А.В. БОРИСЕНКО
Радиационный контроль на границе: спустя год после саммита по ядерной безопасности
Рассматриваются этапы создания и развития системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) при перемещении через государственную границу Российской Федерации. Дается краткий критический анализ развития и состояния в настоящее время основных элементов системы таможенного контроля ДРМ.
Ключевые слова: радиационный контроль, таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, ТКДРМ, ядерная безопасность, радиационная безопасность.
Вашингтонский Глобальный саммит по ядерной безопасности 2010 года продемонстрировал единство лидеров сорока семи ведущих государств мира по ряду ключевых положений принятого плана дальнейших действий, направленных на повышение ядерной безопасности и предотвращение угрозы ядерного терроризма [33]. Российская Федерация, как ядерная держава и один из главных участников всех политических форумов, посвященных ядерной безопасности, неоднократно не на словах, а на деле демонстрировала свою приверженность этому курсу. «Россия полностью выполняет свои международные обязательства в области физической ядерной безопасности, предпринимая меры для усиления внутреннего и пограничного контроля за перемещением ядерных материалов в целях предотвращения нелегального оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ и угрозы ядерного терроризма»1.
1 Меморандум Российской Федерации о физической ядерной безопасности. Вашингтон. 14 апреля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D 0%B8/520
БОРИСЕНКО Александр Валентинович — кандидат химических наук, доцент, начальник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г Владивосток.
...Прошел год, и возникла необходимость уточнить: можно ли так же уверенно утверждать, что контроль над перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на российской границе в ближайшие годы будет надежно обеспечен? Чтобы глубже понять природу этого вопроса, вернемся на 17 лет назад.
Предыстория вопроса
День 10 августа 1994 г. стал отправной точкой в этой истории: германские спецслужбы задержали в мюнхенском аэропорту пассажира авиакомпании «Люфтганза», прилетевшего рейсом из Москвы, у которого в чемодане с двойным дном был обнаружен опасный багаж — 363,4 г плутония-239 и 201 г лития-6. Как выяснится позже, этот факт был звеном секретной операции «Гадес» федеральной разведывательной службы ФРГ (БДН)2. Событие вызвало широкий международный резонанс, поскольку Российская Федерация, являясь правопреемником Советского Союза, обладала мощнейшим ядерно-оружейным комплексом и развитой сетью предприятий атомной промышленности. Правительство и средства массовой информации ФРГ и ряда других западных государств подняли вопрос о неспособности России обеспечить действенный контроль за перемещением ядерных материалов через границу.
Руководство российского государства и все заинтересованные ведомства были вынуждены внимательно проанализировать состояние контроля за оборотом ядерных материалов, их физической защиты и пресечения их возможной контрабанды [27]. Результаты анализа оказались неутешительны: Россия не только не успела сделать эффективных шагов в этом направлении, но и во многом (по объективным и субъективным причинам) растеряла тот потенциал, которым обладала в составе Советского Союза3. Следует отметить, что до распада Советского Союза функцию радиационного контроля на государственной границе осуществляла пограничная служба, подчинявшаяся КГБ СССР. На вновь созданную Федеральную пограничную службу Российской Федерации эта функция возложена не была, а таможенная служба, не обладая техническими средствами радиационного контроля, осуществляла при внешнеэкономических операциях с ядерными материалами и радиоактивными веществами только документальный контроль.
Соответствующие выводы и предложения были представлены руководству страны, и, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации4, Государственному таможенному комитету было поручено осуществлять всесторонний контроль за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ через таможенную границу Российской Федерации.
2 Суриков А. Ядерный чемоданчик с двойным дном // Ядерный контроль. № 8. 1995. С. 15-17.
3 Кулик М. Некоторые проблемы хранения ядерных материалов на Северном флоте // Ядерный контроль. 1995. № 2. С. 12-15
4 О первоочередных работах по разработке и внедрению государственной системы учета и контроля ядерных материалов на 1995 год: постановление Правительства РФ от 13.01.1995 № 34.
Вот так, фактически с чистого листа, началась таможенная история борьбы с незаконным перемещением делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) (такую стали использовать терминологию) через границу России5.
Прошедшие годы показали, что таможенная служба выполнила поистине гигантскую работу по обеспечению ядерной безопасности границ России. Была создана система таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (далее — ТКДРМ), элементы которой (организация, административное управление, нормативно-правовое сопровождение, кадровая укомплектованность, материально-техническое обеспечение, и т. п.) постоянно совершенствовались в целях повышения ее эффективности. За сравнительно короткий срок российская технология таможенного контроля ДРМ получила признание как одной из самых передовых в мире.
Вместе с тем реалии сегодняшнего дня усложняются и система ТКДРМ нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, так как от этого зависит ядерная безопасность нашего государства. В данной работе мы остановимся на некоторых ключевых и проблемных моментах развития системы ТКДРМ.
Организационная структура и управление
Основы таможенного контроля за перемещением ДРМ через государственную границу Российской Федерации были заложены приказом ГТК России от 05.05.1995 № 303 [17]. С его принятием практически во всех таможнях и региональных таможенных управлениях стали образовываться службы ТКДРМ — специальные подразделения в виде отдела или отделения — в зависимости от задач и объема работы таможенного органа. Эти подразделения составляли единую систему с двойным подчинением: Служба ТКДРМ ГТК России подчинялась непосредственно начальнику Регионального информационно-технического таможенного управления (РИТТУ) и начальнику Главного управления организации таможенного контроля, а служба ТКДРМ таможенного органа — начальнику таможенного органа или двум заместителям (по информационно-техническим вопросам и организации таможенного оформления и таможенного контроля). Согласно действующим нормам радиационной безопасности все сотрудники службы ТКДРМ относились к категории персонала А, с распространением на них соответствующих льгот [25].
