УДК 378 ББК 74
РАБОТА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ УНК ПСД УНИВЕРСИТЕТА МВД ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ирина Георгиевна Евсеева,
начальник кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент E-mail:irina.evseeva14@mail.ru; Екатерина Александровна Никитская, старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: katamax@yandex.ru;
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Актуализируется понимание важности повышения профессиональных знаний и совершенствования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в рамках дополнительного образования. Определяются основные направления работы кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Университета МВД России имени В.Я.Кикотя в этой сфере.
Ключевые слова: дополнительное образование, сотрудник правоохранительных органов, профессиональное совершенствование, профессионализм, социальная деятельность, воспитательная работа.
THE WORK OF THE DEPARTMENT OF PEDAGOGY ESC PSOA (THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC COMPLEX OF THE PSYCHOLOGY OF OFFICIAL ACTIVITY) OF V.YA.KYKOTYA UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TASKS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS
Irina G. Evseeva,
Head of the Department ofPedagogy ESC PsOA of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of psychology, Associate Professor;
Ekaterina A. Nikitskaya, senior lecturer of the Department of Pedagogy ESC PsOA of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of pedagogy, Associate Professor
Abstract. The article actualizes the understanding of the importance of deepening professional knowledge and improving the professional qualities of employees of department of internal affairs within the framework of supplementary education. There are determined the main directions of the work of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of the psychology of official activity of V.Ya.Kikotya University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in this sphere .
Keywords: additional education, a law enforcement officer, professional development, professionality, community activities, educational work.
Сегодня практически любое учебное заведение профессионального образования содержит в себе подразделения, ориентированные на решение вопросов, связанных с получением дополнительного профессионального образования. Как известно, дополнительное профессиональное образование — это предоставление возможностей обучения специалистов на базе имеющегося образования в целях повышения их профессиональных знаний, а также совершенствования необходимых профессиональных качеств в тех или иных сферах деятельности. Как зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование «осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)»1. Таковые возможности позволяют получать необходимые актуальные и углубленные сведения, связанные с непосредственной профессиональной, в том числе управленческой деятельностью.
Университет МВД России имени В.Я.Кикотя активно включен в решение данных задач, поскольку здесь существует четкое понимание того, что сегодня, в связи с известными процессами реформирования системы МВД, актуальным является необходимость решения вопросов, связанных с процессами целенаправленной переподготовки и перманентного повышения квалификационных характеристик руководящих работников правоохранительных органов различного уровня. Это очевидным образом стимулирует необходимость постоянной содержательной корректировки системы дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Главный целевой вектор данной работы в конечном счете связан с совершенствованием профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, включающие в себя правовые, организационные, управленческие, а также психолого-педагогические знания и умения.
В Университете сегодня реализуется ряд программ дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел, общее руководство кото-
1 Ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об Образовании в Российской Федерации».
рыми осуществляет ФПК подготовки и переподготовки. На настоящий момент актуально действующими являются «Программа переподготовки руководителей подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях», а также «Профессиональная переподготовка кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации». Кафедра педагогики УНК ПСД, следуя необходимости постоянного профессионального совершенствования сотрудников, принимает непосредственное участие в реализации дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел по вышеобозначенным программам. Наряду с раскрытием специфики организации, структуры, задач и функций аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, а также нормативно-правовых основ их деятельности, в силу своей номинальной специфики кафедра педагогики УНК ПСД осуществляет реализацию разделов и дисциплин, касающихся непосредственно психолого-педагогического компонента в каждой из программ. Как правило, они так или иначе связанны с исследованием различных стороны психолого-педагогической и социально-педагогической реальности, готовя специалистов к активной социальной деятельности. Последнее продиктовано пониманием того, что одной из характеристик современного этапа развития психолого-педагогической науки является устойчивый интерес к изучению факторов, влияющих на воспитание и развитие личности, где особое внимание уделяется проблематике соотношения личностной Я-концепции с направлениями развития профессиональной деятельности. При этом главный дидактический вектор работы кафедры в этом направлении направлен на раскрытие различных аспектов социализации человека. Задача выявить и обосновать психолого-педагогический потенциал конкретных факторов социализации в конечном счете и определяет конкретное содержание представляемых дисциплин программы дополнительного образования.
Для того, чтобы профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел была эффективной в своем социальном контексте и ее
высшей гуманитарной значимости, в русле реализации «Программы переподготовки руководителей подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях», преподавателями кафедры педагогики УНК ПСД особое место уделяется проблематике организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. Так, принципиальным в этом плане является раскрытие перед слушателями гуманитарной составляющей специфики системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, ее организационно-правовых основ, а также, что, на наш взгляд, является принципиально важным, раскрытие научных (базовых) основ воспитательной работы с личным составом (включая индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками органов внутренних дел). Относительно последнего важно отметить, что по части воспитательной работы с личным составом, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта, сотрудниками кафедры разрабатываются и успешно реализуются организационные и методические положения профессионально-нравственного и, тесно связанного с ним, патриотического воспитания личного состава.
