три раза: один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись.
3. Особое внимание следует уделить звуку р, поскольку он придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, необходимо провести предварительную подготовку: поднять кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычать" как трактор: рррр. После чего выразительно и эмоционально произнести слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т. п.
4. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки ииииииииии, одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Теперь проделайте это же упражнение со звуками: эээ, ааа, ооо,
ууу.
5. Заключительное упражнение заимствовано из индийской йоги. Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком ха-а. Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
В комплекс речевой гимнастики обязательно включаются специальные упражнения для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности; упражнения для формирования носового дыхания, для распределения выдоха, появления навыка добора дыхания; упражнения для развития интонационной выразительности речи, темпоритма; дикционные упражнения.
Освоение учебного курса «Техника речи» является основой для последующего изучения специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы и для прохождения педагогической практики.
Л.В. Дубинчук
учитель-логопед, Детский сад № 22 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ
Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образновыразительными средствами общения.
Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём в кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?»
46
В основе таких историй лежит интересное явление языка - способность слов соединяться в целостные выражения, используемые в речи в переносных значениях. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» - «много получать, зарабатывать, наживать». Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.
Фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.
В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.
Наиболее актуальна работа по овладению образно-выразительными средствами общения с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.
Фразеологизмы всегда сложны по составу, но образуются из соединения нескольких слов, это сближает их с обычными, или, как их называют, свободными, словосочетаниями. Однако в свободных словосочетаниях любое слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу. Фразеологизмы такой замены не допускают.
В отличие от свободных словосочетаний фразеологизмы не допускают включения в них новых слов, в их составе нельзя обновлять не только лексику, но иногда и грамматические формы входящих в них слов. Во многих фразеологизмах нельзя менять даже порядок слов.
Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. Воспроизводимость - это важнейшее отличительное свойство фразеологических оборотов - делает их похожими на отдельные слова. Это сходство поддерживается ещё и тем, что фразеологизмы обычно являются синонимами обычных слов.
Очень важным является создание необходимых условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образно-выразительными средствами языка как необходимой предпосылки гармоничного развития личности.
47
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Под общим недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. В этом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образновыразительными средствами речи, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.
Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении.
Мини-музей предоставляет неограниченные возможности в работе по данному направлению, особенно при взаимодействии с родителями. В любой экспозиции найдется место для потешек, пословиц и поговорок. Это позволяет вести речевую работу по любой лексической теме.
Работа основывается на ведущей деятельности детей этого возраста - игровой, поэтому проходит интересно для детей, педагогов и родителей.
Работа проводится поэтапно.
I этап: ознакомительный
II этап: основной
III этап: заключительный.
В процессе этой работы решаются следующие задачи:
1) определение содержания словарной работы;
2) усвоение переносного значения слова детьми;
3) совершенствование качества связных высказываний дошкольников;
4) становление словесного творчества;
5) развитие образно-выразительной речи детей;
6) понимание содержание текстов художественной литературы;
7) формирование интереса к родному языку у детей и родителей;
8) совместная деятельность с родителями.
Ознакомительный этап
Знакомство с фразеологическим оборотом в мини-музее.
На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к необычным выражениям. Детям задаются вопросы типа: «Как ты понимаешь такое выражение?», «Когда так говорят?».
Фиксируется понимание детьми фразеологического оборота (без уточнений и исправлений). Проводится анализ ответов детей.
48
Основной этап
Толкование фразеологического оборота.
На этом этапе следует учить детей воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно - разговорной фразеологии.
При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:
1. Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками (нос, комар, язык).
2. Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку, - «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».
3. «Закончи пословицу, поговорку...» («Без труда не вытащишь ...»).
4. «Исправь ошибку» («Два сапога - тара»).
5. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели».
6. «Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса - хитрая, еж - колючий, трусливый как заяц, а смелый как лев».
7. «Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.
8. «Найди фразеологизм в сказке».
9. Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы.».
На этом этапе проводятся беседы и экскурсии в мини-музей для родителей.
Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами на материале экспозиции мини-музея под названием «В начале было слово.».
«КАША В ГОЛОВЕ»
Значение:
Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове - сто две.
Вот так каша в голове!
Говорят дети:
Так говорится о том, кто очень много каши съел, так много, что даже в голове каша; или говорится о том, у кого все мысли перепутались.
Задание.
У бедного мальчика такая «КАША В ГОЛОВЕ». Попробуй догадаться, о чем он думает, и отгадай, как его зовут. Среди всех этих слов спряталось его имя.
49
«МОЛОТЬ ЧЕПУХУ»
Значение: «Молоть чепуху» - значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.
Что за шум, что за гром Раздается в поле? -Целый день Тит с Петром Чепуху мололи!
Намололи три мешка...
Вот такая чепуха!
Говорят дети:
«Молоть чепуху» - это значит говорить о чем-то очень смешном, веселом и необычном.
Задание
Художник все перепутал и нарисовал чепуху. Разберись, что здесь не так (картинки с нелепицами).