Приказом ГТК № 303 было введено в действие Положение о службе ТКДРМ, в котором были определены две ключевые задачи:
— предотвращение незаконного перемещения ДРМ через границу;
— организация таможенного контроля легально перемещаемых через таможенную границу России ДРМ, с их идентификацией по наименованию и количеству, заявленному в декларации.
5 Кравченко Н. Э. Лишь 25 процентов пунктов пропуска на границе оборудованы специальными приборами для пресечения ядерной контрабанды // Ядерный контроль. № 8. 1996. С. 20-21.
Для первой ключевой задачи Положением определялась общая технология деятельности подразделения ТКДРМ:
— осуществление постоянного радиационного контроля с помощью стационарной автоматизированной аппаратуры всех транспортных средств, товаров и пассажиров (багажа) при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации с регистрацией превышения естественного гамма-нейтронного фона;
— локализация источника ионизирующего излучения с помощью переносных приборов (при обнаружении превышения естественного фона) до уровня транспортного средства (его отсека), упаковки (места) багажа, товара;
— определение степени опасности обнаруженного источника ионизирующего излучения (радиоактивного загрязнения);
— обеспечение временного хранения задержанных радиоактивных объектов в заранее подготовленных для этого местах (хранилищах, площадках) транспортной организации или других организаций региона, оборудованных в соответствии с требованиями радиационной безопасности;
— идентификация источника ионизирующего излучения путем замера его спектральных характеристик; передача задержанных делящихся и радиоактивных материалов компетентным органам в установленном порядке.
Факт обнаружения незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации по возможным последствиям рассматривается как радиационная авария (в дальнейшем это положение было скорректировано — «аварийная ситуация») [16].
Вторая задача, в части таможенного оформления ДРМ, была прерогативой определенного числа таможен. На первом этапе лишь 18 таможен имели право таможенного оформления ДРМ [9]. В настоящее время компетенции по совершению таможенных операций в отношении ДРМ имеют 33 таможенных поста [22].
Главный документ Службы ТКДРМ — Руководство по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (далее — Руководство по ТКДРМ) был введен в действие приказом ГТК России от 07.05.1997 № 242 [16]. Также было принято решение о создании в составе Регионального информационно-технического таможенного управления (РИТТУ)6 Службы ТКДРМ на правах отдела, ее руководитель приобрел ранг заместителя начальника управления.
Руководство по ТКДРМ — фундаментальный труд, над созданием которого работали в течение двух лет представители полутора десятков научно-исследовательских организаций и таможен — заложило прочные основы
6 В последующем функции РИТТУ были переданы Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (УСТАТТ), в настоящее время — Главному управлению информационных технологий (ГУИТ ФТС России).
организационной структуры службы ТКДРМ и технологии реагирования. В документе были учтены практически все вопросы ее деятельности — от требований к базовому образованию сотрудников (как правило, инженерно-физическое) и разделам программы их обучения до детального описания всех этапов проведения радиационного контроля.
Если приказ ГТК России № 303 определил основные задачи и направления деятельности и стал основой организации службы ТКДРМ, а приказ № 242 заложил ее организационный «хребет», то приказ ГТК России № 300 от 29.05.1997 г. [18] сформировал ее штат и определил ближайшие ориентиры подготовки кадров для подразделений ТКДРМ7.
Формирование организационной структуры, штатной численности и корректировка решаемых задач фактически были осуществлены в течение двух-трех лет. Следует отметить, что этот процесс по времени совпал с пиком нормотворческой деятельности на всех уровнях государственной власти по проблемам, связанным с использованием атомной энергии, радиационной безопасностью, экспортным контролем, учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов8.
Процесс нормотворчества по направлению ТКДРМ в ГТК России шел параллельно: в центральном аппарате Службы ТКДРМ, региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах. За первые три года с момента образования службы ТКДРМ было издано свыше 60 различных правовых актов ГТК России, регламентирующих деятельность службы ТКДРМ по различным направлениям: организационно-штатное, административное,
7 В таможенные органы, в дополнение к уже имеющейся численности, вводилось 300 штатных единиц. Одновременно введены семь единиц в штат Российской таможенной академии (РТА) (одна — в РТА и по три — в ее филиалах во Владивостоке и Санкт-Петербурге) для организации подготовки специалистов на базе филиалов академии.
8 Об использовании атомной энергии: федер. закон РФ от 21.11.1995 № 170-ФЗ; О радиационной безопасности населения: федер. закон РФ от 9.01.1996 № 3-ФЗ; О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ; Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ; О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1205; Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 10.07.1998 № 746; О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 962; Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов: постановление Правительства РФ от 07.03.1997 № 264; Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов: постановление Правительства РФ от 11.10.1997 № 1298; Об утверждении положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется: постановление Правительства РФ от 08.05.1996 № 575; Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии: постановление Правительства РФ от 14.07.1996 № 865; Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий: постановление Правительства РФ от 15.12.1996 № 973; Об утверждении Положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе: постановление Правительства РФ от 16.03.1996 № 291.
материально-техническое, обеспечение радиационной безопасности и, конечно же, технология таможенного контроля ДРМ9 и товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения10.
