Научная статья на тему 'Раннее бронирование туров как путь повышения эффективности туристической деятельности и её оценка при помощи относительного многомерного критерия сравнения'

Раннее бронирование туров как путь повышения эффективности туристической деятельности и её оценка при помощи относительного многомерного критерия сравнения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРФИРМА / ЦЕНА / РАННЕЕ БРОНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ МНОГОМЕРНЫЙ КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ / TRAVEL AGENCY / PRICE / EARLY BOOKING / EFFICIENCY / RELATIVE MULTIDIMENSIONAL CRITERION OF COMPARISON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Анна Александровна, Яхеев Валерий Васильевич

Рассмотрена экономическая эффективность раннего бронирования тура и его оценка при помощи относительного многомерного критерия сравнения. Применение относительного многомерного критерия сравнения пригодно для оценки управления денежными средствами туристической фирмы, так как он хорошо согласуется с апробированными экономическими методиками.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

iewed the economic effectiveness of early booking the tour and its evaluation using multivariate relative comparison criterion. The use of relative multidimensional comparison criterion suitable for evaluation of cash management of a travel company, as it agrees well with proven economic techniques.

Текст научной работы на тему «Раннее бронирование туров как путь повышения эффективности туристической деятельности и её оценка при помощи относительного многомерного критерия сравнения»

Курочкина А. А., Яхеев В. В.

РАННЕЕ БРОНИРОВАНИЕ ТУРОВ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО МНОГОМЕРНОГО КРИТЕРИЯ СРАВНЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрена экономическая эффективность раннего бронирования тура и его оценка при помощи относительного многомерного критерия сравнения. Применение относительного многомерного критерия сравнения пригодно для оценки управления денежными средствами туристической фирмы, так как он хорошо согласуется с апробированными экономическими методиками.

Ключевые слова. Турфирма, цена, раннее бронирование, эффективность, относительный многомерный критерий сравнения.

Kurochkina A.A., Yakheev V.V.

EARLY BOOKING TOURS AS A WAY OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF TOURISM ACTIVITIES AND ITS EVALUATION USING RELATIVE MULTIDIMENSIONAL CRITERION OF COMPARISON

Abstract. Viewed the economic effectiveness of early booking the tour and its evaluation using multivariate relative comparison criterion. The use of relative multidimensional comparison criterion suitable for evaluation of cash management of a travel company, as it agrees well with proven economic techniques.

Keywords. Travel agency, price, early booking, efficiency, relative multidimensional criterion of comparison.

Цена является актуальным маркетинговым средством конкурентной борьбы на рынке туристических услуг [1, 2]. Одним из эффективных способов снижения цены тура является раннее бронирование. Скидка, которую получает турист по раннему бронированию, варьируется в пределах 10-50% от стоимости тура [3]. Основная идея данной услуги - искоренить понятие «горящая путевка», когда турист до последнего момента не покупает тур и ожидает резкого снижения цены, не понимая ситуации, что туроператор вынужден был продавать тур иной раз себе в убыток, что послужило одной из причин туристического кризиса 2014 г. Преимущество такого решения заключается в том, что турист получает необходимую скидку при покупке турпродукта заблаговременно по ценам ниже горячего сезона, обезопасив себя от того, что тур может не состояться. Также необходимо иметь уверенность, что ему подтвердят проживание на предпочтительных условиях, а для туроператора важно быть уверенным в том, что у него уже забронированы все места в туре и он гарантированно получит свою прибыль. Бро-

ГРНТИ 06.71.57

© Курочкина А.А., Яхеев В.В., 2018

Анна Александровна Курочкина - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия природопользования и учетных систем Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Валерий Васильевич Яхеев - кандидат технических наук, доцент кафедры экономики предприятия природопользования и учетных систем Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Курочкина А.А.): 192007, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., 98 (Russia, St. Petersburg, Maloohtinskij av., 98). Тел.: 8 921 950 08 47. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.12.2017.

нирование и оплата тура по такой программе происходит в несколько этапов, у различных турфирм таких этапов может быть от 2 до 5.

