раздел ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ и ЭТНОГРАФИЯ
ББК 63.3 (2.Рос.Баш)
УДК 94 (470.57)
Р.Г. ИГНАТЬЕВ - ВИДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСТОРИИ БАШКОРТОСТАНА.
Кульшарипов М.М.
Данная статья посвящена анализу научной деятельности выдающегося краеведа-историка второй половины XIX в. Р.Г. Игнатьева. Она написана на основе изучения исторических трудов краеведа, которые охватывают широкий круг проблем истории, этнографии, фольклористики Башкортостана.
Р.Г. Игнатьев был видным дореволюционным исследователем, внесшим существенный вклад в дело изучения истории, археологии Оренбургского края, оставившим заметный след как собиратель башкирских песен, легенд и сказок. Велика заслуга ученого в том, что он, наряду с Ф.Д. Нефедовым, написал не только блестящую работу о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве, но и сохранил для нас, для потомков, его творческое наследие.
Однако имя Р.Г. Игнатьева даже среди научных кругов известно сравнительно мало, несмотря на то, что он является автором заслуживающих большого интереса статей, посвященных истории и археологии, фольклору нашего края. Им написано около 500 статей и заметок, охватывающих самую различную тематику.
В дореволюционный период краткую биографию Игнатьева и перечень его работ без какого-либо историографического их анализа написали В.Н. Витевский и В.И. Филоненко[1].
В советской историографии труды Р.Г. Игнатьева также не нашли полного отражения. В то же время, следует подчеркнуть, сравнительно неплохо изучены работы видного краеведа о Салавате Юлаеве и в особенности о башкирском фольклоре и музыке в книгах М.Г. Рахимкулова,
А.И. Харисова, в статье Л.П. Атановой[2]. По мнению А.И. Харисова Р.Г. Игнатьев был «крупным исследователем Башкирии в последней четверти XIX в.»[3]. Но в целом творческая биография Р.Г. Игнатьева изучена до сих пор
слабо.
Р. Г. Игнатьев родился в Москве 7 сентября 1829 г.1 Он происходил из семьи обедневших дворян Бронницкого уезда Московской губернии. Будущий краевед окончил Лазаревский институт восточных языков и этим, по-видимому, объясняется его большой интерес к истории народов Востока России. Затем он отправился за рубеж, где обучался в Парижской консерватории, был учеником композитора Галеви. Игнатьев
отлично знал народную музыку, как вокальную, так и инструментальную, прекрасно играл, как пишет
В.Н. Витевский, на всех музыкальных инструментах. Возвратившись из Парижа Р. Г. Игнатьев поступил на службу в Московскую Синодальную контору, где работал помощником дирижера церковного хора Большого Успенского Собора. Тогда же он стал заниматься сбором и изучением древних нот и напевов, «пристрастился к старине», напечатал первую свою статью о народных песнях на страницах «Новгородских губернских ведомостей».
Тяга Р. Г. Игнатьева к вопросам востоковедения привела его в Уфу, где получил известность как историк-краевед. Он, например, по просьбе видного казанского историка второй половины XIX в. В.Н. Витевского помогал ему в сборе материалов о первом губернаторе Оренбургской губернии И. Неплюеве (1744 г.) в архивах Оренбурга и Уфы. В 1875 г. Р.Г. Игнатьев написал свою первую, небольшую работу о Салавате Юлаеве, занимался, как сам писал, сбором «мотивов русских и инородческих песен», документов об идейном вожде башкирского восстания 1755 г. Батырше Алееве.
В 1877 г. Р.Г. Игнатьев был переведен в Минск, где в течение двух лет редактировал «Минские губернские ведомости». На ее же страницах напечатал ряд статей о Минске и Белоруссии. Однако в Минске он долго не задержался и в 1879 г. стал ходатайствовать о возвращении в Уфу. В 1880 г. Р.Г. Игнатьев вернулся в Уфу. Ему было поручено местной администрацией написание истории Оренбургского края, а именно сбор и обработка материалов для готовящегося «Описания Оренбургского края», как специалисту «хорошо подготовленного для занятия историей края». В первой половине 80-х гг. Р.Г. Игнатьев написал целую серию статей об археологии, истории, устном народном творчестве Башкортостана, которые регулярно публиковались в изданиях статистических комитетов Оренбургской, Уфимской, Пермской, Вятской,
Тобольской губерний, а также в губернских газетах. Игнатьев, по отзыву современников, отличался исключительным трудолюбием, любознательностью. Вся жизнь этого замечательного человека протекала в тяжких трудах, страданиях и лишениях. Он не обладал громкими титулами и еще менее материальными средствами. Но его исследования уже тогда получили признание среди научных кругов России. Р.Г. Игнатьев был членом многих научных обществ Оренбурга, Уфы, Казани и Москвы и в целом оставил заметный след в научной жизни нашего края.