В последующие годы работа по формированию нормативно-правовой базы деятельности подразделений ТКДРМ позволила разработать инструкции, рекомендации, технологические схемы и алгоритмы, в которых были четко расписаны действия персонала. В частности, были разработаны: инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов [11], рекомендации по проведению таможенного контроля объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения [28]; утверждены перечень и порядок применения технических средств ТКДРМ [14] и перечень документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ [26]; определена компетенция таможенных органов, правомочных проводить таможенные операции с ДРМ [22]; выработаны алгоритмы решения каждой конкретной задачи, возникающей при эксплуатации технических средств [32], и ряд других важных документов.
В настоящее время, с утверждением Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации [13], нормотворческая работа стала более планомерной, а деятельность должностных лиц таможенных органов по пресечению незаконного перемещения ДРМ основана на строгом выполнении регламентов [24], показателей эффективности [23] и действующих профилей рисков.
9 О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий: приказ ГТК России от 27.06.1996 № 402; О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки: приказ ГТК России от 23.05.1996 № 315; О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе: приказ ГТК России от 07.05.1996 № 277; О создании межведомственной центральной комиссии: приказ ГТК России от 06.10.1997 № 593; Об определении таможенных органов, производящих таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 07.05.1997 № 241; Об организации работ по радиационному контролю: приказ ГТК России от 19.03.1997 № 127; О перечне документов, необходимых для таможенных целей таможенного контроля при декларировании и таможенном контроле делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 20.08.1998 № 575; Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 13.03.1998 № 144; О таможенном контроле за делящимися и радиоактивными материалами, перемещаемыми через внешние границы государств-участников Союза Беларуси и России: постановление коллегии таможенного комитета Союза Белоруссии и России от 15.06.1999 г.; О развертывании системы информационной поддержки таможенного контроля ДРМ и других товаров из контролируемых списков: приказ ГТК России от 21.01.2000 № 46; О проведении опытно-оперативной эксплуатации стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 30.04.1996 № 262.
10 К товарам, имеющим повышенный уровень ионизирующего излучения на первом этапе реагирования, относятся все объекты, вызывающие устойчивое срабатывание аппаратуры радиационного контроля. Удобрения, строительные материалы, минералы и минеральное сырье и т.п., вследствие наличия в них разной концентрации природных, а в ряде случаев и техногенных радионуклидов, могут создавать повышенный радиационный фон, который нормируется существующими санитарными правилами и нормами радиационной безопасности, и в случае превышения установленных норм могут принести вред здоровью человека. Указанные товары могут явиться хорошим прикрытием при контрабандном перемещении ДРМ.
Подготовка кадров
Организация эффективной и надежной системы таможенного контроля ДРМ невозможна без качественной подготовки должностных лиц таможенных органов. И если на первом этапе формирования службы ТКДРМ (19951998 гг.) обучение специалистов для подразделений ТКДРМ осуществлялось при участии Учебного центра ВМФ России в г. Коломна, то в последующем для решения этой задачи в ФТС России была создана специальная многоуровневая система подготовки должностных лиц таможенных органов по вопросам ТКДРМ [2]. В настоящее время ее составляющими элементами являются11:
— учебно-методические центры ТКДРМ (УМЦ ТКДРМ) в Санкт-Петербургском и Владивостокском филиалах РТА, действующие на правах самостоятельных отделов12 и образованные в соответствии с приказом ГТК России [10] от 22.05.2003 № 545 на базе существовавших в филиалах с 1997 г. курсов подготовки специалистов ТКДРМ;
— курсы подготовки инспекторского состава основам ТКДРМ, проводимые региональными таможенными управлениями на базе собственных учебных центров подготовки кадров;
— трехступенчатая схема подготовки специалистов: инспекторский состав — специалисты подразделений ТКДРМ — специалисты по углубленному обследованию (эксперты) ДРМ;
— разработанный специальный комплекс учебно-методических материалов: учебные программы, учебники и учебно-методические пособия, видеофильмы, электронные эмуляторы приборов, тренажеры и программный комплекс проверки знаний, иллюстрированные рабочие тетради слушателей, техническое и информационное оснащение процесса обучения, учебно-методический комплекс лекций, практикумов, самостоятельных работ и т. п.;
— обширный парк технических средств ТКДРМ: свыше 40 наименований, включая стационарные таможенные системы обнаружения (СТСО) ДРМ «Янтарь», таможенный подвижной пост радиационного контроля (ТППРК) «Топаз», гамма-спектрометры, радиометры, дозиметры, источники ионизирующего излучения (ИИИ), и др.
Признанным лидером в области организации подготовки специалистов ТКДРМ [3] для таможенных органов Российской Федерации являлся УМЦ ТКДРМ Владивостокского филиала РТА (ВФ РТА)13 .
11 С 30.08.2011 г. вступили в силу приказы РТА о проведении организационно-штатных мероприятий
в филиалах Российской таможенной академии, в соответствии с которым произошли изменения в структуре, штатной численности и направлениях деятельности УМЦ ТКДРМ, в настоящее время — УЦ ТКДРМ.
12 С начала 2011 г. к подготовке специалистов ТКДРМ Южного и Северокавказского региональных таможенных управлений приступил УМЦ Ростовского филиала РТА (штатная численность 3 чел.), созданный решением РТА в декабре 2009 г. .
13 До 30 08.2011 г. штат УМЦ ТКДРМ состоял из восьми специалистов в области физических, химических и технических наук (из них шесть имели ученые степени).