Наряду с очевидными плюсами такой программы, есть и минусы. Основной минус данной услуги заключается в том, что может случиться ряд непредвиденных обстоятельств, по которым турист не сможет воспользоваться приобретенными услугами туроператора. В свою очередь, усложняется процесс возврата денежных средств или изменений условий предоставления тур-услуг, таких как перемена даты вылета, направления, а также лиц, которым предоставляется услуга [4]. К примеру, на авиабилеты эконом класса регулярных рейсов невозможно сменить имя туриста, который ими воспользуется. Следовательно, при возвращении денежных средств от туроператора накладываются дополнительные штрафные санкции, и турист, зачастую, не сможет вернуть более 50% от стоимости тура.

Прежде чем рекомендовать туристический продукт клиентам, для начала следует определить его экономическую эффективность, понять и просчитать выгоду, которую получит организация при реализации маршрута [5]. Для этого нужно учесть расходы турфирмы по страхованию туристов, транспортные расходы (авиаперелет до страны и обратно, трансфер), проживание, питание в гостинице, дополнительные услуги, и выявить - на каких этапах формирования турпродукта существуют проблемы.

Выполним расчеты тура под названием «Удивительный Рим» по направлению «Санкт-Петербург - Рим - Санкт-Петербург» по ценам, действовавшим в первой половине 2016 г. При этом названия реальных организаций, исходные данные которых использовались при расчетах, нами изменены для сохранения необходимой конфиденциальности. Расчет цены тура произведен на группу 8 человек и на одного туриста. Расчет проводился для тура, длительностью в 10 суток в апреле, мае, июне, июле, августе и сентябре. На примере данного расчета мы покажем эффективность услуги «Раннее бронирование», которую мы ставим за основу модернизации туриндустрии в целом. В данном расчете мы используем цены на авиабилеты при бронировании их за несколько месяцев для раннего бронирования и за месяц до предполагаемого тура. Цены на авиабилеты имеют динамический характер и могут ежедневно изменяться. Закономерная ситуация и с ценами на проживание в гостинице, которые предлагает компания-партнер в Италии. Рассчитаем тур и проанализируем полученные результаты.

1. Страхование жизни туриста. Медицинскую страховку для туроператора предоставляет "ХУ2-страхование". Размер стоимости страхования в этой компании на одного человека в сутки в Италии составляет 49,3 руб. х 10 дней = 493 руб. На группу 8 человек - 3 944 рубля.

2. Транспортные расходы. Включают: авиаперелет, трансфер до отеля, экскурсионные автобусы. В калькуляцию войдут только те позиции, которые включены в стоимость тура.

2.1. Авиаперелет. Туроператор подбирает наиболее удобные для туриста авиабилеты на регулярных рейсах различных авиакомпаний с прямым авиаперелетом без пересадок. Предпочитает пользоваться услугами компаний Аэрофлот и Alitalia, но также не исключает возможность покупки авиабилетов у любой другой авиакомпании, по запросу туриста. По требованию туриста можно также выбрать и более дешевые билеты с пересадками. Прямой перелет: Санкт-Петербург - Рим - Санкт-Петербург. Стоимость билета от 13 000 руб. на 1 туриста или 104 000 руб. на группу из 8 человек.

2.2 Трансфер от аэропорта до отеля и обратно. Трансфер на транспорте принимающей компании от аэропорта до выбранного отеля города Рим и обратно, от отеля в аэропорт - 2400 руб. на микроавтобусе на группу.

3. Проживание. Размер стоимости на проживание рассчитывается из классности гостиницы и номера, а также сезона, количества дней пребывания и количества человек в номере. В стандартном номере рассматриваемого отеля, для турфирмы с многолетним партнерством проживание стоит примерно от 2200 руб. с 1 человека в сутки в низкий сезон. Тогда: 9 ночей х 2 200 руб. = 19 800 руб. на 1 туриста; на группу - 158 400 руб.

4. Питание. Стоимость питания изменяется в зависимости от выбранного вида питания, в стоимость тура мы включили базовое питание: завтрак, обед и ужин. Питание в виде завтраков - шведский стол входит в стоимость проживания; а обеды и ужины являются дополнительной услугой тура и рассчитываются отдельным пунктом. Обеды и ужины предоставлены meet-компанией-партнером в Италии в одном из мини ресторанов вблизи от отеля. Обеды по программе - 6 по 1060 руб., т.е. 6 360 руб. на 1 туриста и 50 880 руб. на группу. Ужины по программе - 1325 руб. за 1 ужин в день. Тогда расчет

показывает: 9 ужинов х 1325 руб. = 11 925 руб. на 1 туриста и 95 400 руб. на группу. Суммарно дополнительное питание в туре (обеды + ужины) на группу - 146 280 руб. или 18 285 руб. на 1 чел.

