JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
88 ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО»
КОРЫТЦЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории,
экономический факультет, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения учебного курса «Государственно-частное партнёрство» является освоение студентами знаний, характеризующих существующие и формирующиеся правила и практики взаимодействия государственного и рыночного сектора в России и за рубежом в области реализации инфраструктурных, социальных проектов, предполагающих их организационное и инвестиционное сотрудничество.
2. Место дисциплины в структуре ДОП бакалавриата
Учебная дисциплина «Государственно -частное партнёрство» входит в комплекс дисциплин дополнительной образо-вательной программы «Теория и практика государственных закупок»; данная дисциплина опирается на предшествующие ей дисциплины «Макроэко-номика», «Экономика общественного сектора», «Теория государственных закупок». Освоение данной дисциплины изучается в седьмом семестре четвёртого курса, участвуя в формировании итоговых компетенций специалиста-бакалавра.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, могут быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке выпускной работы, выполнении научно-исследовательских студенческих работ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Государственно -частное партнёрство»:
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач и анализа экономикоинституциональной и правовой составляющей сферы размещения государственного и муниципального заказа (ДПК-4);
- способен анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в отчетности бюджетных организаций, предприятий различных форм собственности, ведомств (МЭР РФ, ФАС РФ), и использовать полученные сведения для обоснования управленческих решений в сфере размещения го© М.А. Корытцев, 2012
сударственного и муниципального заказа (ДПК-7);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать и обработать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет о закупочной деятельности бюджетной организации, состоянии системы электронных закупок мировых экономик, деятельности электронных площадок по проведению электронных закупок (ДПК-9);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений в сфере госзакупок и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ДПК-12);
- способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности и анализировать бюджетное, гражданское законодательство, законодательство в сфере размещения госзаказа, в сфере административных нарушений, сопоставлять положения отдельных норм, выявлять несоответствия и осуществлять разработку рекомендаций по его совершенствованию для повышения эффективности системы размещения государственного и муниципального заказа (ДПК-14);
- способен конструктивно мыслить с целью предложений по совершенствованию экономических отношений между государством и хозяйствующими субъектами (ДПК-15);
- способен использовать и адаптировать зарубежный опыт в целях совершенствования закупочных процессов в Российской Федерации и его влиянии на функционирование института госзакупок (ДПК-17).
В результате освоения дисциплины «Государственно -частное партнёрство» обучающийся должен:
• Знать: институциональные и правовые особенности формирования и функционирования проектов государственно-частного партнёрства в России и за рубежом, быть знаком с основными формами подобного взаимодействия и существующими проблемами, связанными с их реализацией в условиях отечественной экономики.
• Уметь: анализировать существующую нормативно-правовую базу, регламентирующую сферу партнёрского взаимодействия государства и бизнеса, использовать в научной и практической профессиональной деятельности существующие методики, подзаконные нормативные акты, участвовать в разработке подобных материалов в пределах указанных компетенций;
• Владеть: навыками анализа, разработки и представления бизнес, инвестиционных проектов в области государственно-частного партнёрства, проведения исследования и поиска потенциальных возможностей для разработки и реализации подобных проектов в различных областях взаимодействия государства и бизнеса (особых экономических зон, концессий, аутсорсинга, сред-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
не- и долгосрочной аренды объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.).
4. Структура и содержание дисциплины «Государственно -частное партнёрство»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов.
Таблица 1
Структура и содержание дисциплины
№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семи- нары Самостоятельная работа
МОДУЛЬ 1. Введение в специальность 5 1-3 4 4 8 1. Бланковое тестирование по темам модуля.
Тема 1: Генезис и история развития государственно-частного партнёрства. 2 2 4
Тема 2: Институционально-правовые основы государственночастного партнёрства 2 2 4
МОДУЛЬ 2. Формы государственночастного партнёрства 5 4-7 4 4 12 1. Бланковое тестирование по темам модуля. 2. Выполнение практической работы
Тема 3: Классификация форм государственно-частного партнёрства 2 2 4
Тема 4: Особенности различных форм государственно-частного партнёрства 4 4 8
МОДУЛЬ 3. Практика реализации проектов ГЧП в России и за рубежом 5 20 16 Тематические доклады
ИТОГО 8 28 36
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Государственно-частное партнёрство» Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ № 1: Ввести студентов в проблематику развития отношений государственно-частного партнёрства, продемонстрировав им особенности процессов формирования и развития различных форм подоб-
ных партнёрских отношений в России и за рубежом.
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: в этом модуле основное внимание уделено концептуализации предмета государственно-частное партнёрство, в процессе его генезиса и развития; характеристике особенностей институционально-правового регулирования этой сферы в России.
Тема 1. Генезис и история развития государственно-частного партнёрства.
