Единое информационное пространство школы в условиях МОУ «Белослудская основная общеобразовательная школа»
Хабарова Любовь Викторовна (E-mail: whitesludaschool@mail.ru)
МОУ «Белослудская основная общеобразовательная школа», МО «Красноборский муниципальный район», Архангельская область
Аннотация
Существуют ли такие задачи современного образования, которые должен и может решить компьютер? Во-первых, компьютер мог бы снизить требования к личности учителя, систематизируя и тиражируя то, носителем чего были выдающиеся преподаватели. Школа как основной источник знаний, учитель как основной носитель истины - в сознании молодого поколения во многом потеряли и продолжают терять свой былой ореол. Во-вторых, он мог бы освободить учителя от рутинных операций (опрос, контрольная) для творческой работы и индивидуального общения с учеником. В-третьих, компьютер - это хранилище информации и средство ее извлечения, обработки, представления и демонстрации.
Известный английский педагог Энтони Маллан верно отметил: «Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы специально создать для целей образования».
Блок 1. Учебная работа. Основная задача блока: показать возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе и повышении качества образования.
1.1. ИКТ в учебной работе - это обучение информатике. Следует переосмыслить роль информатики в образовательном процессе. Школа должна дать ученикам пользовательские умения и навыки. И это большой шаг вперед - не всем же быть программистами. Мы в своей школе пытаемся сформировать понимание у всех участников образовательного процесса, что на компьютере можно рисовать, писать рефераты, отправлять почту, создавать фильмы и сайты, реализовывать масштабные проекты. «Купите ребенку компьютер» - говорим мы родителям, которые начитались газетных статей о вреде компьютера для здоровья ребенка, - «и научите ребенка разумно пользоваться им». В ближайшем будущем пользование мультимедиасистемами станет такими же основами обучения, как приобретение навыков письма, беглого чтения, владения угольником или ножницами.
1.2. ИКТ в учебной работе - это новые инструменты подготовки к уроку ученика. Знания школьников о возможных источниках информации расширились. Ученики умеют найти нужную информацию в Интернете и скачать ее. Некоторые считают, что на уровне школы просто взращивается плагиат, с которым воюют в высшей школе. Это нормально. Ученик работает с информацией. Учителя отмечают, что иногда такой реферат принесут, сам зачитаешься. Важно другое: обсуждать со школьниками вопросы защиты авторских прав. Мы учим школьников делать ссылки на информационные ресурсы и описание необходимых в работе веб-сайтов.
1.3. ИКТ в учебной работе - это новые инструменты подготовки к уроку учителя. Появилась возможность знакомства с передовым педагогическим опытом учителей всей России и использования опыта лучших учителей в своей работе, повышения информационной культуры учителя через Интернет, применения образовательных ресурсов Интернета на уроках. На картину «Сельская учительница» следует взглянуть по-новому. Теперь (кроме книжек и учебников) учитель несет с собой ноутбук. При подготовке к урокам дома он открывает не только книги и учебники, а и ноутбук, а на уроке использует ноутбук и проектор.
1.4. ИКТ в учебной работе - это демонстрационный материал к любому предмету. В школе всегда были какие-то продвинутые учителя, которые и раньше делали что-то необычное. Был такой ко-доскоп, на который клали нарисованные картиночки, и они высвечивались на экране. Теперь это компьютер и мультимедийный проектор. В школе подвесными мультимедийными проекторами и экранами оснащены не только кабинеты информатики и актовый зал, но и тематические кабинеты учителей-предметников. Используются также переносные экраны и проекторы.
1.5. ИКТ в учебной работе - это интерактивная доска на уроке. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять
информацию. Интерактивная доска - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объеди -нить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
1.6. ИКТ в учебной работе - это современные электронные учебные материалы. Мы приобрели фонохрестоматии по литературе, лабораторные работы по химии, физике, многовариантные проверочные работы по предметам, образовательные комплексы для изучения, повторения и закрепления учебного материала по разным предметам. Красочное изложение материала, анимации и интерактивные рисунки помогают разобраться ученикам в сложных понятиях.
1.7. ИКТ в учебной работе - это введение нового предмета ИВТ за счет школьного компонента. Необходимость информационно-вычислительных технологий в дальнейшей жизни понимает каждый.
1.8. ИКТ в учебной работе - это использование системы тестирования к любому предмету. Система сама выставляет баллы, а это значительно более эффективный способ организации промежуточного контроля детей. У всех обучающихся разные варианты. Более того, они сами могут проходить внеурочную подготовку к тестированию, применять тренировочное тестирование по программе ЕГЭ. Мы работаем в программе «Тестер» - это открытая тестовая система, которая дает возможность учителю составлять новые тесты или изменять существующие. Для выпускников школы подобраны программы профтестирования «ПРОФИ», «ОРИЕНТИР».
