УДК 336.717.061
О. В. Диденко
Работа коммерческого банка с проблемными кредитами
Научный руководитель Н. М. Космачёва
В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов работы банков с просроченной задолженностью, указывается на недостаточность существующих методов работы с ней и необходимость постоянного внимания данной сфере банковской деятельности и руководства банков, а также органов по банковскому надзору и регулированию.
The article covers the issues of developing mechanisms of banks’ work with past-due loans. The insufficiency of the existing methods of work in this field and the necessity of the constant attention to this area of banking from the bank management and bodies on banking supervision are specified.
Ключевые слова: банк, банковская деятельность, кредит, кредитование, заемщик, просроченная задолженность.
Key words: bank, banking, credit, loaning, borrower, past-due loan.
Банковский сектор - один из самых быстро растущих и популярных в российской экономике. Однако такой быстрый рост вызывает беспокойство относительно качества активов (в том числе кредитов) и способности банков управлять кредитными рисками.
В 2008-2009 гг. мировая экономическая система пережила кризис, который стал причиной просрочки или невозврата огромного количества кредитов как в нашей стране, так и в зарубежных государствах. Для банков и других кредитных организаций особенно актуальным стал вопрос о совершенствовании методов работы с проблемными кредитами.
Цель банка в управлении рисками состоит в том, чтобы обеспечить возвратность всех рисковых активов, сузить границы возможных колебаний.
Основные банковские риски можно разделить на три типа [2]: кредитный риск; операционный риск и рыночный риск.
Обычно, говоря о риске, специалисты в первую очередь подразумевают кредитный риск, т. е. риск непогашения ссуды и неуплаты процентов по ней как наиболее вероятный. На величину этого риска влияют состав клиентов и метод расчёта кредитоспособности, который имеет большое влияние на её оценку. Чтобы снизить кредит-
© Диденко О. В., 2013
ный риск, нужно детально и тщательно проводить оценку кредитоспособности клиентов, выбирая среди них самых надёжных.
Чтобы снизить количество проблемных кредитов, необходимо выбрать эффективный способ управления кредитными рисками. Для управления банковскими (кредитными) рисками используются те же меры защиты, которые обычно применяются для поддержания ликвидности и платежеспособности.
Методика оценки риска кредитного портфеля банка в соответствии с Положением ЦБ РФ № 254-П предусматривает оценку уровня риска по каждой кредитной операции с учётом финансового состояния заёмщика, обслуживания им кредитной задолженности и уровня ее обеспечения, после чего производится классификация ссуды в одну из пяти категорий качества [7]. Однако каждый банк вправе выбрать свою классификацию и метод группировки ссуд согласно установленной кредитной политике.
Всё большую популярность приобретает метод страхования кредитных рисков. Во-первых, страхование происходит благодаря залогу, который заёмщик оставляет кредитору в качестве гарантии. Во-вторых, предметом страхования может выступать гарант - это третье лицо, которое обязуется выплачивать сумму кредита кредитору вместо заёмщика в различных ситуациях. В-третьих, новый и интересный способ страхования, который практикуется в ряде банков, в частности - в ОАО «ОТП Банк» - это сотрудничество банка со страховой компанией. Оформляя договор о выдаче кредита заёмщику, кредитный специалист предлагает клиенту включить в договор две услуги страхования: 1) страхование жизни и здоровья клиента; 2) страхование на случай потери работы. Тогда вместе с ежемесячной платой по кредиту клиент перечисляет через банк премию страховщику за услугу страхования, а в случае потери работы или здоровья, когда клиент не в состоянии сам выплачивать кредит, эти обязательства переходят компании-страховщику. Таким образом снижается риск появления новых просроченных кредитов и сумма потерь банка.
Также быстрыми темпами развивается рынок коллекторских услуг, которые осуществляются коллекторскими бюро и агентствами. Например, ЗАО «Райффайзенбанк» и ОАО «Сбербанк России» занимаются продажей задолженностей по кредиту, а ОАО «ОТП Банк» сотрудничает с большим количеством коллекторов, которые занимаются работой с должниками и получают комиссию от банка за свою работу.
Для выявления эффективности и результативности методов работы банков с проблемными кредитами проведём анализ непогашенной задолженности в общей структуре кредитов на примере нескольких банков, пользующихся особой популярностью у населения
и юридических лиц Российской Федерации. Для анализа выбраны банки со стабильным кредитным рейтингом и осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации более пяти лет. Для сравнения приведём статистические данные банка с государственным участием - ОАО «Сбербанк России» [6]; банков с иностранным участием - ЗАО «Райффайзенбанк» [4], ОАО «ОТП Банк» [3]; и крупного российского банка ЗАО «Банк Русский Стандарт» [5].
Таблица 1
Динамика образования просроченных ссуд в общей структуре кредитов и авансов в ОАО «Сбербанк России» и ЗАО «Райффайзенбанк» в 2010-2012 гг., млрд руб.
Год ОАО «Сбербанк России» ЗАО «Райффайзенбанк»
Итого кредитов и авансов клиентам Просроченные ссуды Итого кредитов и авансов клиентам Просроченные ссуды
2010 5443,8 552,6 310,5 32,8
2011 8382,2 484,5 354,7 20
2012 11064,3 509,2 460,3 18,7
Таблица 2
Динамика образования просроченных ссуд в общей структуре кредитов и авансов в ОАО «ОТП Банк» и ЗАО «Банк Русский Стандарт» в 2010-2012 гг., млрд р.
