КОНТ тнгтт
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал ШсеМ2012п£ю.Кт. - Гос реГэ'лмТфС 77 ART 12110 УДК 37.025:811.111 49965 -issn 2304-120Х.
Тиунова Наталья Юрьевна,
учитель английского языка первой квалификационной категории, КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», г. Киров tiunova marina@mail.ru
Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе
Аннотация. В разработке предлагается вариант использования на уроке английского языка технологий интерактивного чтения и критического мышления на примере работы над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека [1]. Представленный урок создает условия для творческого осмысления информации, данной в тексте, знакомит учащихся с творчеством великого американского писателя. Ключевые слова: технология критического мышления, технология интерактивного чтения, работа над текстом на уроке английского языка.
В настоящее время в современной школе возрастает роль иностранных языков, так как при помощи языка ребенок может выразить свои мысли, проявить свою индивидуальность и развить свои способности к творчеству. В школе следует создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности: интеллектуальных и творческих способностей, нравственных качеств, способности к самообразованию. Чтение представляет собой интегрирующий вид речевой деятельности, так как позволяет развивать иноязычные речевые умения, мышление, память, внимание, воображение, творчество.
Интерактивное чтение есть процесс, при котором учащимся приходится использовать уже имеющиеся знания, дополняя их новой информацией, которую они получают во время работы с текстом. Очевидно, что активизация личного опыта и чувств ребенка необходима, так как способствует более успешному усвоению материала на уроке.
Критическое мышление представляет собой самостоятельное мышление, где главной является работа с информацией. Использование этой технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с текстом (с информацией). Критическое мышление подразумевает умение прогнозировать, выдвигать гипотезы, обобщать, сравнивать, рассуждать, выражать свою точку зрения, устанавливать связи, выявлять причины.
Уроки с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики - не пассивные слушатели, они - главные действующие лица на уроке. Учитель всего лишь координирует деятельность учащихся. Именно поэтому применение технологий интерактивного чтения и критического мышления на уроке в современной школе является особенно актуальным. Работа на уроке носит продуктивный личностный характер. Продуктивное обучение ориентировано на создание учениками образовательного продукта. Ученики создают продукцию, адекватную взрослой, и только затем знакомятся с вариантом великого американского писателя.
Читателям предлагается методическая разработка урока английского языка на тему «Что ты читаешь?» ("What Do You Read?”) в 8-м классе по учебнометодическому комплексу К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман «Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru» (8 класс) [2].
f\j ■Л f\j
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
Дидактической целью урока является создание условий для творческого осмысления информации, данной в тексте, в рамках технологий критического мышления и интерактивного чтения. Образовательная цель - получение сведений о жизни Джона Стейнбека и знакомство учащихся с творчеством великого американского писателя. Развивающая цель заключается в развитии иноязычных речевых способностей, памяти, восприятия, внимания, воображения, творческих способностей учащихся. Воспитательной целью является воспитание уважительного отношения к общекультурным ценностям, расширение кругозора, воспитание культуры сотрудничества и общения на уроке. К практическим задачам урока можно отнести:
- развитие умений чтения с полным пониманием содержания текста;
- совершенствование лексических навыков по теме «Книги»;
- развитие грамматических навыков по теме «Модальные глаголы»;
- совершенствование речевых умений монологической и диалогической речи;
- совершенствование умений письма.
Формами организации познавательной деятельности являются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. На уроке применяются личностно-деятельностноориентированный, творческо-поисковый методы обучения. К используемым на уроке дидактическим принципам относятся воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность. Необходимые на уроке средства обучения -экран, мультимедийная презентация «What Do You Read?» либо раздаточный материал (слайды мультимедийной презентации в распечатанном виде).
Структура урока и его ход представлены в таблицах (табл. 1, 2).
Таблица 1
Структура урока
Блоки Этапы урока Время
Целевой Организационный момент, постановка цели, речевая зарядка 5 минут
Процессуальный Основная часть урока 30 минут
Аналитический Рефлексия, информация о домашнем задании, оценка учащихся 5 минут
Таблица 2
Ход урока
I блок. Целевой_____________________________________
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Приветствует учеников Good afternoon, everybody! Nice to meet you Отвечают на приветствие
2. Целеполагание. Постановка цели урока с целью мотивации учащихся и актуализации предстоящей темы Complete the sentence: When you make a new friend, ask him, “What do you ? (read) Слушают, осмысливают и участвуют в формулировании цели урока
Group Work Questions for the discussion: 1. Do you like reading books? 2. Do you prefer to read books in Russian or in English? 3. Who is your favourite writer? 4. Do you want to read a story written by an American writer at this lesson?