1.9. ИКТ в учебной работе - это поддержка школьного курса «Краеведение» - обязательного регионального компонента. Информационная среда школьного курса «Краеведение» представляет собой мультимедиапроекты, сделанные учащимися школы в программе Power Point на CD-ROM дисках. Работы выполнены по самым разным темам, в том числе по истории, литературе, экологии, экономике родного края.
1.10. ИКТ в учебной работе - это библиотечно-библиографические занятия с учащимися. Библиотекарем школы разработаны презентации для библиотечно-библиографических уроков, которые помогают ученикам разобраться в сложных библиографических понятиях.
1.11. ИКТ в учебной работе - это работа с текстами. Создание текста - одно из основных направлений использования компьютера. Поэтому каждый компьютер в школе, доступный учителям и учащимся, является рабочим местом для создания текста. Один из технических навыков, который необходим для уверенной работы с компьютером, - навык клавиатурного ввода. В школе используется несколько программ, позволяющих учащимся обучаться быстрому набору текстовой информации. Так, младшие школьники работают с программой «Клавиатор».
Блок 2. Досуг в школе с использованием ИКТ. Основная задача: показать возможность максимального использования ИКТ в досуговой деятельности с выделением тех элементов новых информационных технологий, которые полезны школьнику не только сейчас, но и не потеряют актуальности и по окончании им учебного заведения.
2.1. ИКТ в досуговой деятельности - это аудио-, видеомонтаж для школьных мероприятий и презентационное оформление мероприятий.
2.2. ИКТ в досуговой деятельности - это пресс-служба школы. Деятельность, позволяющая заменить стенгазеты малотиражными изданиями. В нашей школе один раз в месяц выходит газета «Круто ты попал» тиражом 50 экземпляров, и этого достаточно, чтобы с сельскими и школьными новостями могли познакомиться ученики, родители и жители всей деревни.
2.3. ИКТ в досуговой деятельности - это школьный фотоклуб. Выставки фотографий не будут повторением и не наскучат, если будет меняться объект: «КЛАССное фото!», «Фото-ералаш», «Замри, мгновенье, ты прекрасно», «Кадр года». Выставка «Фотокартина» предусматривает «копирование» живописного полотна.
2.4. ИКТ в досуговой деятельности - это школьный радиоузел. В школе каждый компьютер снабжен звуковой картой, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками, которые делают возможным ввод необходимой аудиоинформации. В коридорах школы установлены динамики. Учащиеся готовят лектории и читают на переменах лекции, включают музыку на переменах и школьных дискотеках, государственный гимн на торжественных общешкольных линейках.
2.5. ИКТ в досуговой деятельности - это школьная фильмостудия. В школе имеется четыре цифровых фотокамеры, кроме того учащиеся часто снимают фрагменты на свои телефоны. Подключение к компьютеру цифровой фотокамеры и видеомонтаж осуществляют в несложной для 5-9 классов программе Movie Maker. Таким образом, накапливаются видеозаписи уроков, внеклассных мероприятий, проектов учащихся и учителей.
2.6. ИКТ в досуговой деятельности - это интернет-клуб в школе. Интернет - это удовлетворение познавательных потребностей школьников. С целью знакомства учащихся с наиболее качественными и полезными материалами Интернета мы создали раздел «Полезные ссылки», который позволяет пользоваться только проверенной информацией. Выпускаем рекламные листовки «ИнтерДА!».
2.7. ИКТ в досуговой деятельности - это создание фото- и видеолетописи в школе. Возможность выпускникам школы вернуться в школьное детство.
2.8. ИКТ в досуговой деятельности - это клуб программистов. Дети только начинают этим заниматься. Находят в Интернете полезные программы и работают с ними, например, «Виртуальный стилист», «Визитки и бейджи», «Древо жизни», «Экзаменатор ПДД», «Быстрочтение», «Говорит компьютер», «Моя говорушка» и другие.
2.9. ИКТ в досуговой деятельности - это студия мультипликации. Оборудование школы позволяет создавать мультипликационные проекты. Учащиеся младших классов работают с программой «Конструктор мультфильмов». Старшеклассники и учителя начинают создавать полноценные анимационные фильмы, в частности, с использованием программы Macromedia Flash.
2.10. ИКТ в досуговой деятельности - это школьный сайт и работа с ним. Сайт школы - лицо школы. Достижения и направления школьной деятельности доступны для различных групп пользователей. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, но пока в условиях деревни это нереально, потому что не у каждого дома есть выход во всемирную паутину. Безусловно, школьный сайт должен являться информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты должны обновляться и пополняться. Наша школа основная, поэтому учащимся 5-9 классов пока не по силам заниматься обновлением сайта, это делают учителя. Поэтому получали и предупреждения о том, что не обновляющийся сайт будет закрыт.
2.11. ИКТ в досуговой деятельности - это виртуальная мастерская. Широкие возможности для учащихся предоставляют знакомства с неизвестными техниками работ.
2.12. ИКТ в досуговой деятельности - это электронные справочники и библиотеки, которыми поделился с нами выпускник школы, приехавший домой и зашедший в школу в гости.
