Научная статья на тему 'Работа школьников в сети Интернет. Выявление существующих проблем'

Работа школьников в сети Интернет. Выявление существующих проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова М. С.

Возможности сети Интернет на столько широки, на сколько у человека только может хватить фантазии. Но у каждой возможности есть свои рамки и законы, которые нужно знать и соблюдать. В работе представлены результаты анкетирования школьников города Саратова (МОУ «Гимназия № 1») по вопросам соблюдения правовых норм взаимодействия в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа школьников в сети Интернет. Выявление существующих проблем»

1.5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

УДК 37.013.42

РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

ВЫЯВЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ

М.С. Борисова

Возможности сети Интернет на столько широки, на сколько у человека только может хватить фантазии. Но у каждой возможности есть свои рамки и законы, которые нужно знать и соблюдать. В работе представлены результаты анкетирования школьников города Саратова (МОУ «Гимназия № 1») по вопросам соблюдения правовых норм взаимодействия в сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, школьники.

В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды [1]. Но, несмотря на глобальное значение Интернета, у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети и нормами права, морали, экономики, этики, рекламы, безопасности, собственности. Активное использование ресурсов сети в учебной деятельности, а также технологий дистанционного обучения в практике вузов и школ сделало актуальным вопросы о правомерном использовании ресурсов, а также вопрос педагогического общения участников [2]. Поэтому естественно, что проблемы работы в глобальной сети Интернет не остаются без внимания. Но, несмотря на это, она существует и развивается. И самым опасным является тот факт, что, ресурсами сети Интернет пользуются не только взрослые, но и дети, и кроме полезной информации для школы они могут попасть на любой сайт с такими типовыми нарушениями.

Для доказательства и выяснения степени проблемы, связанной с работой школьников в сети Интернет, был проведен опрос среди учащихся средних и старших классов МОУ «Гимназия №1» города Саратова. Для размышления учащимся были предложены вопросы, которые раскрывали цели использования сети, разнообразие выбора работы порталов, соблюдение элементарных норм работы в социальных сетях и знание законов работы в Интернете. В опросе принимали

участие 94 человека, это учащиеся с 6-го по 11-й классы.

Были получены следующие результаты. Компьютера нет у 1 учащегося, но все ученики школы пользуются Интернетом в различных целях: для учебы (68,8 %), в личных целях (67,7 %), для развлечения (55,9 %).

Среди опрошенных самыми распространенными ресурсами сети являются: электронная почта - 62,3 %, ICQ - 51,6 %, WWW -

51.6 %, вики - 41,9 %, Skype - 41,9 %, on-line игры - 32,2 %, блоги - 10,7 %, другое (CODU, vk.com, яндекс) - 12,9 %.

Так же исследования показали, что все учащиеся зарегистрированы в разных портах Интернет: Вконтакте - 82,7 %, Мой Мир -

38.7 %, Одноклассники - 27,9 %, Fasebook -

24.7 %, Мир Тесен - 7,5 %, и другие (Mail.Agent, My Spase, Formspring, Sprashi-vai.ru, pedovka.ru, privet.ru) - 17,2 %.

Мы видим, что все учащиеся владеют Интернетом, используют его в нужных целях и пользуются различными ресурсами. Но нам было важно узнать, как работают учащиеся в сети Интернет. И мы получили следующие результаты: используют Ник - 36,5 %, под своим именем работают - 52,6 % учащихся, не пользуются своим именем - 9,6 %, под своим и под чужим - 16,1 %. Как известно, пользование чужим именем или укрывание своего - это уже первый шаг к нарушению прав работы в сети. Зачем законопослушному гражданину скрывать свое имя, работать под чужим или использовать Ник - наверное, каждый имеет свои цели.

