Мастер - класс
Большухин Леонид Юрьевич
кандидат философских наук г. Нижний Новгород Маринова Елена Вячеславовна
доктор педагогических наук г. Нижний Новгород
J Ч
РАБОТА МАСТЕРСКИХ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Как с помощью мастерских по русскому языку и литературе, можно охватить содержательную сторону школьных предметных курсов и технологические аспекты преподавания?
Аннотация: Авторы мастерских раскрывают основные темы статьи: представление о новом педагогическом мышлении в преподавании литературы, используя современные подходы к прочтению художественного текста; повышение филологической и лингвистической компетенции учителя-словесника, в том числе и через развитие его рефлексивной компетенции.
Ключевые слова: мастерская, речевая деятельность, русский язык, литература, интерпретация, осознание, воспитание, ЕГЭ, РКМЧП, программа.
Цели работы педагогических мастерских учителей русского языка и литературы полностью отвечают задачам Стандарта нового поколения, предполагают дальнейшее овладение системно-деятельностным подходом в практике школьного преподавания (формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию учителей, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся). Мастерские были спланированы так, чтобы охватить и содержательную сторону школьных предметных курсов, и технологические аспекты преподавания. Так, требования к результатам освоения литературы звучат в Стандартах следующим образом:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
3) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципи-
альных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. [6]
Мастерская № 1. Интерпретация художественного текста (ведущий - к. ф.н. Большухин Леонид Юрьевич).
Цель работы мастерской - дать представление о новом педагогическом мышлении в преподавании литературы, использовать современные подходы к прочтению художественного текста. (Объем программы: 18 часов).
Предполагаемый результат работы мастерской Большухина Л. Ю. (« Интерпретация художественного текста») - сформировать готовность и способность учителей использовать интерпретационный подход к работе с художественными текстами. Автор курса дает слушателям представление об основах и специфике интерпретационной практики, новые подходы к пониманию классических произведений, различные их толкования, новый взгляд на прочитанное. Предполагаемый подход дает возможность и учителю, и ученику формулировать свою точку зрения на прочитанное, иметь собственное мнение, не руководствоваться «готовыми рецептами», что позволяет вдумчиво и ответственно отстаивать свои позиции, опираясь на художественные реалии. Интерпретационный подход к прочтению
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
53
Мастер - класс
художественных текстов дает представление о возможности различного их толкования, это предполагает глубокое, осмысленное, самостоятельное их прочтение, в основе которого лежат собственные убеждения. Среди многообразия точек зрения ученик выбирает «свою» или формулирует ее самостоятельно, что не только делает его вдумчивым читателем, но и позволяет услышать иные мнения, участвовать в диалоге и дискуссиях, учит толерантности, готовности жить в многополярном мире.
Слушатели дают традиционно высокую оценку курсу Л. Ю. Большухина, так, учитель школы № 43 Иванова И. Л. отмечает следующие особенности:
- обаяние лектора, его эрудицию в области истории и теории литературы;
- эмоциональное, одновременно логичное и доступное преподнесение материала;
- современный взгляд на литературный процесс 19-20 веков, обогащенный открытиями литературоведения постперестроечного времени;
- многообразие оценок, точек зрения, в том числе и собственных, что определяет познавательность курса;
- изучение литературного произведения с точки зрения поэтики, того, как оно «сделано»;
- материал лектория - хорошая основа для составления практических и лабораторных работ для фронтальной и индивидуальной работы;
- лекционный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Программа мастерской Большухина Л. Ю. в текущем учебном году включает в себя как анализ классических произведений 19 века, так и характеристику современной прозы и поэзии (отчасти в их сопоставительном прочтении). Кроме того, лектор уделит внимание вопросам теории литературы (занятия «Поэтика чеховского рассказа», «Как сделан рассказ рубежа 10-20 венков»). Знакомство с проблемными вопросами в преподавании литературы и возможность личного участия в их разрешении, несомненно, обогатит профессиональный опыт учителей, даст возможность многоаспектного применения в практике преподавания знаний, полученных на курсах ПК [1].
Требования к результатам освоения русского языка сформированы в Стандартах как:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,чтения,говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизация знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
6) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Для решения поставленных в Стандартах вопросов организована Педагогическая мастерская № 2. «Культура речи в школьном преподавании» (ведущая - д. п.н. Маринова Е. Ю.)