За период 1999-2011 гг. во Владивостокском филиале РТА прошли повышение квалификации: более 2000 должностных лиц таможенных органов Российской Федерации от Калининграда до Чукотки, несколько сот специалистов по радиационной безопасности предприятий и организаций ДВ региона, более двух десятков представителей таможенных и других правоохранительных органов из десяти государств СНГ. Сотрудниками УМЦ ТКДРМ ВФ РТА подготовлено и издано свыше 40 учебных и учебно-методических изданий14, выполнено более 40 НИР (в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты», контрактов с МАГАТЭ и ФТС России), издано свыше 100 научных и методических работ в отечественных и зарубежных изданиях15, в том числе отмеченных дипломами различных конкурсов16.
В составе УМЦ ТКДРМ с 2003 г. успешно работает единственная в системе ФТС России аккредитованная научно-исследовательская испытательная лаборатория по радиологической экспертизе [1]. Результаты этих работ активно используются в практике таможенных органов РФ по пресечению незаконного перемещения ДРМ через государственную границу. Центр стал инициатором и организатором проведения первого в системе таможенных органов России учения по пресечению незаконного оборота ядерных и других радиоактивных материалов «Барьер-2005» [4]. Эта деятельность УМЦ ТКДРМ обеспечила инвестирование в материально-техническую базу ВФ РТА свыше 20 млн р.17.
Оснащение таможенных границ
Созданный по заказу ГТК России комплекс специальных технических средств (стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ (далее — СТСО ДРМ) «Янтарь»18 для контроля пассажиров, автотранспорта, железнодорожного транспорта, поисковые дозиметры РМ-1401(М), РМ1401К-0119, мобильный таможенный подвижной пост радиационного контроля «Топаз»20, радиометры-спектрометры МКС-А02,(-03), гамма-спектрометры СКС-50М и Гамма-1С/ЫБ121) позволил создать и внедрить в практическую работу таможенных органов России новые уникальные технологии таможенного контроля ДРМ, направленные на эффективное решение ключевых задач.
14 В работе по созданию учебных и учебно-методических пособий в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты» принимали участие представители службы ТКДРМ ФТС России
и Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА.
15 УМЦ ТКДРМ ВФ РТА: Научные публикации. [http://www.vfrta.ru/tkdrm/napravlen_08.htm]
16 УМЦ ТКДРМ ВФ РТА: Достижения и успехи. [http://www.vfrta.ru/tkdrm/center_05.htm]
17 Деятельность УМЦ ТКДРМ Владивостокского филиала по подготовке специалистов ТКДРМ в 2001 г. была отмечена премией Правительства Российской Федерации.
18 О проведении опытно-оперативной эксплуатации стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 30.04.1996 № 262.
19 О принятии на снабжение таможенных органов поисковых приборов МКС-РМ1401К, ИСП-РМ1401К-01: приказ ФТС России от 19.02.2004 № 36.
20 О принятии на снабжение таможенных органов модульной унифицированной таможенной системы дистанционного обнаружения «Янтарь-МА»: приказ ФТС России от 21.04.2004 № 711.
21 О проведении опытно-оперативной эксплуатации портативных гамма-спектрометров «Алмаз»: приказ ГТК России от 30.04.1996 № 263.
В частности, все таможенные органы, которые в соответствии с приказами ФТС России обладают компетенцией на совершение таможенных операций в отношении ДРМ, оснащены гамма-спектрометрами Гамма-1С/ЫБ1 и СКС-50М. В этих спектрометрах, разработанных по заказу ФТС России, имеется база данных всех сертифицированных транспортных упаковочных комплектов (ТУК) и программное обеспечение, которые позволяют таможеннику без вскрытия контейнера проверять соответствие заявленного радионуклида: его активность, изотопный состав плутония, а для урановой продукции — процент обогащения ураном-235, т. е. все обязательные данные таможенной декларации. Использование таких спектрометров позволило таможенным органам Российской Федерации впервые в мировой практике обеспечить проведение фактического досмотра ДРМ, находящихся в ТУК.
Сегодня с помощью СТСО ДРМ «Янтарь» и переносных приборов первично выявляется свыше 90 % случаев обнаружения источников ионизирующего излучения и лишь незначительная часть по оперативной информации и документам. Такая результативность во многом обязана (великолепным) техническим характеристикам приборов радиационного контроля, получивших высокую оценку на различных испытаниях, налаженной системе их эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, а также хорошей теоретической и практической подготовке должностных лиц таможенных органов, осуществляющих эксплуатацию приборов радиационного контроля.
Оснащение пунктов пропуска аппаратурой радиационного контроля проводится в соответствии с Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений22 в рамках централизованных закупок ФТС России, федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» и российско-американской программы международного сотрудничества «Вторая линия защиты» (ВЛЗ) российскими предприятиями, по контрактам с Министерством энергетики США.
В 2011 г. ФТС России планирует за счет бюджетных средств дополнительно оснастить стационарными системами радиационного контроля 5 пунктов пропуска, осуществить поставку в таможенные органы дополнительно 150 радиометров-спектрометров и 200 поисковых приборов радиационного контроля23.
22 Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: приказ ФТС России от 31.10.2008 г. № 1349; Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации: приказ ФТС России от 31.08.2009 г. № 1587.
23 Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов для автоматизации контроля за перемещением ДРМ на базе ССРК [Электронный ресурс].URL: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/ order_document_list_info/show?notificationId=571101
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты» (далее — ВЛЗ) — важнейшая составляющая системы мер по минимизации риска незаконного перемещения ядерных и других радиоактивных материалов через государственную границу24.
