УДК 82
Бабаян Т.М.
учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102 имени Героя Советского Союза Георгия Бочарникова,
Краснодар Емельянова Л.В. учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102 имени Героя Советского Союза Георгия Бочарникова,
Краснодар Babayan T.M.
Teacher of Russian language and literature, Municipal autonomous educational institution Secondary school No. 102 of the name Hero of the Soviet Union Georgy Bocharnikov,
Krasnodar Emelyanova L.V. Teacher of Russian language and literature, Municipal autonomous educational institution Secondary school No. 102 of the name Hero of the Soviet Union Georgy Bocharnikov,
Krasnodar E-mail: [email protected]
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная словесность» Working program of extracurricular activities "Entertaining literature"
Аннотация: Программа внеурочной деятельности по литературе «Занимательная словесность» для учащихся 7-9 классов составлена на основе учебно-методической литературы, рассчитана на 34 часа (1 год обучения), предназначена для обучающихся, проявляющих повышенный интерес к литературе и творческой деятельности. Данная программа поможет ребятам сориентироваться в мире художественной литературы, сделать правильный выбор, развить индивидуальные возможности.
Abstract: The program of extracurricular activities in literature "Entertaining literature" for students of grades 7-9 is compiled on the basis of educational and methodological literature, designed for 34 hours (1 year of study), designed for students who show an increased interest in literature and creative activity. This program will help children navigate the world of fiction, make the right choice, and develop individual capabilities.
Ключевые слова: литература; внеурочная деятельность.
Keywords: literature; extracurricular activities.
Тебе уже больше десяти и еще нет пятнадцати? Ты любишь читать и можешь рассказать о прочитанном? Тогда мы ждем тебя на курсе «Занимательная словесность».
Ведь уже в самом юном возрасте формируется читательская культура.
Дети уже самостоятельно делают выбор книги для чтения, с интересом рассуждают о самых разных вопросах. Данный курс поможет ребятам сориентироваться в мире художественной литературы, сделать правильный выбор, развить индивидуальные возможности.
Цели курса:
• сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;
• развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися произведений отечественной и зарубежной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью и историей родного края;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• поэтапное обучение и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, создавать собственные устные и письменные тексты.
Формы организации учебной деятельности: чтение, беседа, анализ, лекция, диспут, урок-суд, французская мастерская, урок-конкурс, литературная гостиная, урок-концерт, урок-экскурсия, встреча с поэтом Кубани.
Виды деятельности учащихся: творческие работы по созданию собственных устных и письменных текстов (сочинения разных жанров: создание отзыва, рассказов, эссе, стихов; публичное выступление)
Данный курс по внеурочной деятельности рассчитан на учащихся с 7 по 9 класс с разно уровневой подготовкой, включает в себя 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
• развивать речевое дыхание и артикуляцию;
• развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
• пополнять словарный запас;
Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные умения:
• участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
• оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях
Содержание курса.
Современная отечественная литература 20 века. Нравственные уроки жизни.
— В. Сухомлинский «Каждый человек должен?»
— А. Алексин «О зависти»
— Э. Шим «Ребята с нашего двора» (фрагменты)
— В. Железняков «Три веточки мимозы»
— Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей» (фрагменты) Зарубежная литература 19-20 века. Героический характер в
литературе.
— В. Ирвинг «Легенда об арабском астрологе»
— И. Х. фон Цейдлиц стихотворение «Наполеон»
— Дж. Лондон «Мексиканец»
— Р. Шекли «Запах мысли»
— А.К. Дойль «Как Копли Бэнкс прикончил Капитана Шарки» Литература Кубани. Народные мотивы в произведениях кубанских
писателей.
— В. Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Песня о родной земле» и др.
— Н.Ф. Веленгурин «Дорога к Лукоморью: очерки»
— Т.И. Кулик «Казацкие сказки тети Дарии с хутора Бураковского»
— Ю.М. Бодяев «Кубанские были»
— А.В. Маслов Сборник «Жаворонок»
— В.П. Бардадым «Этюды о Екатеринодаре»
О войне детям. Великая Отечественная война в произведениях отечественных писателей.
— Н.В. Тананко Стихотворения: «Для меня ты на веки живой», «Ветерены у обелиска», «День Победы», «Минута молчания» и другие
— В. Мусаханов «За дальним поворотом»
— Л. Овчинникова «Случай в блокадную зиму»
— К. Обойщиков «Награда», «Атака» и другие.