Цель программы: повышение филологической и лингвистической компетенции учителя-словесника, в том числе и через развитие его рефлексивной компетенции. (Объем программы: 18 часов).
Прогнозируемый результат работы мастерской д. ф. н. Мариновой Е. В. - знакомство учителей с последними достижениями в области современного литературоведения и лингвистики, использование нового в педагогической работе с целью преодоления разрыва между современной наукой и школьной практикой.
Программа по культуре речи, предложенная учите-лям-словесникам в прошлом году, включала восемь тем. Основное содержание программы - знакомство с достижениями научной дисциплины «Культура речи». В её современном звучании это наука о коммуникативных качествах речи, или качествах хорошей речи.
Безусловно, самым важным, базовым качеством речи является правильность. На занятиях, посвящённых этому качеству, обсуждались такие злободневные вопросы, как колебания современной нормы, типы норм русского языка, наиболее типичные ошибки на так называемых слабых участках языка. Особо рассматривался вопрос о качествах современных нормативных словарей и справочников. Считаем, что данные темы чрезвычайно актуальны для учителей-словесников. Полученные сведения, закреплённые на материале практических занятий, помогли «курсантам» систематизировать знания о нормах правильной речи, сформировать непротиворечивое представление о требованиях правильности в разных стилях литературного языка (книжных и разговорном), скорректировать собственные речевые умения и навыки. Отметим, что упражнения для закрепления составлялись с учётом заданий, проверяющих правильность речи выпускников на ЕГЭ.
Ряд занятий был посвящен функциональным качествам речи - точности, логичности, выразительности, изобразительности. Сведения о том, как поддерживаются эти качества хорошей речи, необходимы учителям в процессе обучения школьников сочинению, в частности сочинению части «С» ЕГЭ. Полезны эти знания и в практике лингвистического анализа текста.
Наиболее остро обсуждались на занятиях вопросы, связанные с классификацией ошибок письменной речи.
54
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Мастер - класс
Очевидно, это объясняется тем, что в методике преподавания русского языка нет единой и строго последовательной типологии ошибок (например, нарушения таких качеств речи, как богатство, логичность, точность, относят в разного рода рекомендациям к речевым ошибкам). Несомненно, важное место в повышении квалификации учителя-словесника должны занимать умения определять тип ошибки, тип нарушения, связь ошибки с тем или иным языковым уровнем, а также умения редактировать «отрицательный» языковой материал. Такие умения и навыки, на наш взгляд, требуют регулярного тренинга. В современной языковой ситуации учитель нередко оказывается единственным проводником настоящей образцовой культуры для своих подопечных, т. к. ни телевидение, ни интернет, ни массовая культура не могут привить чувство прекрасного и представление о вечных духовных и нравственных ценностях.
Разговор о сложной нестабильной языковой ситуации, в которой ещё более обнажились трудности преподавания родного языка, прошёл в рамках курса очень заинтересованно. Учителя были активными слушателями, приводили свои примеры, делились наблюдениями над современной речевой стихией.
Цель работы курса в текущем учебном году - углубление фундаментальных знаний учителей по предмету «Современный русский литературный язык». Как показывает опыт, словесникам иногда не хватает специальных научных знаний для более точной квалификации языкового факта (отсюда трудности в анализе единиц того или иного уровня). Недостаточная профессиональная компетентность мешает учителю грамотно организовать обучение предмету и полноценно провести подготовку школьников к ГИА и ЕГЭ. Поэтому свою задачу мы видим в проведении цикла занятий, посвящённых трудным, спорным случаям анализа языковых единиц [2, 3].
Постоянные слушатели данного курса дали высокую оценку его работе. Так, И. Л. Иванова, учитель школы № 43, отмечает: «Введение ЕГЭ по русскому языку неизбежно изменило процесс преподавания предмета: в обучении русскому языку конкретизируется содержание. Лекторий Е. В. Мариновой помогает сориентироваться в этом направлении, предлагает конкретный материал и приемы работы.
ЕГЭ по русскому языку проверяет коммуникативные умения и навыки. Лектор большое внимание уделяет анализу текстов, их изобразительно-выразительной стороне, способам создания эстетичности текстов разных авторов. Это помогает слушателям использовать как сам материал, так и приемы анализа текста при обучении комментированию текстов, созданию собственных высказываний.