Умер Р.Г. Игнатьев в Уфе 2 января 1886 года.
Р. Г. Игнатьев был одним из первых исследователей древней истории Оренбургского края на основе археологических материалов. Он написал ряд статей, посвященных изучению курганных могильников Башкортостана[4]. По мнению ученого эти курганы были оставлены чудскими племенами. Чудь, по толкованию Игнатьева чуждый, неизвестный, исчезнувший народ. Древнюю историю края он делил на три периода:
1. Чудский - наиболее древний, когда на Южном Урале обитали неизвестные племена;
2. Болгарский;
3. Ногайский;
Эту периодизацию автор связывает с соответствующими археологическими
памятниками - курганными захоронениями древности, булгарскими надгробными
памятниками, относящимися к XIII в., ногайскими, по его мнению, городищами и мавзолеями.
Следует подчеркнуть, что подобная трактовка древней истории Башкортостана является довольно упрощенной. Это объясняется совершенно слабой изученностью древней истории края из-за явного недостатка не только археологических, но и письменных материалов. В то же время, считая своих «чудей» принадлежащими к югорской или угорской племенной группе, автор был недалек от истины. Игнатьев считал, что башкиры - древние жители края наряду с угорами и чудью, но последние, как считает автор, «исчезли и остались только башкиры». Что же касается вопросов этногенеза башкир, то они не нашли надлежащего освещения в трудах ученого-краеведа.
Одним из узловых вопросов истории края является проблема присоединения Башкортостана к России. В дореволюционной историографии, например, не было единого мнения о характере башкирского подданства. Одни историки обоснованно писали о добровольном
присоединении Башкортостана к Русскому государству, другие отрицали это положение, выдвигая тезис о покорении Башкортостана силой оружия. Р.Г. Игнатьев считал, что «башкиры, обитавшие по рр. Белой, Каме и Ику, в пределах нынешней Уфимской губернии, согласно их желанию, приведены по их воле в подданство»[5]. При этом краевед довольно подробно описал и условия добровольного подданства, которым, по мнению автора, являются гарантия вотчинного права на населяемые башкирами земли, обещание защищать Башкортостан от набегов соседних кочевников. Игнатьев писал, что за все это башкиры обязаны были платить ясак. Эти наблюдения автора подтверждены новейшими исследованиями башкирских историков.
Значительное место в трудах Р.Г. Игнатьева отведено изучению истории башкирских восстаний конца XVП-XVШ в.[6]. Он впервые из дореволюционных историков связал башкирские восстания с политикой царизма. Игнатьев, в частности, писал, что «Русские цари нарушили условия добровольного подданства» и в качестве примера привел широкий захват башкирских земель, злоупотребления царского чиновника Сергеева, направленного в Башкортостан для сбора лошадей в период Северной войны и других царских администраторов. Исследователь довольно подробно описал ход башкирского движения в 1735-1740 гг. Автор, несмотря на цензурные препоны, с явной симпатией писал о героизме повстанцев, об их предводителе Карасакале, которого считал «храбрым и отважным в битве, вместе с тем хладнокровным и сдержанным». С аналогичных позиций пишет Игнатьев об участии народов Башкортостана в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева[7].