Программная аннотация
Исторически первые формы взаимодействия государства и бизнеса. Концессионные соглашения в европейских странах, США и в России.
Развитие проектов ГЧП во второй половине ХХ-го века в развитых и развивающихся странах. Концепции комплексного развития ГЧП в Великобритании и в Европейском Союзе.
Вопросы семинарского занятия
1. Реализация первых концессионных проектов в Европе и США.
2. Реализация концессий в дореволюционной России и в СССР в период НЭПа.
3. Особенности политики реализации проектов государственно-частного партнёрства в Великобритании в 90-е - 2000-е гг.
Основная литература:
1. Алпатов А., Пушкин А. и Джапаридзе Р. (2010). Государственно-частное партнёрство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер. Глава 1.
2. Государственно-частное партнёрство. / Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. Глава 1.
3. Аутсорсинг услуг. Учебный модуль. ТАСИС - Международный тренинговый центр - ИЛО. М. 2002.
Дополнительная литература:
1. Концессии в России. Т. 1,2. М.: Эконика, 2003. 2004.
2. Бадалов А. (2008). Частно-государственное партнёрство в реализации инвестиционных проектов // ЭКО. № 6.
Тема 2. Институционально-правовые основы государственночастного партнёрства.
Программная аннотация
Основные принципы реализации проектов государственно-частного партнёрства и их регулятивы. Действующая нормативно-правовая база в сфере государственно-частного партнёрства в России: федеральный, региональный уровни. Нормативно-правовое регулирование в сфере концессий, раздела продукции. Инструменты стимулирования и совместного финансирования проек-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
тов ГЧП.
Вопросы семинарского занятия
1. Особенности регулирования концессионных соглашений в Российской Федерации
2. Региональное российское законодательство в сфере ГЧП.
3. Современные институционально-правовые проблемы регулирования сферы государственно-частного партнёрства в России.
Основная литература:
1. Государственно-частное партнёрство. / Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. Главы 2-3.
2. Федеральный Закон РФ от 23.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
3. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
4. Белицкая А. (2011). Правовые основы государственно-частного партнёрства // Предпринимательское право. № 2.
Дополнительная литература:
1. Белицкая А. (2011). Государственно-частное партнёрство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты // Предпринимательское право. №
1.
2. Белицкая А. (2009). Правовые формы государственно-частного партнёрства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. № 2.
3. Родин А. (2011). Практические возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства по российскому законодательству // Право и экономика. № 5.
4. Родин А. (2011). Последние изменения российского законодательства о концессионных соглашениях и их влияние на возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства в сфере коммунальной инфраструктуры // Предпринимательское право. № 1.
5. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социальноэкономических исследований «Леонтьевский центр», 2005.
Модуль 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ № 2: охарактеризовать многообразие существующих форм проектов государственно-частного партнёрства, определить их региональную и страновую специфику.
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: в этом модуле основное внимание уделяется разнообразию существующих форм государственно-частных партнёрств, определяе-
мых различными причинами и факторами воздействия, связанных в том числе с особенностями хозяйственного, исторического и институционально-правового характера.
Тема 3. Классификация форм государственно-частного партнёрства.
Программная аннотация
Формы и специфика реализации проектов ГЧП в различных странах. Классификационные основания определения форм ГЧП: временные сроки и особенности содержания контрактных соглашений. Аутсорсинг в государственной сфере. Контракты на управление активами и функционалом. Формы концессионных соглашений.
Вопросы семинарского занятия
1. Особенности реализации аутсорсинга в сфере общественного (государственного) сектора.
2. Современные формы концессионных соглашений.
3. Различные формы реализации проектов ГЧП в России.
Основная литература:
1. Алпатов А., Пушкин А. и Джапаридзе Р. (2010). Государственно-частное партнёрство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер. Глава 2.
2. Аутсорсинг услуг. Учебный модуль. ТАСИС - Международный тренинговый центр - ИЛО. М. 2002.
3. Государственно-частное партнёрство. /Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. Главы 2, 6.
Дополнительная литература:
1. Белицкая А. (2009). Правовые формы государственно-частного партнёрства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. № 2.
2. Хлебников К. (2011). Роль государственно-частного партнёрства в повышении эффективности особых экономических зон как института инновационного развития экономики // Вопросы экономики и права. № 6.
Тема 4. Особенности различных форм государственно-частного
партнёрства.
Программная аннотация
Специфика реализации проектов ГЧП в развитых и развивающихся странах. Региональные особенности их реализации. Особенности реализации проектов ГЧП в России: особые экономические зоны, участие Инвестиционного Фонда в софинансировании проектов, федеральные целевые программы финансирования.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
Вопросы семинарского занятия
1. Особенности развития ОЭЗ в России.
2. Федеральные целевые программы финансирования в России.
