Михайленко Т.В. ©
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 станицы Павловской Краснодарского края
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА -КУБАНОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Статья отражает специфику работы учителя русского языка и литературы по использованию регионального компонента - кубановедения. Включение местного материала в уроки (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы - отрывки из произведений местных поэтов и писателей) направлено на повышение интереса к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях, исторических и местных.
Ключевые слова: региональный компонент, языковые особенности, местный диалект Keywords: the regional component of the, language features, the local dialect of
Родины себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают Непреложно, как отца и мать.
(Маргарита Алигер)
У каждого из нас Родина своя, но есть в этом что-то неуловимо общее, то, что досталось нам по наследству, то, что мы должны сберечь. Кубань интересна не только жителям нашего края, но и другим регионам, так как в ней отражены исторические события, деятельность видных учёных, писателей, художников прошлого и настоящего, что является частью истории всей страны. Поэтому использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы, где основным объектом становится живое слово, живая речь, особенно значимо, хотя и отводится на его изучение в образовательной области «Филология» не более 10% - 15% программного содержания. Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.
В своей работе использую «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению» образовательной области «Филология» и программу регионального (кубанского) компонента содержания образования. (Русский язык. Автор Гриценко Р.М.).
При изучении разделов русского языка применяются разнообразные формы работы, позволяющие рассмотреть территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности Кубани и нашего Павловского района в частности.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Например, изучая разделы «Лексика», «Фразеология» можно использовать следующие задания, которые помогут в наблюдении различных случаев использования местных языковых особенностей, кубанских традиций (найти диалектные слова для урока можно в книге Петра Ткаченко «Кубанский говор. Балачка»):
• Замените описание предметов кубанского быта одним диалектным словом:
1. Дверца на чердак -
2. Деревянный брус с зазубринами с одной стороны для глажки белья -
3. Глиняный сосуд -
4. Сушеные фрукты -
Слова для справок: рубель, ляда, сушка, глечик.
• Рассмотрим пословицы (раздел языка «Фразеология»):
ДарУю тобИ зэлЭнэ тылЯ - подарок на свадьбе. Молодоженам дарится неродившийся телёнок, то есть теленок, который первым родится в ближайшем отеле
© Михайленко Т.В., 2013 г.
Взять за гузырИ - взять наполненный мешок за пустые углы
ПослИдня у попа жИнка - 1) о всем давно известной новости; 2) о последнем обещании типа "последний раз обещаю", но обещание не выполняется При рассмотрении пословиц обращается внимание на кубанские традиции.
Кубанского человека можно узнать в любом регионе нашей страны. Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему.
Нашу кубанскую, не похожую ни на какую другую речь, нужно знать, любить и беречь.
Побалакай, казак, побалакай! Украинский и русский язык -Все едино, как будто два брата Оживляют погибший родник. Заструится родник, заискрится, Брызнет в руки прохладной водой.
Земляки, нам бы надо гордиться Этой речью казачьей, простой!
Н.Кваша
Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь. Приведу пример работы с поэтическим текстом:
Россыпи ромашек, золотые нивы На твоих ладонях отчая земля! Мне твои рассветы и закаты милы, Нежная станица, родина моя!
(сборник «Малая родина, милая родина», стихотворение «Россыпи ромашек», автор Е.Филобок,)
Задания.
- Какие языковые средства помогают авторам нарисовать любовь к родной станице? (метафора - золотые нивы; эпитет - нежная станица; антонимы - рассветы, закаты; обращения -нежная станица, родина моя)
- Подберите синонимы к словам отчая земля.
По данному поэтическому тексту можно провести и пунктуационный разбор.
На уроках русского языка проводятся изложения, диктанты, проверочные и контрольные работы, комплексные анализы текста, помогающие в подготовке к ЕГЭ, с использованием произведений местных поэтов и писателей. Например:
1. Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения» по тексту стихотворения Людмилы Шаровой «Дождь» (10кл.).
Задания:
1. Выписать предложения двусоставные, односоставные.
2. Назвать тип сказуемого в первых трех предложениях.
3. Определить вид односоставного предложения «А вот любовь!»
4. Указать предложения, которые соединены лексическим повтором. Назвать данное изобразительно-выразительное средство.
5. Произвести синтаксический разбор второго предложения.