□ В условиях ЕГЭ велика важность теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических умений учащихся. Но такими знаниями, прежде всего, должен обладать сам учитель. Лекторий способствует этому. Лектором рассмотрены нормы всех речевых уровней, предложен материал по «трудным» вопросам морфологии и синтаксиса, указаны «слабые» места морфологии русского языка,
прокомментированы «спорные» на сегодня орфоэпические, грамматические нормы языка, дана характеристика современному состоянию лексики, качествам нашей речи. Лектор уделила внимание современным процессам в языках. Был предложен материал по актуальной теме: словари современного русского языка, их виды, качество, авторитетность. Безусловно, все выше перечисленное способствует повышению профессионального уровня учителя.
□ Вузовская компетентность лектора, безусловно, помогает выработке единого (школа - вуз) и профессионального подходы к оценке языковой компетенции учащихся, то есть практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, языковыми нормами в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ» [2, 3].
По мнению учителей 55 школы, работа в данной мастерской была познавательной и полезной. Вопросы культуры речи, включающие нормы орфоэпии, грамматики и лексики, вновь возвращенные в школьную практику, актуальны. На занятиях рассматривался материал, который находится за страницами школьного учебника. Учителя получили хороший практический материал и успешно использовали его в рамках подготовки к ЕГЭ.
Участница данной мастерской Каманина Н. В. (Бого-родск, школа.№ 1) пишет: «Материалы курса «Культура речи» используются мною на уроках русского языка в 10 классе (частично - на уроках в 5 и 7 классах). Наиболее актуальной для меня оказалась тема «Современные нормы орфоэпии и грамматики. Отступление от них». Особо ценным с точки зрения пополнения собственных теоретических знаний были примеры нарушения грамматических и орфоэпических норм, взятые из современных публикаций. Знания, полученные на курсах, надеюсь, помогут мне в подготовке учеников к ЕгЭ (часть. С, критерии К-5, К-6, К-10).
В текущем учебном году акценты сделаны на практическое владение речью, затронуты сложные вопросы преподавания.
Мастерская № 3 «Чтение и письмо для развития критического мышления».
Ведущие: к. п.н. Марико В. В., Учуватова Т. В.
Цель программы: дать представление о современных педагогических технологиях, транслировать подходы и продемонстрировать возможности использования технологии развития критического мышления в учебном процессе. (Объем программы: 18 часов осы грамматики, синтаксиса, что поможет учителям при подготовке выпускников к ЕГЭ.
Участники мастерской должны получить системное представление о современных образовательных технологиях, разобраться в сущности основных идей и понятий, связанных с зарубежным и Российским опытом в области использования педагогической технологии развития критического мышления. [2, 3]
Сущность технологии РКМЧП позволяет осуществить в практике школьного преподавания требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
55
Мастер - класс
о которых говорят Стандарты нового поколения. Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, умеет выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Меняется и сама роль обучающегося: он становится активным субъектом процесса, имеющим возможность самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию. Меняются и функции педагога: его роль заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор, создать условия для эффективного продвижения. Учитель становится наставником ученика, роль которого заключается в сопровождении образовательного процесса.
В первую очередь понятие выбора касается содержания образования, которое становится не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, когда предмет существует для развития ученика, а не сам по себе». У обучающегося появляется возможность устанавливать границы предмета собственным образовательным движением. Познавательный интерес может расширять предметные рамки, выводить ученика в разные области знаний. Таким образом, одной из черт критического мышления, характерного для открытого
образования, является преодоление предметного подхода.
В течение 2011-2012 учебного года работает мастерская по письму, позволяющая учителям на практике применять различные формы письма, не свойственных русской школе, и обучить этому учащихся. Овладение приемами анализа поможет выстроить систему приемов, развивающих компетенции, западающие у учащихся, уровень синтеза позволит разработать приемы в соответствии с задачами стадий (пока работаем только по аналогии, используя лишь приемы и методы в рамках технологии, предлагаемые экспертами).
Учителя поделились своими впечатлениями о работе данной мастерской и о том, как шла апробация технологии в урочной практике, с какими проблемами они столкнулись, проводя уроки в рамках данной технологии. Так, учитель школы № 74 Короткова В. М. пишет: «Эту мастерскую я выбрала осознанно: в 2001 году была участницей курсов по этой проблеме в НЦНО, и мне она показалась интересной, поэтому занятия посещала с удовольствием.