5. Расходы на экскурсионную программу. В них входят только те расходы, которые входят в обязательную программу тура. Они включают: экскурсия по вечернему Риму - 2120 руб., «Знакомство с Ватиканом» - 2650 руб., «Секреты Рима» - 1855 руб. таким образом, на 1 человека экскурсионная программа будут стоить 6 625 рублей, на группу - 53 000 рублей.

6. Косвенные затраты. К косвенным затратам туроператора относятся расходы по организации набора групп, амортизация основных средств и нематериальных активов, плата за аренду, оплата услуг банков и предприятий связи, расходы по содержанию офиса, заработная плата с обязательными отчислениями управленческого персонала, агентов и т.д.

7. Услуги турфирмы. Они включают расходы по сопровождению группы, бронирование авиабилетов, встречу и проводы в аэропорт, реализацию туров. Косвенные затраты и прямые услуги турфирмы закладываются в 15-20% от стоимости тура. Условимся, что для туристов по программе раннего бронирования компания взимает 15% от стоимости тура, а для туристов, которые покупают тур по стандартной схеме, будет взиматься 20% от стоимости тура.

Все расходы тура могут варьироваться в зависимости от индивидуальных пожеланий туристов. Может изменяться стоимость авиаперелета в зависимости от авиакомпании, даты и времени вылета, курса валюты, момента покупки билетов, классности пассажирских мест, дополнительного питания, экскурсии и услуг, входящих в базовую стоимость тура. В таблице 1 представлена базовая калькуляция тура по стандартной схеме и в рамках раннего бронирования с образовавшимся размером экономии на одного человека.

Таблица 1

Размер скидок на тур на одного человека в рамках раннего бронирования по сравнению со стандартной схемой

Показатели 2016 год

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь

Цена тура по стандартной схеме, руб. 100 360 103 526 99 727 94 437 96 018 96 867

Цена тура по раннему бронированию, руб. 84 885 88 413 85 491 79 641 80 796 78 059

Абсолютная экономия (скидка) для клиента, руб. 15 475 15 113 14 236 14 797 15 222 18 808

Относительная экономия (скидка) для клиента, % 15,4 14,6 14,3 15,7 15,9 19,4

Проанализируем полученные результаты из таблицы 1. Здесь мы видим явные преимущества программы раннего бронирования, как для туриста, так и для туроператора. Рассчитанная общая экономия (скидка) на тур в рамках раннего бронирования показана в таблице 1. Она варьируется в рамках 14-20%, что соответствует туристическому рынку предложений для программ раннего бронирования различных туроператоров-конкурентов в Санкт-Петербурге по европейскому направлению. Отчетливо видно, что, бронируя необходимый тур за 4-6 месяцев, можно получить весьма ощутимую скидку, к примеру, если бронировать в апреле тур на сентябрь, можно получить не менее 19,4% скидки. Необходимо учитывать, что снижение цены на туристический продукт происходило не впрямую, путем установления скидки на всю сумму тура, а косвенным путем, за счет суммирования скидок. Скидки предоставляется лишь на ряд пунктов, составляющих тур:

1. Стоимость авиабилета существенно снижается при бронировании его заблаговременно, а также туроператору предоставляется скидка по партнерской программе по заключенному агентскому соглашению от 5% до 10% стоимости авиабилета.

2. Собственная наценка туроператора на реализацию продукта снижается с 20 до 15%.

3. Цена на проживание в отелях, благодаря шее1>компании-партнеру, снижается на 15%.

Таким образом внедрение новой услуги раннего бронирования дает существенную экономию (скидку) для потребителей туристических услуг. Сама скидка и её размер являются традиционным критерием оценки услуги раннего бронирования. Любая услуга, в том числе и покупка туристического тура является технологией. В данном случае новая (инновационная) технология раннего бронирования идет на смену базовой технологии бронирования по стандартной схеме за месяц.