Поскольку, по твердо устоявшемуся мнению, основными и непосредственными организаторами морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности являются начальник и заместитель (помощник) начальника органа внутренних дел, то в этом направлении также в программе дополнительного профессионального образования уделяется немалое место. Так, наряду с раскрытием особенностей организации, структуры, задач и функций аппаратов по работе с личным составом и нормативно-правовых основ их деятельности, в процессе обучения прорабатываются вопросы, связанные с организацией наставничества в органах внутренних дел, методами работы по сплочению коллектива, а также с вопросами планирования, контроля, анализа состояния и результатов воспитательной работы в органах внутренних дел.
Нельзя не отметить и такую, на наш взгляд, важную составную часть подготовки слушате-
лей, как обучение необходимым навыкам техники и культуры речи, включающее в себя рассмотрение основ ораторского мастерства, видов и жанров ораторской речи, а также основных приемов владения аудиторией. Необходимость включение в программу данного блока программы продиктована пониманием того, что профессионализм сотрудников правоохранительных органов в немалой степени определяется умением владеть словом и грамотно общаться с людьми. В специфических условиях служебной деятельности эффективность предупреждения и пресечения правонарушений во многом определяется умением сотрудника органов внутренних дел конструктивно выстраивать речевое взаимодействие с гражданами. Как показывает практика, отсутствие знаний и умений в этой области, зачастую провоцирует напряженные и даже конфликтные ситуации, вызывает сложности в мотивации сотрудников для выполнения тех или иных задач, а значит, и в целом уменьшает итоговую эффективности профессиональной деятельности.
Важной частью работы кафедры педагогики УНК ПСД в русле реализации данного направления Программы по переподготовке руководителей подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России является разработка и внедрение различных аспектов организации информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел. К этой составляющей подготовки слушателей следует отнести раскрытие перед ними содержательных и организационных особенностей информационной и пропагандистской работы с личным составом, специфики морально-психологической подготовки и государственно-правового информирования личного состава, а также возможностей технического обеспечения данной работы. Обращается внимание на важность наглядной информации в органах внутренних дел и использования технических средств в информационно-пропагандистской, воспитательной и культурно-просветительской работе.
Что касается «Программы профессиональной переподготовки кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации» как самостоятельного
направления дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, то здесь необходимо отметить следующее. Руководствуясь пунктом 1 Общих положений Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации2, сотрудники кафедры педагогики УНК ПСД полагают в основу своей деятельности понимание того, что вообще кадровый резерв — это функциональные руководители и специалисты, обладающие способностью к управленческой деятельности, отвечающие комплексным требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшиеся отбору и прошедшие систематическую целевую квалификационную подготовку. В связи с этим, очевидным фактом является необходимость дополнительной подготовки слушателей к пониманию различных стилей и методов управления в органах внутренних дел, в том числе технологии управления процессом профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, где особым образом освещаются вопросы, связанные с такими понятиями как личность и авторитет руководителя.
Неотъемлемой частью реализации Программы профессиональной переподготовки кадрового резерва является освещение проблематики организации работы по укреплению служебной дисциплины и законности деятельности сотрудников органов внутренних дел. Здесь в ходе учебного процесса дополнительный раз внимательнейшим образом прорабатывается и осмысляется дисциплинарный Устав органов внутренних дел Российской Федерации, а также, принимая во внимание современный отечественный и зарубежный опыт, в русле реализации дидактических задач данного блока слушателями тщательным образом анализируются
2 Приказ МВД России № 827 от 30.08.2012 (с изменениями на 29 июля 2016 года) Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений.
основные направления и формы предупреждения коррупции.
Фактом сегодняшнего дня является повышенная общественная открытость и публичность деятельности сотрудника органов внутренних дел. Львиная доля взаимодействия с различными общественными организациями лежит в сфере компетенции руководителей структурных подразделений правоохранительных органов. В связи с этим в качестве необходимого компонента в Программу дополнительной профессиональной подготовки руководящего состава включено обучение технологии взаимодействия органов внутренних дел со СМИ, в том числе такие технологии как организация и проведение пресс-конференций, брифингов, интервью.
Таким образом сегодня становится очевидным, что дополнительное профессиональное образование в системе МВД — это тот востребованный потенциал, который дает возможности сотруднику органов внутренних дел как собственно профессионального, так и личностного роста в постоянно меняющихся социокультурных и социально-экономических условиях развития общества, что в свою очередь стимулирует поиск и нахождение новых подходов к организации целостного педагогического процесса в рамках, предоставляемых системой повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что в Университете МВД России имеются необходимые условия для реализации обозначенных задач, а также те условия, которые дают возможность поступательно совершенствовать содержательные аспекты дополнительного профессионального образования. Внимательная и заинтересованная работа в этой сфере способствует формированию высокопрофессионального кадрового потенциала органов внутренних дел, позволяющего эффективно решать служебные задачи.