«VI *5 <Х»
КОНТ ТНПТ
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
3. Подготовка к работе над текстом для чтения «The Pearl». Знакомит с биографией американского писателя Джона Стейнбека. Организует повторение 3-х форм неправильных глаголов. Задает вопросы, организует работу учащихся по снятию лексических трудностей JOHN STEINBECK 1902-1968; He is a famous American writer. He was born in California. Many of his novels were about the hard lives of poor families in California. Many of his novels were later made into Hollywood films Выполняют задания
- What do you think this story is about? - Does the story have a happy end? - Compose a short story under the title “The Pearl” Отвечают на вопросы
Answer the question What is important for you? Why? - To have a lot of money; - To have a friendly and healthy family Отвечают на вопросы
Irregular Verbs Заносят в таблицу три формы неправильных глаголов, сверяются с доской
Infinitive Past Past Participle
Прятать
Ударить
Стрелять
Ужалить
Бросать
Получить
Do You know the meaning of these words? - Pearl diver - водолаз, добывающий жемчуг; - Scorpion sting - укус скорпиона; - Shell - ракушка; - Pearl dealer - торговец жемчугом; - To destroy - разрушить; - Canoe - каное, челнок; - To attack - нападать; - Rifle - винтовка Читают и переводят слова
Match Word Combinations Соотносят фразы, сверяются с доской
have no money to pay the doctor
a very low the baby
to get a higher price
to steal price
to get the pearl
to treat the pearl
to be hit by the first rifle shot
II блок. Процессуальный
1. Организует работу по чтению текста, используя мультимедийную презентацию Kino was a poor pearl diver. One day, a scorpion stung his baby, so he took the baby to the doctor. But Kino had no money to pay the doctor. He only had some very poor pearls. The doctor didn’t want to treat the baby... Читают текст
2. Задает вопрос по содержанию Why did the doctor refuse to treat the baby? Отвечают письменно, затем устно
3. Предлагает учащимся текст Later that day, Kino went diving for pearls. While he was diving, he saw a very large shell. He swam down and down and picked up the shell. He took his knife and opened the shell. Inside, there was... Читают текст
4. Задает вопрос на антиципацию What was there inside the shell? Отвечают письменно, затем устно
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
5. Предлагает прочитать вариант писателя .a beautiful pearl - the greatest pearl in the world! Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
6. Организует чтение текста Kino and his wife Juana were very happy. Now they would have enough money to. Читают текст
7. Творческое задание. Предлагает продолжить предложение Complete the sentence Записывают свой вариант предложения
8. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя .to treat the baby, to educate him, buy new clothes and even a rifle Читают вариант писателя
9. Организует работу по чтению текста That evening lots of people came to their house. The doctor also came, because he had heard about the pearl. The doctor looked around the house, because he knew that they had hidden the pearl somewhere Читают текст
10.Задает вопрос интерпретационный Why did the doctor visit them later that day? Отвечают письменно, затем устно
11. Организует чтение текста In the middle of the night, while Kino and his family were sleeping, Kino suddenly heard a noise. Someone was trying to get the pearl! In the darkness, Kino jumped up with his knife but someone hit him on the head and ran away Читают текст
12.Задает вопрос интерпретационный Why did people try to get into Kino and Juana’s house? Отвечают письменно, затем устно
13. Организует чтение текста The next morning Kino took the pearl to the pearl dealers. There were many dealers but they all worked for one man and they always gave the divers the lowest price for their pearls Читают текст
14.Задает вопрос интерпретационный Why was Kino unhappy with the price the dealers offered him? Отвечают письменно, затем устно
15. Организует чтение текста Kino was very angry. He decided to... Читают текст
16.Задает вопрос на антиципацию What did Kino decide to do? Отвечают письменно, затем устно
17. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя .to go to the capital city and to sell the pearl Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
18. Задает вопрос по содержанию Why did he decide to go to the capital? Отвечают письменно, затем устно
19. Организует чтение текста Juana said that the pearl was evil and that it was going to destroy them. She tried to throw the pearl into the sea but Kino stopped her Читают текст
20. Предлагает вставить вместо пропусков модальные глаголы Complete the dialogue with can, need, have to, need, should, shouldn’t, must Juana: The pearl is evil. We 1 throw it into the sea. Kino: We 2 do that. We 3 sell it and get a lot of money. And we 4 money to educate our son. We 5 buy new clothes. Juana: This pearl 6 destroy our life Заполняют пропуски модальными глаголами
21. Предлагает проверить правильность выполнения задания (ответы на интерактивной доске) Juana: The pearl is evil. We 1 must throw it into the sea. Kino: We 2 shouldn’t do that. We 3 should sell it and get a lot of money. And we 4 need money to treat our son. We 5 have to buy new clothes. Juana: This pearl 6 can destroy our life Проверяют правильность выполнения задания
гм yj nj
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
22. Задает оценочный вопрос - Was Juana right? Отвечают на вопросы письменно, затем устно
23. Задает оценочный вопрос - What would you do? Would you throw the pearl into the sea?
