Научная статья на тему 'ШКОЛЬНОЕ СМИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ'

ШКОЛЬНОЕ СМИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / МЕТОД ПРОЕКТА / ШКОЛЬНОЕ СМИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андронов Юрий Алексеевич

В статье рассматривается медиаобразовательная деятельность посредством создания школьного средства массовой информациикак образовательного проекта.В работе доказывается эффективность проектной деятельности в рамках реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В исследовании большое внимание уделяется этапам проектирования школьного издания, а также даются некоторые методические рекомендации медиапедагогу. Также подчеркиваются плюсы медиапроекта как способа развития метапредметных навыков. Результатом исследования стало создание общей схемы реализации проекта учебного СМИ в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андронов Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDIA AS EDUCATIONAL PROJECT

The article examines media education activities through the creation of a school media as an educational project. The paper proves the effectiveness of project activities in the framework of the implementation of the requirements of the federal state educational standard. In the study, much attention is paid to the stages of designing a school media, and some methodological recommendations are given to a media educator. The advantages of the media project as a way to develop meta-subject skills are also emphasized. The result of the research was the creation of a general scheme for the implementation of the educational media project in an educational institution.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНОЕ СМИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ»

УДК 37.013.43 / ББК 74.04(2Рос)

ШКОЛЬНОЕ СМИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Андронов Юрий Алексеевич

Инженер отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Вологодский научный центр Российской академии наук, магистрант Института социальных и гуманитарных наук Вологодского государственного университета уигЦ2207@дтоИ. сот

В статье рассматривается медиаобразовательная деятельность посредством создания школьного средства массовой информациикак образовательного проекта.В работе доказывается эффективность проектной деятельности в рамках реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В исследовании большое внимание уделяется этапам проектирования школьного издания, а также даются некоторые методические рекомендации медиапедагогу. Также подчеркиваются плюсы медиапроекта как способа развития метапредметных навыков. Результатом исследования стало создание общей схемы реализации проекта учебного СМИ в образовательном учреждении.

Ключевые слова: ФГОС, метод проекта, школьное СМИ, медиаобразование.

SCHOOL MEDIA AS EDUCATIONAL PROJECT

Andronov Yuri Alekseevich

Engineer of the Department of Research on the Impact of Integration Processes

in Science and Education on Territorial Development, Vologda Scientific Center

Russian Academy of Sciences, Master's student of the Institute of Social Sciences and Humanities

Vologda State University

yurij2207@gmail. com

The article examines media education activities through the creation of a school media as an educational project. The paper proves the effectiveness of project activities in the framework of the implementation of the requirements of the federal state educational standard. In the study, much attention is paid to the stages of designing a school media, and some methodological recommendations are given to a media educator. The advantages of the media project as a way to develop meta-subject skills are also emphasized. The result of the research was the creation of a general scheme for the implementation of the educational media project in an educational institution.

Keywords: project method, school media, media education.

Современные стандарты образования требуют развивать в ученике способность учится, то есть формировать так называемые универсальные учебные действия. Это стало логичным переходом от концепции "знания-умения-навыки" и компетентностного подхода к тому, чтобы подготовить человека к быстро меняющемуся миру [9]. С другой стороны, само общество кроме того, что оно быстро меняется, стало информационным, то есть главной ценностью стала информация и умение работать с ней. Возникает проблема того, как совместить требования образовательных стандартов и современные реалии информационного общества.

Одним из путей решения данной проблемы может стать участие обучающихся в проекте школьного СМИ.

Практика создания средств массовой информации (чаще всего газет) в образовательных учреждениях существует в России уже достаточно давно. Некоторые исследователи утверждают, что первые издания подобного типа появились еще в конце XVIII века [7, с. 258]. Но если в прошлом создание школьных изданий являлось в большей степени формой игры и подражания взрослым, то с появлением медиаобразования оно начало обретать другие цели, основной из которых является повышение

медиаграмотности учеников.

Расширился и круг способов повышения медиаграмотности, появились разные концептуальные подходы к медиаобразованию. В этой статье мы будем опираться на журналистскую модель медиаобразования [8, с. 85] и создание

школьного издания как один из методов этого подхода. Данную модель развивают такие исследователи как И.В. Жилавская, С.Г. Корконосенко, Е.Л. Вартанова, И.А. Фатеева, а упоминают А.В. Федоров и А.В. Шариков.

Несмотря на то, что интерес к медиаобразованию, медиаграмотности и способам их реализации растет, а количество исследований, посвященных им

увеличивается, исследователи рассматривают медиаобразование несколько изолированно от стандартов образования или лишь упоминая Федеральные образовательные

государственные стандарты (ФГОСы) и Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ (С.В. Лебедева, И.А. Фатеева и др.).