Таблица 1 — Тематическое планирование
№ Наименование раздела Количество часов
1. Современная отечественная литература 20 века. Нравственные уроки жизни. 5
2. Зарубежная литература 19-20 века. Героический характер в литературе. 11
3. Литература Кубани. Народные мотивы в произведениях кубанских писателей. 8
4 О войне детям. Великая Отечественная война в произведениях отечественных писателей. 10
Таблица 2 — Календарно-тематическое планирование
№ Тема Содержание урока К/ч Виды деятельности
Современная отечественная литература 20 века. Нравственные уроки жизни.
1. В. Сухомлинский Познакомить с 1 Диспут
Рассказ «Каждый человек должен» «Я-человек. Добрые поступки» понятием нравственность, вызвать интерес к нравственным вопросам в художественных текстах.
2 А. Алексин рассказ «О зависти». «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным» Понятие «рассуждение». Научить формулировать тезис и приводить аргументы из прочитанного текста. 1 РР. Письменный отзыв-рассуждение
3 Э. Шим «Ребята с нашего двора» «Друзья моей юности» Анализ фрагмента произведения. Понятие «дружба», «нравственный выбор» 1 Беседа
4 В. Железняков «Три веточки мимозы» «Я ненавижу эти цветы...» Понятие «культура поведения, этикета (комплимент). Анализ ситуации в рассказе. 1 РР. Анализ произведения (по схеме)
5 Ю. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей» (фрагменты) «У каждого скотства есть какой-то естественный предел.» Понятие ответственности за свои поступки. Проблема отношения человека к животному миру. 1 Диспут
Зарубежная литература 19-20 века. Героический характер в литературе.
7 В. Ирвинг «Легенда об арабском астрологе» Изображение в литературе Чтение текста, формирование внимательности. Научить приводить 1 Беседа, анализ
противоречивости аргументы и делать
человеческого характера выводы по прочитанному тексту
Дать понятие
литературоведческим
8. В. Ирвинг «Легенда об арабском астрологе» Идея и конфликт в произведении. понятиям: идея, конфликт в произведении. Умение строить доказательства, защищать собственное мнение. 1 Диспут
Знакомство с
творчеством поэта,
И.Х. фон Цейдлиц отличительными РР. Беседа,
9 стихотворение особенностями 1 анализ
«Наполеон» «Человек с поэзии И. Х. фон поэтического
острова Корсика» Цейдлица. Понятие баллады, эпитет, ритмические схемы. произведения.
Выявление навыков
определять
И.Х. фон Цейдлиц стихотворный размер,
10 стихотворение «Наполеон» Стихи без рифмы. выразительное чтение по выбору. Анализ выразительно-изобразительных средств. 1 Беседа, анализ
11 Дж. Лондон «Мексиканец». Проблематика, композиция, героизм в новелле Дж. Лондона «Мексиканец» Знакомство с писателем. Просмотр фильма о писателе. Литературоведческие понятия: проблематика, композиция, тема и 1 Беседа, рассуждение
идея
Р. Шекли «Запах Понятие «герой-
12 мысли» Фантастика человек» в 1
разума. литературе, понятие Французская мастерская
13 Р. Шекли «Запах мысли» Фантастика разума. авторской позиции, особенность стиля, основной конфликт, фабула 1
14 А.К. Дойль «Как Копли Бэнкс прикончил Капитана Шарки» Биографическая справка. Чтение произведения, беседа, творческая работа 1 Ролево-деловая игра
15 А.К. Дойль «Как Копли Бэнкс прикончил Капитана Шарки» Кровавая месть. Анализ поступков героев, поиск правильного решения, восстановление истины. 1 Урок суд с элементами диспута
Анализ пройденных
16 Мир и человек в литературе произведений. Умение формулировать тезис. Приводить аргументы и делать выводы. 1 РР. письменный отзыв (по плану)
Литература Кубани. Народные мотивы в произведениях кубанских писателей.
17 В.Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Песня о родной земле» и др. Выразительное чтение, анализ стихотворений. 1 Беседа, анализ произведений
18 Н.Ф. Веленгурин «Дорога к Лукоморью: очерки» Понятие очерк, просмотр презентации. 1 Урок-экскурсия
19 Н.Ф. Веленгурин «Дорога к Лукоморью: очерки» Исторический Просмотр видеофильма 1 Урок-экскурсия
экскурс в прошлое Кубани.