2. Обучение рецензированию в 8 классе можно проводить на примере рассказа Эмилии Славянской «Два директора» (сборник «Полет над степью») - рассказ о директорах СОШ №2, учащиеся узнают и историю своей школы.
3. Для изложения с элементами сочинения в 9 классе можно использовать тексты Антонины Дмитриевны Тихомировой «Еловая ветка», «Кусочек неба», «Букет гвоздик» (сборник «Полет над степью»)
Каждый из перечисленных видов при систематическом использовании на уроках русского языка имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Объектом изучения литературы с использованием регионального компонента являются произведения фольклора коренных народов, населяющих Кубань; произведения поэтов и писателей Краснодарского края, прошедшие проверку временем и получившие признание читателей. Также предусмотрено сотрудничество с местными писателями и поэтами. При изучении регионального компонента в курсе литературы мы затрагиваем множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь.
Рассмотрим некоторые приемы работы использования регионального компонента на уроках литературы.
1. Использование связанных с Кубанью биографических сведений писателей и потов. Например, при изучении в 5 классе темы «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи» можно использовать следующие сведения: «На заре русского национального государства в древней Тмутаракани (Тамань) жил и творил легендарный летописец Древней Руси, выдающийся святитель русской православной церкви Никон, автор летописного свода 1073 г., ставшего одним из источников «Повести временных лет» Нестора, которая с сокращениями и дополнениями начинает почти все позднейшие летописи Древней Руси».
Первым из русских писателей побывал на Кубани, а потом описал ее в своих произведениях -А.С. Пушкин. Он проезжал через земли Черноморского казачьего войска в 1820 году совсем еще молодым человеком. Пребывание его здесь было недолгим, но сколько верных наблюдений, богатых впечатлений, свежих поэтических образов вынес поэт отсюда! Известно его письмо к брату Льву Сергеевичу от 24 сентября 1820 года: «Видел я брега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности. . . Когда-нибудь прочту тебе мои замечания о черноморских и донских казаках. . . ». Этим «замечаниям» о казаках не удалось увидеть свет, так как Пушкин их, к сожалению, не написал. Но в художественных произведениях поэта кубанская природа, история, характер и быт народов этого края нашли глубокое отражение. Главного героя поэмы «Кавказский пленник» окружают «однообразные равнины», где возвышаются в дальнем расстоянии друг от друга четыре горы, «отрасль последняя Кавказа». В эпилоге поэмы, обращаясь к Музе, Пушкин говорит, что она «расскажет повесть дальних стран -Мстислава древний поединок». А Мстислав, князь Тмутаракани, как это свидетельствует летопись, одолел в единоборстве касожского (предки адыгов) князя Редедю не где-нибудь, а в пределах бывшей Кубанской области. В поэме «Гасуб» имеются явные приметы и прямые географические названия Кубани.
С Черноморским побережьем Кубани связана жизнь «честнейшего русского писателя, человека с большим и сильным сердцем» (М. Горький) В.Г. Короленко, автора давно уже признанных классическими произведений: «Чудная», «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит», «Река играет», «Слепой музыкант». Он жил и творил в прекраснейшем местечке Черноморского побережья - Джанхоте, что в переводе означает - корзина зелени. Ныне дом писателя является музеем.
Во время второго путешествия по Руси, начавшегося весной 1891 года, по Кубанской области и ее Черноморскому побережью прошел А. М. Горький. Это хождение по Руси, вызванное желанием видеть, «где я живу, какой народ вокруг меня», дало темы, сюжеты, отдельные детали для большинства рассказов Горького в первый период творчества. В некоторых из них имеются явные приметы Кубанской области, ее Причерноморья.
Дорога к лукоморью - излучине Азовского и Черного морей, тогда была единственной связывающей Черноморию и Ставрополье, кратчайшей из Владикавказа в Крым. По ней не однажды проезжал современник и друг Пушкина, русский дипломат и писатель, автор бессмертной комедии «Горе от ума» и тоже Александр Сергеевич - Грибоедов.
Поездка к лукоморью М. Ю. Лермонтова завершилась созданием шедевра русской и мировой литературы, повести «Тамань», которую В. Г. Белинский назвал «жемчужиной русской прозы». Популярность повести сделала место действия, станицу Тамань, известной всей России, всему читающему миру. Благодарные таманцы создали в станице музей поэта в домике на берегу залива, где останавливался корнет Лермонтов. 6 октября 1984 года, когда вся страна отмечала 170-летие со дня рождения поэта, в Тамани состоялось торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову (скульптор И.Д. Бродский, архитектор В.А. Гаврилов). Каждую осень в Тамани проходит лермонтовский праздник поэзии.
