Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Тимкина Ю.Ю., Михайлова Ю.В.
РАБОТА В КОМАНДЕ ПРИ РЕШЕНИИ КЕЙСОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ
Сегодня высшее профессиональное образование представляет собой не столько институт государства, сколько институт рыночной экономики. А одной из главных проблем современной рыночной экономики является недостаточное количество специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма, обеспечивающим конкурентоспособность страны на международном рынке труда; способностью организовывать коллектив, команду, различные социальные группы, а также умением выстраивать отношения в данных организационных категориях. Следовательно, основной целью высшего профессионального образования является предоставления высококвалифицированных специалистов, способных развивать эффективную профессиональную и социокультурную деятельность, формирующую новый уклад жизни, на рынок труда [1].
Согласно требованиям рынка труда, современный профессионал с высшим образованием - это открытый к диалогу специалист, который способен в целом формировать уклад профессиональных и общественных отношений, реализовывать в ходе трудовой деятельности гуманистические нравственные ценности, готов к работе в коллективе, а в современных условиях к работе в международной команде [10]. Необходимо обратить внимание на то, что работа в международной команде предполагает владение иностранным языком на достаточном для профессиональной деятельности уровне.
Реагируя на требования рынка труда, высшее профессиональное образование ставит целью процесса подготовки бакалавров / магистров сформированность профессиональной компетентности, готовности и способности выпускника вуза к инновационной деятельности [3]. Данная интегративная цель реализуется установлением междисциплинарных связей, качественным изменением содержания образования, активным применением образовательных технологий, в основе которых находится развитие личности в профессиональном, интеллектуальном и творческом аспектах [5]. Соответственно главной целевой установкой в реализации ФГОС ВПО третьего поколения является компетентностный подход, в русле которого образовательные программы дисциплин ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе освоенных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности [6]. На этом основании правомерно сделать акцент на актуализации ряда задач высшего профессионального образования.
Современный выпускник вуза должен обладать не только глубокими знаниями, но и высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, гуманистическим отношением к труду и работникам, широким кругозором, чувством высокой ответственности перед обществом и народом за свои действия. Помимо этого специалист с высшим профессиональным техническим образованием должен уметь работать в команде,
55
ISSN 1029-3388
поскольку сильнейшая конкуренция на рынке труда, создает преимущества для компаний, использующих командные методы работы. Следовательно, конкурентоспособный специалист сегодня должен быть компетентным в профессиональной сфере, обладать готовностью и способностью к социальному взаимодействию в совместно-распределенной деятельности на родном и иностранном языках, обладать такими личными качествами как дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость, позволяющими исполнять профессиональные обязанности вовремя, качественно и в тесном сотрудничестве с руководством и коллегами на предприятии.
Анализ исследований положений ряда кадровых агентств позволил установить, что одним из основных требований при приеме на работу является компетенция «готовность к работе в команде». Под компетенцией «готовность к работе в команде» мы понимаем способность и готовность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения учебной или профессиональной задачи, а также владение способами совместной деятельности. Компетенция «готовность к работе в команде» включает содержательный (знание теоретических основ формирования команды и работы в ней), процессуальный (умение строить работу в команде на основе приобретенных знаний) и психологический (владение навыками избегания конфликтной ситуации, опытом принятия решений в команде) компоненты. Данная компетенция необходима современному специалисту, поэтому проблема поиска способов ее формирования на сегодняшний день актуальна.
Как упоминалось выше, одним из ключевых требований, предъявляемых к современному инженеру, является также владение иностранным языком в необходимом для межличностного общения и пользования иностранной литературой и информацией объеме. Целью обучения иностранному языку в неязыковом вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции [9]. Однако иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция как способность будущего выпускника технического вуза осуществлять общение в профессионально-направленной ситуации с зарубежными специалистами на достаточном для иноязычной коммуникации уровне и готовность к межкультурному профессиональному взаимодействию, шире иноязычной коммуникативной компетенции, включает ее в себя. В структурно-содержательной модели иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции мы выделяем следующие компоненты: профессионально-лингвистический, социокультурный, рефлексивный, стратегический. Следует отметить, что все компоненты модели взаимосвязаны и взаимосогласованы друг с другом. Так обучение иностранному языку в вузе сегодня нацелено не только на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, но и на формирование профессиональных и общих компетенций. Дисциплина «Иностранный язык» в вузе обладает значительным потенциалом в подготовке студентов к профессиональному групповому взаимодействию, формированию готовности и способности работать в команде. При этом вовлечение студентов в совместный процесс решения определенных проблемных ситуаций на иностранном языке в рамках будущей профессиональной деятельности способствует активизации речемыслительной деятельности, создает условия интенсивного взаимодействия в языковой среде, что способствует повышению качества обучения иностранному языку в вузе. Дисциплина «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом в формировании компетенции «готовность к работе в команде» и иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. Это обусловлено возможностью наполнить содержание дисциплины не-
56
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
обходимыми информационными ресурсами. Следует отметить, что современные образовательные технологии, такие как метод кейсов, проектный метод, обучение в сотрудничестве, применяемые на занятиях по иностранному языку, позволяют сегодня прямо или косвенно формировать профессиональные компетенции в комплексе с иноязычной коммуникативной компетенцией.
Процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов, выстроенный в русле использования технологии обучения в сотрудничестве с элементами проектного метода и метода кейсов, позволяет формировать у субъектов образовательного процесса коммуникативные умения и умения эффективно работать сообща во временных командах и группах и, как следствие, добиваться качественных образовательных результатов в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.
Мы рассматриваем кейс-технологию как одну из наиболее перспективных технологий организации процесса обучения иностранному языку в вузе, поскольку она способствует повышению уровня мотивации, активности и осознанного отношения студентов к изучению и дальнейшему использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и задач. Их относят к интерактивным методам обучения, которые позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя [2].
Решение проблемных ситуаций или метод case-study занимает все больше места в отечественном образовательном процессе. Возникший при обучении экономики в школе права Гарвардского университета в конце XIX века, метод кейсов активно используется в зарубежной практике. Данный метод рассматривается в качестве эффективного способа обучения студентов навыкам решения типичных проблем (кейсов), под которыми понимаются учебные специально разработанные ситуации на основе фактического материала [4]. В ходе решения кейса студенты учатся применять теоретические знания на практике; развивают аналитическое мышление, речь.
При обучении иностранному языку решение кейсов направлено на развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения, соблюдая фонетические, лексико-грамматические нормы языка, выражать согласие или несогласие, вести диалог / монолог / полилог; корректно употреблять в речи профессиональную лексику - говорение; навыков и умений выслушивать и принимать альтернативные решения, получать необходимую информацию из иноязычной речи на слух - аудирование; навыков просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового чтения различных типов текстов в зависимости от цели получения информации - чтение; навыков грамотного оформления иноязычной речи при представлении результатов решения кейса - письмо. Таким образом, очевидно, что вовлечение студентов в решение профессионально-ориентированных кейсов на иностранном языке позволяет активизировать все виды речевой деятельности в рамках изучаемого материала.
Проблемная ситуация на иностранном языке должна быть составлена на основе реальных фактов простым и доступным языком, соответствовать личным и профессиональным интересам студентов, содержать необходимый лексический и грамматический материал, ссылки на дополнительную литературу.
Например, при обучении иностранному языку студентов направления подготовки 1110800.62 Агроинженерия в рамках профессиональной сферы общения студенты
57
ISSN 1029-3388
знакомятся с типами тракторов, устройством трактора, навесными орудиями и т.д. на английском языке. Проблемная ситуация в рамках данной темы заключается в выборе трактора для хозяйства исходя из определенных условий (присутствует название хозяйства, форма организации предприятия, экономическая составляющая, цели приобретения трактора, назначение данной сельскохозяйственной единицы, условия использования, возможности технического обслуживания). Студентам предлагается проанализировать ситуацию и выбрать с целью приобретения либо отечественный, либо зарубежный трактор, обосновать свой выбор.
Решение данного кейса является достаточно объемным, так как выдвигается ряд условий, каждое из которых нуждается в анализе и требует изучения дополнительного материала. И в данном случае, представляется целесообразным распределить роли и организовать работу над кейсом в команде.
Следует отметить, case-study выступает в образовательном контексте как технология коллективного обучения, составляющей которой выступают работа в группе или подгруппе [7]. Эффективной формой организации решения кейсов является командная работа, при которой происходит «делегирование полномочий и ответственности» членам команды [7]. Оптимальным количеством участников команды является 4-5 человек, разделяющих общие ценности и цели. Студенческая группа состоит из студентов примерно одного возраста, имеющих общие интересы, получающих одну профессию, что позволяет формировать несколько равноценных команд, участники которых, обладая различными навыками и умениями, дополняют друг друга.