Основные направления реализации программы ВЛЗ в Российской Федерации25:
— оснащение пунктов пропуска через границу оборудованием радиационного контроля и их объединение в единые системы реагирования;
— создание условий для эффективного обучения специалистов ТКДРМ на базе филиалов Российской таможенной академии;
— проведение работ по долгосрочному поддержанию в работоспособном состоянии установленного в рамках программы ВЛЗ оборудования.
Начиная с 1998 г. в рамках программы ВЛЗ в таможенные органы РФ для оснащения 102 пунктов пропуска (автомобильных — 31, морских и речных портов — 26, железнодорожных — 13, авиационных — 32), а также 10 пунктов международного почтового обмена и УМЦ ТКДРМ филиалов Российской таможенной академии (Санкт-Петербургского и Владивостокского) в рамках безвозмездной технической помощи было поставлено 776 комплектов систем «Янтарь» с аппаратурой видеонаблюдения и другим оборудованием на сумму 54,5 млн долл. США26.
В соответствии с протоколом по вопросу совместных усилий для полного оснащения пунктов пропуска, которое происходит на паритетных началах, к концу 2011 г. 100 % всех российских объектов, подлежащих оснащению аппаратурой радиационного контроля, будут оснащены за счет финансирования, предоставленного программой ВЛЗ и ФТС России27: 126 объектов — за счет финансирования ВЛЗ; 122 — за счет финансирования ФТС России; 134 объекта будут оснащены совместно ВЛЗ и ФТС России.
В настоящее время в рамках программы «Вторая линия защиты» и за счет средств ФТС России ведется работа по созданию ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (ВАУИС), объединяющей в единый комплекс все стационарные системы обнаружения ДРМ, установленные на пунктах пропуска через
24 Программа является составной частью сотрудничества США и Российской Федерации в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов от 2 октября 1999 г.
25 Щедрина Е. «Вторая линия защиты»: результаты международного сотрудничества в зоне действия астраханской таможни // Ядерный контроль. 2005, № 3.
26 Сведения о расходовании средств иностранной технической помощи, предоставляемой по программе «Вторая линия защиты» [Электронный ресурс].иИЬ: http://embedded.customs.ru/ru/activities/directions/ printable.php?id286=5804&i286=1&print=1
27 Кравченко Н. Об истории создания системы таможенного контроля за радиоактивными материалами в России // Ядерный клуб. 2011. № 1. С. 51-53.
государственную границу Российской Федерации28. Реализация этого проекта позволит выйти на новый качественный уровень выполнения таможенных операций с ДРМ, связанных с обнаружением, обработкой, передачей информации о радиоактивных материалах для принятия в кратчайшие сроки решения о дальнейших действиях с этими товарами на всех уровнях управления (ФТС России, региональное таможенное управление, таможня, таможенный пост), что соответствует требованиям Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли по оперативному досмотру грузов повышенного риска, не прерывающего поток законной торговли. Планируется полностью закончить эту работу к концу 2013 г., после этого считается, что миссия программы «Вторая линия защиты» будет выполнена.
Программа «Вторая линия защиты» — не единственный пример международного сотрудничества таможенной службы Российской Федерации. В 2002-2008 гг. представители таможенной службы России, в том числе УМЦ ТКДРМ Владивостокского филиала Российской таможенной академии, участвовали в выполнении ряда научно-исследовательских работ, финансировавшихся МАГАТЭ, в том числе проекта (Coordinated Research Project (CRP): «Improvement of Technical Measures to Detect and Respond to Illicit Trafficking of Nuclear and other Radioactive Materials»29.
В 2001-2002 гг. в рамках выполнения Проекта МАГАТЭ «Физическая защита и безопасность ядерных материалов (RER/ 9/060)»30 проводилось обучение свыше 150 представителей таможенных и других правоохранительных органов из 19 государств-членов МАГАТЭ, прежде всего из СНГ и Восточной Европы по вопросам пресечения незаконного перемещения ядерных и других радиоактивных материалов в Санкт-Петербургском и Владивостокском филиалах31 .
Результативность контроля ДРМ
Таким образом, принятые 16 лет назад таможенной службой Российской Федерации комплексные меры по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу ДРМ путем создания системы таможенного контроля ДРМ позволили в значительной мере уменьшить угрозу ядерного распространения и ядерного и радиологического терроризма. Применение технических средств и технологий обнаружения ДРМ, а также качественная подготовка специалистов позволили в сотни раз повысить результативность таможенного контроля ДРМ и выявления случаев незаконного перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
28 ФТС России выбирает ИТ-подрядчика [Электронный pecypc].URL: http://www.google.ru/search?ie=UTF-8 &hl=ru&q=%D0%92%D0%90%D0%A3%D0%98%D0%A1
29 IAEA-TECDOC-1596-CD. Improvement of Technical Measures to Detect and Respond to Illicit Traf-ficking of Nuclear and Radioactive Materials. Results of a Coordinated Research Project 2003-2006. Vienna : IAEA, 2008. 642 р.
30 Technical co-operation report for 2002. Report by the director general. IAEA. GC(47)/INF/8. http://www.iaea. org/About/Policy/GC/GC47/Documents/gc47inf-8.pdf
31 Борисенко А.В. Курсы по программе МАГАТЭ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2002. № 3.