20 Т.И. Кулик «Казацкие сказки тети Дарии с хутора Бураковского» Слово о писателе, чтение и беседа 1 Творческая мастерская
21 Ю.М. Бодяев «Кубанские были» Просмотр видеофильма об истории и образовании Краснодарского края 1 Урок-презентация
22 А.В. Маслов Сборник «Жаворонок» Любовь к истории кубанского казачества в произведениях писателя. Фольклорные мотивы в жизни кубанского казачества; предания, обычаи казаков. 1 Беседа
23 В.П. Бардадым «Этюды о Екатеринодаре». Рассказ «Зазвонил телефон». «Алло! Алло! Кто у аппарата?» Понятие об этюде (художественное и литературное понятие) Исторический экскурс в историю города Краснодар 1 Урок-исследование
24 В.П. Бардадым «Этюды о Екатеринодаре» Рассказ «Чистяковская роща» «Первое дерево» Биография Г.С. Чистякова. Понятие историческая справка. 1 Творческая мастерская. (рисунок -этюд)
О войне детям. Великая Отечественная война в произведениях отечественных писателей.
25 Н.В. Тананко Стихотворения: «Для меня ты на веки живой», «Ветерены у обелиска», «День Победы», Знакомство с поэтом и его творчеством. 1 Литературная гостиная
«Минута молчания» и другие.
26 Н.В. Тананко Стихотворения: «Для меня ты на веки живой», «Ветераны у обелиска», «День Победы», «Минута молчания» и другие Выразительное чтение учащимися стихотворений (по выбору) 1 Урок-конкурс выразительного чтения
27 В. Мусаханов «За дальним поворотом» «Трагедия прошедшей войны». Выразительное чтение фрагментов произведения. 1 Выразительное чтение фрагментов
28 В. Мусаханов «За дальним поворотом» «Повороты судьбы» Анализ фрагмента произведения (по схеме) 1 Беседа
29 В. Мусаханов «За дальним поворотом». «Сохранить душу книги» Анализ фрагмента произведения (по схеме) 1 Беседа
30 В. Мусаханов «За дальним поворотом» «Дети на войне» Анализ литературного портрета героя (по схеме) 1 Беседа
31 Л. Овчинникова «Случай в блокадную зиму» «Принимаю третью награду Родины» Понятие «сила духа» в литературе. 1 Беседа
32 К. Обойщиков «Награда», «Атака», «Первый день войны» и другие Знакомство с жизнью и творчеством кубанского поэта, члена Союза журналистов СССР и 1 Урок-презентация
России, заслуженного деятеля России. Анализ стихотворений
33 Поэзия К. Обойщикова. «Еще не верим, что пришла война». Выразительное чтение стихотворений учащимися (по выбору) РР. Конкурс чтецов произведений поэта
34 Калейдоскоп идей. Итоговый урок Концерт (по выбору). Защита проектов, инсценировка, отзыв о курсе внеурочной деятельности. 1 Урок-концерт
Список литературы
1. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. лит. гимназий и лицеев. В 2-х ч. /авт-сост. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; под ред. М.Б. Ладыгина — 13-е изд., стереотип. — М. «Дрофа», — 2012.
2. Бодяев Ю.М. Под лентой цвета дыма и пламени. Очерки о георгиевских наградах, георгиевских кавалерах и отмеченных георгиевскими наградами воинских частях. -Краснодар.: Перспективы образования, — 2017.
3. Забвению не подлежит. Сост. К. С. Бондарев, Н.Г. Сошников/ под ред. К.С. Бондарева — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», — 2003.
4. Краснодар: география, история/ Л.А. Печерина, И.А. Терская, А.А. Оробец. — Краснодар: Перспективы образования, — 2013.
5. Мусаханов В. За дальним поворотом: повесть / В. Мусаханов; рис. И. Латинского. — СПб: М.: Речь, — 2018.
6. Поэтический венок героям Кубани /Адм. Краснодар. края; сост. В. Козлов, К. Обойщиков.-Краснодар: Периодика Кубани Кн. Изд. в рамках краев. целевой Программы подготовки и проведения в Краснодарском крае празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в 3-х томах: Шагнувшие в бессмертие. — 2005г.
7. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: Военная литература. http://militera.lib.ru/ Дата обращения 21.01.2022. — Загл. с экрана.
8. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: Произведения Н.В. Тананко https://www.tananko.ru/ Дата обращения 21.01.2022. — Загл. с экрана.
9. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: https://rustutors.ru/ Дата обращения 21.01.2022. — Загл. с экрана.