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

Но, помимо работы в Интернете, добывания информации можно и выкладывать фотографии в сеть, тем более сейчас это стало модно. Мы поинтересовались у школьников, размещают ли они свои фотографии и фотографии своей семьи, друзей, родственников в сети, и получили следующие результаты: размещают свои фотографии в сети -44 %, иногда размещают - 43 %, и никогда не занимаются этим - 12 %. Что же касается размещения фотографий друзей и родственников: никогда не размещают - 36 %, иногда такое бывает у 29 %, редко это делают - 20 % и всегда размещают - 11,8 %.

Каждый человек должен знать, что любая информация имеет своего законного владельца, но встречаются случаи, когда информация, взятая из сети, присваивается себе. Мы решили посмотреть есть ли среди наших учащихся такие, которые выдают информацию, добытую из сети, как свою собственную, и выяснили, что всегда выдают -32 %, иногда - 37 %, и законопослушных

учеников, которые указывают всегда источник информации - 59,1 % - их, к радости, оказалось больше всего.

Как и говорилось ранее, Интернет имеет сейчас глобальное значение, и это же подтвердил наш опрос, каждый ученик в большей или меньшей степени владеет Интернетом, и уже со школьного возраста многие начинают нарушать права работы в сети. Нам было очень интересно узнать, а знакомы ли вообще учащиеся с правилами пользования Интернетом, и вот что мы выяснили: подробно изучали правила - 10 %, слышали, но не вдавались в подробности - 41,9 %, не знакомы - 25,8 %, даже не знают об их существовании - 21,5 %. Также мы выявили, что подробно изучали правила пользования Интернетом - 14,2 % учащихся в возрасте 1014 лет и только 6,8 % учащиеся 15-19 лет, слышали, но не вдавались в подробности -

42,8 и 40 % учащихся, не знакомые с правилами - 24,4 и 27,2 %, даже не знают об их существовании - 18,3 и 25 % учащихся.

Выдаю информацию как свою собственную 3%

Всегда указываю источник 59%

Иногда выдаю 38%

Рис. 1. Использование информации из сети Интернет

существуют

| Р все *10-14 лет Р15 и старше |

Рис. 2. Знакомство учащихся с правилами пользования Интернетом

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

Исследования подтвердили, что любой школьник старшего и среднего возраста владеет Интернетом и его ресурсами, но, к сожалению, как показала статистика, мало кто знает свои права использования интернет-ресурсов, а тем более их соблюдает.

Какой же вывод, мы можем сделать? Наверное, одной из острых задач на сегодняшний день для нашего государства является не только издание законов связанных с действиями в сети. А самое главное введение этих законов в жизнь: через учебные заведения (именно в школе формируются принципы

жизни человека), через СМИ и т.д. Иначе проблемы будут развиваться и любой человек, не только школьник, станет правонарушителем, сам того не подозревая.

Литература

1. Александров Д.К. Право и Интернет [электронный ресурс]. иЯЬ: http://connect.rin.ru

2. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 5. С. 222-235.

УДК 378.147

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛАССАХ В СРЕДЕ КМ-ВИКИ

И.А. Киселева

В работе рассмотрена организация работы учащихся с использованием метода проектов на уроке информатики на примере создания «Живой газеты» в 10-м профильном информационно-технологическом классе в среде КМ-вики.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, среда КМ-вики.

Профильное обучение в старших классах предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности преподавателя и учащегося, освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение - проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.

В рамках учебного процесса использование метода проектов можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития учаще-

гося, предполагает творческий поиск. Роль преподавателя - организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом -это коллективная работа учителя и ученика. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.

В качестве примера использования метода проекта на уроке информатики рассмотрим организацию работы учащихся по созданию «Живой газеты» в 10-м профильном информационно-технологическом классе в среде КМ-вики.

Первый этап.

Учащиеся ищут информацию по теме, определяют этапы трансформации печатного издания, изучают различные формы представления газет и журналов.

Второй этап.

Знакомство с некоторыми электронными изданиями, например, ВикиВики и Летописями. Определение, чем принципиально может отличаться газета в среде КМ-вики от обычного электронного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.