Целью нашего исследования станет создание модели воплощения школьного СМИ как проекта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего основного образования выделено три основные группы универсальных учебных действий (УУД) [12], которые входят в метапредметные результаты

освоения основной образовательной программы:

• Регулятивные.

• Познавательные.

• Коммуникативные.

В педагогическом сообществе к трем перечисленным во ФГОС типам универсальных учебных действий добавляют также и четвертый тип - личностные [10].

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования в разделе «Общие положения» в пункте 5 наряду с другими важными характеристиками личности выпускника выделены такие как: «способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность» [12].

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается, что в числе метапредметных результатов должно быть владение навыками проектной деятельности, а в числе предметных - виды деятельности по преобразованию и применению полученных знаний в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

И соответственно одним из методов эффективного развития метапредметных навыков и, в частности, универсальных учебных действий является метод проектов. Кроме того, немаловажным достоинством данной технологии является способность мотивировать обучающихся к деятельности. При описании данного метода исследователи чаще всего ссылаются или упоминают описание проекта доктором педагогических наук Евгенией Семеновной Полат как наиболее

проработанное (Н.Ю. Пахомова, Л.Н. Горобец, Г.Г. Митрофанова и др.).

Полат предлагает 6 типологических признаков для классификации проектов [5, с. 71]:

1. Доминирующая деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная);

2. Предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный/междисциплинарный проект);

3. Характер координации проекта (непосредственный (гибкий, жесткий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта));

4. Характер контактов проекта (среди учеников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

5. Количество участников проекта;

6. Продолжительность выполнения проекта.

Е.С. Полат так определяет метод проектов: "способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом" [5, с. 66].

Н. Ю. Пахомова формулирует понятие учебного проекта как "дидактическое средство, позволяющее обучать

проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации"[6, с. 14].

Оба исследователя отмечают, что в проектной деятельности важен конечный результат, позволяющий решить ту или иную проблему.

Л.Н. Горобец, систематизируя работы других исследователей, отмечает, что "объединяет исследователей совпадение этапов подготовки проекта, их четыре: 1) организационно-подготовительный (формирование групп, выбор темы и др.); 2) планирования (составление плана, тезисов и др.); 3) технологический (работа в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу и др.); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация с оппонированием со стороны всех присутствующих, обсуждение, саморефлексия и др.), выдвижение новых проблем" [1, с. 124]. Также исследователь предлагает свое видение метода проекта, заключенное в шести этапах его воплощения (подробное описание данной модели будет описано в разделе "Результаты исследования"). В качестве рабочей структуры

реализации проекта мы будем использовать видение Л.Н. Горобец [1, с. 126].

Теперь перейдем к рассмотрению школьного СМИ.

Школьное СМИ - информационное издание, создаваемое в образовательной организации. Оно может иметь разные формы: это может быть и газета, и телевидение, и подкаст (как форма радиопрограммы) - все зависит от возможностей школы и желания команды, создающей школьный медиапродукт.

Важной особенностью школьного СМИ является то, что практически все люди, входящие в редакцию или занимающиеся созданием медиапродукта (за исключением учителей, курирующих проект), являются обучающимися, то есть теми, кто не имеет профильных знаний и образования. Хотя И.А. Фатеева в учебном пособии "Актуальные проблемы медиаобразования" пишет, что издания, выпускаемые в учебных заведениях, могут быть и полностью самодеятельными, т.е. без участия в создании педагога [11, с. 67]. Впрочем, как отмечает сама автор, доминируют корпоративные учебные СМИ, где "учащимся отводится чисто техническая роль" [11, с. 67].

Существование школьного СМИ в условиях современных образовательных стандартов уже рассматривалось

практикующими медиапедагогами. Так,

например, Т.В. Городилина в статье "Школьные медиа в условиях ФГОС" приходит к выводам о том, что школьное СМИ являясь долгосрочным групповым проектом, во-первых, решает административные задачи школы (под этим подразумевается реклама учебного заведения, создание положительного образа школы и удовлетворяет требования образовательных стандартов по проектной деятельности), во-вторых, создает нишу для реализации индивидуальных проектов обучающихся, и, в-третьих, школьное СМИ на базе проектной деятельности позволяет формировать самосознание и

коммуникативные компетенции [2, с. 62]. И. А. Фатеева в учебном пособии «Актуальные проблемы медиаобразования» утверждает, что «Многое из арсенала медиаобразования входит в «золотой фонд» педагогики и даже не соотносится ни педагогами, ни учащимися с "каким-то там медиаобразованием"», имея в виду под «арсеналом»: создание школьных СМИ (в том числе и блогов), корпоративных СМИ учебных заведений, организация тематических клубов [11, с. 12-13]. М.В. Кузьмина в статье «Современное медиаобразование и учебная деятельность» описывает медиаобразовательный опыт Кировской области. В рамках предмета «Основы проектной деятельности» появилась возможность для «для изучения в условиях образовательного учреждения элементов медиаобразования, связанных с освоением

основных закономерностей массовых коммуникаций, созданием аудиовизуальных медийных конструкций: видео, школьное телевидение, школьные СМИ, блоги, сайты, интернет-журналы, вики-страницы, сетевые проекты как результатов проектной деятельности учащихся» [4, с. 44].