3. Особенности развития проектов ГЧП в Европейском союзе.
4. Проекты государственно-частного партнёрства в развивающихся странах.
5. Соглашения о разделе продукции в России и за рубежом.
Основная литература:
1. Алпатов А., Пушкин А. и Джапаридзе Р. (2010). Государственно-частное партнёрство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер. Гл. 2-5.
2. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
3. Государственно-частное партнёрство. / Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. Гл. 6-10.
4. Мартусевич Р. и др. (2006). Государственно -частное партнёрство в коммунальном хозяйстве. М.: Институт экономики города.
Дополнительная литература:
1. Савина С. (2009). Проблемы реализации проектов по модели «ВООТ» в российском государственно-частном партнёрстве // Хозяйство и право. № 2.
2. Седлецкая Е. (2011). Содержание прав и обязанностей концендента по концессионному соглашению // Гражданское право. № 3.
3. Хлебников К. (2011). Роль государственно-частного партнёрства в повышении эффективности особых экономических зон как института инновационного развития экономики // Вопросы экономики и права. № 6.
4. Храбрый О. (2007). Говорим демократия, подразумеваем СРП // Эксперт. № 11.
Модуль 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП В РОССИИ И
ЗА РУБЕЖОМ
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ № 3: познакомить студентов с практикой реализации различных проектов ГЧП, определив, в том числе как в контексте этих проектов проявляются характерные черты этих проектов.
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: в этом модуле основное внимание уделяется особенностям реализации различных форм и проектов ГЧП в различных отраслях и регионах.
Программная аннотация
Отраслевая и региональная специфика реализации проектов ГЧП. Различия в институционально-правовом обеспечении проектов в различных странах. Приоритеты развития проектов в различных отраслях для разных регионов и
стран.
Проектное финансирование и особенности его реализации в рамках проектов ГЧП. Риски реализации проектов ГЧП для государства, инвестора, кредитора и оператора.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Зарубежный опыт развития ГЧП в транспортной сфере (развитые страны).
2. Опыт развития ГЧП в социальной сфере и здравоохранении за рубежом (развитые страны).
3. Программное и законодательно-нормативное обеспечение развития проектов ГЧП за рубежом.
4. Развитие проектов в энергетической сфере за рубежом (развитые страны).
5. Обзор развития проектов ГЧП в странах Третьего мира.
6. Зарубежный опыт развития проектов ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве (развитые страны).
7. Функции и способы участия государства в проектах ГЧП: международная практика.
8. Мировая и национальная практика заключения и реализации соглашений о разделе продукции.
9. Опыт развития проектов ГЧП в странах Евросоюза (страновой обзор).
10. Управление рисками при реализации проектов ГЧП.
11. Развитие проектов ГЧП в транспортной сфере в странах бывшего СССР
- государствах СНГ.
12. Проекты ГЧП в области ЖКХ в странах бывшего СССР - государствах СНГ (без России).
13. Опыт развития концессионных соглашений в СССР (период НЭПа).
14. Развитие проектов ГЧП в сфере ЖКХ в России.
15. Инвестиционный Фонд РФ: стимулирование развития проектов ГЧП в России и поддержка инновационной деятельности в России.
16. Особые экономические зоны - зарубежный и российский опыт развития.
Основная литература:
1. Алпатов А., Пушкин А. и Джапаридзе Р. (2010). Государственно-частное партнёрство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер. Гл. 2, 3, 5.
2. Аутсорсинг услуг. Учебный модуль. ТАСИС - Международный тренинговый центр - ИЛО. М. 2002.
3. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. Ч. 5-11.
4. Государственно-частное партнёрство. / Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010. Гл. 4-10.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
Дополнительная литература:
1. Бадалов А. (2008). Частно-государственное партнёрство в реализации инвестиционных проектов. // ЭКО. № 6.
2. Белицкая А. (2009). Правовые формы государственно-частного партнёрства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. № 2.
3. Родин А. (2011). Практические возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства по российскому законодательству // Право и экономика. № 5.
4. Хлебников К. (2011). Роль государственно-частного партнёрства в повышении эффективности особых экономических зон как института инновационного развития экономики // Вопросы экономики и права. № 6.
5. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социальноэкономических исследований «Леонтьевский центр», 2005.
5. Образовательные технологии.