Так, если в 1995 г. таможенными органами было выявлено всего 4 таких случая, в 2004 г. — около 200, то в 2009 г. — более 47 тысяч раз должностные лица таможенных органов Российской Федерации осуществляли реагирование на срабатывание технических средств ТКДРМ (проводили измерения ручными приборами, осуществляли проверку документов и сведений, оформляли поручения на проведение экспертизы компетентной организации) при выявлении в зонах таможенного контроля товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, перемещаемых через таможенную границу32. В 1950 случаях таможенное оформление товаров и транспортных средств было приостановлено ввиду отсутствия разрешительных документов или выявления признаков наличия события правонарушения. В 120 случаях по согласованию с органами Роспотребнадзора принималось решение о запрете ввоза в Российскую Федерацию радиационно-опасных товаров и их возврате в сопредельные государства. В двух случаях аналогичные товары возвращались таможенными службами сопредельных государств в Российскую Федерацию33.
В 2010 г. должностные лица таможенных органов Дальнего Востока в процессе проведения таможенного контроля 3584 раза применяли меры по минимизации рисков при выявлении признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, имеющих повышенный относительно естественного радиационного фона уровень ионизирующих излучений (в 2009 г. было 2348 реагирований). По результатам реагирования в 2010 г. выявлено 55 фактов незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений — (в 2009 г. — 108 подобных фактов). За 3 месяца 2011 г. должностные лица таможенных органов ДВТУ 479 раз реагировали в процессе проведения таможенного контроля на случаи выявления физических лиц, товаров, транспортных средств и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с повышенным относительно естественного уровнем ионизирующего излучения. По результатам реагирования за отчётный период 2011 г. было выявлено 3 факта незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации радиационно-опасных объектов34.
В связи с катастрофическими событиями в Японии таможенные органы Дальнего Востока усилили радиационный контроль. В повышенной готовности находятся морские таможни — Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская, Чукотская.
32 Радиационный контроль в таможенных органах [Электронный pecypc].URL: http://dvtu.customs.ru/ru/ reviews/pressservice/index.php?id697=12668&date695=200712&id695=17524
33 Стрикаускас Л. Юбилейный семинар руководителей подразделений Службы ТКДРМ ФТС России во Владивостоке. Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2010. №3. С. 13-17.
34 Таможенная служба России — защита от внешних угроз радиационной опасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=26223
Сегодня таможня является практически единственной структурой, отвечающей за радиационную безопасность всех без исключения грузов, поступающих в Россию из-за рубежа и вывозимых с ее территории.
Проблемы
Наряду с достигнутыми успехами в нормотворческой, учебной и практической деятельности по своему направлению служба ТКДРМ со временем стала испытывать и проблемы35:
1. Серьезным ударом по системе ТКДРМ, последствия которого ощущаются и до настоящего времени, стала отмена приказа ГТК России № 242 и вместе с ним Руководства по ТКДРМ, что существенно повлияло на многие стороны деятельности службы ТКДРМ — от формирования штата до организации реагирования. Ни Методическое руководство по ТКДРМ [6], введенное вслед за этим, ни последующая Инструкция по проведению ТКДРМ [11] — взамен Руководства по ТКДРМ не смогли полноценно его заменить.
2. Законодательное решение о переводе некоторых категорий сотрудников таможенных органов, в том числе подразделений ТКДРМ, на иные формы работы [19] и потеря, в связи с этим, службой ТКДРМ статуса правоохранительного подразделения. И это, несмотря на очевидный особый статус подразделений ТКДРМ, выполняющих функции по обеспечению экологической, ядерной и радиационной безопасности государства, повлияло на степень ответственности должностных лиц, а также снизило общий профессиональный уровень сотрудников ТКДРМ.
3. Возникновение серьезных проблем у таможенных органов при взаимодействии с иными федеральными ведомствами, региональными и местными структурами и органами власти по вопросам пресечения незаконного перемещения ДРМ и товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. Например, разногласия, возникшие в апреле 2011 г. [8] между таможенной службой и Роспотребнадзором по поводу ввоза в Российскую Федерацию японских автомашин с повышенным радиационным фоном.
4. Постепенное нарушение управленческого порядка: руководитель службы ТКДРМ РТУ практически потерял рычаги влияния на процедуру назначения руководителя подразделения ТКДРМ в таможне36. Нормой стала частая ротация кадров, в том числе и в ходе организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, игнорирование рекомендаций по штатным структурам [30], повсеместное сокращение числа подразделений ТКДРМ. Это привело к тому, что на сегодняшний день численность штатных единиц, в сравнении с 1997 г., заметно сократилась, и не всегда по объективным причинам (сокращением числа таможенных органов). В соответствии с новым должностным
35 Борисенко А.В. Радиационный контроль на границе: современные вызовы // Ядерный клуб. 2011. № 2.
36 Интервью начальника Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадия Кириллова журналу «ВВП» (2009. № 4) [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.customs.ru/ru/activities/appearances/ detail.php?from286=3&id286=5825&i286=29
регламентом снизились требования к базовому образованию [21] и опыту работы специалистов ТКДРМ.