В методических пособиях по медиаобразованию присутствует описание медиапроекта [11, с. 49-57], но при этом отсутствует развернутая схема воплощения школьного СМИ как проекта. В других же работах описываются рекомендации по созданию школьного СМИ, но эти рекомендации были созданы до современных ФГОСов. Нашей задачей становится сформулировать модель создания медиапроекта в рамках современных реалий.

В соответствии с классификацией Е.С. Полат школьное СМИ как проект имеет следующие характеристики:

1. Творческий, ролевой и практико-ориентированный (прикладной) проект;

2. Междисциплинарный (для создания собственного СМИ ученикам потребуются знания, получаемые на предметах «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «Информационные технологии»);

3. По характеру координации медиапроект может быть как с открытой координацией, так и со скрытой координацией;

4. По характеру контактов - среди учеников одной школы или класса;

5. По количеству участников проекта - групповой, но в рамках проекта школьного СМИ могут реализовываться и индивидуальные проекты обучающихся;

6. По продолжительности -долгосрочный.

Результатом проекта будет являться либо само СМИ (если рассматривать проект как создание школьного издания с нуля), либо отдельный выпуск издания (если рассматривать в рамках глобального проекта СМИ выпуск издания как отдельный внутренний проект). Проблемы, которую решает проект, можно обозначить как информационное освещение жизни школы, создание ее медиаобраза и

профориентационная подготовка

обучающихся, планирующих поступить на журфаки.

Результаты исследования

Как уже писалось ранее, в качестве основы проектной модели мы будем использовать шестиэтапную модель Л.Н. Горобец [1, с. 126].

I этап - подготовительный включает в себя 3 подэтапа:

• формирование творческих

групп;

• выбор темы, определение целей и задач проекта;

• выдвижение проблем, микротем, составление тезисов.

В рамках создания школьного СМИ на этом этапе определяется состав редакции, происходит концептуальное осмысление СМИ, реализующееся в формировании общего видения, каким будет школьное издание, понимание конечного результата как цели и шагов по достижению этого результата как задач. На первом этапе все планирование является предварительным для того, чтобы создать общее представление о будущем медиапроекте.

II этап реализации (выполнения) проекта разделен на 4 подэтапа:

• определение ресурсов, выбор / определение своей роли в проекте;

• выбор метода, жанра, стиля и типа речи;

• работа учащихся над микротемами / заданиями проекта, которые получили в своей мини-группе;

• оформление полученного творческого продукта / текста;

Важно заметить, что, применяя второй этап реализации проекта к школьному СМИ, можно рассматривать его как работу над СМИ в долгосрочной перспективе (то есть как реализацию СМИ в целом, чаще, когда школьное СМИ только создается), так и как работу над созданием одного конкретного выпуска данного СМИ.

Если рассматривать второй этап в рамках долгосрочной работы над СМИ, то на этом этапе определяются ресурсы для создания издания, тип СМИ (газета, журнал, школьное телевидение, радио/подкаст и т.п.), распределяются роли и обязанности в соответствии с конкретизированной концепцией СМИ. На этом же этапе, если редакция многочисленна, создаются отделы, составляется контент-план. Результатом этого этапа становится создание концепции издания.

Если же говорить о работе над созданием выпуска школьного СМИ, то в рамках второго этапа происходит определение тем выпуска и распределение материалов среди участников редакции (главный редактор дает задания корреспондентам),

непосредственная работа редакции над контентом. Результатом этого этапа становится подготовка материалов издания для определенного выпуска.

III этап - «тихая» презентация в мини-группе. Во время работы долгосрочной работы над школьным СМИ это может быть презентация концепции издания кураторам курса или всей редакции с последующим обсуждением этой концепции.

В рамках работы над одним выпуском третий этап представляет собой «планерку», то есть обсуждение материалов выпуска

редакцией и кураторами курса, последующую доработку этих материалов и сборку выпуска (верстка газеты или журнала, монтаж сюжетов в единый выпуск для школьного ТВ и т.п.).