24.Задает вопрос на антиципацию - What do you think will happen next?
25. Организует работу по чтению текста Soon afterwards, Kino was attacked in the darkness by a group of men. He defended himself with the knife and killed one of the men. Kino and Juana decided. Читают текст
26.Задает вопрос на антиципацию What did they decide to do? Отвечают письменно, затем устно
27. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя They decided ... to get away from the town but someone had made a hole in their canoe so they couldn’t go by sea. When the night came, Juana and Kino started to walk towards the mountains with their baby. Kino wanted. Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
28. Задает вопрос на антиципацию What did he want? Отвечают письменно, затем устно
29. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя .he wanted to get to the capital and sell the pearl. He kept making plans about the future Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
30. Организует работу по чтению текста During the day, they found a place to hide. They were resting when they saw that three hunters were following them. Kino, Juana and their baby hid Читают текст
31.Задает вопрос интерпретационный Why did the fighters follow them? Отвечают письменно, затем устно
32. Организует работу по чтению текста That evening, the hunters camped next to the waterfall. Juana couldn’t keep the baby quiet so Kino decided. Читают текст
33.Задает вопрос на антиципацию What did he decide? Отвечают письменно, затем устно
34. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя .to kill the men Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
35. Организует работу по чтению текста A hunter fired his rifle just as Kino attacked. Kino took the man’s rifle and killed him and the other men. But suddenly everything went very quiet and Kino knew that something was wrong. He went back to the cave Читают текс
36.Задает вопрос на антиципацию What did he see? Отвечают письменно, затем устно
37. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя The baby was dead! He had been hit by the first rifle shot. Kino and Juana walked back to the town carrying the body of their dead baby. They walked slowly. The people came out to meet them but they ignored everybody Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
38. Предлагает учащимся описать чувства главных героев рассказа Complete the sentences: Kino and Juana were - full of and , Their child was . Kino and Juana walked towards the sea. Kino took out the pearl Описывают чувства главных героев рассказа
PU Г м
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
39.Задает вопрос на антиципацию What did he do? Отвечают письменно, затем устно
40. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя Kino threw it into the water Сравнивают свой вариант с вариантом писателя
41. Задает интерпретационный вопрос Why did Kino and Juana throw the pearl into the sea? Отвечают письменно, затем устно
42. Задает оценочные вопросы The end. Does the story have a happy end? Do you like the end of the story? Why? Why not? Отвечают письменно, затем устно
43.Предлагается описать характеры главных действующих лиц рассказа Describe these characters: Kino; Juana; The Doctor Описывают характеры основных действующих лиц рассказа
44. Предлагает учащимся составить задания для своих товарищей What can you remember? Take turns to describe actions in the story. Who did them? Example: This person picked up the shell. Inside, there was a beautiful pearl. (Kino) Описывают события рассказа без упоминания имен людей; остальные догадываются о том, кто совершил
45. Учитель предлагает пересказать текст, используя фразы Retell the story. Use these phrases: - To sting the baby; - to treat the baby; - have no money to pay the doctor; - to find the shell; - to get a higher price; - to steal the pearl; - to get the pearl; - to be hit by the first rifle shot; - to throw the pearl into the water Пересказывают текст
46. Определение воспитательного потенциала рассказа. Учитель предлагает учащимся работу в группах: А) Озаглавить текст; В) Определить мораль рассказа Work in groups and answer the questions: A) What title would you give to the story? Выполняют предложенные задания в группах
B) Which statements (a-d) do you think is the best moral to the story? - Money only brings unhappiness. - Poor people can never win. - Society is very unfair. - We should not exploit the sea. Give your reasons
III блок. Аналитический
1. Рефлексия. Задает оценочный вопрос Give your opinion about the book: Отвечают на вопрос
It is worth reading.