Командная работа характеризуется наличием единой цели, для достижения которой участники команды прилагают свои силы, знания и возможности, находясь при этом в равных условиях. Решение кейса на иностранном языке предполагает получение какого-либо образовательного продукта - создание буклета, эссе, реферата (письменная речь), доклада, презентации и т.д. (устная речь). Создание членами команды одного общего продукта вовлекает студентов в процесс взаимодействия, сотрудничества, а также осознанного развития команды на стадиях: формирования, становления, установления отношений и презентации результата. Понимание, на какой стадии развития команды находятся участники, позволяет предотвращать возможные конфликты, либо решать их конструктивно, вырабатывать общую стратегию работы.
Для достижения сотрудничества члены команды обязаны быть лояльными, проявлять терпимость и взаимное уважение, устанавливать хорошие деловые отношения как внутри команды, так и за её пределами. Отличительной характеристикой команды от группы является функционально-ролевая соотнесенность ее участников, то есть выполнение определенных функций внутри группы. Разные характеры участников, их взгляды, темп работы могут способствовать динамике работы в команде, творческому развитию, в том случае, если роли распределены в соответствии с интересами и по желаниям студентов. С другой стороны, работа в команде в учебной ситуации позволяет участникам попробовать себя в новых ролях, что стимулирует к саморазвитию и самоактивизации личности.
Следует отметить, что команда как единое целое несет ответственность за выполнение поставленных задач, что мотивирует каждого члена команды на продуктивный вклад в работу [8]. Особое место при организации работы в команде занимает налаживание обратной связи как в команде, так и каждого студента с преподавателем. Своевременный анализ и оценка проделанной работы необходимы с целью корректировки и
58
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
планирования дальнейшей работы над кейсом. Работа над кейсом в рамках определенной темы задействует аудиторную и самостоятельную работу студентов, имеет ограничение по времени. Управление временем является важной составляющей работы в команде. Выполнение работы качественно и в срок, приучает студентов быть пунктуальными, ответственными и исполнительными.
Поиск информации, анализ, обсуждение проблемы в рамках кейса интенсифицирует процесс коммуникации на иностранном языке, актуализирует полученные знания и способствует усвоению новых знаний, что позволяет эффективно формировать иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию студентов. Необходимо подчеркнуть, что, работая в команде, студент выстраивает определенную градацию значимости и присвоения знаний, у него формируется определенный тип профессионального мышления, который характеризуется способностью оперировать знаниями и возможностью успешного их использования в практической деятельности как на родном, так и на иностранном языке.
Таким образом, наличие единой цели, распределение ролей, единая ответственность, установленные сроки выполнения задания, ориентация на обсуждение, обмен информации и принятие единого решения свойственно и для решения кейсов, и для работы в команде. Образовательным результатом при решении кейсов в командной деятельности на занятиях по иностранному языку выступает повышение уровня сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетенции, навыки и умения поиска информации из отечественных и зарубежных источников, анализ, интерпретация и презентация решения кейса, ведение дискуссии.
Интеграция образовательных технологий case-study и работы в команде при обучении иностранному языку позволяет усилить эффект активного обучения студентов, так как данные технологии по своей сути ориентированы на коммуникацию. Обучение общению на иностранном языке в активной форме происходит осознанно, мотивирует студентов к самообучению, реализует принципы индивидуализации и дифференциации обучения в вузе. Самостоятельное, без участия преподавателя, но при его методической поддержке, решение кейсов развивает инициативу, творчество студентов и позволяет адаптироваться к будущей профессиональной деятельности.
59
ISSN 1029-3388
Литература
1. Гитман Е.К. Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - № 4 - С. 1330-1332.
2. Гитман Е.К. О возможности использования технологии кейс-обучения в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов / Е.К. Гитман, А.Ю. Соб-ко // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 14. - № 2.1. - С. 338-343.
3. Данилов А.Н. Оценка качества подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности // А.Н. Данилов, Е.К. Гитман, И.Д. Столбова // Стандарты и качество. - 2012. - №8. - С. 74-78.
4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // URL: http://www.vshu.ru/ lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения 15.01.14).
5. Ефимова Н.И. Особенности использования инновационных педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Н.И. Ефимова, Л.Б. Бурова // Социосфера. - 2010. - №4. - С. 127-130.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 37-41.
7. Календжян С.О. Работа в команде: ключевые факторы успеха [Электронный ресурс] // URL: www.elitarium.ru/2010/03/01/rabota_v_komande (дата обращения 23.11.13).
8. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функционирования команд. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. - 184 с.
9. Примерная программа по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов / под общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой [Электронный ресурс] // URL: technical.bmstu. ru/umo/files/for-fgos/ppd-inyz (дата обращения 12.01.14).
10. Проект Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Минэкономразвития России. - Москва, 2010. - 105 с.
60