На мельницу привезли сказки, и мельница их так перемолола, что все сказки перепутались - и получилась настоящая чепуха. Посмотри на картинки и найди соответствующие пары, чтобы получились известные тебе сказки.
Собери сказку (разрезные картинки)
«РАЗВОДИТЬ ТАРЫ-БАРЫ»
Значение: Тары-бары - пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» -значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.
Две подружки, две Тамары Разводили тары-бары.
Что за тары? Что за бары?
Не поймет никак родня.
Эти тары, эти бары -Это просто болтовня!
Говорят дети:
Тары-бары - это вообще неизвестно что, а вот тараторить - это очень быстро говорить, так, что тебя никто понять не может.
Задание
На рисунке все болтают между собой - «Разводят тары-бары». Подумай, о чем могут болтать между собой мышата, котята, девчонки и мальчишки. Соедини линиями наших героев, разводящих тары-бары, и предмет их разговора.
«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА»
Значение: Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.
В стране Хохотания Жили смеянцы
Любили смеянцы веселье и танцы,
И просто смеятся любили смеянцы.
Пусть слово не ново
50
И шутка стара -Смеятся готовы Они до утра.
Говорят дети:
Сделать надо что-то смешное, рассказать что-то смешное. Когда за-хохотался и остановится не можешь.
Задание
Народная игра «СМЕШИНКА»
Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол.
Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и.т.д. (в соответствии с тематикой экспозиции музея).
Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например:
- Ты кто?
- Перо
- Кто твой брат?
- Словарь?
- Что ты сегодня ел на завтрак?
- Бересту.
И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется -платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т.п.
«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ!»
Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относится. Не торопится что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.
Так обо мне твердит молва:
Я вспыльчивый! Я пылкий!
Хочу молчать - летят слова,
Как пробка из бутылки.
Совет недавно мне дала Одна девчонка в школе:
- Когда закусишь удила,
Вспылишь помимо воли,
Чтоб поскорей в себя прийти,
Считай в уме до десяти.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: - А я причем?
Но, досчитав до десяти,
Сказал: - Ну, дедушка, прости.
Говорят дети:
Если тебе что-то сказали, а ты не делаешь.
Я думаю, что если мама сказала что-то сделать, ты это сделаешь. Если выдерут перья у голубя, то он не улетит.
51
Если ты кому-то сказал обидное, то человеку будет неприятно, и это не исправить.
Задание
Прежде чем ответить, подумай. Угадай, какое слово здесь спряталось? (изографы)
«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ»
Значение: Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.
Тараторила Сорока:
- Зла Гадюка и жестока.
И её детёныши -Сущие гадёныши.
- Перестань чесать язык, -Ей в ответ сказал Кулик.
И воскликнула Сова:
- Ты, Сорока, не права.
Знать должна любая птица,
Что злословить не годится.
Говорят дети:
Зубы почесать, до верха рта Что-то чешется
Может долго говорить, много... Да, когда не останавливается Задание
Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).
Пять котят пить хотят.
Дядя Дима иди мимо.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ»
Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану.
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке.
Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
Говорят дети:
В языке итак нет костей. Это так: тра-та-та...
52
Когда много говоришь: ля-ля-ля...
Болтать пустяки.
Задание:
Чего на свете не бывает? Исправь ошибку и назови нужное слово.
Черный мел Старый малыш Твердая вата
Горячий снег Молодой старичок
Заключительный этап.
Составление словаря-минимума по теме экспозиции. Рисунки детей.
Игра «Вспоминаем и называем», фиксация понимания детьми фразеологического оборота. Викторина с родителями, выставка газет «Семейные истории».
В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшилось понимание фразеологических оборотов, обогатился словарный запас, речь стала более яркой, образной и выразительной. А родители воспитанников в результате такой совместной деятельности всё активнее сотрудничают с педагогами и специалистами.
Н.А. Ежкова
воспитатель группы, ГБДОУ № 78 Приморского района Санкт-Петербурга
Применение спектрального анализа в изучении акустического аспекта слогов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Звук, произносимый нами, - это физическое явление, представляющее собой распространение в виде волн механических колебаний, передаваемое через упругую среду, т. е. воздух и воспринимаемое человеческим слухом. У колебательного движения есть акустические свойства, которые являются аспектом в изучении звуков языка и речи.
По своей структуре колебания, воспринимаемые слухом, могут быть различными. Если они равномерные, периодические, то их называют тоном или музыкальным тоном. В том же случае, когда мы имеем дело с шумом, колебания будут неравномерными, непериодическими. В звуках речи (языковых звуках) сочетаются элементы тона и шума, при этом тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы - главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале. Как отмечает Ю.С. Маслов [2], гласные - это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) - это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [I], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.
От частоты колебаний зависит немаловажная характеристика - высота звука (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук). В свою очередь, сила звука, т. е. ее интенсивность зависит от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Наряду с этим существуют так назы-
53