Год ОАО «ОТП Банк» ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Итого кредитов и авансов клиентам Просроченные ссуды Итого кредитов и авансов клиентам Просроченные ссуды
2010 87,2 10,5 89,7 11
2011 103,7 23 122,2 17
2012 125,3 34,3 208,2 20,1
В табл. 1, 2 показана динамика образования просроченных ссуд в общей структуре кредитов и авансов по нескольким банкам в 2010-2012 гг. (млрд р.). Среди причин появления проблемных кредитов можно выделить следующие:
• нестабильное, кризисное состояние экономики в целом;
• несостоятельность заёмщика или временное ухудшение его финансового состояния;
• неэффективная работа банка по предупреждению появления проблемных кредитов и др.;
• неуплата очередного платежа по кредиту или неуплата начисленных процентов (в случаях, когда клиент забыл или по какой-либо причине не успел оплатить долг);
• получение банком судебного решения о досрочном взыскании с клиента полного расчёта по кредитному договору;
• технические ошибки, связанные с перечислением средств в счёт уплаты кредита или в процессе начисления кредита и процентов по нему.
Как видно из данных, приведённых в таблицах, все используемые в отечественной практике банковского кредитования методы работы с просроченными кредитами и задолженностями не всегда приносят ожидаемый результат. В таких случаях руководству следует задуматься об эффективности деятельности банка и произвести изменения в структурных подразделениях и методах работы.
Во-первых, стоит задуматься о введении отдела, занимающегося кредитным планированием и прогнозированием, деятельность которого будет направлена на выявление ежемесячных тенденций на рынке кредитования на перспективу от одного месяца до одного года, чтобы предотвратить потери банка при невозвратах и просроченных кредитах. В случае заблаговременного прогноза о возможном появлении проблемных кредитов банк сможет реализовать методы, благодаря которым появится возможность их избежать. Во избежание возникновения новых проблемных кредитов банкам необходимо периодически делать объективные обзоры кредитов силами отдела внутреннего контроля с целью выявления упущенных или скрытых сотрудниками кредитного отдела признаков проблем-ности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют не замеченные до того проблемные кредиты. Тем не менее первым «выявителем» проблемных кредитов должна быть служба внутреннего контроля банка. В некоторых банках даже применяют санкции к кредитным работникам, если проблемы с кредитами заметят не они. Однако, чтобы проблемных кредитов было как можно меньше, работу по предотвращению проблемной ситуации необходимо вести уже на стадии принятия решения о выдаче кредита с участием работников службы внутреннего контроля.
Во-вторых, возможно, следует ужесточить систему одобрения заявок на выдачу кредитов или ограничить перечень кредитов, заявки на которые одобряет система автоматически, так как часто именно этот факт является причиной выдачи кредита недобросовестным
149
клиентам, мошенникам. Это позволило бы сократить количество проблемных клиентов для ряда банковских структур. Следует комбинировать работу специалистов и автоматических систем: несмотря на то, что это увеличит процесс выдачи кредита по времени, но риск одобрения кредитной заявки недобросовестного заёмщика снизится (хотя человеческий фактор тоже нередко становится причиной выдачи будущего проблемного кредита).
В-третьих, следует подумать об обязательном введении страхования отдельных групп клиентов - заёмщиков. Так, например, страхование от возможной потери здоровья или работы могли бы сократить число непогашенных кредитов и сумму общей ежегодной задолженности. Но это не единственная выгода кредитора от оформления страховки. Страхование приносит банку гарантированный доход от агентского вознаграждения, которое ему платит страховщик. Услуга страхования выгодна и банку, и заёмщику. Ведь при наступлении страхового случая обязанность по возврату кредита ложится на страховую компанию. Банк получает назад задолженность по кредиту, при этом родственники заёмщика освобождаются от выплаты его долгов, потому что в случае смерти заемщика либо получения им инвалидности страховая компания возьмет на себя выплату оставшейся части долга.
Задачей организаций, работающих со страхованием жизни и кредитов, является максимальное уменьшение рисков банка в процессе заключения кредитной сделки. В этом случае подразумеваются два типа страховки: страхование непогашения ссуды заемщиком и страхование непогашения ссуды банка. В первом случае страхователем является заемщик, а во втором - банк. Основную часть выплат по страхованию погашает заемщик, при этом не играет роли вид страхования кредита и сумма, на которую он застрахован. Именно заемщик должен выплачивать страховые взносы за кредит в случае его удорожания.
Конечно, немаловажным фактором является и экономическое состояние населения. Ни для кого не секрет, что при низком уровне доходов и высоком уровне безработицы население не имеет возможности выплачивать взятые ранее кредиты и брать новые. Поэтому большое значение имеет государственное регулирование экономики.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на большое количество методов работы с просроченной задолженностью, вопросы совершенствования механизмов работы банков с просроченной задолженностью являются дискуссионными и весьма актуальными, требующими постоянного внимания от руководства банков и от органов по банковскому надзору и регулированию.
Список литературы
1. Костюченко Н.С. Анализ кредитных рисков. - СПб.: Скифия, 2010. -440 с.
2. BANKIR.RU. - URL: http://bankir.ru/.
3. Официальный сайт ОАО «ОТП Банк». - URL: http://www.otpbank.ru/.
4. Официальный сайт ЗАО «Райффайзенбанк». - URL: http://www. raiffeisen.ru/.
5. Официальный сайт ЗАО «Банк Русский Стандарт». - URL: http://www.rsb.ru/.
6. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России»: http://www.sberbank.ru/ru/.
7. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 24.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) / Компания «Консультант Плюс».