При реализации различных видов учебной работы, соответствующей содержательному наполнению курса «Государственно-частное партнёрство», предполагается методически и методологически обоснованное применение и широкое внедрение следующих образовательных технологий, отвечающих самым современным требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 - Экономика (профиль «Общий»), и позволяющих реализовать компетентностный подход, декларируемый условиями перехода к новой модели высшего профессионального образования:
- активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;
В целом используемые образовательные технологии опираются на:
1. Принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
2. Формы и методы обучения (метод работы в группах, презентации лекционного материала с использованием интерактивной доски и др.);
3. Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, контрольные работы, устные опросы, беседы по актуальным вопросам, защита рефератов и выступления с докладами);
4. Средства обучения (использование программных продуктов, статистических материалов).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по ито-
гам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины, предполагается, что студенты должны пройти все этапы учебного процесса по данной дисциплине: тестирование, устные опросы, беседы по актуальным вопросам, выступления с докладами (в виде презентаций по предложенной тематике).
Итоговая форма контроля: доклад (также в форме презентации) или реферат. Оценка выставляется по рейтинговой системе: учитываются баллы за работу в течение семестра на семинарах, активность, посещаемость, а также результативность самостоятельной работы (качество написанных студентом доклада или реферата, самостоятельного изучения литературы по курсу, участие в подготовке аналитических исследований).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА (ПРЕЗЕНТАЦИИ, РЕФЕРАТА):
Доклад (реферат) пишется по одной из тем, предусмотренных программным содержанием курса.
В содержание доклада (реферата) по избранной теме необходимо включить следующую структуру:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть (основные пункты плана);
- заключение;
- список использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность избранной темы, формулируются цель, задачи изложения материала, кратко формулируется основное содержание работы.
Основная часть реферата должна иметь строго логический план. При ссылках на работы ученых делаются постраничные сноски на источники, сайты. В изложении материала целесообразно использование статистических данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Каждый пункт плана завершается краткими выводами.
В заключении даются основные положения итогового характера по всему реферату, затем приводится перечень нормативно-правовой базы, используемой литературы, Интернет-ресурсов.
Доклад (реферат) должен являться самостоятельной, творческой работой, излагающей собственную позицию автора по описанной проблеме.
Объем реферата составляет 15-20 страниц машинописного (набранного на компьютере) текста 14 шрифта, одинарным интервалом на листах формата А-4 (без приложений). Допускается рукописный вариант: в этом случае объем должен составлять не менее 20-25 страниц. Почерк должен быть аккуратным, понятным. Листы необходимо скрепить (скоросшиватель, степлер и т.п.) и пред-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012
ставить в печатном и электронном вариантах.
Написание реферата завершается его презентацией на практическом занятии, сопровождаемой использованием медиа-средств. Требования к подготавливаемой презентации: 40-50 слайдов, обязательно наличие количественных данных, в том числе в табличной и графической форме, анализа эмпирических данных, плана выступления, выводов, списка использованных источников (минимум 5 источников) знакомство с иностранными источниками при работе с темой, связанной с зарубежным опытом в сфере ГЧП.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Государственно-частное партнёрство».
а) основная литература:
1. Федеральный Закон РФ от 23.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Алпатов А., Пушкин А. и Джапаридзе Р. (2010). Государственно-частное партнёрство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер.
3. Аутсорсинг услуг. Учебный модуль. ТАСИС - Международный тренинговый центр - ИЛО. М. 2002.
4. Белицкая А. (2011). Правовые основы государственно-частного партнёрства // Предпринимательское право. № 2.
5. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
6. Государственно-частное партнёрство. / Под ред. В.Г. Варнавского. М.: Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010.
7. Мартусевич Р. и др. (2006). Государственно -частное партнёрство в коммунальном хозяйстве. М.: Институт экономики города.
б) дополнительная литература:
1. Бадалов А. (2008). Частно-государственное партнёрство в реализации инвестиционных проектов // ЭКО. № 6.
2. Белицкая А. (2009). Правовые формы государственно-частного партнёрства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. № 2.
3. Родин А. (2011). Практические возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства по российскому законодательству // Право и экономика. № 5.
4. Родин А. (2011). Последние изменения российского законодательства о концессионных соглашениях и их влияние на возможности реализации проектов государственно-частного партнёрства в сфере коммунальной инфраструктуры // Предпринимательское право. № 1.
5. Савина С. (2009). Проблемы реализации проектов по модели «ВООТ» в российском государственно-частном партнёрстве // Хозяйство и право. № 2.
6. Седлецкая Е. (2011). Содержание прав и обязанностей концендента по
концессионному соглашению // Гражданское право. № 3.
7. Хлебников К. (2011). Роль государственно-частного партнёрства в повышении эффективности особых экономических зон как института инновационного развития экономики // Вопросы экономики и права. № 6.
8. Храбрый О. (2007). Говорим демократия, подразумеваем СРП // Эксперт. № 11.
9. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономиче-ских исследований «Леонтьевский центр», 2005.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Компьютерные классы с доступом в Интернет (количество компьютеров по числу обучающихся), интерактивная доска (нерегулярно - для отдельных занятий).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 080100 -Экономика («Общий профиль»).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012