексного показателя конкурентоспособности, позволяющий количественно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия по всем рассматриваемым группам показателей в целом.

Итак, предложенная методика оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий обеспечивает методологическое единство к определению комплексного показателя конкурентоспособности, позволяет качественно и объективно оценить конкурентоспособность предприятия на локальном рынке, способствует принятию необходимых стратегических решений и может быть успешно использована предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.

Библиографический список

1. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 61-71.

2. Канчавели А.Д., Канчавели Т.Г. Стратегическое управление организационно-экономической надежностью производственно-коммерческих систем. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 224 с.

3. Озерова Е.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Молодежные инновации: II молодежная науч.-практич. конф. студентов Тул. гос. ун-та: тез. докл. / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Е.А. Ядыкина. Тула: ГУП - Издательство «Левша», 2008. С. 160-162.

4. Озерова Е.В. Конкурентные стратегии и области их перспективного использования // III магистерская науч.-технич. конф.: тез. докл. / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Е.А Ядыкина. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 464 с.

5. Озерова Е.В. Оценка и формирование производственно-технического потенциала промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности // Новые горизонты менеджмента: 6 Всерос. студ. конф. (с межд. участием), 14-16 апреля 2009 г.: сб. докл. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. 346 с.

6. Фасхиев Х.А. Оценка экономической эффективности качества и конкурентоспособности изделий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 10. С. 59-66.

E.A. Fedorova, E. V.Levakhina

Algorithm techniques for determining the complex index of competitiveness of the industry group of companies

Algorithm is developed techniques for determining the complex index of competitiveness, which will calculate it, taking into account the specific features of the economic operation of the object in a particular industry, namely pulp and paper industry, and on this basis to predict the future behavior of the object when the you change any settings.

Keywords: estimation of competitiveness of an enterprise, a pulp and paper industry, composite index of competitiveness, algorithm method for determining the complex index of competitiveness.

УДК 658.5:[338.45:621]:001.891

Н.С. Акиншин, д-р техн. наук, профессор, начальник отдела, 8(4872)56-23-11, nakinshin@ yandex.ru, (Россия, Тула, ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения»);

A.B. Морозов, аспирант Московского института управления и права; Д.А. Молоденков, аспирант Московского института управления и права

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ЗАКУПКЕ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Определена комплексная методика процесса заключения контракта между заказчиком и исполнителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на конкурсной основе. Дан анализ возможных подходов рыночного типа к формированию потенциальными исполнителями предложении цены на НИОКР.

Ключевые слова: потенциальный исполнитель, контракт, рыночные подходы, цена, конкурсная основа.

Важная часть работы специалистов по заключению контрактов на выполнение НИОКР — это ценообразование, в процессе которого необходимо обеспечить осуществление закупки таких работ из ответственных ис-точников по справедливым и обоснованным ценам.

Специалист должен видеть в цене ее составные части: затраты плюс какое-либо вознаграждение или прибыль, соответствующие типу контракта.

Прежде всего, цена определена как общая сумма платежа покупателя за результат или услугу. Однако важно помнить, что, если цена не покрывает затраты поставщика и не обеспечивает прибыль, произойдут потери. Когда контракт оценен ниже затрат, возрастает риск его невыполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнитель (научно-исследовательские учреждения Министерства обороны и Министерства высшего профессионального образования, предприятия оборонно-промышленного комплекса и т. д.) должен финансиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.