Любая технология представляет собой многомерную систему, состоящую из п параметров, характеризующих данную технологию. Соответственно, для её оценки необходим многомерный критерий. Для этого предлагается относительный многомерный критерий сравнения (ОМКС) [6]:

п 1

Уа' = --

п

> 1 = 1, < 1

при условии:

X1 X0

X: X:

где технологичность новой технологии составляет при Уа'>1 - больше; =1 - одинакова; <1 - меньше, по сравнению с базовой; х;0 - параметры базовой (старой) технологии, относительно которой происходит сравнение; х/ - то же самое, соответственно, для новой технологии; нижний индекс «п» показывает число элементов, влияющих на технологию, должно быть одинаковым для сравниваемых технологий; pi - весовой коэффициент, выражающий вес каждого параметра с учетом его значимости, может определяться экспертным или расчетным методом (так как в нашей статье мы не проводим дополнительных экспертных или расчетных исследований по определению веса каждого параметра с учетом его значимости, то принимаем р = 1); | - прямо пропорциональная величина (доход, прибыль и т.д.); [ - обратно пропорциональная величина (затраты, себестоимость и т.д.); ^ - логическое следование (импликация).

Таким образом, воспользовавшись математическим аппаратом ОМКС, будем оценивать раннее бронирование тура помесячно и в целом за полгода по сравнению со стандартным (покупка тура за месяц) для условий рассмотренной модельной компании, что приведено в таблице 2.

Таблица 2

Комплексная оценка размера скидок на тур при помощи ОМКС

Показатели 2016 год Значение ОМКС за рассмотренный период, доли ед.

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь

Цена тура на одного человека по стандартной схеме, руб. 100360 103526 99727 94437 96018 96867 1,19

Цена тура на одного человека в рамках раннего бронирования, руб. 84885 88413 85491 79641 80796 78059

Абсолютная экономия (скидка) для клиента, руб. 15475 15113 14236 14797 15222 18808

Относительная экономия (скидка) для клиента, % 15,4 14,6 14,3 15,7 15,9 19,4

Значение ОМКС за месяц, ед. 1,18 1,17 1,17 1,19 1,19 1,24

Приведенные значения расчетов ОМКС по месяцам хорошо коррелируют как со значением экономии по месяцам, так и в целом за период (полгода). Значение ОМКС для системы раннего бронирования, за рассмотренный период, по сравнению со стандартным (покупка тура за месяц) для условий рассмотренной компании равно 1,19, что больше 1. Следовательно, проведенные мероприятия по разработке и внедрению системы раннего бронирования эффективны как для клиента, так и для турфирм и их необходимо применять. Заметим, что применение относительного многомерного критерия сравнения пригодно для оценки управления денежными средствами туристической фирмы, так как он хорошо согласуется с апробированными экономическими методиками.

Выводы:

1. Следует отметить практическую значимость предложенного показателя ОМКС для оценки туристической деятельности, так как он хорошо согласуется с апробированными экономическими показателями и методиками. Значение месячного показателя ОМКС при системе «Раннее бронирование»

хорошо согласуется с месячной экономией для клиента: чем больше экономия, тем и больше значение ОМКС.

2. Предложенный критерий представляет собой многомерный, интегральный, относительный, универсальный, отнормированный показатель. Он многомерный, так как содержит в себе п элементов (отношений параметров, из чего следует, что он относительный). При отношении параметров размерность уничтожается (происходит нормировка), что делает критерий безразмерным, универсальным. Из суммирования отношений вытекает его интегральность. Из отношения параметров вытекает его сравнимость. Критерий нормируется по базовому технико-экономическому параметру. Критерий позволяет сворачивать многомерное пространство, содержащее п элементов, в одномерное пространство, состоящее из одного скалярного числа.

3. По данным последней таблицы, инновационная технология раннего бронирования по значению ОМКС за период полгода лучше базовой (стандартного бронирования) в 1,19 раза, следовательно, её необходимо внедрять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков С.К., Дряблова Е.А. Цена как основной инструмент маркетинговой стратегии туристского предприятия в борьбе за потребительское предпочтение туристов // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 3.

2. Еременко И.А., Безуглова М.Н., Ганзина А.Д. Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг // Молодой ученый. 2016. № 2.

3. Ильина Е.Л. Туроперейтинг: организация деятельности. М., 2010.

4. Курочкина А.А. Стратегии развития предприятий туриндустрии на основе информационных технологий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2012. № 1 (139). С. 323-328.

5. Петров А.Н., Курочкина А.А., Сергеев С.М. Кросс-системный подход в управлении гостиничным бизнесом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 74-80.

6. Яхеев В.В. Разработка многомерного критерия сравнения (критерия Яхеева) для выбора инновационной технологии // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник научных трудов. СПб.: ГУАП, 2010. С. 173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.