Наибольший интерес представляют труды краеведа о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве. В изображении Р.Г. Игнатьева Салават Юлаев - поэт - импровизатор, талантливый вождь восставших башкир, любимый и ревностный сподвижник Пугачева. По оценке автора Салават был «главным деятелем бунта», на территории Башкортостана после ухода Пугачева под Казань. Однако Р.Г. Игнатьев допускал ошибку, считая, что якобы Салават после осады Кунгура отошел от движения и вновь примкнул к восстанию только после ухода Пугачева под Казань. Им слишком преувеличены элементы разбойничества в отряде Салавата в ходе Крестьянской войны. Но в целом работы Игнатьева о башкирских восстаниях наряду с его фольклорными изысканиями, занимают
84
раздел ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ и ЭТНОГРАФИЯ
центральное место в его исследованиях истории башкирского края. Он внес неоценимый вклад в проблему изучения жизни и творчества Салавата Юлаева в то время, когда имя героя находилось под запретом.
В исторических исследованиях Р.Г. Игнатьева можно найти интересный материал о политическом и социально-экономическом положении дореволюционного Башкортостана. Этим аспектам проблемы посвящены его статьи о царских администраторах И. Кирилове, В. Татищеве и В. Урусове, о городах края и в целом об истории Башкортостана[8]. Р.Г. Игнатьев, в отличие от некоторых российских исследователей, особенно дворянских, не занимался идеализацией
деятельности Кирилова, Татищева, Урусова и других царских администраторов в башкирском крае. Более того, он резко осуждал их за допускаемые в отношении башкир злоупотребления и произвол. Так, он дал резко отрицательную характеристику В. Татищеву, считая его лихоимцем, взяточником,
казнокрадом[9].
Как пишет В. Н. Витевский, этот отзыв Игнатьева о видном государственном деятеле и ученом «преувеличен и резок»[10]. Уфимского вице-губернатора П.Д. Аксакова Игнатьев назвал «великим лихоимцем, кляузником и
самодуром»[11]. Оценка деятельности этого высокопоставленного царского чиновника краеведом подтверждается документами.
Р. Г. Игнатьев оставил интересные сведения о развитии промышленности в крае, о росте городов. Так, в статье «О кожевенном производстве в г. Стерлитамаке» автор убедительно раскрыл состояние кожевенного производства в
Стерлитамаке, дал статистические сведения о количестве предприятий, об особенностях
организации производственного процесса и т. д. Аналогичные материалы содержаться в работах Р.
Игнатьева об Уфе, Бирске и других города Башкортостана. Однако вопросы, касающиеся социальных проблем в крае, не нашли должного отражения в трудах Р. Игнатьева. Но, как уже отмечалось выше, показывая злоупотребления представителей местной царской администрации, он объективно разоблачал реакционную сущность колониальной политики царизма в крае. Вообще следует отметить, что исторические сочинения Р.Г. Игнатьева лишены налетов великодержавного снобизма, уничжительного отношения к коренному населению края. Все это позволяет говорить о нем как о человеке, придерживающегося гуманистических, демократических взглядов.
Целую серию составляют работы Р.Г.
Игнатьева о башкирском фольклоре, музыке[12]. Как уже указывалась, эта сторона научной деятельности краеведа довольно хорошо изучена в нашей литературе. Труды Р. Игнатьева, как пишет известный музыковед Л.П. Атанова, являются «первыми довольно обстоятельными
исследовательскими работами о поэтическом и музыкальном творчестве башкир»[13].
Итак, труды Р. Г. Игнатьева, этого
неутомимого исследователя Башкортостана не потеряли своей научной ценности и в наши дни. Но следует отметить, что ряд обстоятельств создает трудности для широкого использования и изучения творческого наследия ученого-краеведа. Во-первых, его работы разбросаны по страницам
периодической печати, которую довольно трудно найти в наших библиотеках и книгохранилищах. Во-вторых, Р. Г. Игнатьев не оставил крупного монографического исследования, скажем как П. Рычков, В. Витевский, Д. Никольский и др. Но, тем не менее, Р.Г. Игнатьев безусловно занимает почетное место среди дореволюционных
исследователей истории, археологии и фольклора нашего края.