2. Чтобы повысить интерес учащихся к кубанской литературе на уроках использую интересные факты из биографии кубанских писателей и поэтов. Например, в 8 классе при знакомстве
с Иваном Варравой обязательно упоминаю, что прототипом главного героя фильма «Офицеры» красноармейца Ивана Вараввы, которого сыграл Василий Лановой, был дед поэта, про которого он много рассказывал своему товарищу Борису Васильеву
3. При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку. Помогает книга И.И.Бондаря и С.А.Жиганова «Фольклор и этнография Кубани». В 5 классе обязательно изготавливаем книжку-малышку «Пословицы и поговорки Кубани», «Кубанская песня, частушка», в 7 классе «Тихая моя Родина» со стихотворениями поэтов станицы Павловской.
При изучении произведений классиков стараюсь найти то, что связывает с Кубанью. Особенно удается такая работа по произведениям Н.В.Гоголя. Традиция носить кутью, описанная в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - наша кубанская традиция, и это касается не только детей, но и взрослых, также традиция колядовать - у нас на Кубани целый обряд колядования, свои колядки.
Коляда, коляда, Подавай пирога, Блин да лепешку В заднее окошко
Можно обратить внимание на костюм украинский и сравнить с костюмом кубанским, найти сходства и различия.
При изучении повести «Тарас Бульба» выписываем из текста слова - диалектизмы, которые употребляются в речи на Кубани или учащиеся слышали от своих дедушек и бабушек. Таким образом, получается «Толковый словарь к повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя». Всего таких слов учащиеся нашли 108, вот некоторые из них:
1) атаман - (устар.) предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины
2) батька (батько, батя) - родитель, отец
3) волошки - (обл.) васильки
4) высмыкать - (обл.) вытягивать, выклёвывать
5) вытребеньки - (обл.) причуды
6) дебелый - (обл.) крепкий, большой, грузный
7) есаул - казачий офицерский чин, равный капитану в пехоте, а также лицо, имеющее этот
чин
8) курень - то же, что шалаш (обл.); на Дону и Кубани: изба, дом; (устар.) отдельная часть запорожского казачьего войска, а также её стан
9) малёванный - (обл.) расписной, разрисованный
10) навпереймы - (обл.) наперерез
11) порожний - (прост.) пустой
12) пундики - (обл.) сладости
4. При использовании регионального компонента на уроках литературы большое значение имеет личный читательский опыт учителя, ведь всякое художественное произведение первично рождает в душе эмоциональный отклик, и только потом идет речь о глубинном смысловом постижении текста. Таким эмоциональным литературным открытием, потрясшим меня раз и навсегда, стала первая встреча с лирикой Елены Ивановны Филобок, учителем истории и кубановедения нашей школы. Читала ее стихи и вспоминала свое детство, свою Родину:
Тянет, тянет меня домой, На ту улицу, где я выросла.
Поиграть бы в жмурки гурьбой И шелковицей губы вымазать.
Увлекла стихами учеников. В результате родился научно-исследовательский проект «С любовью к людям», в котором даны краткие сведения из биографии Елены Ивановны, указана основная тематика ее стихов, представлен краткий комментарий к ним. Все собранные материалы основаны на действительных фактах. Используемые в работе материалы предоставлены самой поэтессой, собраны из сборников «Полет над степью», «Милая Родина, малая Родина», личного
архива Е.Филобок. Данная работа явилась победителем среди школьников Павловского района в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Любой урок русского языка или литературы с использованием регионального компонента -это урок любви, любви к Отечеству, родному краю. Сохраняя культурную преемственность и открывая ученикам мир родной, кубанской литературы, мы формируем единое культурное пространство как в среде, так и во времени, говорим с ними о том главном, что необходимо человеку для самоопределения и созидания.
Литература
1. Б.В. Алексеенко-Хан - Полет над степью - 2008
2. П. Ткаченко - Кубанские пословицы и поговорки - 2012
3. Р.М. Гриценко - Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры. Учебник для 5-9 классов общеобразовательной школы. Краснодар. ОИПЦ «Перспективы образования», 2002.
4. Э.И. Славянская, А.Д. Тихомирова, Е.И.Филобок - Малая родина, милая родина - 2002