5. Отсутствие четкого законодательного закрепления функций за конкретными федеральными ведомствами в вопросах пресечения незаконного перемещения ДРМ и товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения. В частности, полномочия таможенной службы по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу в настоящее время определены ТК ТС37. Вместе с тем, ни в ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» [29], ни в других документах, определяющих вопросы национальной безопасности Российской Федерации [31] и деятельности ФТС России [34] прямого указания на осуществление радиационного контроля таможенными органами нет. Лишь в «Правилах физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» напрямую указывается: «...обеспечивает проведение организационных и технических мероприятий, направленных на пресечение незаконного перемещения ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации» [15]. В то же время, в соответствии с «Законом о государственной границе Российской Федерации», на государственной границе осуществляются и иные виды контроля, в том числе санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ, цель которого — «..предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации ...радиоактивных веществ... и иных товаров и грузов, представляющих опасность для человека»38. Однако следует отметить, что в настоящее время таможенная служба де-факто является единственной структурой, которая осуществляет стопроцентный радиационный контроль всех ввозимых в пределы России товаров, т. е. является единственным пограничным барьером, защищающим население от опасных для жизни и здоровья импортных материалов. Имеющаяся коллизия может существовать до определенного времени. Так, в случае попытки перемещения через государственную границу радиоактивных материалов для совершения террористических акций может оказаться, что в результате непрописанности функций потребуется время на организацию деятельности компетентных органов, в связи с тем, что таможенная служба не представлена в составе Национального антитеррористического комитета39.
6. Не в полной мере осуществляется сотрудничество службы ТКДРМ ФТС России с таможенными и другими правоохранительными органами других, прежде всего сопредельных, государств, в том числе и в рамках Таможенного союза.
37 О договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11. 2009 № 17.
38 Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 № 893.
39 О мерах по противодействию терроризму: указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116.
Риски и угрозы
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что «.основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.»40. В России уже многое сделано в направлении укрепления ядерной и радиационной безопасности: создана государственная система учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ, отлажена система мер противодействия терроризму. Однако в службе ТКДРМ остается ряд серьезных проблем, накопившихся за последнее время, которые наряду с внешними рисками и угрозами заставляют задуматься об угрозе государственной и международной безопасности. В частности:
1. С 1 июля 2011 г. вступили в силу соглашения государств-участников Таможенного союза, в соответствии с которыми прекращается таможенный контроль на внутренних границах Таможенного союза, а вместе с ним и радиационный контроль, осуществлявшийся подразделениями ТКДРМ с целью пресечения незаконного перемещения ДРМ через границу РФ. Теперь их функции должны будут исполняться таможенными пунктами пропуска (ТПП) на границе Казахстана с Туркменистаном (1 ТПП), с Республикой Узбекистан (8 ТПП), с Кыргызской Республикой (7 ТПП), с КНР (5 ТПП), а также пункты пропуска в аэропортах Казахстана (11 ТПП) и его морских портах (2 ТПП)41. При этом, если оснащенность техническими средствами радиационного контроля на российско-казахстанской границе составляет практически 100 процентов42, то в указанных пунктах пропуска дело обстоит иначе43. А между тем, по данным прошлогоднего совещания глав МВД стран Таможенного союза [35], половина контрабанды в Россию приходится на границу с Казахстаном.
2. Угрозы, обусловленные незаконным оборотом ДРМ, несмотря на все старания политиков, не ликвидированы, а число зафиксированных случаев потери контроля44 над ядерными материалами и радиоактивными веществами и зарегистрированных фактов их незаконного оборота45, в том числе на таможенной границе Российской Федерации, растет46.
40 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента Российской Федерации от 20.09.2009 № 537.
41 http://www.tsouz.ru/db/techregulation/pp/Pages/default.aspx
42 http://customsonline.ru/pdf/tam_mag/2008/tam_12_2008.pdf
43 http://www.adb.org/Documents/Translations/Russian/Country-Report-KAZ-rus.pdf
44 Об утверждении годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 г.: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 10.06.2010 № 470.
45 Угрозы и риски, связанные с незаконным оборотом // Бюллетень МАГАТЭ, 49-2, март 2008. [http://www. iaea.org/Publications/Magazines/Бulletin/Бull492/Russian/49203543236_ru.pdf]
46 Фурсов И. Негоже быть приживалкой // Таможня. 2008. № 1-2. С. 22.
3. Складывающаяся в мире ситуация: прокатившаяся по североафриканским и ближневосточным странам волна протестов, в том числе затянувшееся военное противостояние в Ливии; активизация террористических выступлений в Пакистане; продолжающаяся многолетняя война в Афганистане и Ираке, а также активность бандформирований на Северном Кавказе, террористические акты в Москве, — все эти многочисленные факты заставляют задуматься о достаточности мер по противодействию ядерному терроризму, предпринимаемых на национальном уровне47.
Эффективность таможенного контроля ДРМ в значительной степени определяют два основных фактора: техническая оснащенность таможенных органов и государственной границы и обеспечение высококвалифицированными кадрами, умеющими оперативно и профессионально реагировать на возникающие риски:
1) в Российской Федерации к концу 2011 г. планировалось полностью оснастить техническими средствами ТКДРМ все пункты пропуска. Однако перенос таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза внес существенные коррективы в эти планы;
2) организационно-штатные изменения, проходящие в настоящее время в ФТС России, не могли не сказаться и на второй составляющей эффективности мер по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу — обеспеченности профессиональными кадрами48. Наряду с сокращением числа должностных лиц в таможенных органах, ротации кадров в РТА принято решение о реорганизации УМЦ ТКДРМ, в результате которой фактически сводятся на нет достигнутые им успехи в обучении специалистов ТКДРМ. Этот факт вызывает серьезную озабоченность: насколько целесообразны и безопасны такие решения? УМЦ ТКДРМ Владивостокского филиала являлся единственным по направлению деятельности учебным центром, осуществлявшим подготовку специалистов в области радиационного контроля и радиационной безопасности не только для таможенных органов, но и других организаций и предприятий Дальневосточного региона. И это в то время, когда население не только региона, но и страны испытывает реальную угрозу радиационной безопасности вследствие аварий, происшедших в сопредельном государстве — Японии.