2.13. ИКТ в досуговой деятельности - это поисковые услуги. Мы вышли на сайт «Одноклассники» с обращением к выпускникам школы.
2.14. ИКТ в досуговой деятельности - это проектные и исследовательские работы учащихся. По некоторым из них сняты фильмы, сделаны презентации, например, «Северные хоромы», «М.В. Ломоносов и мы о сохранении здоровья», «Напиши письмо», «Озеленение помещений школы», «Род Пономаревых - защитники Отечества», «Судьба рода Корняковых - строка в истории страны», «Развитие образования в Белой Слуде», «Применение подобия фигур в измерительных работах на местности», «Осиротевшие дома» и другие.
2.15. ИКТ в досуговой деятельности - это работа с одаренными детьми. IQ-тестирование по Ай-зенку проходят учащиеся для отбора в команду на интеллектуальные районные игры, участвуют в интернет-олимпиадах и конкурсах.
2.16. ИКТ в досуговой деятельности - это электронная почта. В установлении дружеских контактов электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Для учащихся наиболее привлекателен международный обмен письмами, который можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком.
Блок 3. Информатизация образования и общество. 3.1. Информатизация образования и общество - это информационные технологии в жизни мамы, папы, дедушки, бабушки. С помощью компьютера можно разнообразить быт и досуг каждого из членов семьи: обрабатывать семейные фотографии, просматривать семейное видео, вести семейную фото-, видеолетопись, хозяйственные расчеты с помощью электронных таблиц и использовать разнообразные возможности Интернета. Полноправный член ведения семейного архива - ребенок.
3.2. Информатизация образования и общество - это домашнее задание к конкурсу детских электронных рисунков.
3.3. Информатизация образования и общество - это видеоконсультации для родителей. Родители могут выбрать в школе беседы для семейного просмотра дома: «Девочка становится взрослой», «Влияние мультфильмов на сознание детей», «Живая вода», «Ошибки родительского воспитания», «Счастливая семья - утопия или реальность?» и другие.
3.4. Информатизация образования и общество - это подготовка к мультимедиавыступлению. Очень удобно подготовить презентацию к уроку по заданию учителя в домашней обстановке, да еще и прислушиваясь к советам заинтересованных родителей.
3.5. Информатизация образования и общество - это индивидуальные достижения учащихся. Например, способная девочка, учащаяся 9 класса Стогова Лена, выпускает дома для школы газету на английском языке «The best» один раз в месяц.
Блок 4. Управление школой на основе ИКТ. Некоторые обеспечивают автоматизацию процесса управления, вплоть до составления расписания, учета посещаемости, формирования отчетности. Это очень удобно. Мы этой темы касаться не будем.
Перечисление возможных применений компьютера можно продолжать и дальше, но для решения и этих задач школе хватит работы на многие годы.
Компьютеризация внеклассной работы через Фестиваль любительских фильмов школьников
Хабарова Любовь Викторовна (whitesludaschool@mail.ru)
МОУ «Белослудская основная общеобразовательная школа», МО «Красноборский муниципальный район», Архангельская область
В условиях быстро изменяющегося мира, увеличения информационного потока, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы: обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.
Школьные годы - это прекрасное время для развития и проявления способностей. Однако не всем школьникам удается развить и раскрыть себя. С другой стороны, современному школьнику потребуется в жизни хорошее знание и грамотное использование достижений современных информационных технологий.
В условиях компьютеризации система внеклассной работы претерпевает качественные изменения. Кроме кружковой работы, в расписание работы кабинета информатики включаются часы открытых дверей, когда любой школьник может придти и использовать компьютер для своих целей: готовить тексты, презентации, получать информацию, искать информацию в Интернете, осваивать программы, создавать проекты, фильмы. Это путь самообразования.
В последнее время в России пытаются вновь вернуться к патриотическому воспитанию, возрождению народных ремесел. В то же время дети очень оторваны от жизни и много времени проводят за компьютером и телевизором.
Мы нашли возможность поголовное компьютерное увлечение детей направить в нужное русло - это работа по созданию видеофильмов в несложной программе Windows Movie Maker.
Впервые 30 марта 2009 года в Белослудском Доме культуры мы провели Фестиваль любительских видеофильмов школьников с демонстрацией фильмов жителям деревни. В состав жюри входили специалисты Белослудского Дома культуры. В номинации «Фильм зрительских симпатий» признан лучшим фильм Саши Жгилева из 6-го класса «Мы помним вас, ребята из Афгана», созданный в 2009 году. В своем фильме Саша рассказывает о наших земляках, проходивших службу в Афганистане. Песни, подобранные к фильму, и рассказ о воевавших детях, не воевавших родителей, тронули зрителей.
В номинации «Лучший фильм фестиваля» победа досталась фильму «Так ли безобидны мелкие шалости?», создателем которого являются ученики 7-го класса. Практика показывает, что наши дети мало знакомы со своими правами и слишком плохо со своими обязанностями, плохо представляют, что существуют ответственность административная и уголовная за то, что им кажется безобидной шалостью.