ПРИМЕЧАНИЯ
:В литературе, посвященной Р.Г. Игнатьеву нет единого мнения о дате его рождения. М.Г. Рахимкулов считает, что Р.Г. Игнатьев родился в 1819 г. См. «Страницы дружбы», Уфа, 1972. С.237. Эта же дата указана в «Записках о деятельности Московского археологического общества», где был помещен некролог в связи с кончиной Р.Г. Игнатьева. В.И. Филоненко пишет, что Игнатьев родился в 1816 г. См. Р. Игнатьев. «ВОУО», кн^. Уфа, 1912. С.162. В.Н. Витевский, который был близко знаком с Игнатьевым придерживается мнения, что видный ученый-краевед родился в 1829 г. Последняя точка зрения, по нашему взгляду, более близка к истине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витевский В.Н. Предисловие к работе Р.Г. Игнатьева «Башкир Салават Юлаев, Пугачевский
бригадир, певец и импровизатор»//Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т.ХІ, вып.2. Казань, 1893. С. 147-158; Филоненко В.И. Р.Г.
Игнатьев//Вестник Оренбургского учебного округа. К. V, Уфа, 1912. С.162-170.
2. Рахимкулов М.Г. Башкирия в русской литературе. Т.II. Уфа, 1964. С.29-31,77,78; Он же. Страницы дружбы. Русско-башкирские фольклорные связи. Уфа, 1972. С.237-247; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIX вв.). Уфа, 1973. С. 50,51; Атанова Л.П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского района//Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974. С.34-43.
3. Харисов А. И. Указ. соч., С.50.
4. Игнатьев Р.Г. Ногайские валы в уфимской губернии. Он же. Чортово городище. Древности//Труды Московского археологического общества (ТМАО). Т.п. Вып.2. Отд^. 1869; Он же. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии//Памятная книжка Уфимской губернии. Ч.П. Уфа, 1873; Он же. Могильное поле; Он же. Чортово городище в окрестностях г. Уфы; Он же. Археологические находки в курганах, землях Миасских золотых промыслов и др.//Сборник статистических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям... Уфа,1868. С.15-39.
5. Игнатьев Р. Г. Хроника достопамятных событий Уфимской губернии//Памятная книжка Уфимской губернии. Ч.П. Уфа, 1873. С.3.
6. Игнатьев Р.Г. Карасакал - лжехан Башкирии//Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БАССР. Вып.П. Стерлитамак, 1922. С.3. Он же. Осада г. Уфы (Эпизод из истории Пугачевского бунта)//Памятная книжка Уфимской губернии. Ч.П. Уфа, 1873.
С.101-128.
7. Игнатьев Р.Г. Осада г. Уфы (Эпизод из истории Пугачевского бунта). Уфа, 1873; Он же. Башкир Салават Юлаев. Пугачевский бригадир, певец и импровизатор//Башкирия в русской литературе. Т.2. Уфа, 1964. С.82-103.
8. Игнатьев Р.Г. И.И. Кирилов, основатель Оренбургского края//Уфимские губернские ведомости. 1890,
№№14-28;Он же. В.Н. Татищев, второй начальник Оренбургского края//Уфимские губернские ведомости. 1881. №№4-47; Он же. Князь В.А. Урусов, третий начальник Оренбургского
края//Уфимские губернские ведомости. 1882, №№ 10-33. Он же. Миасские золотые промыслы в Оренбургской губернии//Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870г. Отд. V. С .1-31; Он же. Миасский завод.//Сборник статей, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям. Отд. II. Уфа, 1868. С. 62-87; Он же. Суд над бригадиром Аксаковым//Уфимские губернские ведомости. 1875. №№ 20-46; Он же. О кожевенном производстве в г. Стерлитамаке//Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерния. Уфа, 1868. С.53-55; Он же. г. Бирск. В указ. сб. С.41-61 и др.
9. Игнатьев Р.Г. В.Н. Татищев, второй начальник оренбургского края//Уфимские губернские ведомости. 1890, №14.
10. Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем составе до 1758 г., Вып.Ш. Казань, 1890. С.162.
11. Игнатьев Р.Г. Суд над бригадиром Аксаковым//Уфимские губернские ведомости. 1875. №29.
12. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургской губернии//Записки оренбургского отдела РГО. Вып. 3. Оренбург, 1875.С. 183-236; Он же. Башкир Салават Юлаев, Пугачевский бригадир, певец и импровизатор//Башкирия в русской литературе. Т.2. Уфа, 1964. С.82-103. Там же. Песня о батыре Салавате. С. 79-81. Он же. Мои вечера. Сказки башкирские. Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Рукописный фонд. 136 л.
13. Атанова Л.П. Указ. соч. С. 43.
Поступила в редакцию 06.02.06 г.