IV этап - публичная защита («громкая» презентация). На этом этапе СМИ заявляет о себе в публичном пространстве (в пространстве учебного заведения или на уровне ученических объединений муниципального и регионального уровня) в случае долгосрочной работы над изданием (после этого работа над проектом переходит на режим непосредственного создания выпусков и возвращается ко второму этапу). При работе над выпуском на этом этапе происходит публикация нового выпуска (распространение печатных тиражей газеты или журнала, демонстрация выпусков школьного ТВ или публикация электронных версий выпуска в интернете).

V этап рефлексии снова реализуется как «планерка»: редакция собирается для обсуждения того, как произошла презентация, каждый член редакции высказывает свое мнение, обсуждается обратная связь и в конце главный редактор подводит общие итоги. На этом же этапе могут обсуждаться пути решения проблем, возникших при реализации текущего цикла проекта.

VI этап - итог проекта, «тематическое портфолио». На этом этапе учитель, который может выполнять роль как куратора медиапроекта, так и главного редактора, дает индивидуальные рекомендации участникам редакции, а сами участники вкладывают свои работы и материалы в портфолио.

Заключение. После описания общей схемы реализации медиапроекта в школе, необходимо дать некоторые комментарии по работе учителя в данном проекте.

Как уже отмечалось ранее, школьное СМИ может быть полностью самодеятельным, но такие издания встречаются крайне редко, поэтому основной задачей учителя является контроль за работой СМИ. При этом наиболее продуктивной схемой с точки зрения формирования УУД (в особенности регулятивных и коммуникативных) является та, в которой учитель не состоит в редакции, а является внешним куратором, к которому ученики могут обращаться за консультацией и помощью. Даже несмотря на выключенность учителя из непосредственного процесса создания СМИ, контроль все равно осуществляется в полной мере на этапе "тихой" презентации проекта.

Также учитель кроме контроля за медиапроектом должен дать редакции необходимый набор знаний, включающий в себя теоретические основы журналистской деятельности и практические рекомендации. Если у учителя нет соответствующих навыков, то он может приглашать на мастер-классы профессиональных журналистов, редакторов,

дизайнеров и т.д. Вот, что пишет Н.А. Спирина в рекомендациях «Журналистика в школе» [3]: «Проводите теоретические уроки, сочетающиеся с практикой. Желательно приглашать на занятия профессиональных журналистов, печатников, поэтов или писателей, интересных людей. Занятия по дизайну может провести профессиональный художник, дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе юнкора к «профессиональному» обучению. Важно познакомить юнкоров с основами газетного дела. Делать их журналистами нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята писать заметки и репортажи. Важно, чтобы юнкоры принимали активное участие в тех

делах, о которых они станут рассказывать потом в газете».

Подводя итог, можно сказать, что проектная деятельность на данный момент является одним из лучших способов развития у обучающихся метапредметных результатов освоения учебной программы, в частности формирования различных групп УУД. Одной из форм проекта может стать медиапроект, в котором ученики смогут работать в коллективе. Школьное СМИ является долгосрочным проектом, что позволяет более эффективно формировать коммуникативные, личностные и регулятивные УУД, реализовывая тем самым требования ФГОС, и задачи руководства школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горобец, Л. Н. "Метод проекта" как педагогическая технология / Л. Н. Горобец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 122-128.

2. Городилина, Т. В. Школьные медиа в условиях ФГОС / Т. В. Городилина // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2015. - № 15. - С. 57-62.

3. Журналистика в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/310091 (Дата обращения: 21.02.2022).

4. Кузьмина, М. В. Современное медиаобразование и учебная деятельность / М. В. Кузьмина // Образование в Кировской области. - 2010. - № 4(16). - С. 43-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. - Москва : РГБ, 2003. - 272 с.

6. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова ; Н. Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва : АРКТИ, 2008. - (Методическая библиотека). - ISBN 5-89415-268-2.

7. Садкова, Т. А. Феномен школьных СМИ в современной культуре / Т. А. Садкова // Человек в мире культуры. - 2017. - № 2-3. - С. 257-261.

8. Состояние современного медиаобразования: дискуссия экспертов / О. А. Баранов, С. И. Гудилина, В. В. Гура [и др.] // Инновационные образовательные технологии. - 2008. - № 1(13). - С. 83-103.

9. Универсальные учебные действия - Ольга Карабанова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=W3eyDW4VoMM (Дата обращения: 15.01.2022).

10. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 (Дата обращения: 15.01.2022).

11. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования : Учебное пособие / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2015. - 129 с. - (Классическое университетское образование). - ISBN 978-5-7271-1279-3.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйрз:/Ядо$.гиЯдо$Ядоз-$оо (Дата обращения: 21.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.