I recommend this book to everybody.
This book is brilliant.
This book makes you cry.
This book makes you think.
The plot of the book is exciting.
This book is thrilling.
This book is not worth reading.
It’s a waste of time.
This book bored me to death.
КОНТ ТНПТ
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Деятельность учителя Информационное пространство Деятельность учащихся
2. Рефлексия. Задает оценочный вопрос What have you learn to do today? Отвечают на вопрос
It seems to me that I was good at: V V
• reading and translating in English;
• answering the questions;
• acting out the dialogue;
• using modal verbs in speech;
• predicting (anticipating) the story.
Total: My mark is:
3. Информация о домашнем задании You have received a letter from your English-speaking pen-friend who writes: Записывают домашнее задание
I’m so bored. There‘s nothing to do around here. My friend recommends me to read books. I’m keen on books. I prefer reading detective stories and science fiction. My friend likes adventure stories and fantasy. What is your favourite genre? What book would you recommend me to read? What are you reading now? All the best, John
4. Оценка учащихся. Учитель оценивает работу учащихся, подводит итоги Оценивают свою работу на уроке
При организации урока интерактивного чтения необходимо предлагать интересные, аутентичные, соответствующие возрасту учащихся тексты. Учащиеся должны иметь возможность высказывать свое мнение в устной или письменной форме. Задания должны быть интересными и понятными, представлять собой реальные возможности для обсуждения. Если учащиеся вовлечены в дискуссию, то понимание ими текста будет достигнуто не только за счет вопросов, которые задает учитель, но и за счет коммуникации с другими учениками. Учителю, выступающему в роли организатора, необходимо иметь заранее заготовленные, продуманные вопросы, которые бы способствовали активизации мыслительных процессов учащихся. Необходимо стремиться вовлечь всех учащихся в обсуждение, поддерживая их, организуя фронтальную, парную или групповую работу. Урок может быть проведен с использованием мультимедийной презентации. В случае отсутствия технической возможности представить ученикам на уроке презентацию в электронном виде, можно предложить её печатный вариант в форме раздаточного материала. Чтобы учащиеся не прочитали правильный ответ на вопрос раньше, чем создадут собственную версию развития событий в произведении, более эффективным было бы оформить раздаточный материал в виде книжки, где вопросы и ответы будут размещены на разных страницах.
Опыт показывает, что учащиеся с огромным интересом читают тексты, если на уроке они предложены для чтения с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения. Интерактивное чтение способствует развитию языковых умений учащихся.
pu "7 fu
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12110 УДК 37.025:811.111
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12110. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12110.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. New Opportunities. Russian Edition. Pre-Intermediate: Student’s Book / Michael Harris, David Mower,
Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Solokova; Pearson Longman; John Stein-
beck. - “The Pearl”, С. 62-63.
2. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю., Английский язык: Счастливый английский.ру / Happy English.ru: учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2008. - 256 с.
Tiunova Natalia,
teacher of English, Kirov Lyceum of Economics and Law, Kirov tiunova marina@mail.ru
John Steinbeck, “The Pearl”. Critical Thinking Technology, Interactive Reading Technology.
Abstract. The lesson offers the option of using technologies of interactive reading and critical thinking. The article deals with the text "The Pearl" by John Steinbeck. ISSN 2304-120X
This lesson makes it possible to think creatively about the information given in the text, it helps to introduce students the work of the great American writer.
Keywords: critical thinking technology, interactive reading technology, the reading lesson.
772304
120128
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
977230412012808