...А между тем президент Республики Казахстан, проявляя дальновидность, в 2010 г. выступил с предложением на Саммите в Вашингтоне о создании в республике Международного учебного центра по ядерной безопасности... [7]. В свою очередь США и Канада в начале 2011 г. пообещали России содействие в создании нового антитеррористического учебного центра49, где
47 Луков В. Новые особенности ядерного терроризма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3. С. 12-23.
48 Об организационно-штатных мероприятиях: приказ РТА от 06.05.2011 № 399.
49 США, Канада и Россия создадут антитеррористический центр для отработки ситуаций, связанных с ядерным оружием [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/01/16/anti-anons.html
персоналом российских ядерных объектов отрабатывались бы тактические приемы и меры обеспечения безопасности.
Из вышесказанного следует, что сложившаяся год спустя после апрельского саммита по ядерной безопасности ситуация диктует необходимость объединения усилий всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных фондов и организаций с целью обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также адекватного ответа на возросшие вызовы и угрозы — разработки всеобъемлющей стратегии борьбы с ядерным терроризмом.
Список литературы
1. Борисенко А.В. Возможности проведения радиологической экспертизы в рамках аккредитованной Испытательной лаборатории УМЦ ТКДРМ Владивостокского филиала РТА / В.В. Темченко, Л.Г. Елисеенко, В.Н. Кустов // Таможенное дело в период реформ: региональные проблемы: сб. науч. трудов. Владивосток, 2005.
2. Борисенко А.В. Система подготовки специалистов ТКДРМ и факторы, влияющие на ее эффективность / В.В. Темченко, Л.Г. Елисеенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2003. № 1 С. 65-75.
3. Учебно-методический центр таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии (1995-2011 гг.): сб. документов и материалов / сост. А.В. Борисенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. 502 с.
4. Елисеенко Л.Г. Учение по пресечению незаконного перемещения ДРМ через границу РФ как метод проверки уровня подготовки сотрудников службы ТКДРМ и эффективности радиационного контроля на таможенной границе / А.В. Борисенко, В.Н. Кустов, В.В. Темченко // Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России: сб. науч. трудов. Владивосток, 2006. С. 64-73.
6. Методическое руководство по технологии таможенного контроля ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения: письмо ГТК России от 28 дек. 2001 г. № 20-90/51570.
7. Назарбаев Н. Глобальный мир и ядерная безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://www.nuclear.kz/2010/04/02/nursultan-nazarbaev-globalnyjj-mir-i.html
8. Об обеспечении радиационной безопасности: письмо ФТС России от 04 мая 2011 г. № 01-27/20497.
9. Об определении таможенных органов, производящих таможенное оформление ДРМ: приказ ГТК России от 07.05.1997 № 241.
10. Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Российской Федерации и филиалах Российской таможенной академии: приказ ФТС России от 22.05.2003 № 545.
11. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов: приказ ГТК России от 04.02.2004 № 154.
12. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене: приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11.
13. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069.
14. Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509.
15. Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов: постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 № 456.
16. О введении в действие Временного разрешения Госатомнадзора России, Руководства по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов и дополнительных функциях Регионального информационно-технического таможенного управления: приказ ГТК России от 07.05.1997 № 242.
17. О введении в таможенные органы должностей специалистов таможенного контроля за радиоактивными и делящимися материалами: приказ ГТК России от 05.05.1995 № 303.
18. О дальнейшем развертывании работ по обеспечению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов: приказ ГТК России от 29.05.1997 № 300.
19. О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы): федер. закон [от 30.06.2002 № 78-ФЗ].
20. О Государственной границе Российской Федерации: федер. закон [от 01.04.1993 № 4730-1].
21. О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Главном управлении информационных технологий, информационно-технической службе Региональных таможенных управлений, информационно-технических отделах подчиненных таможенных органов: приказ ФТС России от 06.10.2005 № 930.
22. О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении ДРМ: приказ ФТС России от 11.01.2011 № 7.
23. О контрольных показателях эффективности деятельности РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС Росси на 2011 г.: приказ ФТС России от 29.03.2011 № 665.
24. О направлении методических рекомендаций по взаимодействию подразделений таможенных органов при выявлении административных правонарушений: письмо ФТС России от 29.12.2005 № 01-06/46772.
25. О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях: постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 № 189.
26. О перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ: приказ ГТК России от 11.12.2003 № 1444.
27. О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов: указ Президента Российской Федерации [от 15.09.1994 № 1923].
28. О проведении таможенного контроля объектов с повышенным уровнем ионизирующих излучений: письмо ФТС России от 10.12.2008 № 09-85/52506.
29. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон [от 27.11.2010 № 311-ФЗ].
30. О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 16.05.2006 № 443.
31. Положение о Федеральной таможенной службе: постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459.
32. Руководство по эксплуатации технических средств (РЭТС-2010): приказ ФТС России от 25.05.2010 № 1000.
33. Саммит по ядерной безопасности — шаг вперед в выработке глобального подхода к противодействию угрозе ядерного терроризма // Ядерный клуб. 2010. № 3-4 (май-июнь). С. 3-6.
34. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12.09.2009 № 537.
35. Фаляхов Р. Таможенный союз контрабандистов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2010/08/24/3410753.shtml