В своей работе я часто использовала кластеры, синквейны, чтение текста с пометами, двойной дневник. По теме «Лирический герой Лермонтова» я проводила лекцию с использованием формы «Бортовой журнал». На заключительном этапе изучения произведений мне нравится организовывать перекрестные дискуссии (например, «Загадка личности Печорина», «Мое отношение к Чичикову», «Жизненная философия Ужа и Сокола»).
Мне очень нравится эта технология своей практической направленностью, когда пробуждается живая мысль ученика (и учителя) естественным путем. Ценной кажется возможность развития речи учащихся (например, написать вывод по опорным словам, прописать ассоциации и, конечно, итоговые творческие работы). Причем, здорово, что ученики учатся не, только говорить, писать, но и слушать и слышать.
Положительным, на мой взгляд, является и общение в группах. Но, правда, проблемным для меня является отсутствие должного внимания к выступлениям других групп.
Эта технология привлекает меня возможностью проведения уроков по-новому, и в то же время я использую приемы РКМЧП на традиционных уроках. Более интересными мне кажутся занятия, связанные с литературным материалом, но и на других уроках было над, чем подумать».
Синева Марина Валерьевна, учитель 73 школы отмечает: «На данном курсе мне обучаться очень понравилось: теплая атмосфера, комфортное общение и интересная информация. На своих уроках, применяя технологию РКМЧП, я видела, что дети испытывают удовольствие, радость, интерес от уроков, учиться становится им не в тягость. Они раскрепощаются, свободно мыслят, внимательнее слушают друг друга. Дети стали лучше писать творческие работы.
Понравилось мне и то внимание, с которым относятся преподаватели курса к слушателям, что они посещают уроки, на практике показывают все плюсы и минусы
56
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Мастер - класс
моей работы, дают ценные рекомендации. Я бы хотела и в дальнейшем посещать данную мастерскую».
Учитель 70 школы Тараканова И. К. высказывает свое мнение: «Конечно, нам нужны дальнейшие занятия по РКМЧП. С удовольствием буду их посещать. Из занятий этого года особенно запомнилась перекрестная дискуссия, потому что сама в ней активно участвовала.
Применить на своих уроках в этом году удалось «чтение с остановками». Использовались следующие тексты: «Злой мальчик» А. П. Чехова, «Женя Касаткин»
В. Крупина, (6 класс) и «Роман горбуна» И. А. Бунина (11 класс). Надеюсь, что в следующем учебном году буду проводить больше занятий в рамках данной технологии.
Большое спасибо за интересные занятия».
П. С. Воробьева (гимназия № 50), сильной стороной работы мастерской считает режим тренинга и практикоориентированность, возможность быстрой апробации технологии на уроках.
Литература
1. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искус-ства.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 5.
2. Ефимов В. Н. ЕГЭ и цели образовательной системы.//Экс-перимент и инновации в школе. - 2011. - № 1.
3. Ефимов В. Н, Рыжков В. И. ЕГЭ и система дидактического контроля//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 2.
4. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения//Инно-вационные проекты и программы в образовании. -2008. -№ 1.
5. Сиденко А. С. Авторская учебная программа и типы педагогических разработок//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 5.
6. http://ncno-nn.ru/metcab/midle&hight_shool/rus_lan_mwork. html
J
Л
Лебедева Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук доцент НГУ им. Н. И. Лобачевского методист НОУ НЦНО г. Нижний Новгород E-mail: [email protected] Харитонова Ольга Александровна учитель физики МОУ «Гимназия № 50» г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]
3 Ч
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УРОКОВ ФИЗИКИ
Каковы этапы проектирования исследовательской деятельности в системе уроков физики?
Аннотация. Авторы публикаций отмечают, что классно-урочная система имеет гораздо меньшие возможности для реализации исследовательского обучения. Однако формирование исследовательских умений, требуемых образовательными стандартами, как основного, так и общего образования, предполагает исследовательскую деятельность учащихся именно на уроке, как основной форме организации учебного процесса в школе.
Ключевые слова: исследовательская задача, гипотеза, планирование, реализация, анализ, оценка, построение, фронтальное обсуждение.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования особое внимание уделяет «формированию основ культуры исследовательской деятельности учащихся, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования» [1]. Решение этих задач становится возможным
только при систематическом и поэтапном включении учащихся в исследовательскую деятельность: «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей,
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
57